Как написать эссе по экономике?
Памятка для ученика
Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление. Например:«Фирма и контракт. Как уберечься от оппортунистического поведения менеджера»,«Специфика проблем в контрактных отношениях», «Постконтрактный оппортунизм и как с ним бороться. (моральный риск и моральная угроза)». По курсу«Истории экономической мысли», например, темы эссе могут формулироваться следующим образом: «Количественная теория денег Фишера и Фридмена: общее и различия» По работам: Фишер И. Покупательная сила денег, Фридмен М. Количественная теория денег: новая формулировка. Литература: Ридеры 13 и 14; Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Гл.15 «Понятие статики и динамики у Н.Кондратьева и Й.Шумпетера» По работам: Шумпетер Й. Теория экономического развития. Гл.2, Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики.
1. Определите смысл предложенных высказываний, ответив на вопрос: Что хотел сказать автор?
2. Осмыслите проблему, ответив на вопросы:
• С какими основными проблемами связана данная тема?
• Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?
3. Выбирая тему, вы должны быть уверены, что:
• имеете неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;
• ясно понимаете смысл высказывания (что хотел сказать автор);
• можете выразить свое отношение к высказыванию (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);
• владеете обществоведческими терминами, необходимыми для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые вы хотите употребить должны относиться непосредственно к теме эссе);
• сумеете привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции
• видите различные стороны (аспекты) поднятой в высказывании проблемы и сможете их охарактеризовать.
Помните, что Вы должны строить свой ответ на основании именно конкретного высказывания, а не области знаний в целом.
4. Сформулируйте свое отношение к высказыванию, ответив на вопросы:
• Согласен ли я с автором? Или не согласен? Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?
5. Выявите основные аспекты проблемы.
6. Определите термины, понятия и обобщения, необходимые вам для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне. Ответьте на вопросы:
7. Отберите факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, убедительно обосновывающие вашу позицию.
8. Напишите текст своего мини-сочинения. Перечитайте его. Помните, что суждения и аргументы в эссе должны быть раскрыты с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал, а в самом тексте должны быть освещены различные аспекты проблемы.
Структура эссе
1. Понимание высказывания ясно и четко выраженное. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет ее содержание и сущность.
2. Определение личной позиции по выбранному высказыванию: «Я согласен(на) с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен(на), и то, что кажется мне спорным».
3. Основная часть эссе представляет собой развернутое изложение собственного мнения в отношении поставленной проблемы. Здесь должны быть представлены:
—суждения (аргументы), определение ключевых обществоведческих понятий, помогающих раскрытию темы;
—доказательства, т.е. факты и примеры, поддерживающие суждения, точку зрения;
—рассмотрение и опровержение контраргументов.
Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта. Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше не перегружать работу бесчисленными аргументами, при этом конечно нужно помнить, что один аргумент кажется неубедительным.
4. Вывод, кратко подводящий итог размышлениям и рассуждениям. Заключение может содержать повторение основного суждения, мнения; краткий обзор аргументации в защиту главного вывода.
Самые ответственные части работы - вступление и заключение. Вступление фокусирует проблематику эссе, ставит ключевые вопросы, указывает на противоречия, выявляет обществоведческие аспекты темы. Заключением должна стать наиболее яркая мысль, подытоживающая, резюмирующая рассуждения.
Что необходимо сделать при работе с эссе?
При выполнении предложенного задания по написанию мини-сочинения (эссе) необходимо:
1) проанализировать высказывание, уяснив его смысл;
2) выявить ключевой тезис и определить свою позицию по отношению к нему.
3) определить, какие теоретические понятия, термины, научные теории помогут раскрыть суть тезиса и собственной позиции;
4) сформулировать возникшие мысли и идеи и письменно оформить их;
5) проанализировать содержание написанного, проверить стиль и грамотность, композиционное построение, логичность и последовательность изложения.
Основные подходы написания эссе могут быть представлены в следующем конструкторе:
В своем высказывании автор имел ввиду, что…
Автор хотел донести до нас мысль о том, что…
Смысл данного высказывания состоит в том, что…
Автор обращает наше внимание на то, что…
Мысль автора состоит в том, что…
Хорошо добавить подтверждение актуальности поднятой проблемы
Формулировка собственной позиции (с пояснением!)
Построение эссе
Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.
Структура эссе.
- Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 1);
- Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически; На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?»,«Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?». Например, при работе над темой «Экономика России времен Петра I: традиционная или командная» в качестве подтемы можно сформулировать следующий вопрос: «Какие признаки были характерны для экономики того периода?». 3. Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: Причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое, Постоянство — изменчивость. В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли. Хорошо проверенный (и для большинства — совершено необходимый) способ построения любого эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков - не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы. 4. Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.