Граффити как объект экскурсионного показа




Алла Владимировна Безрукова

Музеевед, руководитель экскурсионного проекта

«Музейный город» (г. Москва)

Граффити как объект экскурсионного показа

Экскурсионный показ – это сложный многоплановый процесс, который позволяет экскурсантам извлечь зрительную информацию из объекта и соединить ее с информацией, которую о нём предоставляет экскурсовод. Особенность экскурсионного показа основывается на способности к «новому взгляду»: обнаружение эффектного объекта для экскурсионного показа, уникальная информация, неожиданный ракурс показа.

Мы предлагаем рассмотреть в качестве перспективного объекта экскурсионного показа граффити-надписи/граффити-рисунки и предпринимаем попытку обосновать свой выбор с точки зрения истории вопроса, современного отношения к граффити и свойств граффити как музейного предмета, которые и позволяют им стать полноценным объектом экскурсионного показа. В данной статье мы будем рассматривать термин «граффити» (граффити-надписи/граффити-рисунки) как изображения или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. Не разделяя его на понятия «граффити», «дипинти», спрей-арт и т.д.

Несмотря на то, что первые граффити были созданы более 30 тысяч лет назад, открыты они были только в XIX веке. В пещерах Пиренейских гор были обнаружены наскальные изображения, созданные краской или выцарапанные камнем. Сразу была оценена не только историческая ценность находки, но и ее художественное достоинство (пещеру Альтамира в Испании называют «Сикстинской капеллой» первобытного искусства). Многие открытые граффити стали бесценными историческими источниками. Например, надписи, нацарапанные на скалах и валунах южной Сирии, восточной Иордании и северной Саудовской Аравии, считаются единственными источниками прото-арабского(сафского) языка, который существовал с I века до н.э. по IV век н.э. Подобных примеров тысячи и многие до сих пор являются предметами не только научных изысканий, но и научных споров.

Первые граффити в России, которые привлекли к себе внимание, были обнаружены на стенах Зверинецких пещер в Киеве.[1] Спустя 20 лет в Киеве во время реставрации были найдены надписи, процарапанные по фресковой штукатурке в Кирилловской церкви, в Старой Ладоге – на развалинах Георгиевской церкви. Подобные находки продолжаются. В 2014 году на южной апсиде Спасо-Преображенского собора в Переславль-Залесском была открыта надпись, сообщающая нам имена убийц князя Андрея Боголюбского.

Надпись сделана в два столбца, обведенных в общую рамку с крестом сверху. В правом столбце говорится: «Месяца июня 29 убиен бысть князь Андрей своими паробкы (слугами), овому вечная память, а сим – вечная мука». Дальше текст не читается. В левом столбце перечислены примерно двадцать имен убийц. Среди них есть известные по летописям Петр Кучков зять, Амбал и Яким (Кучкович). Затем значительная часть текста утрачена, а в конце есть три имени, которые известны не были: Ивка, Петрко и Стырята. Завершается список словами: «Си суть убийцы великого князя Андрея, да будут прокляты». Эта запись об убийцах князя и «вечной памяти» князю указывает на единую природу граффити и надписей (эпитафий) на надгробных памятниках.

Первые надписи на могильных памятниках стали наноситься еще в Древней Греции. Содержание их – описание усопшего и отношение близких, поставивших памятник к этой утрате. Человек стремился сохранить лучшее о человеке, характеризуя его в превосходных степенях и запечатлеть свою скорбь. Задача надписи — дать понять окружающим значимость утраты и размеры горя, обозначить место скорби, сохранить память об ушедшем, обозначить свою причастность к месту упокоения…

Нина Грибоедова напишет на надгробии мужа: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?» Отношения, диалог с усопшим продолжаются через надпись, через эпитафию.

Он тихо спит, и дружеский резец

Не начертал над русскою могилой

Слов несколько на языке родном,

Чтоб некогда нашел привет унылый

Сын севера, бродя в краю чужом. [2]

Строки Пушкина подтверждают, что для надписи на памятнике важен не только факт ее существования, но и наличие читателя, к которому это сообщение адресовано.

Отношение к смерти в современном мире сменили характер надписей. Забота о душе ушедшего человека, стремление соединиться с ним, приняли другое направление. Диапазон обращений-эпитафий стал более разнообразен. В городе Модесто в Калифорнии эпитафия некой Кей дополнена рецептом изготовления ее любимого молочного ирисаи характеристикой умершей «Куда бы она ни пошла, она приносит с собой веселье».

В 1990-е годы сам внешний вид памятников стал близок по исполнению с граффити и особенно получил распространение в среде, которая по своему социальному статусу была близка к авторам нецензурных рисунков и надписей, среда «братков» и «новых русских». Отметим, что некрополи давно являются объектами экскурсионного показа – Пер Лашез в Париже, катакомбах капуцинов в Палермо, остров-кладбище Сан-Микеле, «Литературные мостки» в Санкт-Петербурге, Новодевичий некрополь в Москве и т.д.

Этот факт иллюстрирует разделение граффити на два направления – традиционное (подцензурное, признанное, нуждающееся в сохранении) и андеграундное (неподцензурное, отрицаемое, уничтожаемое)[3].

Для включения граффити в объекты музейного показа необходимо понимание природы его создания. Если обратиться к граффити-надписям, то мы легко определим мотивацию их появления: способ общения (стены в Помпеях и туалетах в учебных заведениях), желание оставить по себе память (надписи советских воинов на станах Рейхстага, советских солдат и талибов в Афганистане), реализация себя в творчестве (граффити-рисунки), поиски защиты (стены церквей), публичное проявление эмоций ― боль, хвастовство, восхищение, восторг, гнев (стены, подъезды, двери домов и т.п.).

Мотивация определяла и жанры граффити-надписей и граффити-рисунков: нецензурная брань, философские размышления, объяснение в любви, проклятья, просьба о помощи богов, свое имя, сетования на судьбу, цитаты, имена кумиров, политические призывы, шаржи и т.д.

О том, что бытовые надписи со временем становятся не только историческими источниками, но и объектами, обладающими большим экспрессивными и аттрактивными свойствами, свидетельствуют надписи бытового характера в Помпеях: «Луций Истацидий, не пригласивший меня разделить его трапезу – варвар!», «Твоя беременность мне безразлична, Сильвилла, мне глубоко наплевать на нее», «Из моего магазина пропал медный горшок. Любому, кто его возвратит, я пожертвую 65 сестрециев. Еще 20 он получит, ежели предоставит информацию об укравшем»[4].

Традиционным местом нанесения современных граффити-надписей и граффити-рисунков являются стены, но фактически они могут быть нанесены на любую поверхность. И надо признать, что наряду с каменными плитами, надписи на деревьях, являются древнейшими.

Мы выделяем именно это направление, так как оно имеет свое современное продолжение. Среди греческих источников, которые упоминают обычай вырезать любовное послание или имя возлюбленного на деревьях, эллинистические поэты Каллимах и Феокрит, Лукиан и другие. Чаще всего писалась на деревьях краткая фраза о красоте возлюбленного. В поэме Феокрита «Эпиталамий (свадебная песнь) Елене» есть такие строки:

Врезана будет в коре по-дорийски там надпись, чтоб путник,

Мимо идя, прочитал: «Поклонись мне, я древо Елены».

Самый известный для Москвы образ «живой» надписи, растущей вместе с деревом, связан с Лизой, героиней повести Карамзина «Бедная Лиза». Лиза жила в Симоновой слободе (в 150 метрах от Симонова монастыря) и по преданию утопилась в Сергиевом пруду.

«В часы досуга написав сказочку, он всю Столицу обратил к окрестностям Симонова Монастыря. Все тогдашние светские люди пошли искать Лизиной могилы. Приезжавшие сюда на прогулку люди, узнавали пруд по описанию в повести, так он стал знаменит и известен как Лизин, а о его древнем происхождении помнили лишь монахи и жители окрестных сёл. Отдыхающие оставляли на деревьях надписи, как: «Здесь Лиза утонула, Эрастова невеста! Топитесь девушки в пруду, всем будет место!»[5]

Встречались и целые стихотворения. Московские краеведы вспоминали надпись на берёзе:

Прекрасная душой и телом в сих струях,

Скончала жизнь свою в цветущих юных днях!

Но — Лиза! Кто бы знал, что бедственной судьбою

Ты здесь погребена… Кто б горестной слезою

Кропил твой прах…

Увы, он так бы истлевал,

Что в мире бы никто, никто о нём не знал! [6]

Для понимания природы граффити и формирования отношения к нему важен вопрос об авторстве. Если обыватель в настоящее время считает, что надписи всегда наносятся людьми пубертатного возраста, то изучение это вопроса доказывает, что нельзя выделить не единой возрастной, не единой социальной группы авторов, как граффити-надписей, так и граффити-рисунков.

Из сохранившихся граффити-надписей прошлого большую группу составляют автографы известные писателей. Они фактически и стали первыми объектами музейного показа граффити в Европе.

Н.В. Гоголь, стремясь увековечить свое пребывание в знаменитых местах, с завидным постоянством оставлял граффити-надписи в местах, связанных с именами великих европейцев: «Сегодня поутру посетил я старика Вольтера: был в Фернее. Старик хорошо жил <….> Я вздохнул и нацарапал русскими буквами мое имя, сам не отдавши себе отчета, для чего»[7]; «Более месяца с лишком прожил я в Женеве (если ты когда-нибудь будешь в сем городе, то увидишь на памятнике Руссо начертанное русскими буквами к тебе послание)»[8]; «Сначала было мне в Веве несколько скучно, потом я привык <…> нацарапал даже свое имя русскими буквами в Шильонском подземелье, не посмел подписать его под двумя славными именами творца и переводчика «Шиль<онского> узник<а>»; впрочем, не было даже и места. Под ними расписался какой-то Бурнашев. Внизу последней колонны, которая в тени, когда-нибудь русский путешественник разберет мое птичье имя, если не сядет на него англичанин»[9]. Его примеру последовали многие знаменитые посетители, есть упоминания об автографах Гоголя, Достоевского и Толстого, а также Александра Дюма, Жан-Жака Руссо, Виктора Гюго.

Поэт А.М. Зилов, оказавшийся здесь в 1837 году, в своем «дневнике» путешественника размышляет с иронией о том, почему люди стремятся оставить свое имя в памятных местах, и замечает: «После подписи Байрона мне уже простительно было сделать подобное же начертание, и не знаю, из желания ли быть бессмертнее и славнее, только рука моя написала имя мое близ имени знаменитого человека» [10].

А.С. Грибоедов, летом 1825 года путешествуя по Крыму, побывал в пещере Кизил-коба (Красная пещера) и оставил надпись «А.С. Грибоедов. 1823». До сих пор этот зал пещеры называется «Грибоедовский».

Самая ранняя граффити-надпись А.С. Пушкина была узнана по почерку Иваном Пущиным над своей койкой в лицейской больнице:

Вот здесь лежит больной студент;

Его судьба неумолима.

Несите прочь медикамент:

Болезнь любви неизлечима![11]

Александр Сергеевич в 1820 году посетил старинный Свято-Георгиевский монастырь близ Балаклавы, рядом с древневулканическим мысом Фиолент. Там, обращаясь мысленно к Чаадаеву, он записал: «На камне, дружбой освященном, пишу я наши имена». Этот Пушкинский «автограф» не сохранился.

Во время своего путешествия по Европе Н.М. Карамзин тщательно запоминает, фиксирует и широко комментирует надписи, которые ему встречаются. Не делает особого различия между надписями на домах (охраняющей, например, дом горшечника), эпитафией на памятнике или не совсем приличных надписях обывателей. Для него надписи неотъемлемая часть культуры страны и ее народа. И нет даже намека на осуждение нанесения граффити, восприятия их как акта вандализма.

Более того Карамзин приводит примеры, когда нанесение граффити провоцируется замыслом архитектурного объекта. Карамзин посещает Храм современной философии в Эрменонвиле. Каждая из шести колонн храма посвящена памяти одного из величайших философов, что обозначено в надписях на них. На колонне у входа в храм надпись: «Quis hoc perficiet? ― Кто довершит его?» Вокруг храма находились куски антаблементов, капителей, колонн и прочие строительные материалы, необходимые для завершения ротонды.

Карамзин отмечает многочисленные надписи посетителей, желавших ответить на вопрос «Кто довершит его?»: «Многие писали ответ на колоннах. Одни думают, что несовершенный ум человеческий не может произвести ничего совершенного; другие надеются, что разум в школе веков возмужает, победит все затруднения, докончит свое дело и воцарит истину на земном шаре» [12].

Рассматривая граффити как предполагаемый объект музейного показа, надо коснуться и вопроса отношения к ним как на бытовом, так и на государственном уровне. Чаще всего обе точки зрения солидарны. Надпись на стене в Помпеях можно было прочитать подобное осуждение: «Удивляюсь я, о стена, что ты еще не рухнула под грузом нашей праздной болтовни»[13]. В наше время мы не без основания осуждаем и ведем неустанную борьбу с надписями с использованием нецензурных слов, справедливо возмущаемся оскорбительным надписям на памятниках советским воинам, павшим в Великую Отечественную войну и т.д.

Надо признать, что государственный запрет на нанесение надписей существовал всегда. В Церковном уставе Владимира это рассматривалась как преступление в ряду других: «крест посекають, или на стенах режуть»[14]. Так и в отечественной юридической практике нанесение граффити попадает под ст. 214 (вандализм), 167 (умышленное уничтожение или повреждение имущества), 243 (уничтожение или повреждение памятников истории культуры) УК РФ[15]. Любое граффити рассматривается исключительно как противоправное деяние без учета целей и мотивов, как проявление вандализма.

Перечень громких дел по факту вандализма пополняется постоянно. Судебное разбирательство по делу русского туриста, осквернившего надписью Колизей[16]. Запрет суда на появление художницы Кейси Нокет в семи национальных парках США — она рисовала граффити на камнях и скалах[17]. Намерение китайского правительство применять строгие наказания к тем туристам и альпинистам, кто оставляет граффити на Эвересте[18].

Несмотря на юридические запреты, некоторые страны поощряют создания граффити-рисунков и пытаются регламентировать их появление.

В настоящее время Сан-Паулу считается столицей граффити и местом вдохновения для райтеров со всего мира. В Бразилии, как ни в какой другой стране Южной Америки, граффити имеет значительные традиции и долгую историю.

Среди европейских стран пример в отношении к граффити, в первую очередь граффити-рисункам, сейчас задает Великобритания. Страна, создавшая легенду о Шекспире, создала и легенду о Бэнкси, современном художнике, граффити-райтере, которого никто и никогда не видел. Его стиль – монохромный рисунок, часто с яркой деталью или надписью красного цвета, остросоциальной тематики. Бэнкси чтобы ускорить процесс нанесения рисунка и избежать столкновений с полицией, использует трафареты и довел эту технику до совершенства.

Бэнкси, получивший прозвища ― «арт-террорист», «арт-анархист, сейчас один из самых дорогих художников в Англии. Куски стен с его рисунками вырубаются и продаются. Среди коллекционеров его работ - Брэд Пит, Анджелина Джоли, Кристина Агилера. Граффити художника находятся на стенах зданий в Лондоне, Брайтоне, Бристоле, на барьере Западного берега реки Иордан, разделяющем Израиль и Палестину[19].

В начале XXI века существенно поменялась ситуация по отношению к граффити-надписям/граффити-рисункам в России. Если в конце 1980-х — начале 1990-х можно было назвать имя только одного граффити-художника - Крыс (Вадим Мейкшанс) из Риги, то в настоящее время это уже целое направление, сформировавшееся в самостоятельный вид искусства. Одним из талантливейших его представителей был Паша 183 (P183; Павел Александрович Пухов (1983-2013), работавший в области граффити, уличной инсталляции, живописи. P183 получил мировую известность в январе 2012 года благодаря британским СМИ, опубликовавшим материалы о нём и поставивших его работы в ряду с граффити Бэнкси[20].

Попытки легализовать граффити привели к созданию в 2012 году музея Уличного Искусства Санкт-Петербурга, который расположен на территории действующего производства в восточной части города. Миссия проекта заключается в предоставлении площадки для реализации новаторских проектов молодых художников, хранении и предоставлении информации об уличном искусстве, внедрении нового подхода к развитию индустриальных территорий посредством современного искусства. В Москве организатором проектов с участием граффити-райтеров является Музей истории Москвы. Один из известнейших граффити-райтеров Миша Most курирует большую часть проектов, посвященных арт-стриту, в том числе стены в центре современного искусства «Винзавод», которая используется для сменных экспозиций граффити.

В 2006 году в Санкт-Петербурге с целью показать реальный уровень российского уличного искусства проходил международный фестиваль граффити. До 2006 года фестиваль проводился в Беларуси (2003-2005 в Гомеле и Минске), в них принимали активное участие и российские райтеры. В крупных городах России и Украины проводится ежегодный фестиваль SNICKERS®URБANиЯ, в рамках которого проходит конкурс-граффити. В Чебоксарах c 2001 года проводится ежегодный граффити-фестиваль в рамках международного хип-хоп фестиваля «Кофемолка». В Сибирском регионе силами местных энтузиастов проводится локальный фестиваль Paint Methods с периодичностью несколько раз в год (самый частый фестиваль в России). В Екатеринбурге ежегодно в первые выходные дни июля проводится международный фестиваль стрит-арта «Стенограффия».

Переосмысление возможностей граффити позволяют говорить о создании граффити-надписей\граффити-рисунков, которые могут стать достойными объектами музейного показа.

Примерами не просто фиксации и консервации граффити, а грамотной музейной интерпретации является музей граффити в Иматре (Финляндия). Все камни у водопадов Иматры, который стал популярен у русской знати с начала XIX века, исписаны людьми побывавшими здесь. Утверждают, что среди них были автографы Анны Керн и Евгения Баратынского. Сейчас сохранились только надписи, выполненные во второй половине XIX века. Все они однотипные – фамилия и дата. Надписи не были уничтожены, а превращены в музей под открытым небом – с них счищают мох и восстанавливают надписи, чтобы они были читаемы.

В Иматру приезжали не только за впечатлениями, город славился еще как место для самоубийств. Самоубийства приняли массовый характер, и власти вынуждены были перегородить поток водопада. Таким образом, надписи на память и надписи на памятниках (самоэпитафии) становятся равноправными и составляют единый ландшафтный комплекс. Мотивация надписей почти схожа: «я здесь был» и «я здесь останусь навсегда надписью на этом камне»[21].

Примеры современных граффити, которые доказывают их родство с надписями-эпитафиями, в последнее время значительно увеличилось. Например, художник А. Гущин (Екатеринбург) нарисовал на здании торгового центра в Анталье портрет погибшего в Анкаре посла РФ в Турции Андрея Карлова[22]. В сербском городе Нови-Саде на стене жилого дома выполнен граффити-портрет летчика Олега Пешкова, который погиб во время выполнения боевого задания в Сирии в ноябре 2016 года[23].

Одним из ярких примеров, как с помощью граффити можно преобразить город, является галерея настенных рисунков, созданных в Боровске (Калужская область) художником-самоучкой, инженером-строителем на пенсии Владимиром Овчинниковым. Он превратил родной город в музей под открытым небом. Администрация города не поддержала начинания художника, и он постоянно подвергся штрафам и обвинениям в вандализме, граффити уничтожались. Но надо признать, что именно граффити Овчинникова создали неповторимый образ города и привлекли к нему значительно большее количество туристов, чем раньше[24].

Уже признанным объектом музейного показа в Москве является Стена Виктора Цоя (стена дома № 37 по Арбату, выходящая в Кривоарбатский переулок)[25]. Она «появилась» в 1990 году, когда после известия о гибели Виктора Цоя, высоко, через всю стену кто-то вывел чёрным: «Сегодня погиб Виктор Цой». В ответ кто-то приписал: «Цой жив».

Для молодёжи стена в 1990-е стала ещё и способом коммуникации: здесь оставляли послания для друзей, назначали встречи. Существует традиция оставлять в специальной пепельнице у Стены надломленную прикуренную сигарету. В 2006 году стена была закрашена группой неизвестных, но впоследствии «восстановлена».

В настоящее время в Москве существует несколько городских проектов, которые активно используют граффити-надписи/граффити-рисунки для привлечения внимания к состоянию домов и памятников в городе.

Например, проект «Твой город» который инициировала Молодежная палата Солнцево при участии управы района и ВООВ «Боевое братство». Цель проекта – оформить однообразные стены домов красочными граффити на военно-патриотическую, историческую, культурную и спортивную темы. Жители сами выбрали композицию, которая украсит их дом. Интернет-опрос жителей в ходе этого проекта показал позитивное отношение москвичей к художественным композициям на фасадах зданий: более 90% опрошенных поддержали инициативу[26].

В 2012-2013 годах в Москве в рамках фестиваля «Лучший Город Земли» был запущен сервис „Граффити-помощь”. Горожане могли отправить заявку на помощь в создании граффити на их доме или дворовых постройках и указать, в каком стиле граффити представляется наиболее подходящим. Яркими и провокационными рисунками были украшены десятки домов в пределах Бульварного кольца. Но смена руководства в Департаменте культуры Москвы изменила и отношение к граффити – фестивали были отменены, а многие граффити, выполненные в рамках проекта, закрашены[27].

В 2016 году в Измайловском лесопарке была инициирована граффити-акция «ПаркАрт», которая получила распространение в других лесопарковых массивах города[28]. Граффити-рисунки на деревьях решили делать в местах «морозобоин», огромных трещин в коре и в местах, где образовались дупла. Полость дерева очищается, покрывается санирующим раствором, «цементируется» и на получившуюся ровную поверхность наносят рисунок. Сделать граффити на дереве в одном из парков Восточного административного округа Москвы мог любой желающий. Достаточно было сообщить о своём желании специалистам Мосприроды по ВАО. Эксперты выбирали дерево и определяли площадь рисунка, а дальше все зависело от фантазии и умения художника.

Краткий обзор истории и современного состояния граффити-надписей/граффити-рисунков показывает, что они нуждаются в тщательном историческом изучении и классификации. Правовые основы, в рамках которых формируется отношение к граффити, устарели и должны быть пересмотрены. Привлечение внимания к талантливым оригинально исполненным граффити, сотрудничество с молодыми художниками, несомненно, повлияют не только на неординарное восприятие городской среды, но и на ее грамотное формирование.

Граффити-надписи/граффити-рисунки один из самых перспективных объектов экскурсионного показа, которые могут разнообразить представление о городе, привлечь внимание к развитию граффити как современному виду искусства.

Проект «Музейный город» готовится запустить в 2017 году цикл экскурсий, посвященный граффити-надписям и граффити-рисункам. Приглашаем всех погулять по улицам Москвы вместе с нами. Будем также благодарны за информацию об интересных, ярких, необычных граффити на улицах Коломны[29].

 

 


[1] См.: Закревский Н. Описание Киева: В 2 т.М.,1868.

[2] Строки посвящены лицейскому товарищу Николаю Корсакову, умершему 26 сентября 1820 г. во Флоренции

 

[3] Еще одно ответвление граффити ставшее официальным – надписи-навигации (указатели улиц, вывески и проч.). Одна из древнейших надписей-навигаций в древнегреческом городе Эфесе (Турция).Мраморная плита с изображением сердца, креста, головы женщины, ноги и денег означала «Поверни налево на перекрестке дрог, там ты сможешь купить любовь женщины».

[4] https://italia-ru.com/forums/vse-ob-italii/putevye-zametki-ob-italii/pompei-nadpisi-skvoz-tysyacheletiya-94512 (Дата доступа 15.03.2017)

[5] Иванчин-Писарев Н.Д. Вечер в Симонове. М., 1840. С. 54.

[6] Приятное и полезное препровождение времени. 1797. Ч. 15. С. 236.

[7] Н.В. Гоголь ― Н. Я. Прокоповичу, Женева, 27 сентября 1836 г.//. Собр. соч. Т.11.Письма. 1836-1841. М.,1952 С.40

[8] Н.В.Гоголь ― Данилевскому, Лозанна, 23 октября 1836 г.// Собр. соч. Т.11.Письма. 1836-1841. М.,1952. С.46

[9] Н. В. Гоголь — В. А. Жуковскому. Париж, 12 ноября 1836 г.// Собр. соч. Т.11.Письма. 1836-1841. М.,1952. С.47

[10] Зилов А. М. Дневник русского путешественника по Европе. М., 1843. Т. 2. С. 152.

[11] Пушкин А.С. Соб.соч.: В 10 т. Т.1. М., 1959. С.436.

[12] Карамзин Н.А. Письма русского путешественника// Карамзин Н.А. Избр. соч.:В 2 т. Т.1 М;Л, 1964. С.491-492.

[13] https://italia-ru.com/forums/vse-ob-italii/putevye-zametki-ob-italii/pompei-nadpisi-skvoz-tysyacheletiya-94512 (Дата доступа 15.03.2017)

[14] См.: Памятники Древле-русской духовной письменности: Новые списки церковного Устава святого Владимира. // Православный собеседник. 1861.Кн. 2.

[15] См.: Уголовный кодекс Российской Федерации.М.,2016.

[16] https://gursesintour.com/vokrug-sveta/kolizej-poluchit-20-tys-evro-za-avtograf-rossijskogo-turista/9728/ (Дата доступа 15.03.2017)

[17] https://lenta.ru/news/2016/06/22/artist/ (Дата доступа 15.03.2017)

[18] https://4sport.ua/news?id=25374 (Дата доступа 15.03.2017)

[19] https://banksy.co.uk (Дата доступа 15.03.2017)

[20] https://anothercity.livejournal.com/1113027.html (Дата доступа 15.03.2017)

[21] https://ru-finland.livejournal.com/463364.html (Дата доступа 15.03.2017)

[22] https://ria.ru/world/20170121/1486201502.html(Дата доступа 15.03.2017)

[23] https://mediarepost.ru/news/61352-v-serbii-narisovali-graffiti-v-pamyat-o-russkom-letchike-olege-peshkove.html(Дата доступа 15.03.2017)

[24] https://stopmakler.com/articles/graffiti-gorod-borovsk-594.html(Дата доступа 15.03.2017)

[25] https://topru.org/39377/stena-coya/(Дата доступа 15.03.2017)

[26] https://zao.mos.ru/presscenter/news/detail/3498341.html(Дата доступа 15.03.2017)

[27] https://shagau.ru/2013/08/05/festival-luchshij-gorod-zemli-2013-novye-graffiti-v-moskve

[28] https://www.mosecovao.info/vao_eco/ru/news/o_6805(Дата доступа 15.03.2017)

[29]Нам можно написать по адресу проекта «Музейный город» museum-gorod@yandex.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: