ВИДЫ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВОВЫХ АКТОВ




 

Толкование по своему объему может быть букваль­ным, ограничительным и распространительным (расширительным). Как правило, результат толкования должен быть буквальным (адекватным), ког­да действительный смысл нормативного акта (воля законодателя) и букваль­ный текст полностью совпадают друг с другом, то есть использование всей со­вокупности способов толкования дает практически тот же результат, что и первоначальное (грамматическое, языковое) толкование текста закона.

Ограничительное толкование имеет место, когда действительный смысл, содержание нормы ýже ее текстового оформления, то есть конечный резуль­тат уяснения по объему уже грамматического толкования.

Распространительное толкование — когда конечный результат толкования (подлинная воля законодателя) по объему шире буквального текста.

Толкование делится на виды в зависимости от субъекта, да­ющего это разъяснение. По этому признаку оно может быть официальным или неофициальным.

Официальное толкование:

а) дается уполномоченным на то органом;

б) формулируется в специальном акте;

в) формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуе­мой нормы.

Официальное разъяснение в зависимости от сферы действия может быть нормативным и казуальным.

Нормативное толкование не связывается с конкретным слу­чаем, а распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой как типовым регулятором поведения. Оно не содержит и не должно содержать новых юридических норм: а только разъясняет смысл уже действующих. Нормативные разъяснения не имеют самостоятель­ного значения и полностью разделяют судьбу толкуемого акта: его отмена или изменение должно, как правило, приводить и к отмене или соответству­ющему изменению официального нормативного разъяснения.

Если официальное нормативное толкование дается тем орга­ном, который издал данный акт, то оно носит название аутентического (ос­нованного на первоисточнике, авторского). В Российской Федерации подоб­ные разъяснения могут издаваться Федеральным Собранием, Президентом и другими правотворческими органами.

Если официальное нормативное разъяснение дается уполномоченным на то органом, то оно называется легальным (разрешенным, делегированным). Оно должно производиться в рамках компетенции органа, производящего разъяснение. В Российской Федерации правом издавать официальные разъ­яснения наделены, в частности, все высшие судебные органы.

Казуальное толкование как вид официального толкования представляет собой официальное разъяснение нормативно-правового акта применительно к конкретному случаю и имеет основной целью правильное решение именно данного дела.

Неофициальное толкование не является юридически обязательным, а по форме выражения может бытькак устным (разъяснение адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан), так и письменным (в периодической пе­чати, в различных комментариях). Оно подразделяется на обыденное (давае­мое гражданами в быту, в повседневной жизни), профессиональное (дается сведущими в праве людьми, специалистами - адвокатами, юрисконсультами и т.д.), доктринальное, осуществляемое учеными в статьях, монографиях, комментариях и т.п.

Виды толкования различают и по объекту толкования, которым может быть либо нормативный акт в целом, либо отдельная норма. Объектом толкования может быть не только нормативный, но и правоприменительный акт. Толкование правоприменительных актов имеет свои особенности. Специфичным является и толкование договоров (ст. 431 ГК РФ). Наконец, объектом толкования выступает и юридическая практика.

 

85.Акты официального толкования норм права. Юридическая природа актов толкования 

высших судебных инстанций РФ.

Толкование права – это особого рода деятельность, которая может приобретать формальную определенность, а также получать текстуальную формулировку в документах, которые носят название актов толкования права.

Акт толкования – это официальный документ, который принят уполномоченными на это государственными органами и должностными лицами. Он направлен на установление правильного смысла и содержания нормы права.

Акт толкования (интерпретационный акт) – это один из видов правовых актов, который имеет следующие особенности:

он не устанавливает новых норм права, а также не отменяет и не изменяет действующие правовые нормы;

интерпретационный акт конкретизирует предписания, ориентирует на то, как необходимо понимать и применять существующие нормы;

акт толкования не имеет самостоятельного значения и должен действовать в единстве с нормами, которые он толкует;

он обращается к правоприменительным органам, а не к субъектам, действия которых регулируют нормы права;

акт толкования имеет государственную обязательность, так как издающие его органы обладают государственно-властными полномочиями.

Акты толкования делят:

по отраслям права;(КП, УП, АП)

в зависимости от субъекта издания; аутентичными (акт принимает и толкует один и тот же субъект); легальными (норму права толкует субъект, который на это имеет право, например Верховный Суд РФ толкует законы, которые принимает парламент).

в зависимости от внешней формы; (письменные. Устные)

по юридической значимости; (нормативные, казуальные)

в зависимости от органов, дающих толкование; органов государственной власти; органов управления; судебных, прокурорских органов и т. д.

в зависимости от характера толкуемых правовых норм; Материальные, процессуальные

по своей юридической природе; (акты правотворчества, акты применения)

по структурным элементам.(акты толкования гипотезы, акты толкования диспозиции, акты толкования санкции, комплексные акты толкования)

Акты толкования не имеют самостоятельного значения в процессе толкования правовых норм, хотя именно акты толкования вносят значительный вклад в единообразие практики реализации правовых норм.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА АКТОВ ТОЛКОВАНИЯ ВЫСШИХ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ — юридическая сила актов официального толкования и связанная с этим возможность признания за ними качества источника права.

Особое значение имеют акты официального толкования судебных органов, правовая природа которых не до конца выяснена. Действующее законодательство наделяет Верховный Суд правом на основе обобщения судебной практики дачи обязательных для нижестоящих судов разъяснений.

Подобные разъяснения обладают государственной обязательностью, авторитетом высшего судебного органа и оказывает непосредственное регулирующие воздействие на всю судебную практику. Их несоблюдение влечет отмену судебных актов, вынесенных без учета положений, содержащихся в разъяснениях.

Вырабатываемые Пленумом Верховного Суда в его разъяснениях правила понимания и применения права в науке права именуются правоположениями. Это особые «сгустки» правосознания, находящегося на стыке теории права, практики и правотворческой практики. Следователи, судьи и другие правоприменители в своей работе всегда учитывают разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, пленумов судов республик в составе РФ по вопросам применения норм материального и процессуального права. Это помогает правильному решению юридического дела.

86.Понятие правопорядка и его соотношение с законностью. 

Правопорядок – определенной качество системы общественных отношений, которое складывается в результате точного и полного исполнения правовых норм всеми субъектами права.

Правопорядок представляет собой часть общественного порядка как устойчивой системы общественных отношений, сложившейся в результате действия всех социальных регуляторов, а не только права. Общественный порядок не следует понимать узко, то есть как порядок отношений в общественных местах. Профессор Лазарев понимает общественный порядок как определенное качественное свойство системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их обоснованных интересов, общественное и личное спокойствие.

Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования

Структура правопорядка – это единство и одновременное разделение урегулированной правом системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания.

Основание правопорядка – существующие правовые нормы.

Правопорядок всегда носит фактический характер, то есть это реально существующая система общественных отношений, сложившаяся в результате действия права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отношений.

Существование правопорядка обеспечивается действием гарантии, классификация которых аналогична с классификацией гарантии законности.

Социальное назначение законности и правопорядка можно определить как условные, которые: Обеспечивают нормальное функционирование общества, помогают осуществлять эффективную деятельность государственных органов и иным организациям, обеспечивают возможность реализации граждан своих прав.

Законность— это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВОПОРЯДКА И ЗАКОННОСТИ — обусловленная специфическими свойствами данных феноменов их Взаимная зависимость друг от друга. Правопорядок и законность явления взаимосвязанные. Правопорядок — это режим законности в действии. Законность — есть требование строгого и неуклонного соблюдения велений правовых норм в поведении и деятельности их адресатов (прежде всего в деятельности должностных лиц государства и его органов). Когда же это требование реализуется, то в обществе складывается правопорядок. Правопорядок с этой точки зрения есть, образно говоря, «реализованная законность».

87.Понятие, признаки и состав правонарушения. 

Правонарушение - противоправное общественно вредное деяние (действие или бездействие), виновно совершённое деликтоспособным (способным нести юридическую ответственность) лицом.

Признаки правонарушения:

Совершение деликтоспособным субъектом права.

Совершение в форме деяния - действия или бездействия (мысли и намерения не могут быть правонарушениями).

Противоправность

Общественно вредный характер (в некоторых источниках - общественная опасность) -

Виновное совершение - совершение умышленно или по неосторожности.

Юридическая ответственность

Юридический состав правонарушения Оно состоит из четырёх элементов: субъекта правонарушения, объекта правонарушения, объективной стороны правонарушения, субъективной стороны правонарушения.

Признаки состава правонарушения - конкретная правовая характеристика наиболее существенных свойств правонарушения, признаки состава правонарушения делятся на четыре группы по характеризуемым элементам состава правонарушения.

Субъект правонарушения - деликтоспособное лицо, то есть лицо, способное нести юридическую ответственность. Субъектом преступления может быть только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности.

Объект правонарушения - охраняемые правом общественные отношения и интересы. В некоторых составах фигурирует и предмет правонарушения.

Объективная сторона правонарушения - внешнее проявление поступка, выражается в совершении действия или бездействия, представляющего общественную вредность (общественную опасность). Объективную сторону характеризуют также время, место, обстоятельства, способ совершения правонарушения, причинённый вред (в некоторых источниках характеризуется как общественно опасные последствия) причинная связь между деянием и причинённым вредом.

Субъективная сторона правонарушения - психическая деятельность лица, связанная с совершением правонарушения. Она характеризуется прежде всего виной, а также мотивами, целями, эмоциональным состоянием правонарушителя.

Виды правонарушений.

Правонарушения по степени общественной опасности (вредности) подразделяются на преступления и проступки. Преступления - виновно совершённые общественно опасные деяния и запрещённые уголовным законом под угрозой наказания. Противоправные проступки имеют меньшую степень общественной опасности и подразделяются в зависимости от объектов правонарушений и порядка привлечения к юридической ответственности на гражданско-правовые, административные и дисциплинарные правонарушения:

 

88.Понятие, признаки  и принципы юридической ответственности. 

Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение. Юридическая ответственность — правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и правонарушитель, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения за совершенное им правонарушение. Юридическая ответственность возникает вследствие правонарушения и представляет собой особое правоотношение. Факт правонарушения ставит субъекта (правонарушителя) в определенную юридическую связь с государством, в которой государство в лице компетентных органов выступает как уполномоченная сторона, а правонарушитель - как обязанная. При этом и уполномоченная, и обязанная стороны действуют в рамках закона и реализация юридической ответственности осуществляется на основе права, конкретных санкций правовых норм, предусматривающих ответственность именно за данное правонарушение.

Признаки:

связана с правонарушением, следует за ним и обращена на правонарушителя;

имеет государственно-принудительный характер;

применение в строгом соответствии с законодательно установленной процедурой;

влечет за собой негативные последствия (лишения) для правонарушителя: ущемление его прав, возложение на него дополнительных обязанностей;

возложение лишений, применение государственно-принудительных мер осуществляется в ходе правоприменительной деятельности компетентными государственными органами в строго определенных законом порядке и формах; вне процессуальных форм юридическая ответственность невозможна;

Принципы:

Принцип законности заключается в точном и неуклонном исполнении требований закона при реализации уголовной, гражданско-правовой, административной, дисциплинарной ответственности.

Принцип справедливости заключается в необходимости соблюдения определенных требований например нельзя за проступки устанавливать уголовное наказание

Принцип целесообразности заключается в соответствии применяемой к нарушителю меры воздействия целям юридической ответственности в демократическом обществе.

Принцип неотвратимости — один из наиболее весомых принципов юридической ответственности, основное условие её эффективности.

Принцип гуманности. Не допускаются меры наказания и взыскания, причиняющие физические страдания или унижающие человеческое достоинство.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: