Иванова Елена Николаевна.




МБУ ДО «ДШИ» Бугурусланского района

Роль профессионально-педагогической компетенции преподавателя ДШИ в системе взаимоотношений

«учитель-ученик».

 

 

Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Иванова Елена Николаевна.

2021г.


Не секрет, что интерес к музыкальному образованию детей в современном обществе явно снизился. Преподавателям старшего поколения есть с чем сравнивать и сокрушаться: в разы уменьшился поток желающих обучаться в музыкальной школе, ряды принятых учащихся к выпускному классу значительно редеют. Сообщество педагогов-музыкантов всей страны ищет пути решения проблемы: что надо делать, чтобы дети пришли в музыкальную школу и остались в ней на весь период обучения? Какими качествами и знаниями должен обладать современный преподаватель музыкальной школы, чтобы дети тянулись к нему? Большая роль в вопросах поддержания интереса к обучению, сохранности контингента класса и школы отводится взаимоотношениям учителя и ученика, которые, в свою очередь, напрямую зависят от уровня компетентности преподавателя.

Цель данной работы – попытаться разобраться в большом количестве всевозможных компетенций и выделить из них наиболее важные для нас.

Сегодня предъявляются достаточно высокие требования к профессии педагога-музыканта (Приказом Министерства труда и социальной защиты от 08.09.2015 №608) утверждён профстандарт преподавателя.

Современному музыкальному образованию нужен педагог, способный к саморазвитию, к реализации имеющихся возможностей, способный самостоятельно ориентироваться в инновационных тенденциях в музыкальном образовании детей.

Поскольку педагогическая деятельность преподавателя детской музыкальной школы осуществляется в системе общественных отношений, то необходимо добиваться таких взаимоотношений в системе «учитель-ученик», которые основывались бы на принципах общечеловеческих моральных ценностей. Необходимо нести моральную ответственность за характер отношений, быть сознательным организатором этих отношений; применять только такие формы организации общения, которые укрепляют авторитет педагога как человека и как профессионала; постоянно изучать учеников, их


внутренний психический мир для возможности объективного принятия решений в отношении каждого, предусматривая все педагогические и социальные последствия. Только профессионалу высокого уровня удаётся достичь результатов в этом направлении.

Исследование результатов педагогической, исполнительской, образовательной деятельности педагогов-музыкантов позволяет условно определить два основных базовых аспекта профессионализма педагога- музыканта: психолого-педагогический, который является социальной психофизиологической базой качественной деятельности, и профессионально- педагогический, отражающий специально-техническую сторону профессии. Каждый из указанных аспектов содержит в себе определенный спектр присущих ему компетенций, которые при эффективной реализации в совокупности являют профессиональную компетентность.

Понятие «компетентность », как считает один из исследователей в области образования взрослых С.Г. Вершиловский, это характеристика человека, определяющая его способность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях профессиональной деятельности, с максимально эффективным использованием имеющихся знаний, жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Ключевые понятия, о которых пойдет сегодня речь – это компетенция, компетентность и профессиональная компетентность.

Компетенция в переводе с латинского языка (от лат. competere — соответствовать, подходить) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Компетентность (от англ. competence) совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, способность к принятию обдуманных решений в какой-либо области деятельности.

Профессиональная компетентность готовность качественно


осуществлять профессиональную деятельность, применяя знания, умения, навыки и личностные качества.

Компетенция это характеристика должности, а не индивида. Все компетенции исследователи объединяют в три группы:

I– универсальные

II–специальные

III– общепедагогические

I. универсальные– все общие, общечеловеческие, которые могут быть отнесены к представителям разных профессий и видов деятельности.

К ним относятся:

Социально-психологическая, которая подразумевает знание психологических закономерностей развития межличностных отношений. Ее суть:

— умело выстраивать взаимоотношения с окружающими, с коллегами по работе, с учащимися, а также с людьми, с которыми приходится иметь дело в тех или иных жизненных ситуациях. Основой данного аспекта профессионализма педагога-музыканта в первую очередь является теоретическая информированность по различным вопросам возрастной психологии; особенностей мозговой активности, которые проявляются в ведущих органах деятельности («левша», «правша»); индивидуальных черт темперамента и т. д.

А также умение использовать имеющиеся знания на практике применительно к своей индивидуальности, к личности ученика и в процессе коммуникации.

Коммуникативная компетенция способность к эффективному и продуктивному общению.

Мобилизационная – способность к быстрому продвижению вперёд, умению соответствовать «духу времени». Все вместе эти компетенции называют личностными это совокупность качеств и свойств личности, которые выражают её уникальность и индивидуальность.

 


По опросу родителей и учащихся ДМШ, на вопрос «Почему Вам нравится заниматься в музыкальной школе?» большинство респондентов отвечает: «Мне нравится педагог». При этом чаще указываются не профессиональные, а именно личностные качества педагога. Поэтому не нуждается в дополнительной аргументации тот факт, что для успешной музыкально-педагогической деятельности компетенция в области личностных качеств играет решающую роль. В первую очередь данная компетенция подразумевает развитие таких качеств, как педагогическая культура, любовь к своему делу, стремление к личностному и профессиональному росту, креативность, самоорганизованность.

II. Специальные компетенции (предметные, характерные для преподавателя ДШИ и ДМШ, отличающие его от других педагогов) - знание методик, инновационных программ и технологий по музыкальному развитию детей. Для педагога-музыканта обязательным и необходимым компонентом являются его музыкальные способности. К специальным компетенциям относятся:

Музыковедческая (Историко-стилевая) компетенция опирается на широкую эрудицию педагога-музыканта (вне зависимости от того, какую конкретно музыкальную дисциплину он преподает); предполагает ориентацию в музыке различных времен и народов.

Вербальная, словесно-разъяснительная. Педагогу необходимо умение рассказать о том, что не может быть выражено с помощью показа- иллюстрации. На слово педагог-музыкант опирается, разъясняя что-либо ученику, высказывая свои советы и пожелания. Слово используется в педагогических беседах, пояснениях, диалогах с учеником и т. д. Помимо этого, такой метод, как объяснение в форме речи, может быть воспринят адекватно только в том случае, если педагог в состоянии описать возникающие ощущения при исполнении тех или иных тонкостей музыкальной ткани.


Профессионально-техническая (исполнительская).

Педагог- музыкант, работающий с учеником в каком-либо (любом!) музыкально-исполнительском классе, должен уметь показать, проиллюстрировать на музыкальном инструменте (или голосом, если занятия проходят в вокальном классе) тот или иной технический прием, нюанс, звуковую краску и т. д. Если дети видят, что их преподаватели выступают в роли исполнителя, принимают участие в различных по составу ансамблях, видят, как проявляет себя педагог в различных ситуациях при выступлении, как себя "держит" на сцене, как преодолевает волнение, как стремится передать содержание произведения, они стремятся во всем подражать своему педагогу. Иными словами, для того чтобы научить, учитель должен уметь сам.

Обязательно должны видеть творческую деятельность педагога и родители. Они должны присутствовать на концертах, видеть педагога как исполнителя, ведь это результат того, зачем и для чего их ребенок обучается в музыкальной школе. Немаловажную роль играет союз троих: "учитель- родитель-ученик". Когда существует связь троих, тогда с полной ответственностью можно говорить, что обучение в музыкальной школе не пройдет бесследно.

Профессионально-диагностическая. Знание всех сторон личности ученика принадлежит к числу важных качеств и свойств педагога. Это помогает педагогу определиться со стратегией и тактикой учебно-воспитательной работы с данным конкретным учеником, сориентировать его — психологически и профессионально — в том или ином направлении; разобраться, в какой сфере деятельности и в какой роли сможет наилучшим образом проявить себя его ученик.

 


Эмоционально-волевая компетенция.Способность понимать и выражать собственные эмоции и чувства, возможность понимать чувства других, способность контролировать свои эмоции и управлять ими, умение решать проблемы личного и межличностного характера. Квалифицированный педагог должен ясно осознавать и контролировать свое психологическое здоровье, а основой реализации данного направления является адекватная самоидентификация, самодиагностика и формы саморегуляции.

Мало кто из преподавателей задумывается над необходимостью обладать личностными качествами, определяющими такт и этику общения. Как правило, индивидуальность каждого человека воспринимается как данность, не подлежащая каким-либо изменениям. Безусловно, индивидуальность складывается из определенного набора характеристик, соотношение которых определяет личность человека. Но научиться управлять своей рефлексией в зависимости от ситуации и оппонента (в данном случае ребенка, коллег или родителей учащихся) должен каждый. Контроль преподавателя за своими эмоциональными проявлениями должен исключить вероятность создания негативного влияния на ребенка некоторых своих личностных качеств.

Все вышеперечисленные компетенции составляют музыкально – педагогическую компетентность, которая является, по сути, одной из специфических разновидностей общепедагогической профессиональной компетенции.

III. Общепедагогические – характерные для педагогов различных образовательных учреждений.

К ним относятся:

Предметно-содержательная. Имеется в виду глубокая осведомленность педагога о той или иной учебной дисциплине (а также о смежных, близких ей учебных дисциплинах).


Методическая. Не менее важна и методическая грамотность учителя – теоретическая информированность по предметам методики и истории исполнительского искусства своей специальности, а также владение приемами и методами реализации данных знаний в практической деятельности, умение находить и внедрять в практику новые способы, обусловленные специфическими условиями той или иной учебной ситуации. Словом, речь идет о том, что педагог должен не только знать, чему учить, но и уметь это делать.

Психолого-педагогическая. Педагогу необходимо знать особенности и свойства каждого возрастного этапа в жизни человека и в соответствии с этим выстраивать стратегию и тактику обучения. Рациональным методом считается использование индивидуально ориентированного подхода.

На сегодняшний день существует тенденция, при которой в музыкальное образовательное учреждение начального этапа принимаются все пришедшие дети без исключения. Возникает необходимость решать в музыкальных классах проблему и противоположной стороны одаренности– «бездарности» (слабо выраженных способностей к обучению), требующей от преподавателя более серьезной подготовки и коммуникативного мастерства.

Также во всех образовательных учреждениях должна применяться практика инклюзивного образования инвалиды в современном обществе могут и должны быть вовлечены в социум. Такая ситуация предполагает необходимость более разносторонней и углубленной теоретической подготовки педагога музыканта не только по специальному предмету, но и в области психологии и физиологии, а порой и медицины.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: