Педагогическая деятельность А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной.




Александра Платоновна Усова (1898-1965) - специалист по дошкольному воспитанию, основоположник современной дидактики детского сада, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР. Исследования А.П. Усовой посвящены разработке вопросов содержания и методов дошкольного обучения, а также его влияния на умственное развитие ребенка. А.П. Усова разрабатывала основные положения дошкольной дидактики.

В теории советской дошкольной педагогики и в практике работы детских садов под обучением понималась совместная форма деятельности детей во всех режимных моментах учебно-воспитательной работы детского сада. На обязательных занятиях детям давались задания (рисовать, лепить, рассказывать и т.д.), методика же выполнения заданий предполагала, что ребенок сам найдет пути и способы их решения. Его не обучали способам действия, тому, как он должен выполнять задание.

А.П. Усовой было разработано, изданное в 1947 г., методическое письмо «Обязательные занятия в детском саду», в котором раскрывалось значение занятий в детском саду, содержание обязательных занятий, организация занятий по возрастным группам. В книгах «Занятия в детском саду» и «Вопросы обучения в детском саду», даны программные разработки занятий по родному языку, ознакомлению с окружающим, конструированию, счету, рисованию и лепке. В монографии «Обучение в детском саду» подведены итоги многолетних исследований теоретиков и практических работников по дошкольной педагогике.

Под руководством А.П. Усовой сотрудники сектора дошкольного воспитания АПН РСФСР разработали теоретические основы обучения в детском саду и определили программу того, что должно было быть усвоено детьми за время их пребывания в детском саду. Во время обязательных занятий у всех детей, должны быть сформированы элементы учебной деятельности, необходимые будущему школьнику.

Усова разработала положение о двух уровнях знаний, которыми могут овладевать дошкольники. К первому уровню она относила те элементарные знания, которые приобретаются стихийно, в процессе игр, жизненных наблюдений и общения с окружающими; ко второму - более сложные знания и умения, усвоение которых возможно только в процессе целенаправленного обучения. Считала, что овладение теоретическими знаниями на специально организованных занятиях необходимо и играет важную роль в умственном развитии ребенка.

А.П. Усова обращала внимание на необходимость ограниченного применения специальных учебных занятий, сочетания их с другими формами педагогической работы - организованной игрой и доступной дошкольникам трудовой деятельностью.

Занимаясь исследованием игры, А.П. Усова настаивала на том, что играми малышей необходимо руководить и такое руководство может быть эффективным лишь в том случае, если основывается на глубоком понимании природы игры и на знании возможностей, потребностей и склонностей детей, объединившихся для совместной игры. Здесь особое значение приобретают не прямое поучение, а косвенные, методы педагогического воздействия, способы организации жизни и деятельности детского сообщества, для чего воспитателю необходимо проникнуться его настроениями и замыслами, обогащая содержание детской деятельности и совершенствуя формы коллективных взаимоотношений между детьми в соответствии с задачами воспитания.

Педагогически значимым является сюжет игры, т.е. содержание, события окружающей среды, которые дети изображают в своей игровой деятельности, а также уровень реальных взаимоотношений детей в игре. А.П. Усова впервые определила особенности этих взаимоотношений и их влияние на становление детского коллектива, на формирование общественных качеств детской личности. В игре же дошкольники контактируют между собой по
собственной инициативе, строят свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с особенностями и интересами друг друга, учатся считаться с ними в совместной деятельности. Это подлинная социальная практика ребенка, это его реальная жизнь в коллективе, в котором формируются общественные качества и моральное сознание детской личности. Направляя игру, воспитатель учит детей простым нравственным нормам, которые, будучи усвоены, становятся регуляторами коллективных взаимоотношений, помогают справедливо решать возникающие споры и повышают моральный уровень детского поведения.

Основное значение Усова придавала «педагогике детского коллектива», где воздействие воспитателя опосредуется детским обществом, через которое осуществляется влияние на отдельного ребенка. В дружном коллективе, живущем содержательной, полноценной жизнью, дети приобретают положительный социальный опыт.

Решая проблему сенсорного воспитания, АЛ. Усова пришла к выводу, что, для того чтобы ребенок успешно развивался в умственном отношении, надо организовать его чувственный опыт, развить его сенсорные способности. Исследования в области сенсорного воспитания, проходившие под руководством А.П. Усовой, обогатили теорию дошкольной педагогики, важны они и по своей практической значимости.

Исследования А.П. Усовой легли в основу программно-методических документов по дошкольному воспитанию в отечественной и зарубежной практике.

Нина Павловна Сакулина (1898-1975) - педагог, специалист в области художественного воспитания дошкольников, доктор педагогических наук.

В центре научных исследований Н.П. Сакулиной - формирование обобщенных представлении у дошкольников в процессе изобразительной деятельности, а также задачи, содержание и методы эстетического воспитания в детском саду. Сакулина разработала периодизацию развития изобразительной деятельности в детском возрасте, на основе которой были созданы программы по художественному воспитанию в дошкольных учреждениях. Решение задач сенсорного и эстетического воспитания стремилась соединить с практикой умственного и нравственного воспитания на основе использования творческой художественной деятельности детей.

Работа «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием» (1959) посвящена проблематике изобразительной деятельности как отражению окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Н.П. Сакулина считает, что процесс создания образа складывается из двух частей: формирование зрительного представления и его воспроизведение. По мнению Н.П. Сакулиной первую часть деятельности называют ориентировочной, а вторую - исполнительской. Разные по характеру они требуют от человека проявления различных качеств (свойств) личности, т.е. способностей. Анализируя разные общественные функции рисунка и определяя среди всех две главные - изобразительную и выразительную, Н.П. Сакулина соответственно выделила 2 группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению. Способность к изображению состоит из 3 компонентов.

1. Восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму - в тоже время в сочетании деталей (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину).

2. Овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве).

3. Овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно связаны с графическими, являются их составной частью.

Из трех компонентов способности к изображению центральным является второй - овладение графическими умениями.

Для успешного развития способности к изображению необходимо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощущений и двигательной сферы - владение мелкими и дифференцированными движениями рук (кисти руки, пальцы), отмечает Н.П. Сакулина.

В своей работе она выделяла показатель уровня развития способности к изображению - степень реальности изображения. Она подчеркивала, что способность к изображению в дошкольном возрасте не может развиваться в полной мере, и детские работы следует только приближать к Е-ОЗМОЖНО большей правдивости и полноте отражения реальной действительности.

В пособии «Изобразительная деятельность в детском саду», написанном в соавторстве с Т.С. Комаровой, раскрывается содержание обучения изобразительной деятельности во всех группах детского сада, даются рекомендации по обучению детей рисованию, лепке, аппликации, по отбору программного материала для занятий, установлению их последовательности и взаимосвязи, по использованию разнообразных методов руководства деятельностью детей.

Педагогические идеи Н.П. Сакулиной используются в практике современного дошкольного воспитания.

 


 

Лекция 25. Развитие педагогических идей,
теории
воспитания и образования на современном этапе

 

Основные лекционные вопросы:

25.1. Создание национальной системы образования Республики Беларусь.

25.2. Развитие образования с начала ХХ1 в. до настоящего времени.

25.3. Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь в конце ХХ; - начале ХХ1 в.

25.4. Проблемы и перспективы развития Болонского процесса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: