Создание национальной системы образования Республики Беларусь.




С 1991 г. в условиях новой социально-политической и экономической ситуации, связанной с распадом СССР и появлением суверенных государств, созданы и функционируют в странах СНГ национальные системы образования, в нашей стране - национальная система образования Республики Беларусь.

Создание национальной системы образования было направлено на сохранение положительного опыта, сложившегося в предыдущие десятилетия, и ориентировано на этнические, культурные, экономические особенности Беларуси, с одной стороны, и международные образовательные нормы - с другой. Первым юридическим документом, который определил пути этого перехода, стала Государственная программа развития белорусского языка и других национальных языков в Белорусской ССР, принятая на основе Закона БССР «Аб мовах у Беларускай ССР» (1990). Она предусматривала перевод до 2000 г. всех учреждений системы образования, и в первую очередь школы, на белорусский и другие национальные языки обучения, издание необходимой учебно-методической литературы. Однако решение проблемы перехода на белорусский язык обучения в начале 90-х гг. оказалось не подготовленным: не были созданы необходимые условия для ее реализации, не учитывал ась степень психологической готовности общества. На протяжении четырех лет после принятия данного Закона лишь начальная школа была, в основном, переведена на белорусский язык обучения. В результате большинство детей оказалось в сложной ситуации: они поступали в школу из русскоязычной среды, а обучались на языке, которым не владели. Такое положение было исправлено в результате проведения в 1995 г. республиканского референдума, который подтвердил необходимость обеспечения реального, гарантированного Конституцией, права выбора языка обучения.

В 1991 г. был принят Закон Республики Беларусь «Об образовании», в котором были сформулированы основные принципы государственной политики в области образования, цели и задачи национальной системы образования, ее структура, права и обязанности преподавателей, учащихся и студентов, принципы финансирования.

Принципами государственной политики в области образования выступали следующие: приоритетность образования, обязательность общего базового образования, осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию, доступность дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования, преемственность и непрерывность уровней и ступеней образования, национально-культурная основа образования, приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования, научность, экологическая направленность образования, демократический характер управления образованием, светский характер образования.

Одновременно разрабатывался ряд важнейших законодательных документов и нормативно-правовых актов в сфере образования: Положение о средней общеобразовательной школе Республики Беларусь (1991), Концепция образования и воспитания в Беларуси (1992), Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» (1993), Концепция воспитания в национальной школе (1993), Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь (1996), Президентская программа «Дети Беларуси» (1998), Концепция развития детского движения в Республике Беларусь (1998), Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (1999), Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь (2000) и др. В этих документах достаточно полно охарактеризованы новая образовательная политика, а также современные проблемы образования и воспитания подрастающего поколения.

В Республике Беларусь в 1993 г. был принят первый в странах СНГ Закон «О правах ребенка» (новая редакция 25 октября 2000 г.). Закон регламентировал основные права детей и установил систему мер и действий по их защите. Шесть глав Закона включают 40 статей. В главах: «Ребенок и семья», «Ребенок в обществе», «Ребенок в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях» закреплен право вой статус ребенка как субъекта правоотношений, определены принципы государственной политики в отношении ребенка, его права и обязанности, обязанности юридических и физических лиц по защите детства.

В 1990-е гг. в Республике Беларусь велись активные поиски наиболее оптимальных путей развития общего среднего образования, разрабатывались концепции развития национальной школы, вводились в действие новые правовые положения, в которых обосновывался статус учебных заведений нового типа - гимназий, лицеев, высших профессиональных училищ, колледжей.

Гимназия - учреждение базовой и старшей ступени общеобразовательной школы, призванное обеспечить реализацию требований государственных стандартов к образованию в сочетании с повышенным его уровнем, широкой гуманитарной и общекультурной подготовкой учащихся.

Лицей - профессионально ориентированное учебное заведение, обеспечивающее повышенный уровень общего среднего образования в сочетании с профильной подготовкой учащихся по направлениям и специальностям высшей школы.

Высшее профессиональное училище - учебное заведение, обеспечивающее углубленное профессионально-техническое образование, интегрированное со средним специальным.

Колледж - учебное заведение, обеспечивающее углубленное среднее специальное образование, интегрированное с общим средним и высшим.

В основу развития общего среднего образования положены принципы связи проводимых преобразований с запросами общества, государства и личности, обеспечения единства обучения и воспитания, опоры на опыт, традиции и достижения советской школы. При этом учитывалась необходимость устранения имеющихся противоречий и негативных явлений в школе: учебной перегрузки учащихся, невостребованности знаний, неумения выпускниками применять их в практической жизни, а также быстро адаптироваться к происходящим изменениям в обществе.

Для того чтобы приблизить образование к нуждам развивающейся экономики и удовлетворить образовательные потребности личности, государства и общества, в 1994 г. была предпринята попытка реформирования системы образования. Цель реформы заключалась в переходе от жестко регламентированной системы образования к дифференцированно-вариативной для обеспечения возможности выбора содержания образования и типа учебных заведений в соответствии с жизненными планами личности.

В 1996 г. были разработаны и утверждены «Концепция реформы общеобразовательной школы» и Программа ее реализации, где определялось содержание 12 основных этапов, организационно-управленческое и ресурсное обеспечение реформы, ведущие направления развития ступеней общего образования. Реформа системы образования в Республике Беларусь начала осуществляться в 1998 г.

В процессе реформы был осуществлен переход к обучению детей с 6 лет. Белорусская школа начала переход к 12-летнему обучению, который не был завершен и школа сохранила l1-летнее обучение. Параллельно со структурной реорганизацией школьной системы в ходе реформы планировалось решить ряд задач:

- разработать и внедрить новые учебные планы и программы;

- восстановить фундаментальный характер общего среднего образования;

- обеспечить широкую дифференциацию обучения (профилизацию) на старшей ступени средней школы;

- внедрить новую систему оценки знаний учащихся;

- создать в школе систему воспитания, основанную на формировании у школьников патриотизма и гражданственности.

В преобладающей степени данные задачи были решены. Осуществлен переход на новое содержание и технологии образования, определен базового компонент общеобразовательной подготовки, обеспечивающий условия для гармонического развития личности, изменена организационная структура средней школы, пере смотрено содержание образования. В учебном плане повысилась роль таких предметов, которые были направлены на развитие
и воспитание личности и полностью реализовывали задачу гуманизации. В целях максимального развития способностей учащихся и творческого потенциала, интереса к учебе широко стала применяться психологическая диагностика и на ее основе осуществляться индивидуализация и дифференциация учебно-познавательной деятельности.

В 90-х гг. широкое распространение получила система развивающего обучения, по которой обучалось около 8 тысяч детей в 161 школе. Основными чертами эксперимента явилась организация взаимоотношений педагогов, детей и родителей на основе сотрудничества, отказ от принуждения, ориентация на личность ученика, создание условий для ее свободного творческого развития.

Процесс реформирования охватил и систему высшего образования в стране. В основу ее преобразований легла «Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь» (1996). Реформа, происходившая в системе высшего образования Беларуси, в первую очередь, была направлена на изменение правил поступления в вузы, внедрение многоуровневой системы подготовки специалистов, создание вузовских систем оценки качества образования, апробацию новых технологий обучения, введение кредитно-модульной системы обучения и оценки результатов.

Стратегическими целями реформирования системы высшего образования выступили: повышение качества высшего образования в условиях его массовости; формирование профессиональной мобильности специалистов, обеспечивающей адаптацию выпускников вуза к постоянно изменяющимся условиям профессиональной деятельности; воспитание духовно, интеллектуально и физически развитой личности, способной активно участвовать в экономической и социально-культурной жизни общества.

Достижение этих целей предполагает структурно-организационные изменения в образовательном процессе вузов (переход на двух ступенчатую подготовку специалистов (специалист, магистр); внедрение в педагогический процесс содержательно-технологических инноваций, а также создание ресурсного (нормативно-правового, кадрового, материально-технического, финансового) обеспечения подготовки специалистов. На первом уровне (4-5 лет) готовятся специалисты с высшим образованием. На втором уровне в течение -2 лет осуществляется специализированная углубленная профессиональная, научно-исследовательская и научно-педагогическая подготовка специалистов и предусматривается возможность получения академической степени магистра.

Как и в других странах СНГ, в Беларуси учебные институты были реорганизованы в классические и профильные университеты. Ведущую роль в системе образования продолжают играть университеты, обеспечивающие академический уровень высшего образования. Они сохранили за собой статус крупнейших образовательных и научно-исследовательских центров.

Наряду с изменениями в образовательной системе в политике и обществе, в экономике и социокультурной сфере в 90-х г. ХХ в. В Беларуси также произошли изменения, оказавшие разнонаправленное влияние на процесс воспитания детей и учащейся молодежи. В их среде больше стала проявляться социальная тревожность, неуверенность, агрессивность и жестокость, увеличилось число учащихся с девиантным поведением (употребление алкоголя и наркотиков, воровство, насилие и др.). Причиной стал уход наиболее активной и творческой категории педагогических работников в коммерческую деятельность в связи со снижением их прежнего социально-экономического статуса; роспуск пионерской и комсомольской организаций, способствовавший потере интереса детей и учащейся молодежи к общественной работе; коммерциолизация жизни в молодежной среде; увеличение потока печатной продукции и информации с телевизионных каналов со сценами насилия, жестокости, убийств, эротики и порнопродукции; обесценивание честной трудовой деятельности.

В связи с этим в 90-е гг. хх в. остро встала задача определения новых теоретико-методологических и практических подходов к воспитанию подрастающего поколения. В 1999 г. была принята Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Стали зарождаться новые положительные тенденции в воспитании детей и учащейся молодежи. В их числе отказ от моноидеологии и декларативных ценностей, возврат к общечеловеческим нравственным качествам и традициям народа, возрождение интереса к белорусской культуре и языку, ориентация на запросы семьи и личности, повышение роли гуманитарных дисциплин в формировании личности, поддержка способных и талантливых детей, подростков, юношей и девушек, появление новых структур, должностей и профессий воспитательной направленности (социальный педагог, педагог-психолог; педагог-организатор и др.), социально-психологические, социально-педагогические, социально-психолого-педaгoгические центры и службы. Расширились возможности ознакомления с педагогическими идеями, культурой и бытом других стран, стало востребованным знание иностранных языков, владение компьютером, что в своей целостности явилось признаком роста общей культуры, в том числе и профессиональной, возросло внимание к проблемам детей и молодежи (реализация государственной молодежной политики, поддержка детских и молодежных организаций и их инициатив).

В целом положительными тенденциями развития образования в 90-е гг. являются:

- переход к личностно ориентированному обучению,

- разработка принципов вариативного образования,

- обновление содержания гуманитарного образования,

- появление новых типов учебных заведений,

- введение различных профилей обучения и элективных курсов,

- возникновение новых тенденций в воспитании молодежи - гуманизация воспитания, обращение к личности воспитанника и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: