Оборудование и оформление физкультурной площадки, спортивно-игровых зон и групповых площадок




Оснащение тренажерного зала

В свободном помещении дошкольного учреждения, площадь которого не менее 18—20 м2, целесообразно оборудовать тренажерный зал. Его можно оснастить крупными и мелкими тренажерами, спортивными комплексами.

При систематическом использовании тренажеры в дошкольном учреждении являются надежным средством профилактики гиподинамии у детей. Следует отметить, что не всегда тренажеры, разработанные для взрослых, могут быть адаптированы для занятий с детьми.

В зале могут быть крупные тренажеры:

батуты,

батуты с передвижной опорой-стойкой,

беговые дорожки,

передвижные баскетбольные корзины;

параллельные брусья,

перекладины,

лестницы-«елочки»,

канаты с шайбами (узлами);

мячи, подвешенные к потолку на длинных шнурах;

балансиры;

велотренажер,

«педаль»,

«бегунок»,

диски «Грация»,

тренажер «Здоровье»,

«Парашют»,

массажные коврики,

массажеры «колибри»,

мячи-массажеры,

роллеры.

Целесообразно, чтобы в зале были и мелкие тренажеры:

пружинные, резиновые плечевые и кистевые эспандеры,

напольные ручки,

наладонные ракетки для игр в теннис,

резиновые эспандеры и другие простейшие тренажеры, о которых шла речь выше.

В тренажерном зале могут находиться и нетрадиционные, нестандартные пособия, изготовленные руками педагогов:

дорожки - бруски,

дорожки-лесенки,

шнуры с лентами,

шнуры-растяжки,

маты-мишени,

коврики-плоты,

мягкие горки и т. п.

Мелкие пособия могут храниться в передвижных контейнерах.

Целесообразно в тренажерных залах устанавливать стандартные конструкции из металлических труб «Мишка», «Крепыш», «Батыр», «Растан»;

деревянные — «Забава» (сборно-разборная конструкция). В состав многих этих комплексов входят лестницы деревянные и веревочные, лианы, трапеции и качели.

Тренажерный зал можно использовать как на физкультурных занятиях, так и во время физкультурных пауз, самостоятельной двигательной деятельности детей. Здесь дошкольники имеют возможность проверить свои силы, проявить творчество, поэкспериментировать, снять психическое напряжение.

Оборудование и инвентарь для бассейна

Для организации занятий по обучению детей плаванию при бассейне должен быть инвентарь для обеспечения безопасности купания и страховки детей, находящихся в воде, это: спасательные круги, поплавки, разделительные дорожки, длинный шест, скаты-лопатки. Для наиболее эффективной организации занятий по обучению плаванию, для проведения различных упражнений и игр на воде нужны разнообразные пособия и игрушки. К ним относятся: доски из пенопласта, палки-трубки, надувные игрушки (резиновые круги, плоты, мячи, игрушки в виде рыб, птиц, черепах), мелкие игрушки из плотной резины (тонущие, для разыскивания их под водой), обручи для проведения игр с погружением в воду. Количество таких пособий и игрушек должно соответствовать числу детей, одновременно занимающихся в бассейне. Они должны быть красочными, привлекать детей к занятиям и играм в воде.

В бассейне необходимо иметь резиновые дорожки, массажные коврики, приборы, позволяющие контролировать и поддерживать соответствующее санитарно-гигиеническое состояние помещения и воды (термометры комнатные и водные, психрометр для определения влажности воздуха).

Оборудование и оформление физкультурной площадки, спортивно-игровых зон и групповых площадок

Физкультурные площадки дошкольных образовательных учреждений должны отвечать определенным требованиям планировки, размещения оборудования и оформления. Размер физкультурной площадки для дошкольного учреждения на 50—75 детей должен составлять 150 м2, на 100 и более детей — до 250 м2. На территории детских комбинатов размещают две физкультурные площадки общей площадью до 400 м2, каждая из которых дифференцируется по видам деятельности. Одна - для подвижных игр, игр с мячом и т. п., другая предназначена для выполнения упражнений на стационарном оборудовании лазания, прыжков, метания, упражнений в равновесии. На этой же площадке устанавливается полоса препятствий, которая может использоваться не только во время занятий, но и развлечений, игр-эстафет, праздников, самостоятельной двигатель­ной деятельности старших дошкольников. На полосе препятствий могут быть установлены попарно препятствия для пролезания, перелезания, качающийся балансир, сплошная стенка для лазания, брев­на, разные по высоте, ширине рабочей поверхности, расположению; рукоход, пеньки разной высоты. Полоса препятствий может быть сконструирована из шин, которые укрепляются одна за другой или параллельно одна другой. Из шин сооружается лабиринт, заборы для перелезания и пролезания. Зимой полосы препятствий устраиваются из снежных валов, ледяных и снежных дорожек, небольших скатов, снежных построек для пролезания, разнообразных лабиринтов из снега и льда. Строятся также снежные горки, заливаются ледяные дорожки, горки длиной 15—20 см. Для метания используют разновысокие пеньки из снега, мишени на шестах, навесные мишени, отверстия в смежной крепости. В них дети метают снежки, шишки, набивные мешочки в непромокаемых чехлах.

Вокруг физкультурной площадки располагается беговая дорожка шириной 1,5—2,5 и длиной до 150 м. На такой дорожке должен быть прямой отрезок протяженностью не менее 40 м. Это позволит проводить диагностику бега на 10 и 30 м в привычных для детей условиях. Зимой по беговой дорожке или по кругу диаметром 10-30 м прокладывается лыжня, для встречной эстафеты - две параллельные лыжни.

На внутренней стороне забора вдоль беговых дорожек или на фасаде здания могут быть размещены изображения зверюшек-спортсменов на расстоянии друг от друга, соответствующем длине рекомендуемых дистанций для ходьбы и бега.

Красиво и декоративно можно оформить беговую дорожку: отмечаются места старта и финиша, размечаются дорожки на 2- 4 детей. Разметка может быть выполнена краской или мозаикой в виде пунктира. Дорожки хорошо выделить цветом, посыпав их битым кирпичом.

На участке также должна быть оборудована кольцевая дорожка с разделительной полосой для обучения катанию на педальных машинах, велосипедах, самокатах, спортроллерах. Мостики и мостки усложняют движение.

Рекомендуется физкультурную площадку засевать травой (кроме беговой дорожки и места для прыжков в длину и в высоту).

Для упражнений в прыжках в длину и высоту по краю площадки размещается дорожка для разбега (длина 8—10 м, ширина 1,5—2 м). В конце ее оборудуется яма для приземления длиной 3 м, шириной 1,5—2 м и глубиной 30-40 см. Стенка ямы обделывается досками, яма засыпается песком, перемешанным с опилками. На расстоянии 20-30 см от ямы укрепляется площадка для отталкивания (ширина 20 см).

Основное пространство физкультурной площадки, как правило, остается свободным. Все необходимое оборудование - 5-6 пролетов гимнастической стенки, бревна разных видов (наклонные, горизонтальные на разных уровнях), рукоходы, мишени для метания, устройства для подвешивания канатов, шеста, веревочной лестницы, барьеры-щиты с отверстиями для ног (для пролезания) - размещается по ее периметру. Посередине продольных сторон площадки целесообразно установить стойки для натягивания сеток, шнуров. Игровое поле для игры в мяч и подвижных игр должно быть не меньше 10x8 или 9x7 м.

К физкультурной площадке могут примыкать спортивно-игровые зоны для спортивных игр. Спортивно-игровые зоны могут располагаться и в других свободных местах участка дошкольного учреждения.

Для игр в волейбол, бадминтон, малый теннис организуется совмещенная площадка. Стойки снабжаются приспособлением для опускания сетки. К сетке прикрепляются деревянные бруски или металлические профили с колесиками. Высота сетки в верхнем по­ложении определяется уровнем поднятой вверх руки ребенка плюс 10 см, для игры в бадминтон – 120-130 см, для игры в теннис сетка подвешивается в 3-5 см от земли.

Для игры в баскетбол оборудуется площадка, уменьшенная на­половину по сравнению со взрослой. У боковой линии должны быть расположены несколько щитов с кольцами на разной высоте для обучения элементам игры.

Спортивно-игровую зону для городков следует оградить решетчатым барьером спереди и с боков, для перехвата бит делают земляной вал высотой 50 см, за ним устанавливают сетку.

В спортивно-игровых зонах располагаются столы для настольного тенниса. Они могут быть раскладными, с помощью выдвижных ножек регулируется их высота, крышка состоит из двух щитов, со­единенных петлями, ножки стола объединяются между собой попар­но и делаются откидными. Ракетки должны быть массой 120-130 г.

В спортивно-игровых зонах возможно размещение заборчиков с вертикальными перекладинами, перекладин разной высоты, рукоходов, стенки для упражнений с мячами, стойки с подвешенным малым мячом для освоения техники движений большого тенниса, бадминтона; шеста-стойки для парных игр с подвешенным мячом для перебрасывания мяча, закручивания веревки вокруг стойки после бросков; стоек-шестов для «гигантских шагов». Если основная спортивная площадка невелика, то в одну из спортивно-игровых зон выносится яма для прыжков с дорожкой для разбега.

В зимнее время имеет смысл устроить площадку для игр в зимние городки, снежки, бильярд, крокет. Оборудуется каток. Разметка на льду проводится раствором синьки или анилиновыми красителями.

На асфальте вокруг здания дошкольного учреждения могут быть нанесены рисунки: скачки, лабиринты, имитация шоссе, тротуаров, пешеходных переходов. Рисунки на асфальте не только активизируют движения, но и способствуют интеллектуальному развитию: в клетках скачков могут быть расположены цифры, буквы. Дети выполняют задания: «допрыгать до десяти», «прыгни в клетку, в которой цифра больше на 2», «прыгая, собери слово». Скачки изображаются традиционно или в форме ветки с листьями, кактуса и т. п. В одной из спортивно-игровых зон располагаются бассейны-ванные или плескательные и плавательные бассейны.

Легкий инвентарь (лыжи длинные и короткие, коньки, санки, роликовые коньки, ракетки для спортивных игр, мячи, воланы, наборы для городков, кольца, шары, скакалки, шапочки-маски, серсо, кегли, ходули, конусы и др.) выносят на участки по мере необходи­мости.

Большое внимание следует уделить художественному, эстетическому оформлению физкультурной площадки и спортивно-игровых зон. Следует использовать мотивы местной флоры, природные материалы, национальные орнаменты. Все детали и крепления оборудования должны быть «заовалены» и окрашены яркими стойкими эмалями. Поле, щит для игры в баскетбол, стойки волейбольных сеток, хоккейные и футбольные ворота, бумы, арки для пролезания, лианы окрашиваются чистыми цветами (голубым, белым, желтым, зеленым, ярко-оранжевым). Эти цвета хорошо гармонируют с цветом травы, песка и снега. Важно контрастно окрасить перекладины и бумы. Ходовые части покры­ваются лаком, а торцевые части и опорные столбы окрашиваются в красный, желтый, зеленый, голубой, малиновый цвета, но не более трех цветов на одной площадке. Аналогичным способом окрашиваются разновысокие композиции бревнышек. Эстетическое оформление физкультурного оборудования должно радовать детей и стимулировать их деятельность с целью физического и духовного развития.

На групповых площадках отводится место для свободных индивидуальных и коллективных физических упражнений. Желательно сделать оборудование участка игрового сюжетного характера (лабиринт-поезд, мишени для метания - петух, бревно-тигр, пирамида- ракета и т. п.). При размещении оборудования следует стремиться к рациональному сочетанию стационарных построек и выносного инвентаря. На участках желательно размещать качели (подвесные, качели-«весы»), карусели вращающиеся кресла для младших детей, карусели-турникеты для старших, многоместные карусели, приводимые в движение ногами или руками. Следует использовать для активизации двигательной деятельности постройки для сюжетно-ролевых игр (домики, малые архитертурные формы), песочницы, природное окружение (перебрасывание мяча через куст, бег змейкой между деревьями), метание снежков. Зимой из снега необходимо вместе с детьми сооружать снежные горки, скаты, крепости, лесенки на скатах горок, создавать скульптуры. Развитию тонкой моторики способствуют игры в песочнице с сухим и мокрым песком.

Для младших дошкольников недалеко от групповой площадки можно организовать отдельную спортивно-игровую зону с полосой препятствий, соответствующих возрастным возможностям и физической подготовленности детей. При расстановке пособий важно соблюдать принцип обеспечения чередования разнообразных двигательных действий.

На площадках для малышей желательно наличие естественных земляных горок, которые могут в летнее время служить для восхож­дения, спуска, сбегания; зимой - для скатывания на санках.

Мелкий выносной материал должен быть привлекательным, побуждать к движениям, обогащать психомоторный, сенсорный опыт (мячи, обручи, машинки, колесики, скакалки и др.).

Отдавая должное заботе работников детских учреждений об озеленении участков, созданию микроклиматических условий, нельзя не предостеречь от чрезмерной перегрузки участков посад­ками, резко сокращающими площадь для физических упражнений и игр детей. Положительным является опыт засевания участков немнущимися травами. Это создает благоприятные условия как для прогулки детей, так и для более широкого использования территории.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: