Перечень вопросов, разработанный в соответствии с установленными этапами формирования компетенций




График проведения текущего контроля успеваемости

Форма обучения, № семестра: Номера недель семестра, в которые осуществляется текущий контроль успеваемости
                                17/ 34 (заочная)
Очная,           х           х         х
Очно-заочная, 10           х           х         х
Заочная, 8, 9                                 хх

 

Формы текущего контроля

Порядковый номер и наименование учебного модуля Наименования форм текущего контроля, указанных в рабочей программе  
 
УМ 1 Реставрационные материалы для художественных изделий Устное собеседование  
УМ 2 Технологии и методики реставрации художественных изделий Устное собеседование  
УМ 3 Реставрационное оборудование Устное собеседование  
УМ 1 Реставрационные материалы для художественных изделий Устное собеседование (заочная форма обучения)  
УМ 2 Технологии и методики реставрации художественных изделий УМ 3 Реставрационное оборудование Контрольная работа (заочная форма обучения)  

 

Оценочные средства текущего контроля

Устное собеседование

Устное собеседованиепроходит в форме вопрос – ответ. При получении задания, студент дает ответ на вопрос (всего 30 минут).

Перечень вопросов, разработанный в соответствии с установленными этапами формирования компетенций

№ п/п / № темы Формулировка вопросов Ответ
1/1-3 Какими характеристиками должны обладать реставрационные материалы для художественных изделий? 1) Прочность реставрационного материала не должна превышать прочность авторского. 2) Материал должен быть обратимым, точнее — он не должен препятствовать повторной реставрации 3) Долговечность, то-есть все материалы, предназначенные для использования в контакте с музейными объектами, должны сохранять стабильность свойств в течение по крайней мере пятидесяти лет после реставрации 4) Не должны искажать первоначального замысла художника, то-есть не должны изменять фактуры и тональности авторского материала
2/4-5 Цель создания паспорта реставрируемого объекта? Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. Ведение дневника реставрации является обязательным на всех этапах реставрационных работ. Только при наличии дневника реставратор сможет правильно и без затруднений заполнить паспорт реставрации произведения. Реставраторам иногда приходится выполнять работы параллельно на нескольких произведениях. В этом случае необходимо на каждое произведение иметь отдельный дневник или разделы в едином дневнике. Если в работе над произведением возникает длительный перерыв, то дневниковые записи (по рецептуре, технологическим этапам) дадут возможность быстро возобновить работу. Как только реставратор получает произведение и задание на выполнение работ, он сразу же начинает вести дневник, куда он вносит сведения из акта (или другого документа), данные о поступлении произведения, выписку из протокола реставрационного совета с заданием на реставрацию, записывает результаты осмотра произведения и сразу же заполняет соответствующие пункты паспорта реставрации произведения.  
3/6 Характерные особенности европейской и российской школ реставрации? В европейских странах и России охрана памятников и реставрация существуют уже около двух веков. В современных условиях они трансформировались в междисциплинарную отрасль научной, проектной и производственной деятельности со своей научной и учебной базой, исследовательскими центрами, индустрией материалов, передовыми технологиями. Творческий процесс изучения и реставрации объектов культурного наследия объединяет усилия архитекторов и строителей, инженеров и конструкторов различных направлений, специалистов в области гуманитарных и естественных наук. Важным условием сохранения является рациональное экспонирование художественных изделий, достойное их значения и не противоречащее сохранности. Музеефикацию изделия с учетом его исторической ценности можно рассматривать как своего рода высшую меру сохранения. Венецианская хартия 1964 г. утвердила международные принципы реставрации. Она отдает предпочтение консервации и рассматривает реставрацию как вынужденную и чрезвычайную меру. Своевременная консервация, обеспечивающая защиту уязвимых конструкций, частей сооружения и декора, в сочетании с качественным уходом и надлежащей эксплуатацией - это наиболее эффективный и щадящий способ сохранения наследия, увеличивающий сроки межреставрационных периодов. Реставрация предусматривает глубокое вмешательство в подлинную ткань памятника, влечет за собой элементы воссоздания и уносит частицу подлинности. Если говорить об европейском опыте, то понятия «реставратор» там не существует, есть термин «консерватор». Консерватор — это человек, который умеет выполнять исследовательские работы по памятнику, составить методику реставрации, самостоятельно своими руками отреставрировать, быть руководителем реставрационного коллектива, составить отчетную научно-проектную документацию, быть в курсе нормативно-правовых документов в области реставрации. Музеи заинтересованы в том, чтобы иметь в штате специалистов, которые способны провести весь комплекс работ.
4/7-8 Основные виды разрушений художественных изделий и технологии их реставрации? Под реставрацией традиционно понимают весь перечень строительных работ, направленных на укрепление и восстановление памятников истории, культуры и искусства, поврежденных, искаженных или разрушенных: - временем; - вредными условиями бытования; - губительными или неумелыми воздействиями. В ходе реставрации: - укрепляется структура памятника с применением материалов, подобных первоначальным, или с применением современных средств, если они не вредят памятнику; - исправляются деформированные части; - восстанавливаются или удаляются химически изменившиеся элементы; - (часто) устраняются позднейшие дополнения.
5/9 Какие современные технологии применяются при реставрации художественных изделий? В части реставрации каменной и гипсовой скульптуры в Санкт-Петербурге не так давно существует метод лазерной очистки от чёрных корковых наслоений. Этот метод работы может использоваться как альтернатива традиционным методам — он более щадящий, более быстрый, и в качестве ухода за городской скульптурой используется довольно активно. Ещё одно новшество — лазерное 3D-сканирование. Очень полезная технология, которая позволяет сканировать памятник и получать более точные обмерные данные, увидеть мельчайшие детали, скрытые от глаза архитектора.
6/1-2 Цель аттестации реставратора? Целью аттестации является проверка знаний и практических навыков в области сохранения объектов культурного в области реставрации
7/1-2 Отличие прав и обязанностей реставратора 1й и 3й категории? а) На должность художника-реставратора I категории принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности "Реставрация" и стаж работы в должности художника-реставратора II категории не менее 3 лет. На должность художника-реставратора III категории – принимается специалист с высшим профессиональным образованием по специальности "Реставрация" и стаж работы в должности художника-реставратора не менее 3 лет либо среднее профессиональное образование по специальности "Реставрация" и стаж работы в должности художника-реставратора не менее 5 лет. б) Художник-реставратор III категории должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам сохранения и развития культурного наследия народов Российской Федерации, регламентирующие деятельность музеев и касающиеся реставрационной деятельности; технику, технологию, основные методы реставрационных работ и способы их применения; стилистические особенности памятников, музейных предметов; порядок организации работ по учету, хранению, изучению, публикации, обеспечению сохранности музейных предметов и музейных коллекций; порядок организации экспертизы культурных ценностей, музейных предметов; научные, технические достижения в сфере реставрации и консервации; основы менеджмента; психологию управления; основы экономики и управления в сфере культуры, трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности. в) Художник-реставратор I категории должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам сохранения и развития культурного наследия народов Российской Федерации, регламентирующие деятельность музеев и касающиеся реставрационной деятельности; технику, технологию, основные методы реставрационных работ и способы их применения; стилистические особенности памятников, музейных предметов; основы менеджмента; основы экономики в сфере культуры, трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности
8/4 Цель и правила фотофиксации объекта? Фотофиксация – это доступный и наглядный метод мониторинга состояния художественных изделий. Она позволяет отслеживать изменения в разных отрезках времени и фиксировать их. Фотофиксация осуществляет на всех стадиях обследования объекта, предшествует его реставрации. Для получения более полного представления о масштабах реставрационных работ в кадр обычно вставляется измерительная рейка, указывается время и место съемок. Характер и объем работ бывает разный и зависит от конкретной ситуации. Все состояния исследуемого художественного изделия необходимо фиксировать с помщью данного приёма мониторинга.
9/7-9 Отличие механической и химической расчистки художественного изделия? Первым делом нужно очистить заготовку от возможной грязи или жира, затем внимательно осмотреть металлическую деталь на предмет ранее нанесенного на нее покрытия из лака или краски. Если оно есть, но при этом на поверхности заготовки есть сколы и трещины, такое покрытие нужно удалять перед реставрацией однозначно. Если видимые повреждения отсутствуют, нужно убедится в его прочности. Для этого можно сделать несколько небольших надрезов на поверхности острым инструментом, и наклеив на них малярную ленту, быстро ее оторвать. Если лакокрасочное покрытие после этого остается целым, можно смело наносить новый слой краски, в противном случае его придется опять таки удалять полностью. Для очистки детали от старого покрытия и прочих мешающих загрязнений можно использовать несколько способов - механический, химический и термический. Первый заключается в очистке с применением абразивных материалов и инструментов - песок, дробь, наждачка, щетка, нож и так далее. Такой способ достаточно трудоемок, однако почти всегда гарантирует качественную очистку и хорошую адгезию реставрационного покрытия за счет шероховатости получающейся на заготовке в результате очистки. Очистка детали химическим способом - использованием для процесса очистки специальных активных составов. Такой метод не всегда может дать гарантию абсолютной очистки, и как правило используется в связке с очисткой механической, когда состав растворителя лишь размягчает старый лакокрасочный слой, и удаляется в дальнейшем механическим способом. Удаление старого покрытия с детали перед ее реставрацией с помощью термофена или горелки, попросту обжиг, достаточно эффективно, но используется большей частью на открытых площадках из за большой токсичности продуктов горения. В большинстве случаев после этого требуется дополнительная очистка металла перед началом реставрационных работ.
10/1-2 Основные положения Веницианской хартии. В 2014-2015 гг. культурный мир отмечает два юбилея – полвека со дня подписания Венецианской хартии по вопросам сохранения и реставрации памятников и достопримечательных мест (1964) и создания ИКОМОС - Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест. В «Венецианской хартии», провозглашавшей необходимость передачи памятников будущим поколениям «во всем богатстве их подлинности», устанавливалось пять важнейших принципов, суммирующих положения ее 16 статей: 1. Подчеркивался приоритет концепции исторического сооружения, понимаемого расширительно – от отдельного памятника к группе сооружений, городской и сельской среде; 2. Утверждались принципы консервации, которые распространялись как на сам памятник, так и на его окружение. Проводилась идея необходимости сохранения памятника in situ; 3. Реставрация провозглашалась исключительной мерой. При этом реконструкция как таковая не допускалась: «всякая реконструкция должна быть исключена a priori». Выдвигалось требованиевсемерного уважения к подлинности структуры сооружения и его материала (памятники должны быть переданы будущим поколениям «во всем богатстве их подлинности»). Этот принцип распространялся и на наслоения различных эпох. При любом вмешательстве не допускалась фальсификация исторической и художественной документальности памятника; 4. Работы, связанные с консервацией памятников археологии, должны выполняться только специалистами в этой области. Реабилитация археологического участка не должна наносить урон, искажать смысл и значение памятника; 5. Любые действия должны сопровождаться составлением точной документации и публикациями. В дальнейшем многие позиции получили свое развитие в серии международных хартий ИКОМОС, дополнивших текст «Венецианской хартии» в соответствующих областях. Среди них «Флорентийская хартия» по охране исторических садов, 1982; «Международная хартия по охране исторических городов», 1987; «Международная хартия по охране и использованию археологического наследия», 1990; «Нарский документ о подлинности», 1994, и другие. Она стала историческим документом, который отражает взгляд на вопросы консервации и реставрации памятников и памятных мест

Варианты заданий устного собеседования, разработанные в соответствии с установленными этапами формирования компетенций

№ п/п Формулировка задания Ответ
  Назовите обязательное свойство, предъявляемое к реставрационным материалам   Обратимость в методологии реставрации. 1. Каждое произведение искусства является носителем физического (материалы и технологии) и метафизического контента. Физический контент одновременно воспроизводит как индивидуальные черты технологической и эстетической привязанности мастера, создавшего данное произведение, так и типичные черты доминирующих во времена создания произведения искусства тенденции технологии и эстетики некой группы/школы мастеров, работавших в конкретное время и конкретном месте, к кругу которых принадлежал автор данного произведения. 2. Индивидуальные черты перестают быть воспроизводимы с момента физической или творческой смерти их носителя потому, что являются проекцией суммы его уникальных личностных качеств: эстетических переживаний, образовательного ценза, тактильного опыта, технологических предпочтений и мн.др. Доминирующие во времена создания данного произведения искусства тенденции, а значит – типические черты, в отношении их физического контента, например, художественных материалов, характера их обработки, формы произведения, воспроизведенный на произведении рисунок, цветовая палитра, фактура, блеск и пр., не являются уникальными, неоднократно воспроизводились неопределенным числом представителей данной школы в прежние времена и потому доступны для повторения в текущем и последующем времени. 3. Со временем, физический контент, в процессе бытования произведения, претерпевает модификацию, в связи с чем, тот приобретает новые качества, именуемые историческим контекстом. В связи с формированием исторического контекста, в ходе которого произведение подвергается стихийной (самопроизвольные процессы старения и разрушения материалов которые в сумме приводили, например, к изменению цвета, прозрачности, блеска и пр.) и направленной модификации (проявления иконоклазма, атеистического сознания, вандализма, реставрационного вмешательства и пр.) произведение искусства переходит в категорию памятник искусства. 4. При этом памятник сохраняет статус подлинника, сформировавшегося на момент создания произведения, пока и поскольку в нем сохраняется его физический контент, который является носителем метафизического контента. 5. В этом смысле подлинник является культурологической константой, а памятник - консервантом культуры. 6. Любые привнесенные в подлинник в ходе реставрации модификации не обладают статусом подлинника по отношению в памятнику. Они лишь являются технологической и эстетической точкой зрения текущего времени на подлинник и актуальны только на текущий период, до появления иной технологической и эстетической точкой зрения. То есть, как продукт сменяющих друг друга технологических и эстетических тенденций они, модификации, не имеют отношения к контенту произведения, но имеют отношение к изменению его контекста. Поскольку реставрационное (в отличии от консервационного) вмешательство не является обязательной мерой, принципиально важно, чтобы в ходе реставрационного процесса характер вмешательства, который вмещает в себя сумму применяемых технологий, компетентность реставрационного контингента, наличия и содержания формулировки конечной цели реставрационного процесса и др., объем контента сохранялся и были созданы условия, которые обеспечивали объекту реставрации защищенность в ходе последующего бытования памятника (использования, исследования, экспонирования, а также, для движимых объектов реставрации, упаковки, транспортирования и монтажа) исключающие уменьшение контента. 7. По этой причине, все модифицирующие подлинник воздействия, формируемые как замысел реставратора должны обладать качеством обратимости. Главным из них следует считать требование доступности памятника к повторной реставрации вне зависимости от примененной в тот или иной период развития реставрации технологии. Однако важнейшей, на мой взгляд, формой выражения требования обратимости является требование к замыслу реставратора быть в любое время доступным к освобождению памятника от контекста связанного с реставрационным вмешательством. Впрочем, последнее возможно только при применении обратимых методов/технологий реставрации. Парадокс заключается в другом. Следует исследовать и сформулировать мнение относительно статуса исторического контекста, так как уже давно отмечено, что в полемике постоянно устанавливается тождество статуса контекста к статусу контента и, в результате, в конечной цели реставрационного процесса интересы сохранения контента становятся в зависимость от псевдо-необходимости сохранения исторического контекста. То есть содержание понятия памятник не просто постоянно расширяется за счет прибавление к нему всех последующих этапов бытования, включающих в себя, в том числе, явления вандализма и профессиональной безграмотности, а происходит относительное уменьшение объема контента по отношению к контексту и, соответственно, доли подлинника в материальном статусе памятника.
  Какие обязательные данные входят в реставрационный паспорт   описание сохранности Состояние сохранности художественных экспонатов необходимо точно и подробно фиксировать в различного рода подробной документации. В том случае, если речь идет о вновь поступившем в музей экспонате, первыми документами, где фиксируются состояние и повреждения предмета, являются акт поступления и книга поступления. Более подробное и детальное описание сохранности заносится в инвентарную карточку и инвентарную книгу в графу «сохранность». Описание сохранности картины должно делаться хранителем совместно с реставратором
  Что является первичной и главенствующей целью реставратора   Консервация Задачами консервации и всего процесса реставрации в целом являются: продление жизни художественного изделия и подготовка к экспонированию. Консервация – основа возможности длительного хранения музейных предметов; создание определенного режима хранения, приостанавливающего процессы их естественного старения, а также путем активного пресечения разрушительных процессов с последующим укреплением предметов.
  Назовите наиболее характерные дефекты художественных украшений   Механическое повреждение В процессе бытования художественного изделия приобретаются следующие дефекты: естественный износ, механические и тепловые повреждения. Механические повреждения — это трещины, пробоины, риски и борозды, выкрашивание материала, поломки и обломы, изгиб и скручивание изделия. К тепловым повреждениям относятся деформация, возникающая от температуры воздействий. Естественный износ происходит в результате трения между трущимися поверхностями и усталости поверхностного слоя материала и является основной причиной несохранного состояния художественного изделия. Различают следующие виды естественного разрушения: механический, молекулярно-механический и коррозионно-механический. К механическому износу относят абразивный износ и износ, возникающий вследствие пластического деформирования и разрушения вследствие хрупкости материала. К молекулярно-механическому относят износ, образующийся при схватывании частиц материала между собой с последующим разрушением возникшей связи. Под коррозионно-механическим понимают механический износ, усиленный явлениями коррозии
  Какая из перечисленных технологий может служить для расчистки объекта   механическая химическая лазерная обработка Выбор инструментов для механической расчистки художественных объектов зависит от состояния объекта. Механическая, химическая, лазерная обработка избираются для расчистки поверхности, которая может представлять собой: - твёрдый слой из агломератов, лежащий на стабильном грунте; - твёрдый слой из агломератов, лежащий на мягком грунте; - мягкие продукты коррозии; - продукты коррозии или сам объект фрагильные настолько, что необходимо вначале закрепить. Все работы проводятся под техноскопом. Самый распространнёный в России бинокуляр - Ломо МБС 9 и 10. При работе необходимо обратить внимание на патину и оригинальную поверхность. Полное удаление продуктов коррозии приводит зачастую к потере оригинальной поверхности со всеми сохранившимися в ней деталями. К тому же, патина является наилучшим защитным покрытием. Удаление продуктов коррозии химическим или электрохимическим путём приводит к расчистке до чистого металла и потере всех, ещё сохранившихся деталей поверхности. В связи с этим, консерваторы и реставраторы почти полностью проводят расчистку механическим путём.
  Начало реставрационных работ с художественными изделиями, найденными в полевых условиях Стараясь сохранить узнаваемый вид предмета, реставратор должен вместе с тем выявить его форму, показать детали украшения или конструктивные особенности, раскрыть гравировку или надпись. Для преодоления задачи расчистки используются инструменты: - микропескоструйный аппарат - лазер - бормашина - ультрозвуковое зубило - скальпель - штихель - пластиковые щёточки (кисточки) - деревянные палочки различной твёрдости - ватные палочки Всем этим операциям при сильном загрязнении предстоит долгий путь расчистки и пропитки в случае корродирования объекта Паралоидом Б 72. После того, как все остатки воды будут вытеснены спиртом, можно приступать к непосредственному закреплению поверхностного слоя. Для этого помещаем объект в 0,25 % р-р Паралойда Б 72 в ацетоне. Со временем концентрацию повышают ещё на 0,25 %.Для каждого объекта с различной степенью повреждений концентрация может варьировать от 2% до 5 %. Излишки Паралойда Б 72 всегда можно удалить при помощи ватной палочки и ацетона. Важно, чтобы на всём протяжении этого процесса поверхность не высыхала. Таким способом можно закреплять объекты, которые не были полностью очищены от земли и грязи

 

 

Варианты контрольных заданий (задач, кейсов), разработанных в соответствии с установленными этапами формирования компетенций

№ п/п Условия типовых задач (задач, кейсов) Ответ
  Разработать концепцию музеефикации объекта. Работа сдается в письменном виде.   Цель и задачи музеефикации данного памятника. Ценность объекта(ов). Памятник(и) в структуре историко-культурного наследия. Охраняемый статус объекта(ов) наследия. Места проведения специальных исследований (археологических раскопок, этнографических экспедиций, реставрационных работ и т.д.). Музейно-экспозиционная деятельность. Примеры известных аналогичных объектов наследия.
  Подготовить аналитическую записку на тему: "Реставрация и музеефикация изделия декоративно-прикладного искусства". Работа сдается в письменном виде.   Аналитическая записка включает следующие позиции: 1. Наименование объекта наследия. 2. Статусы объекта 3. Краткая историческая справка. 4. Перечень материалов, применимых в изделии 5. Изображения объекта 6. Основные этапы реставрации и музеефикации объекта 7. Особенности его современного использования  

 

Условия допуска обучающегося к сдаче (экзамена, зачета и / или защите курсовой работы) и порядок ликвидации академической задолженности

Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (принято на заседании Ученого совета 31.08.2013г., протокол № 1)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: