1.Философско-педагогические взгляды.
2.Педагогическая деятельность до 1917 г.
3. Педагогическая деятельность в советское время.
4. Основные положения педагогической теории.
Вопросы для тестового контроля.
1. Теорию «свободного воспитания» Шацкий:
- критиковал, считал мелкобуржуазной;
- увлекался, использовал на практике.
2. Цель воспитания…
3. Формы воспитательных учреждений, созданных Шацким до октября … …после Октября…
1. Заполните пропуски:
Педагогическая деятельность Шацкого началась…
1905г. создает ……………….. в /городе, поселке и т.п./……………
1911г. возглавил……………… в /городе, поселке и т.п./……………
1918г. возглавил……………… в /городе, поселке и т.п./……………
1919г. возглавил……………… в /городе, поселке и т.п./……………
2. Строение первой опытной станции…
3. На первой опытной станции было достигнуто «единство педагогического производства». В чем сущность этого единства?
4. Основными элементами детской организации Шацкий считал синтез ….
5. Роль учителя… Позиция ученика…
6. Центральная педагогическая идея после Октября …
7. Четыре принципиально новых метода работы с детьми…
8. Способы изучения и преобразования окружающей среды силами школы …
9. Отношения к наказанию
Литература:
1. Беляев В.И., Шацкий С.Т.: Эволюция представлений о цели воспитания. Педагогика. № 4, 95. С. 75-79
2. Бершадская Д.С. Педагогическая деятельность и взгляды С.Т. Шацкого. М., 1973.
3. Гончаров И.К. Шацкий С.Т. и его педагогическая система. Советская педагогика. № 8, 78, с. 106-113.
4. К 110-летию со дня рождения С. Шацкого /у истоков идей/. Сов. Педагогика. № 7, 88, с. 74-76.
5. Малинин В.С. Шацкий и его время воспитания школьника. № 4, 88, с. 14-15.
6. Новые материалы о Шацком. Советская педагогика. № 6, 89. С. 118-130.
7. Педагогическая эстетика Шацкого. Педагогика. № 4, 93, с. 103-105.
8. Плеханов А. Синтез труда, науки, искусства в теории и практике С.Т. Шацкого. Нар. образование. № 7, 88.с. 78-80.
9. Холмс Л. Вперед к Шацкому. /О пед наследии; статья американского ученого./ Учит. газета. 1990, 19.05. с. 8.
10. Шацкий С.Т. Мой путь. М.,1980.
Шацкий С.Т. Работа для будущего. М., 1989.
Вопросы:
1. Преобразования в области народного образования в период с октября 1917 г. по 20-е гг.
2. Школа и педагогика 20-30-х гг.
3. Деятельность пионерской и комсомольской организаций.
4. Развитие советской педагогики и ее наиболее яркие представители в довоенный период.
5. Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (1945 - 1958).
6. Советская школа и педагогика в 60-80-е гг. Движение педагогов-новаторов.
Творческие задания:
1. Уникальная система работы с трудными подростками В. Сороки-Росинского.
2. Опыт авторской школы В.Сухомлинского по обучению и воспитанию сельских детей.
3. Экспериментальные школьные площадки в 20-30-е гг. в Советской России (С. Шацкий, П. Блонский и др.)
4. А. Луначарский и Н. Крупская как теоретики и организаторы народного образования в советский период.
Литература:
1.Васильева З.И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М., 2002
2.Латышина Д.И. История педагогики. М., 2002.
3.Джуринский А.Н. История педагогики. М.. 2000.
4. История педагогики в России. Хрестоматия М., 2000 / составитель С.Ф. Егоров
5. Бескина Р.М. Виноградова М.Д. Идем А.С. Макаренко сегодня. М., 1988
6. Борисовский А.М. В.А. Сухомлинский – педагог М.. 1985
7. Вендровская Р.Б. Школа 20-х годов: поиски и результаты М., 1993
8. Губко А. Рыцарь суровой доброты (О В. И. Сороки- Росинском). М., 1991
9. Данильчеко М.Г. Блонский П.П. о школе и учителе. М., 1979
10. Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики. 1917-1987 М., 1987
11. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики М., 1972
Индивидуальный маршрут студента, изучающего курс
«История образования и педагогической мысли»
«Библиотека – центр информационной культуры»
Лабораторное занятие
Задания
1. Ознакомиться с фондом библиотеки по изучаемому курсу. «История образования и педагогической мысли»
2. Составьте список литературы по курсу (в соответствии с требованиями). Подберите справочную литературы, монографии, статьи из журналов и газет по курсу (20-25 наименований)
3. Вам необходимо выбрать одну статью по теме «История образования и педагогической мысли» и написать тезисы статьи.
4. Вам необходимо выбрать одну статью по теме «История образования и педагогической мысли» и написать на нее рецензию.
5. Вам необходимо выбрать одного из представителей педагогической мысли XIX начала XX вв., одну или несколько из его работ (статьи, монографии и др.) и выполнить следующее:
Кратко основные вехи биографии автора (Ф.И.О., годы жизни, мировоззрение, что из фактов биографии повлияло на становление педагогических идей, направление педагогической мысли к которому принадлежит);
Выходные данные источника;
Заполните таблицу
№; Отношение к: | Цитата, ссылка на источник с указанием страницы | Комментарий (почему выписал данную цитату, чем понравилась, какие взгляды автора на«Историю образования и педагогической мысли» отражает). |
1.Человеку … 2.Человек – это… | ||
3. Ребенку Ребенок - это | ||
4. Воспитанию Воспитание – это… Методы, средства и приемы воспитания. Формы воспитания | ||
5.Духовность – это … Нравственность – это … | ||
6. Духовно-нравственное воспитание – это… | ||
7.Мысли автора о послушании, что является для автора послушанием: 1.Послушание –первичная форма дисциплинированности; 2. Авторитет – Бога, священника, настоятеля, родителейи учителейкак свободное согласие с замыслом Божьим, который содержится еще в тайне; 3.Требование(через убеждение), приказанье, совет; 4. Готовность и привычка повиноваться старшим; 5. Действия,которые соответствуютправиламили указаниям; 6. Синоним уступчивости(в психологиисклонность соглашаться с чужой т.з.) | ||
8. Закономерности воспитания; Принципы воспитания. | ||
9. Отношение к обучению (дидактика) | ||
10. Методы, приемы, средства, формы обучения. | ||
11. Принципы обучения. Ступени познания. | ||
12.Восприятие школы. Роль школы в становлении человека. | ||
13.Отношение к Учителю. |
Оформить эволюцию взглядов на вопросы воспитания (принципы, закономерности воспитания), эволюцию воспитания «послушания» в альманах.
Выполненную работу отправить одним файлом по почте: panterkat@gmail.com Мануйловой Екатерине Андреевне, до собеседования, ориентировочно собеседование – до 3 июня.