Трудовые функции социальных педагогов




Общая информация о профстандарте

В 2016 году российское педагогическое сообщество с надеждой и некоторыми опасениями ожидало утверждения профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». Введение профстандарта должно было запустить ряд процессов в педагогической сфере:

  1. Сформулировать цель и содержание воспитательной миссии педагогов, которая в педагогическом образовании долгое время была оттеснена в пользу предметного содержания. Этот пункт был частым предметом споров в педагогическом сообществе.
  2. Оптимизировать процесс аттестации действующих педработников;
  3. Привести единые требования к соискателям на рынке труда;
  4. Повлечь за собой реформирование программ подготовки и переподготовки педагогических кадров;

Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания был утвержден приказом Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 года № 10н. Эксперты утверждают, что этот документ действительно внёс ясность в работу педагогов и помог решить ряд проблем в этой сфере.

Что содержится в профессиональном стандарте Специалист в области воспитания

Профстандарт 01.005 содержит общие сведения, трудовые функции с подробным пояснением необходимых знаний и умений, требования к образованию и обучению, особые условия допуска к работе педагогов.

Профстандарт уточняет основную цель профессиональной деятельности - организация воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации учащихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей.

Вид экономической деятельности – образование (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, профессиональное среднее, высшее, дополнительное для детей и взрослых).

Какие профессии регулирует

Согласно профессиональному стандарту 01.005, к специалистам в области воспитания относится ряд профессий:

социальный педагог;

старший вожатый;

педагог-организатор;

воспитатель и старший воспитатель;

педагог-библиотекарь;

тьютор.

Трудовые функции по профстандарту Специалист в области воспитания

В профстандарте сформулированы обобщенные трудовые функции специалистов в области воспитания:

● социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации;

● организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации;

● организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса;

● воспитательная работа с группой обучающихся;

● библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования;

● тьюторское сопровождение обучающихся.

Трудовые функции социальных педагогов

Социальный педагог – специалист, который работает с детьми и родителями не только в образовательной или специализированной организации, но и по месту жительства. Он помогает детям и подросткам адаптироваться в новой школе, занимается мониторингом неблагополучных семей и профилактикой правонарушений среди учащихся.

Согласно профессиональному стандарту, социальный педагог выполняет следующие функции:

  1. Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации;
  2. Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации.

Чтобы профессионально выполнять перечисленные трудовые действия, социальному педагогу необходимо обладать знаниями по следующим темам:

● Нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования, воспитания, социальной работы с детьми и молодежью;

● Методы социально-педагогической диагностики, изучения ситуаций жизнедеятельности обучающихся, выявления их потребностей;

● Способы обеспечения реализации и защиты прав обучающихся в процессе образования;

● Основы социально-педагогической деятельности по социальной адаптации обучающихся, помощи им в освоении социальных ролей;

● Способы планирования социально и личностно значимой деятельности обучающихся с целью расширения их социокультурного опыта;

● Формы и методы социально-педагогической поддержки детей и молодежи в трудной жизненной ситуации;

● Формы и методы профилактической работы с детьми и семьями группы социального риска;

● Формы работы с детьми и молодежью по месту жительства;

 

2) - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Концепция определяет: характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовнонравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым национальных задач.

 

3) - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

2) - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Концепция определяет: характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовнонравственная

 

консолидация многонационального народа Российской Федерации; основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым национальных задач.

 

 

4) - Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (начального общего, основного общего, среднего общего образования

ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до курсов повышения квалификации.

 

ФГОС устанавливают качественные и количественные критерии в образовании, как нормативы в спорте или ГОСТы для продуктов.

 

ФГОС имеют силу закона и должны соблюдаться учреждениями основного общего образования. На организации с лицензией на дополнительное образование ФГОС не распространяются.

 

В том числе частными. Ведь они тоже руководствуются законом «Об образовании», а там зафиксировано право на получение образования в соответствии с ФГОС. В частных школах должны учить тому же, чему и в государственных, разница лишь в методиках и объёме дополнительных услуг.

Что определяют ФГОС? Качество всей образовательной системы. Они направлены на объединение разрозненных программ, упорядочивание существующих элементов и внесение новшеств.

 

Во ФГОСах затрагиваются и общекультурные ценности — например, приобщение обучающихся к нормам и традициям общества, патриотизм и толерантность.

 

Основы ФГОС варьируются от поколения к поколению — стандарты образования вводятся поэтапно и постоянно совершенствуются.

Виды ФГОС

Для каждого уровня образования разработан свой государственный стандарт:

 

ФГОС дошкольного образования,

ФГОС начального общего образования (1–4 классы),

ФГОС основного общего образования (5–9 классы),

ФГОС среднего общего образования (10–11 классы).

Есть ещё федеральные государственные образовательные стандарты для бакалавриата, магистратуры, ординатуры, а также ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Всего 12 видов

Федеральные стандарты образования в России применяются с 2004 года. Они призваны упорядочить и улучшить нынешнюю систему, помочь ученикам эффективнее осваивать программы различных уровней и переходить со ступени на ступень.

ФГОС обеспечивают:

● Единство образовательного пространства Российской Федерации. Это значит, где бы вы ни жили, в Москве, Калининграде или Владивостоке, ваш ребёнок везде будет получать примерно одинаковые знания.

● Преемственность основных образовательных программ. Детский сад готовит к начальной школе, начальная школа — к средней и так далее. На каждой ступени ребёнок должен получать всё необходимое, чтобы без проблем продвигаться вверх по образовательной лестнице.

● Вариативность содержания образовательных программ. Учат одному и тому же, но по-разному. Главное, чтобы в итоге ребёнок обладал набором установленных государством компетенций.

ФГОС является основой всех основных образовательных программ.По федеральным образовательным стандартам пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса.

ФГОС для школы принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись.

Первые были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения.

Второе поколение государственных стандартов обучения в школе действует до 2020 года. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений и личность ребёнка. А стандарты третьего поколения вступят в силу в сентябре 2021 года.

Каждый федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя три вида требований. Эти нормы определяют общую структуру ФГОС и относятся ко всем видам стандартов образования.

● Требования к структуре основных образовательных программ. Какие предметы изучать? Каким должен быть учебный план? Как развивать умение учиться? Как оценивать результаты?

● Требования к условиям реализации основных образовательных программ. Сколько нужно учителей и других специалистов? Какие потребуются учебники и оборудование?

● Требования к результатам освоения основных образовательных программ. Здесь учитываются не только оценки по предметам, но и самостоятельность ребёнка, его умение общаться, наличие собственной позиции и прочие метапредметные и личностные результаты

Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет. Их разработкой занимается Министерство образования и науки Российской Федерации при участии учебно-методических объединений, образовательных и научных организаций.

Сначала проект ФГОС обсуждается на сайте Минобрнауки, потом проводится независимая экспертиза, и после доработок стандарты утверждаются специальным советом министерства образования. К обсуждению проекта на сайте могут присоединяться и родители, высказывая своё мнение по поводу грядущих изменений. Поэтому ответ на вопрос, кто разрабатывает ФГОС, — все вместе. Но финальное слово, конечно, за министерством образования.

5) Современные нормативные документы в области воспитания. Программа воспитания и социализации

Система образования в современной России достаточно жестко централизована, несмотря на то, что в обучении сохраняется региональный компонент и существуют частные школы. Определенный минимум, который составляет 70% программы, должны реализовывать абсолютно все, а на выходе все должны сдать единый экзамен государственной итоговой аттестации. Работа этой системы обеспечена рядом нормативно-правовых актов и базовых документов. Все они приняты недавно и представляют собой попытку приспособить российское образование к современным условиям.

Нормативные документы — это нормативно-правые акты разных видов и уровней, которые принимаются органами власти и обязательны к исполнению. Вы должны в них хорошо ориентироваться.

К важнейшим для нас нормативным документам относятся:

● • Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» N 273-ФЗ от 29.12.2012 (далее — ФЗ РФ «Об образовании в РФ»);

● • Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования, утвержденные Приказом Минобрнауки России № 1897 от 17 декабря 2010 г. (далее - ФГОС ООО);

● • Федеральные государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования, утвержденные Приказом Минобрнауки России № 413 от 17 мая 2012 г. (далее — ФГОС СОО);

● • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 (далее - ПООП ООО);

● • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31 марта 2014 г. (далее — Федеральный перечень учебников или ФПУ);

● • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» (далее — Профессиональный стандарт педагога);

● • а также отдельные приказы Минобрнауки России (по государственным экзаменам, по аттестации педагогических работников, по олимпиадам и др.), региональные документы, которые можно найти на сайте Министерства образования и науки РФ и сайтах региональных органов управления в сфере образования. Кроме того, основные информационно-правовые порталы делают специальные тематические подборки нормативных актов[1].

Поддерживают эти документы — раскрывают их положения, ориентируют на способы их выполнения — базовые документы, которые принимаются не органами власти, составляются учеными, специалистами в области теории и практики образования. К ним относятся, например, Фундаментальное ядро содержания образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина РФ, Контрольно-измерительные материалы государственной итоговой аттестации (далее — КИМ ГИА) и др. Ими можно пользоваться как рекомендациями с высшей степенью доверия к их источнику. Интересно, что в них даются определения и разграничения основных понятий современной системы образования, таких, например, как «компетентность» и «компетенция» И Т.д.

Остановимся здесь только на нормативных документах (с КИМ ГИА вы ознакомитесь в главе 26).

Основополагающим документом в области отечественного образования является ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» Закон регулирует все общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование — организационные, правовые, экономические. В основе системы российского образования лежат федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы (ст. 10). Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование; начальное общее образование (1—4 класс); основное общее образование (5—9 класс); среднее общее образование (10—11 класс). Статья 18 п. 4 «О средствах обучения» закрепляет за учителем право выбрать любые учебники, которые входят в «Федеральный перечень учебников».

Согласно статье 66 п. 2. «О целях основного общего образования»: «Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению)». Таким образом, мы видим, что личностные результаты и воспитательные цели выходят на первый план. Кроме того, читая закон глазами учителя обществознания, мы видим, что общие для всех предметов цели имеют непосредственное отношение к изучаемому обществоведческому содержанию.

Для учителя обществознания особенно важны положения статьи 48, регулирующие преподавание отдельных тем курса: «Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них...» Подробнее о границах свободы в деятельности учителя обществознания вы узнаете в главе 35.

Основополагающим нормативным документом в области общего образования являются, конечно, Федеральные государственные стандарты (ФГОСы) всех уровней общего образования. По новым стандартам начальная школа начала учиться в 2011—2012 учебном году, соответственно 10-й класс начнет учиться по ним в 2020—2021 учебном году. Структура всех документов включает в себя общие положения, требования к результатам освоения основной образовательной программы, требования к структуре основной образовательной программы и условиям ее реализации. В отличие от предыдущего стандарта в новом документе не прописано содержание учебного материала по каждому предмету, а выделено три основных вида требований к результатам обучения, сформулированных в деятельностном ключе

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: