в Республике Башкортостан




Методические рекомендации

По проведению народного праздника «Шежере байрамы»

в Республике Башкортостан

 

В целях возрождения национальных традиций, обычаев башкирского народа, привлечения населения к изучению своей родословной, истории родного края, 10 мая 2006 года Правительством Республики Башкортостан принято постановление «О проведении народного праздника «Шежере байрамы» в Республике Башкортостан».

Народный праздник «Шежере байрамы» является историко-этнографическим праздником, основу которого составляют этнографические источники, достоверность которых подтверждается соответствующим сравнительным материалом, а также данными источников различных эпох и родственных народов.

Башкирские шежере составлялись каждым родом. Когда башкирские родовые общины распались, шежере стали составлять жители группы родственных сел, одного села или даже члены отдельных семей. В такие шежере обычно записывались имена всех мужчин данного села или семьи на протяжении нескольких поколений. Наибольший интерес, без сомнения, представляют шежере более крупных организаций башкирского общества – племени, рода, так как они включают сведения о важнейших моментах истории башкирского народа.

Шежере как географический и историко-этнографический праздник требует индивидуально – региональных рекомендаций.

1. Шежере должны быть составлены как летописи родовые, родственных сел, одного села, одной семьи. Было бы особенно ценно при просмотре того или иного театрализованного представления получить историческую картину родоплеменного состава, выраженного через шежере.

2. В определенные этапы исторического развития происходили изменения в шежере, т. е. в результате воин, переселений племен, происходили вливания племен родственных народов. Например, когда монгольские племена ойраты двигались на запад за Чингиз-ханом, некоторые из них шли через Южный Урал и известны под именем калмыки (калмак), т. е. оставшиеся.

Ахмет-Заки Валиди приводит пример, что в генеалогической истории китайской династии Суи упоминаются тюркские племена «Тиеле», одно из которых называлось «Ба-шу-ки-ли», что, по мнению китайского профессора Чанг Лана, означает «башкорт». Возможно, это упоминание о башкирском племени «тиляу».

Венгерский союз в Паннонии состоял из 7 племен, два из которых назывались Юрматау и Ене. Руководитель мамлюков, который поставил на вершине египетской пирамиды юрту из низовий реки Урала, был кипчакского племени.

На подобных примерах могут быть показаны такие исторические моменты из жизни башкирских племен.

3. Очень важно отразить и показать мировоззрение племени, рода, семьи через театрализацию эпосов, легенд башкирского народа, касающихся определенной территории. Например, события, описанные в эпосе «Заятуляк и Хыухылу», происходили на территории Далекановского района на озере Асылыкуль, в легенде «Зульхиза» ‑ в деревне Таштугай Хайбуллинского района.

4. Бытовую жизнь башкирских племен при показе жилищных условий не рекомендуется изображать простой пастушьей юртой с его утварью. Юрты должны быть ханские, бейские, двухствольные, войлочные, соответственно с богатым ханским украшением.

Шатры также должны быть 9, 8, 7, 6, 5, 4-х крылатыми. Они могут быть из тонкого войлока или грубого льна. Количество «крыльев» и их убранство зависело от занимаемой должности военачальника. Известно и то, что простые воины, если была необходимость, ставили шатер, используя свои копья.

5. Одежда башкирских племен.

У каждого племени была своя одежда со своими оберегами, тамгами, с учетом, какому тэнгрэ отдавалось предпочтение.

Вид одежды:

‑ Бытовая одежда с оберегами.

‑ Праздничная одежда с украшениями.

‑ Обрядовая одежда.

Обрядовая одежда может быть с шаманскими атрибутами; для изгнания злого духа или пугани «черных сил» или для победы; для общения с тэнгрэ (поклонение огню, солнцу, небу, камню, горе); для исполнения различных мусульманских обрядов.

Необходимо выделить вид одежды по календарным сезонам: зимнюю, осеннюю, летнюю. То же относится и к головным уборам. Для девушек и девочек – височная и затылочная части головы должны быть с оберегами. Важным атрибутом женской одежды являлись штаны из грубой шерстяной и легкой ткани. Летние штаны для девочек и девушек должны быть с оборками внизу и с кисточками.

6. Обувь.

Особо должна учитываться разновидность обуви: зимние и осенние сапоги для мужчин, женщин и детей; чарыки – зимние войлочные, с длинными или короткими голенищами с кожаными или меховыми украшениями, чарыки ‑ летние войлочные, льняные, кожаные с деревянными, костяными каблучками и подошвой.

7. Украшения.

Мужские – обереги (на груди) для воинов, амулеты и знаки-обереги от смерти. Женские – воротники, нагрудники, накосники, браслеты, серьги.

Тамга племени изображалась на мужских поясах, обычно на металлических пряжках чеканился орнамент, он украшался камнями, у охотника ‑ когтями беркута, зубами волка.

8. Обереги домашнего скота.

Лошадиные, коровьи, овечьи, волчьи черепа на колах.

9. Украшения ездовых лошадей с оберегами.

10. Должны быть представлены различные виды хозяйственной деятельности: скотоводство, рыболовство, пчеловодство, собирательство и полеводство.

«Шежере байрамы» представляет собой этнографическо– исторический народный праздник с большим территориальным объемом.

1. Должно быть оформлено дерево – шежере района, где имеются несколько родов – племен, наблюдается переплетение родов, шежере отдельных сел и отдельных семей.

2. Должен быть поставлен столб – дерево с тамгами племен, проживающих в этом районе, и приглашенных племен(если таковые имеются). В представлении необходимо изобразить в форме диалога основную причину сбора племен (о роде, птице, дереве и причине прибытия племен) и показать скобление тамги в столб.

3. На майдане оформляется большая сценическая площадка и несколько обозначенных мест, где происходят события, связанные с эпосом и легендами, историческими событиями данного региона.

4. Ставятся двухствольные ханские, бейские юрты с родовыми, племенными знаками и шатры с воинскими атрибутами.

5. Площадка между шатрами предназначается для состязаний самых сильнейших батыров (от каждого рода 1 представитель) ‑ куреш, метание копья, стрельба из лука и состязание сэсэнов.

6. Обязательными являются этнографические, сценические костюмы.

7. Показываются обрядовые сцены:

‑ обновление крови, когда одно племя выбирает мальчика знатного рода с другого племени, за него дают выкуп и увозят с собой;

‑ обряд знакомства невесты с водой у речки (приветствие, просьба, умывание невесты с обрядовыми словами), или другие обряды, связанные с тэнгрэ данного племени.

8. В представлении могут быть показаны: угон табуна лошадей одного племени и возвращение другим, похищение невесты и гонка за похитителями и др.

9.Представление завершается сценой прощания племен.

 

Метод. рек. разработано ведущим спец. по фольклору

Г.В. Баймурзиной, А.С. Гайнуллиной.


Сценарный план

 

1. Оформление территории

2. Приветствие главы администрации данного района и ли города

3. Клич племен, сбор на майдане

4. Кореш батыров (по одному представителю из всех племен)

5. Стрельба из лука

6. Метание копья

7. Приглашение главных гостей праздника в юрты для угощения

8. На главной сцене выступление фольклорных коллективов (состязание такмаками)

9. Сбор всех гостей для просмотра конных скачек и джигитовки

10. Показ обрядов (угон лошадей, похищение невесты, обновление крови и т.д.)

11. Показ эпизодов бытовой жизни (рыболовство, скотоводство, пчеловодство, полеводство)

12. Театрализованный показ башкирских эпосов и легенд касающихся данной территории

13. Завершение праздника.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: