Деятельность студентов по освоению представленного курса должна складываться из следующих составных частей:
1. Посещения и прослушивания лекций. Важность данной компоненты тем более возрастает, что университет обладает ограниченными и неравноценными ресурсами учебной литературы.
2. Работы по подготовке к семинарским занятиям и работы на самих семинарских занятиях. Следует отметить, что лишь добросовестное выполнение программы семинарских занятий прививает студентам навыки самостоятельной философской работы. Представляется невозможным допуск к зачету и экзамену по дисциплине лиц, не выполнивших в полном объеме программу семинарских занятий.
3. Самостоятельного изучения учебного материала по программе курса. Данная часть работы является самой объемной и трудоемкой. Подготовка должна вестись с привлечением учебной и дополнительной литературы в библиотеках или домашних условиях.
4. Написание и защита самостоятельной работы по избранной, предложенной самостоятельно или назначенной теме. Список тем рефератов см. приложение к настоящей программе. Темы рефератов в рамках одной студенческой группы не должны повторяться.
5. Выполнение письменной или тестовой контрольной работы. Контрольная работа должна охватывать несколько тем и содержать элементы самостоятельной аналитической деятельности.
Ключевые понятия по курсу:
Бытие, сознание, познание, мировоззрение, мироощущение, миропонимание, наука, миф, вещь, натурфилософия, идеальное, материальное, субстанция, акциденция, эмпирический, теоретический, сенсуализм, рационализм, субъект, объект, трансценденция, практика, деятельность, движение, пространство, время, явление, структура, форма, содержание, метафизика, диалектика, противоречие, истина, качество, количество, сущность, свойство, язык, мышление, общество, культура, цивилизация, интеллект, человек, воспитание, память, совесть, личность, ценность, свобода, необходимость.
Нижеследующие "рекомендации" не надо понимать буквально.
КАК НАПИСАТЬ РЕФЕРАТ НА "ОТЛИЧНО"?
(адрес в Интернет - https://exc.nm.ru/how/howref.htm)
Итак, вы решили написать реферат. Прежде всего, выберите из всего разнообразия тем ту, работать над которой вам было бы действительно интересно. Выбирая тему, примите во внимание не только актуальность её звучания, но и такие факторы как наличие достаточного количества доступной литературы, ваше общее понимание предмета, возможность получить консультации по теме у специалиста. Немаловажным фактором может быть также личное мнение преподавателя, которому предстоит проверять и оценивать работу, по избранной вами проблеме. Если, например, ваш преподаватель - убеждённый демократ, то вряд ли вам удастся убедительно доказать ему преимущества марксистско-ленинской идеологии (обратное утверждение тоже верно!). Избегайте "скользких" тем! Реферат - это не трибуна для выражения общественного мнения, а работа, призванная продемонстрировать ваше владение предметом.
После того как вы определились с тематикой реферата, начните сбор необходимой информации из первоисточников. Только первоисточники позволят вам сформировать своё собственное мнение по избранной проблеме. Помните: отличный реферат должен быть написан на уровне критического научно-аналитического обзора с чётко выраженным авторским отношением к рассматриваемым идеям, событиям и результатам. Неоценимую помощь в поиске источников вам может оказать преподаватель. Обязательно обратитесь к нему за рекомендациями.
Важное значение имеют правильное оформление и чёткое структурирование изложения. У реферата обязательно должен быть титульный лист, план изложения (с указанием глав и параграфов) и список использованной литературы. Как правило, на титульном листе указываются название учебного заведения, тема реферата, наименование предмета, фамилия автора и год написания. Реферат должен иметь краткое введение в проблему, в котором изложены постановка вопроса, обоснование выбора темы, её значимость и степень разработанности.
Общий объём реферата не должен превышать 25 (для нас 8-10) страниц машинописного текста. Не стремитесь сделать реферат слишком большим. Помните: перегруженность информацией отнюдь не является достоинством работы! Излагайте свои мысли чётко и ясно. Поставьте себя на место преподавателя - едва ли вы смогли бы уделять для оценивания одной работы более пятнадцати минут. Суммируйте наиболее важные мысли и выводы в заключении реферата. Там же уместно очертить перспективы дальнейших исследований и отметить вклад автора реферата в разработку темы.
Примечание: студенты выполняют самостоятельную работу, а не пишут реферат… преподавателю сдается «пояснительная записка».
[1] Ниже под словом «работа» будет подразумеваться «пояснительная записка» к ней.
[2] В квадратной скобке указывается номер рассматриваемого литературного произведения, под которым оно находится в списке литературы.
[3] Пояснительная записка к Работе будет возвращена на переделку.
[4] Заключительная фраза раздела должна быть логически связана с содержанием раздела.
[5] При написании данного раздела использованы материалы из сети Интернет.