Россия как демократическое государство
Демократизм Российской Федерации находит выражение прежде всего в обеспечении народовластия, разделения властей, политического многообразия.
В статье 3 указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.
Представительная демократия – это осуществление народом власти через своих выборных полномочных представителей. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.
Непосредственная демократия – это форма непосредственного волеизъявления народа или какой-либо группы населения. Согласно ст. 3 Конституции высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Референдум Российской Федерации – это всенародное голосование граждан России по вопросам государственного значения. Решения, принятые Всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РФ.
Право каждого гражданина РФ участвовать в референдуме закреплено ст.32 Конституции РФ. Согласно ст. 84 Конституции РФ Президент РФ назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Возведение правового регулирования проведения референдумов на уровень конституционного федерального закона подчеркивает значимость этого института непосредственной демократии.
В настоящее время действует федеральный конституционный закон «О референдуме» от 28 июня 2004 г.
В законе установлено, что референдум проводится на всей территории России на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
Референдум проводиться в следующих случаях:
1. Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции РФ. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, а также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ определяется федеральным конституционным законом;
2. На референдум выносятся проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации;
3. На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации.
На референдум не могут выноситься вопросы:
1. Об изменении статуса субъекта (субъектов) Федерации, закрепленного Конституцией РФ;
2. О досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
3. Об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
4. О персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
5. Об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
6. О принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации;
7. О введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;
8. О принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
9. Об амнистии и о помиловании.
Вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции РФ, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Он должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
Разные инициативные группы по проведению референдума могут предложить для вынесения на референдум разные, в том числе альтернативные, вопросы.
Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» (ст. 7) предусматривает ряд обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума.
Инициатива проведения референдума не может быть выдвинута и референдум не может назначаться и проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, а также в течение трех месяцев со отмены военного или чрезвычайного положения.
Референдум не проводится в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа.
Инициатива проведения референдума принадлежит:
- Не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме, — при условии, что на территории одного субъекта Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не босс 50 тыс. из них;
- Конституционному Собранию — в случае, предусмотренном
1 ст. 135 Конституции РФ;
- Федеральным органам государственной власти— в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и Федеральным конституционным законом.
Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией результатов референдума. Оно является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории Российской Федерации. Оно может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения.
Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание нормативного правового акта, федеральный орган государственной власти, в компетенцию которого входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки этого нормативного правового акта, который не должен превышать три месяца со дня принятия, решения на референдуме.