В законе установлено, что референдум проводится на всей территории России на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.




Россия как демократическое государство

Демократизм Российской Федерации находит выражение прежде всего в обеспечении народовластия, разделения властей, политического многообразия.

В статье 3 указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократияэто осуществление народом власти через своих выборных полномочных представителей. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократияэто форма непосредственного волеизъявления народа или какой-либо группы населения. Согласно ст. 3 Конституции высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Референдум Российской Федерации – это всенародное голосование граждан России по вопросам государственного значения. Решения, принятые Всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РФ.

Право каждого гражданина РФ участвовать в референдуме закреплено ст.32 Конституции РФ. Согласно ст. 84 Конституции РФ Президент РФ назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Возведение правового регулирования проведения референдумов на уровень конституционного федерального закона подчеркивает значимость этого института непосредственной демократии.

В настоящее время действует федеральный конституционный закон «О референдуме» от 28 июня 2004 г.

В законе установлено, что референдум проводится на всей территории России на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Референдум проводиться в следующих случаях:

1. Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции РФ. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, а также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ определяется федеральным конституционным законом;

2. На референдум выносятся проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации;

3. На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конститу­цией РФ к ведению Российской Федерации, а также к совместному ве­дению Российской Федерации и субъектов Федерации.

На референдум не могут выноситься вопросы:

1. Об изменении статуса субъекта (субъектов) Федерации, закреп­ленного Конституцией РФ;

2. О досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания Рос­сийской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Прези­дента, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3. Об избрании, о назначении на должность, досрочном прекраще­нии, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

4. О персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5. Об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должност­ных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

6. О принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Феде­рации;

7. О введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;

8. О принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

9. Об амнистии и о помиловании.

Вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции РФ, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Он должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Разные инициативные группы по проведению референдума могут предложить для вынесения на референдум разные, в том числе альтернативные, вопросы.

Федеральный конституционный закон «О референдуме Россий­ской Федерации» (ст. 7) предусматривает ряд обстоятельств, исключаю­щих назначение и проведение референдума.

Инициатива проведения референдума не может быть выдвинута и референдум не может назначаться и проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных феде­ральным конституционным законом, а также в течение трех месяцев со отмены военного или чрезвычайного положения.

Референдум не проводится в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа.

Инициатива проведения референдума принадлежит:

  1. Не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме, — при условии, что на территории одного субъекта Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не бо­сс 50 тыс. из них;
  2. Конституционному Собранию — в случае, предусмотренном

1 ст. 135 Конституции РФ;

  1. Федеральным органам государственной власти— в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и Федеральным конституционным законом.

Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией результатов референдума. Оно является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории Российской Федерации. Оно может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения.

Если для реализации решения, принятого на референдуме, требует­ся издание нормативного правового акта, федеральный орган государ­ственной власти, в компетенцию которого входит данный вопрос, обя­зан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки этого нормативного право­вого акта, который не должен превышать три месяца со дня принятия, решения на референдуме.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: