Педагогическая задача 6.




По детским вопросам часто можно судить об уровне временных представлений у

детей. Маша спрашивает: «А утро – это когда идѐшь в детский сад?». Н.А. Менчинская в

своѐм дневнике приводит такую запись. Еѐ сын Саша знает, что в воскресенье он пойдѐт в

театр. В связи с этим происходит разговор, который часто повторяется. «Сегодня четверг, а завтра?». Я его спрашиваю, «Какой день будет после субботы?» - «Воскресенье», - отвечает Саша. «А что будет в воскресенье?» - «Пойдѐм в театр».

Вопросы-задания:

1. О каких ориентирах в восприятии времени свидетельствуют детские

высказывания? Каковы особенности восприятия дошкольниками частей суток и дней

недели?

2. Составьте консультацию для педагогов на тему: «Методические приѐмы

ознакомления дошкольников с частями суток и днями недели».

 

Примерный план ответа

Восприятие времени – отражение в сознании человека продолжительности,

последовательности, быстроты и частоты протекания процессов, явлений, действий.

Исследования представлений ребенка о времени проводились как за рубежом (Ж. Пиаже, П.

Фресс,П. Жане и др.), так и в отечественной педагогике (К.А. Абульханова-Славская, Т.Д.

Рихтерман, Е. И Щербакова, Л.С. Метлина, Р.Л. Непомнящая и др.)

Основа восприятия времени – чувственное восприятие. Временные интервалы дети

связывают с постоянно повторяющимися или эмоционально привлекательными событиями

или явлениями. Приведѐнные высказывания детей свидетельствуют о том, что детьми

дошкольного возраста время воспринимается опосредованно, через определенную

деятельность, через чередование событий и постоянно повторяющихся явлений.

Известный детский психолог А.А. Люблинская подчеркивала, что освоение времени

совершается медленно и осуществляется лишь через практическую деятельность самих

детей, когда воспитатель специально вычленяет в ней эту сторону жизни.

В старшем дошкольном возрасте ориентиром для различения частей суток является

не только деятельность детей, но и деятельность взрослых, объективные природные

показатели (положение солнца, цвет неба и др.).

Ориентиром для освоения дошкольниками дней недели являются повторяющиеся, а

также эмоционально привлекательные виды деятельности детей и взрослых (в приведѐнной

ситуации таким видом деятельности выступает поход в театр).

Консультируя педагогов относительно методических приѐмов ознакомления

дошкольников с частями суток и днями недели, следует обратить их внимание на то, что

детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться

во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его

длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и

ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и

планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности

как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку

при обучении в школе и в повседневной жизни.

Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности

затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда

совершается в одном направлении - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя

задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники испытывают

значительные трудности в освоении временных представлений. Поэтому перед

воспитателями дошкольных учреждений, встает проблема ознакомления детей со временем -

неосязаемым явлением в условии преобладания наглядно-образного мышления и восприятия

детей дошкольного возраста.

В младшей группе уточняют представление детей о таких промежутках времени, как

утро, день, вечер и ночь. Части суток малыши различают по изменению содержания их

деятельности, а также деятельности окружающих их взрослых в эти отрезки времени.

Точный распорядок дня, строго установленное время подъема детей, утренней гимнастики,

завтрака, занятия и т.д. создают реальные условия для формирования представления о частях

суток. Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды

деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем

завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем

обедать». Ребенка спрашивают, например: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты

встаешь?» И т. п.

С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и

взрослых в разные отрезки времени. Иллюстрации должны быть такими, чтобы на них были

явно видны признаки, характерные для данного отрезка времени. Воспитатель выясняет, что

делают дети (взрослые), нарисованные на картинке, когда они это делают. Предлагает

вопросы: «А ты что делал утром? Днем?» Или: «А ты когда играешь? Гуляешь? Спишь?»

Затем дети подбирают картинки, на которых нарисовано то, что делают дети или взрослые,

например, утром, днем или вечером.

Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием,

приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.

Как и в младшей группе, ориентировка во времени развивается у детей, в основном,

в повседневной жизни. Важно, чтобы она базировалась на прочной чувственной основе.

Педагог уточняет представление детей о частях суток, связывая их названия с тем,

что делают дети и близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью. Ведется беседа с

детьми с целью уточнения их представления о сутках. Разговор может быть построен

примерно так: сначала воспитатель просит детей рассказать, что они делали до того, как

пришли в детский сад, что утром делали в детском саду, что делают днем в детском саду и

т.д. Он уточняет и обобщает, что дети делают в каждый из периодов суток. А в заключение

говорит о том, что утро, день, вечер и ночь - это части суток.

Временные понятия «сегодня», «завтра», «вчера» носят относительный характер;

детям трудно их усвоить. Поэтому необходимо как можно чаще пользоваться словами

сегодня, завтра, вчера и побуждать детей к этому. Воспитатель постоянно обращается к

детям с вопросами: «Когда мы рисовали? Что мы видели сегодня (вчера)? Куда пойдем

завтра?»

Значение слов быстро - медленно раскрывают на конкретных примерах. Воспитатель

обращает внимание детей на степень быстроты их движений в играх («Поезд идет медленно,

затем все быстрее и быстрее»). Во время одевания он хвалит тех, кто быстрее одевается,

порицает медлительных; на прогулках сравнивает скорость движения пешехода и

велосипедиста, автомобиля и поезда, гусеницы и жука.

С детьми старшего дошкольного возраста закрепляют и углубляют представление о

таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. Названия частей суток связывают не

только с конкретным содержанием деятельности детей и окружающих их взрослых, но и с

более объективными показателями времени - явлениями природы (утро - встает солнце,

становится все светлее и светлее и т.п.). Воспитатель беседует с детьми о том, что, когда и в

какой последовательности они и окружающие их взрослые делают в течение дня, о

впечатлениях раннего утра, полудня, вечера. Он читает детям стихотворения и рассказы

соответствующего содержания.

В качестве наглядного материала используют картинки или фотографии, где

изображены дети в процессе различных видов деятельности на протяжении дня: уборка

постели, утренняя гимнастика, умывание, завтрак и т.д. Уточнить представление о частях

суток позволяют дидактические игры, например игра «Наш день».

Изменчивость и относительность таких обозначений времени, как «вчера»,

«сегодня», «завтра», затрудняет усвоение их детьми. Пятилетние дети путают эти слова.

Смысловое значение данных слов педагог раскрывает, задавая детям вопросы: «Где мы были

с вами вчера? Когда мы ходили в парк? Какое занятие у нас сегодня? Когда у нас будет

занятие по рисованию?».

Для упражнения детей в использовании временных терминов в старшей группе

широко используют словесные дидактические игры и игровые упражнения, например

«Продолжай!». Это упражнение можно проводить в форме игры с мячом. Дети встают в

круг. Воспитатель произносит короткую фразу и бросает мяч. Тот, кому попал мяч, называет

соответствующее время. Например: воспитатель бросает мяч и говорит: «На почту мы

ходили…"»… вчера», - заканчивает фразу ребенок, поймавший мяч. «Занятие по математике

у нас было…"»… сегодня». «Рисовать мы будем…"»… завтра» и т.п.

Любят дети игру «Наоборот». Воспитатель произносит слово, смысл которого связан

с представлением о времени, а дети подбирают слово, обозначающее другое время дня,

обычно в контрастном значении. Например, утро - вечер, завтра - вчера, быстро - медленно,

рано - поздно и т.п.

В старшей группе детского сада дети узнают о том, что сутки, которые в разговоре

люди обычно называют словом день, сменяются одни другими. Семь таких дней составляют

неделю. Каждый день недели имеет свое название. Последовательность дней недели всегда

одна и та же: понедельник, вторник, среда… Названия дней недели связывают с конкретным

содержанием деятельности детей («По средам у нас занятия по математике и физкультуре, по

четвергам - …»). Теперь дети ежедневно называют утром текущий день недели, а также

говорят, какой день недели был вчера, какой будет завтра. Периодически на занятиях по

математике детям предлагают назвать дни недели по порядку. Сказать, какой день идет до

или после названного. Педагог чередует вопросы типа: «По каким дням у нас занятия по

рисованию? А музыкальные? Куда мы ходили в среду?». Когда дети научатся считать по

порядку, название дня недели связывают с его порядковым номером.

Для закрепления знания последовательности дней недели может быть использована

словесная дидактическая игра «Дни недели». Наблюдение за сменой дней недели позволяет

подвести детей к пониманию периодичности, сменяемости времени, раскрыть идею его

движения: идут дни за днями, недели за неделями.

В подготовительной к школе группе закрепляют знания о таких периодах времени,

как утро, день, вечер, ночь, неделя, дают представление о месяцах, ребята запоминают их

названия. Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения

способствуют осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-

следственных связей между ними. Ориентировка во времени должна базироваться на

прочной чувственной основе, т.е. переживании длительности времени в связи с

осуществлением разнообразной деятельности, по-разному эмоционально окрашенной, а

также наблюдениями за явлениями природы, событиями общественной жизни.

Большое значение имеет то, насколько часто дети используют в речи названия

периодов времени, мер времени. Продолжают закреплять знания о частях суток и их

продолжительности. В начале учебного года необходимо уточнить, что, когда и в какой

последовательности дети и окружающие их взрослые делают в течение дня. Педагог

предлагает поиграть в игру «Наш день».

Полезно при ознакомлении детей с трудом людей разных профессий показать, в

какое время суток они работают. Для этого можно использовать непосредственные

наблюдения детей, чтение книг, а также дидактические игры «Кто работает днем?»,

«Путешествие вечером», «Путешествие ночью». Играя в эти игры, дети подбирают картинки

соответствующего содержания или называют тех, кто работает в определенные часы суток:

утром, днем, вечером, ночью.

Закрепляют и представление детей о том, что сутки, которые люди обычно называют

словом день, сменяются одни другими и имеют свои названия, 7 суток составляют неделю.

Последовательность дней каждой недели всегда одна и та же: понедельник, вторник и т.д.

Ежедневно утром дети называют текущий день, а также предыдущий и последующий.

Важно как можно чаще побуждать детей к установлению временных отношений, к

использованию слов завтра, сегодня, вчера, сначала, потом, до, после, перед, до этого, после

этого.

При составлении рассказов из опыта, пересказа воспитатель следит за точной

передачей последовательности событий, разъясняет смысл временных отношений. Это имеет

существенное значение для понимания как логики временных отношений, так и самих

событий, которые дети наблюдают или о которых рассказывают.

Еще большее значение имеет использование словесных игровых упражнений «Дни

недели», «Продолжай!», «Наоборот». Дети дополняют начатую педагогом фразу, подбирают

слова противоположного значения (утро - вечер, сначала - потом, быстро - медленно и т.п.),

определяют, что дольше: день или неделя, неделя или месяц, месяц или год.

Использование совокупности представленных методических приѐмов ознакомления

дошкольников с временными представлениями позволит сформировать у детей систему

осознанных временных представлений.

СЛ. Рубинштейн утверждал, что не следует преувеличивать недоступность

временных представлений для детей и что относительно позднее их развитие бывает тогда,

когда «не уделяется достаточного внимания их выработке».__



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: