ПРОЕКТ «Родительский открытый университет»
МБОУ СОШ №3 г.Нытва имени Ю.П.Чегодаева
г.. Нытва
Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
но, прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А.С. Макаренко
Актуальность проекта
Воспитание, как процесс целенаправленного формирования личности, осуществляется под воздействием социальных институтов, ведущее место среди которых занимает семья. От родителей полностью зависит, какая психологическая и духовная атмосфера царит в семье. Замечательно, если мир семьи наполнен любовью, теплом, вниманием всех членов друг к другу. Благоприятная среда создает основу для развития лучших человеческих качеств в ребенке.
В настоящее время семья переживает противоречивое и сложное состояние, вызванное духовно-нравственными изломами в обществе, частичной утратой идеалов. Значительно изменился вектор семейных ценностей: исчезло почитание родителей, уважение к истории своего рода и своей страны, произошел разрыв между поколениями. Семья, её уклад и традиции, для большинства молодых людей перестали быть ценностью. У многих родителей сформировалась безответственная позиция к своему ребенку.
Формирование ответственного и позитивного родительства – одно из основных направлений социальной политики Российской Федерации, закрепленных в «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. №1618-р.
В современном мире необходимо учить родителей быть родителями. В результате организованной работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) может быть решен ряд проблем общества: снижение количества разводов, повышение культурного уровня взрослого и детского населения, оптимизация детско-родительс ких отношений, укрепление семьи, снижение количества семей ГР СОП.
• «РОУ» представляет собой нестандартную форму психолого-педагогического просвещения родителей на основе личностно- и практико-ориентированного подходов и гуманной педагогики. Он нацелен не только на вооружение родителей необходимыми знаниями и основами педагогической культуры, но и на включение их непосредственно в единый непрерывный образовательный процесс детей (обучение, воспитание, развитие).
• Паспорт проекта
Полное название проекта | Родительский открытый университет |
Цель | Создание системы непрерывного родительского психолого-педагогического образования в МБОУ СОШ №3 |
Задачи | • Формирование новых родительских компетенций в вопросах воспитания детей в семье. • Содействие возрождению традиционных устоев и уклада семьи, популяризация положительного опыта семейного воспитания. • Создание кейса методических материалов • Разработка и осуществление мероприятий по плану. • Профилактика социального сиротства и социального неблагополучия семьи. |
Проблема, решаемая в проекте | Недостаток информации по вопросам воспитания и общего развития детей |
Краткое содержание | Работа РОУ предполагает 4 сессии по 3 модулям каждая: психология, Содружество семьи и школы, Педагогика семейного воспитания. Каждая сессия начинается с небольшой пленарной части, где звучат слова приветствия из материалов «Письма к любящим родителям» Е.В.Бачевой и директора школы. Родители знакомятся с программой заседания и тематическим содержанием. Каждый родитель - слушатель РОУ имеет возможность выбора интересующей его секции и, в течение учебного года, может посетить все секции Университета - на каждой сессии происходит рокировка модулей по уровням образования. |
Ожидаемые результаты | - получение родителями новых знаний, практических навыков в воспитании детей; - привлечение внимание родителей к семейным традициями ценностям; - стимулирование родителей к созданию гармоничных, комфортных семейных отношений; - сокращение числа семей, состоящих в ГР СОП. |
Сроки проведения | 2020-2021 учебный год |
Продолжительность проекта | один учебный год |
Целевая группа | Родители детей дошкольного и школьного возраста |
Направление работы первой сессии
1.Пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи: любовь, забота, честь, почитание старших, верность
2. Родительский авторитет, почитание родителей в наше время
3. Формирование позитивного образа отца, повышение активности отцов в воспитании
Направления | Психология | Содружество семьи и школы | Педагогика семейного воспитания |
Мероприятия | Руководитель: Педагог-психолог Красносельских Е.М. | Руководитель: Зам. директора по ВР НООиООО Каменских И.Б. | Руководители: Учитель иностранного языка Кольцова Н.В.; учитель истории и обществознания Иутин И.Н. |
Мини-тренинг на взаимодействие «Семейные ценности» | Беседа с элементами практикума «Взаимопонимание в семье» | Родительская конференция для пап «Разговор о самом главном» | |
Беседа «Психологический климат в семье» | Родительская конференция «А у нас в семье традиции…» | Лекция-практикум «Династии земли российской» | |
Лекция с элементами игрового взаимодействия «Погода в доме, зависит от кого?» | Лекторий «Здоровое питание» | «Законы семейного счастья» |
После пленарной части родители расходятся по секциям. Прослушивают выступления докладчиков, задают вопросы, участвуют в практикумах, остаются со специалистами на индивидуальные беседы. Работа секций длится до полутора часов, в зависимости от объема подготовленного руководителями направлений тематического материала и интереса родителей к предложенным темам.
Каждый родитель - слушатель РОУ - имеет возможность выбора интересующей его секции и, в течение двух лет, может посетить все секции Университета - на каждой сессии происходит рокировка секций по уровням образования. Пример: секция «психология» на первой сессии предлагается родителям учащихся 1-4 классов, на второй - родителям учащихся 5-6 классов и т.д.
Таблица рокировки секций
Сессия | 1-4 классы | 5-6 классы | 7-9 классы |
Психология | Педагогика семейного воспитания | Содружество семьи и школы | |
Педагогика семейного воспитания | Содружество семьи и школы | Психология | |
Содружество семьи и школы | Психология | Педагогика семейного воспитания |
• Механизм реализации проекта
Этапы реализации | Сроки |
Подготовительный этап Знакомство общественности с основными идеями проекта Создание совета РОУ (утверждение руководителей модулей РОУ), Разработка модульных мероприятий, анкеты для мониторинга и сравнительного анализа; Знакомство педагогического коллектива с основными идеями проект Создание сайта РОУ Презентация проекта родительской общественности | август 2020г |
Основной этап Реализация основных мероприятий по проекту с привлечением специалистов разного профиля: педагоги, психологи, медицинские и социальные работники, сотрудники сферы культурного просвещения и полиции. | сентябрь 2020 – май 2021гг |
Заключительный этап Мониторинг и трансляция опыта Мониторинг («Фестиваль клипов») и сравнительный анализ Создание электронного сборника об опыте работы с родителями; Размещение консультационных материалов («Вопрос-ответ») на сайте РОУ Трансляция опыта в СМИ, в сети интернет; на районной педагогической августовской конференции 2021г; на психологическом форуме в г. Перми; Представить материалы работы проекта в Национальную Родительскую Ассоциацию (г.Москва), в АНО ЧОУ ДПО «Академия родительского образования», под руководством Е.В. Бачевой | июнь- август 2021г |
Риски проекта.
Риски | Методы предотвращения |
Низкая заинтересованность родителей | Мотивирование, объяснение важности участия в РОУчерез беседы, общешкольный и классные родительские собрания, дискуссии, |
Трудности проведения мероприятий во внеурочное время | Совместная деятельность с классными руководителями, зам. директора по воспитательной работе. |
Финансовое обеспечение | Привлечение спонсоров, благотворительных фондов, участие в конкурсе проектов (грант). |