Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Семестр |
Общая трудоемкость работы | 2 (72) | 2 (72) |
Аудиторные занятия (АЗ) | 1 (36) | 1 (36) |
в том числе: | ||
лекции (Л) | 0,5 (18) | 0,5 (18) |
лабораторные занятия (ЛЗ) | 0,5 (18) | 0,5 (18) |
Самостоятельная работа (СР) | 1 (36) | 1 (36) |
в том числе: | ||
изучение теоретического курса | 0,8 (30) | 0,8 (30) |
другие виды самостоятельной работы: составление глоссариев, кроссвордов, тематических тестов; подготовка докладов, презентаций; составление схем и таблиц; проблемные эссе и другое | 0,16 (6) | 0,16 (6) |
Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен) | зачет | зачет |
5. Содержание дисциплины Социальная психология
№ | Модули и темы дисциплины | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Код реализуемых профессиональных компетенций (ПК1, ПК2 …) | ||
Л | ЛЗ | СР | |||
Теоретические и практические основы социальной психологии | ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13 | ||||
1.1 | Социальная психология как наука. Становление социальной психологии | ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13 | |||
1.2 | Социально-психологическая характеристика личности | ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13 | |||
1.3 | Социализации личности | ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13 | |||
1.4 | Социально-психологические теории личности | ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13 | |||
Психология социальных сообществ | ПК-5, ПК-6, ОК-7,ОК-19 | ||||
2.1 | Общность как социально-психологический феномен | ПК-5, ПК-6, ОК-7,ОК-19 | |||
2.2 | Психология больших социальных групп | ПК-5, ПК-6, ОК-7,ОК-19 | |||
2.3 | Социально-психологические особенности функционирования малых групп и межгрупповые отношения | ПК-5, ПК-6, ОК-7,ОК-19 | |||
2.4 | Социальная психология общения: теоретический и прикладной аспекты | ПК-5, ПК-6, ОК-7,ОК-19 | |||
2.5 | Социально-психологическая характеристика конфликтов | ПК-5, ПК-6, ОК-7,ОК-19 | |||
ИТОГО: 72 ч. |
Содержание модулей и тем лекционного курса
1 Модуль. Теоретические и практические основы социальной психологии
Тема 1.1 Социальная психология как наука. Становление социальной психологии.
Понятие социальной психологии. Значение и место социальной психологии в психологической науке. Предмет, задачи и методы социально-психологического исследования. Исторические корни социальной психологии. Эмпирические предпосылки и философские истоки социальной психологии. История отечественной социальной психологии.
Тема 1.2 Социально-психологическая характеристика личности.
Понятие личности. Социально-психологическая структура личности. Понятие и природа духовного потенциала личности.
Тема 1.3 Социализации личности.
Понятие стадий, институтов и механизмов социализации личности. Факторы социализации личности. Социальная установка и роль личности в группе.
Тема 1.4 Социально-психологические теории личности.
Характеристика социально-психологических теорий личности. Психоаналитический подход (З. Фрейд, Э.Эриксон); Бихевиористский подход (Б. Скиннер); Гуманистический подход (К. Роджерс, А. Маслоу).
2 Модуль. Психология социальных сообществ
Тема 2.1 Общность как социально-психологический феномен.
Понятие, природа и функции психологической общности. Классификация социально-психологических общностей. Психология эпохи, народа, этноса.
Тема 2.2 Психология больших социальных групп.
Типология и уровни развития больших групп. Психологические явления в больших социальных группах. Психология толпы. Психология массовых психических явлений.
Тема 2.3 Социально-психологические особенности функционирования малых групп и межгрупповые отношения.
Определение группы. Виды групп. Функции группы. Размер группы и ее структура. Механизмы групповой динамики в организации.Феномены групповой жизнедеятельности. Психология межгрупповых отношений. Основные направления исследований межгрупповых отношений. Проблема групповой сплоченности и межгрупповых отношений
Тема 2.4 Социальная психология общения: теоретический и прикладной аспекты.
Понятие, функции общения. Анатомия общения. Общение и социальные отношения. Типы и виды общения. Структура общения, социально-психологические механизмы общения.
Тема 2.5 Социально-психологическая характеристика конфликтов.
Понятие о конфликтах, структура, функции, стадии протекания и виды. Конфликты в различных общностях. Урегулирование конфликтов.
Лабораторные занятия
№ п/п | Модули и темы дисциплины | Наименование лабораторных занятий |
1. | Теоретические и практические основы социальной психологии | |
1.1 | Социальная психология как наука. Становление социальной психологии. | Лабораторное занятие 1. Содержание предметной дискуссии: История развития социальной психологии. Отрасли социальной психологии. Связь с другими науками. Тенденции развития отечественной социальной психологии. Организация предметной деятельности: Оформление структурно-логических схем. |
1.2 | Социально-психологическая характеристика личности. | Лабораторное занятие 2. Содержание предметной дискуссии: Личность: познание собственного «Я». Личность как психологическое понятие. Я-концепция. Самосознание человека. Самооценка. Самопрезентация. Социальная зрелость личности. Организация предметной деятельности: Упражнения: «Мои сильные стороны», «Прокуроры и адвокаты», «Автопортрет», «Космический корабль». Тесты: «Знаешь ли ты себя», «Что Вы за птица?», «Я-образ и реальное «Я». Самоизучение духовно-творческого потенциала личности. |
1.3 | Социализации личности. | Лабораторное занятие 3. Содержание предметной дискуссии: Социально-психологические барьеры личности. Виды, пути преодоления. Установки и влияние (установки и поведение; предрассудки; социальное влияние). Организация предметной деятельности: Самохарактеристика по словарю духовно-творческой личности и по основным блокам самоанализа и самопознания. Заполнение модели «Окно Джогари». Рисунок своего «Я» в пространстве и во времени в цвете с собственными комментариями. Самотестирование «Механизмы защиты». |
1.4 | Социально-психологические теории личности. | Лабораторное занятие 4. Содержание предметной дискуссии: Поэтапное развитие личности в течение жизни (В.А. Поляков). Психоаналитический подход (К. Юнг, А. Адлер). Понимание личности с точки зрения трансактного анализа (Э.Бёрн); Экзистенциальный подход (Э. Фромм, В. Франкл и др.) Организация предметной деятельности: Тест «Непроизвольный рисунок». Тренинг-упражнения: «Личный герб и девиз». «Жизненные цели», «Игра в куб». |
Психология социальных сообществ | ||
2.1 | Общность как социально-психологический феномен | Лабораторное занятие5. Содержание предметной дискуссии: Общности и группы. Психологические признаки общности. Группы и организации. Психология брака и семьи. |
2.2 | Психология больших социальных групп. | Лабораторное занятие 6. Содержание предметной дискуссии: психология народа, масс, толпы. Организация предметной деятельности: Методы исследований больших социальных групп: методы этнографии (нравы, традиции, обычаи, сравнительные исследования различных культур и различных социальных групп); методы языкознания (анализ знаковых систем); метод исследования «социальных представлений» С.Московичи. |
2.3 | Социально-психологические особенности функционирования малых групп и межгрупповые отношения | Лабораторное занятие 7. Содержание предметной дискуссии: Понятие малой группы в социальной психологии Классификация малых групп. Динамические процессы в малых группах и специфика их протекания. Межгрупповые отношения и проблема групповой сплоченности. Организация предметной деятельности: Тесты: «Методика изучения внутригрупповых отношений», «Определение психологического климата в организации», «Психологическая атмосфера в группе», «Тенденции поведения человека в группе». |
2.4 | Социальная психология общения: теоретический и прикладной аспекты. | Лабораторное занятие 8. Содержание предметной дискуссии: Правила и техники общения. Деловая беседа: правила подготовки и ведения. Особенности телефонной деловой беседы. Деловые переговоры. Организация предметной деятельности: Упражнения: «Расскажи сказку», «Соберемся всместе», «Час редактора», «Слово из песни», «Телеграмма», «Испорченный телефон», «Язык жестов», «Карусель». Тесты: Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского). «Умеете ли Вы слушать?», «Приятно ли с Вами общаться?», «Умеете ли Вы слушать и воспринимать собеседника?», «Оценка самоконтроля в общении», «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей», «Тест коммуникативных умений» (Л. Михельсон), Исследование уровня эмпатийных тенденций. |
2.5 | Социально-психологическая характеристика конфликтов. | Лабораторное занятие 9. Содержание предметной дискуссии: Специфика регуляции эмоциональными состояниями в конфликтных ситуациях. Организация предметной деятельности: Упражнения: «Моя картина конфликта», «Пословицы и поговорки», «Бутылка молока», «Бутылочные крышки» (мозговой штурм), «Вверх по лестнице», «Анкета». Тесты: «Ваш способ реагирования в конфликте», «Конфликтная ли Вы личность». |
Содержание самостоятельной работы
Программой предусмотрено 36 часов самостоятельной работы в течение семестра. В самостоятельную работу студентов входит домашняя подготовка к лабораторным занятиям, проработка конспекта лекций и теоретического материала по вопросам курса с использованием основной и дополнительной литературы – 30 ч. (0,8), а также творческие задания – 6 ч. (0,16).
Виды самостоятельной (творческой) работы: составление глоссариев, кроссвордов, тематических тестов; подготовка докладов, мини-выступлений, презентаций; аутодиагностика, составление схем и таблиц, проблемные эссе и другое.
Задание на самостоятельную работу выдается преподавателем, выбор видов задания осуществляется самостоятельно обучающимся. Методические материалы для получения задания и выполнения самостоятельной работы обозначаются преподавателем в процессе изучения дисциплины и специально разработанных методических рекомендациях. Материалы по самостоятельной работе студенты представляют ведущему преподавателю в виде печатных листов формата А4 или в электронном виде и сдают на проверку после окончания каждого модуля.