Глава 1. Основные виды строф




Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Основные виды строф ………………………………………………… 5

Глава 2. Сложные формы строфической организации стихотворений …….. 11

Заключение ……………………………………………………………………... 23

Литература ……………………………………………………………………... 25

 


Введение

 

«Стиховедение считается трудной частью теории словесности. Еще о Евгении Онегине было сказано: “Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить”. В наше время это должен уметь каждый школьник, но практически умеет далеко не каждый студент-филолог. А о более тонких деталях строения стиха не приходится и говорить»,[1] - пишет М. Л. Гаспаров. Стихосложение (версификация) – это способ организации звукового строения речи, по которому речь делится на две большие категории – стихи и прозу. В стихосложении выделяется отдельная область исследований – строфика.

Строфа –(греч. strophe – поворот) – группа стихов, с повторяющейся организацией ритма и(или) рифмы. Существуют строфы с устойчивым чередованием различных метров: (алкеева строфа, сапфическая строфа), а также различных клаузул и рифм. К последним относятся: двустишие (дистих), трехстишие (терцина), четверостишие (катрен), пятистишие (квинта), шестистишие (секстина), семистишие (септима), восьмистишие (октава), девятистишие (нона), десятистишие (децима). Также сущесвуют: онегинская строфа (14-стишие), одическая строфа, балладная строфа, сонет, рондо, триолет, лимерик и пр. Повторяемость – основной признак строфы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли (теме). При смене строфы меняется и тема.

Строфика– раздел стиховедения, изучающий формы объединения стихов в композиционно законченное целое.

М. Л. Гаспаровым дано известное определение стиха: «Стих есть речь, в которой, кроме общеязыкового членения на предложения... и пр., присутствует еще и другое членение – на соизмеримые отрезки, каждый из которых тоже называется "стихом". Границы этих отрезков общеобязательно заданы для всех читателей (слушателей) внеязыковыми средствами: в письменной поэзии – обычно графикой (разбивкой на строки), в устной – обычно напевом или близкой к напеву единообразной интонацией. При восприятии текста сознание учитывает объем отрезков и предчувствует их границы; подтверждение или неподтверждение этого предчувствия ощущается как художественный эффект».[2]

Метр и ритм представляют собой не просто две субстанции стиха, но два вектора: понять ритм можно, только зная метр, то есть исчерпав его до конца, представляя себе метрический рисунок стиха целиком. Более наглядно эта закономерность обнаруживается в явлении рифмы, которая отсылает к предыдущей строке, то есть, по сути, требует одновременного чтения в обоих направлениях, хотя и не по всей длине стихотворной строки (сами слова "рифма" и "ритм" этимологически родственны и восходят к древнегреческому "rhithmos"). Рифма есть реализация ритмического вектора стиха, тогда как строфика – реализация вектора метрического.

 


Глава 1. Основные виды строф

 

Строфа (с греч. «strophe» - «круг», «оборот») – группа определенного количества стихов-строк с определенным расположением рифм, которая являет законченное целое: и в тематическом (законченность мысли), и в интонационно-синтаксическом (в финале стоит точка, восклицательный или вопросительный знак, многоточие) плане. Это группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и (или) рифмы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли, и при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами. Основной признак строфы - повторяемость её элементов: cтоп, размера, рифмовки, кол-ва стихов и пр.

Например:

 

 

Лишь тому, чей покой таим,

Сладко дышится...
Полотно над окном моим
Не колышется.

 

Ты придёшь коль верна мечтам,
Только та ли ты?
Знаю: сад там, сирени там
Солнцем залиты.
(И. Ф. Анненский)

Или:

 

Я лугами иду – ветер свищет в лугах:
Холодно, странничек, холодно.
Холодно, родименький, холодно!

Я лесами иду – Звери воют в лесах
Холодно, странничек, холодно.
Холодно, родименький, холодно!
(Н. А. Некрасов)

Особого рода трудности при определении положения текста между стихом и прозой возникают тогда, когда этот текст слишком короток. В этом случае ни о внутреннем членении текста, ни о поворотах, ни об их предсказуемости не возникает и речи; текст воспринимается как стих или как проза исключительно в зависимости от контекста. Недавно для таких неудобоопознаваемых форм был предложен поэтом В. Буричем (еще не привившийся) термин «удетерон» (гр. «ни то ни другое»). Таковы пословицы, поговорки, загадки, таков же и моностих (одностишие). Эта строка среди прозаического монолога показалась бы несомненной прозой, но на странице альманаха или стихотворного сборника ощущается как стих. Конечно, такие «стихи» возможны только в культуре с развитой поэтической традицией. С. Вермель, меценат и поэт-любитель, явно старался создать футуристический аналог знаменитому моностиху В. Брюсова «О, закрой свои бледные ноги» (1894), с которого, можно сказать, начался русский символизм. Заглавие этого стихотворения-одностишия С. Вермеля «Танка» указывает лишь на краткость стихотворения (в отличие от канонического японского размера): «И кожей одной и то ты единственна» (1915).

Распознать ритмическую структуру стихов можно лишь при их повторении. Исследователь В.Холшевников приводит интересный пример: надпись «Производитель работ» мы воспринимаем как прозу, не замечая, что это 3-хстопный дактиль. Однако если дальше последует строчка «акционерной компании», то размер будет нами опознан (попробуйте произнести обе фразы). Именно по этой причине одностишья (моностихи) крайне редки – в них сложно уловить ритм. Из известных моностихов можно привести и такой следующие:

 

Покойся, милый прах, до радостного утра

(Н. М. Карамзин)

 

Более популярной строфой, чем моностихи, являются двустишия – дистихи. Например, дистих Ахматовой:

От других мне хвала – что зола,

От тебя и хула – похвала.

 

Дистих – это простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии – дистих, в восточной – бейт, в силлабической – вирши.

Двустишия бывают строфическими и нестрофическими.

Если двустишие образует самостоятельную строфу – это строфическое двустишие. Графически такие двустишия отделяются друг от друга.

Дано мне тело – что мне делать с ним,

Таким единым и таким моим?

 

За радость тихую дышать и жить

Кого, скажите, мне благодарить?

(Осип Мандельштам)

Нестрофические двустишия входят в состав более сложных строф и определяются по смежному способу рифмовки.

 

В мире как в море: не спят рыбаки,

Сети готовят и ладят крючки.

В сети ли ночи, на удочку дня

Скоро ли время поймает меня?

(Расул Гамзатов)

Следующая по количеству стихов строфа называется терцином (= терцина, терцет, лат. terzа rima – третья рифма) – и включает 3 строки. Это Трехстишная строфа из непрерывной цепи тройных рифм ABА BCB CDC. Известнейшее произведение мировой литературы, организованное терцинами, - «Божественная комедия» Данте:

 

Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу,

Утратив правый путь во тьме долины.

 

Каков он был, о, как произнесу,

Тот дикий лес, дремучий и грозящий,

Чей давний ужас в памяти несу!

 

Так горек он, что смерть едва ль не слаще.

Но, благо в нем обретши навсегда,

Скажу про всё, что видел в этой чаще…

(А. Данте)

 

А. С. Пушкин также писал такой строфой:

 

В беспечных радостях, в живом очарованье,

О дни весны моей, вы скоро утекли.

Теките медленней в моём воспоминанье.

(А. С. Пушкин)

 

Четверостишия, или катрены, – один из самых популярных видов строф. Организованы такие строфы одним из видов рифмовки: смежной, перекрестной или опоясывающей.

 

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима глядит в глаза.

(И.А. Крылов)

 

Если идти дальше по счету, последует пятистишие (квинтет) – строха из пяти стихов:

 

Давно стихами говорит Нева,

Страницей Гоголя ложиться Невский,

Весь Летний сад – Онегина глава,

О Блоке вспоминают острова,

А по Разъезжей бродит Достоевский.

(С. Я. Маршак)

 

Или:

 

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз;

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

(М. Ю. Лермонтов)

 

Шестистишия, или секстины – строфы из шести стихов:

 

Я человек, я посредине мира,

За мною мириады инфузорий,

Передо мною мириады звезд.

Я между ними встал во весь свой рост –

Два берега связующее море,

Два космоса соединивший мост.

(Тарковский)

 

Или:

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись.

(А.С. Пушкин)

 

Еще пример – сексина с рифмовкой АВАВАВ:

Опять звучит в моей душе унылой

Знакомый голосок, и девственная тень

Опять передо мной с неотразимой силой

Из мрака прошлого встаёт, как ясный день;

Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый!

Я устарел: и жить и чувствовать – мне лень.

(Л. А. Мей)

 

Семистишия (септимы) редки: чаще они образуются из шестистиший прибавлением одной рифмы по схеме: ААБВВВБ. Такова модель «Бородина» Лермонтова.

 

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром

- Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

(М. Ю. Лермонтов)

 

Восьмистишия, или октавы: здесь 1 стих рифмуется с 3 и 5, 2 стих – с 4 и 6, 7 стих – с 8: по схеме абабабвв:

 

В шесть лет он был ребенок очень милый

И даже, по ребячеству, шалил;

В двенадцать приобрел он вид унылый

И был хотя хорош, но как-то хил.

Инесса горделиво говорила,

Что метод в нем натуру изменил:

Философ юный, несмотря на годы,

Был тих и скромен, будто от природы.

(Байрон)

 

Или:

 

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

(А.С. Пушкин)

 

Девятистишие (нона) – сложная строфа из 9 стихов.

 

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу.

Черногривого коня.

Дайте раз пор синю полю

Проскакать на том коне;

Дайте раз на жизнь и волю,

Как на чуждую мне долю,

Посмотреть поближе мне...

(М. В. Лермонтов)

Десятистишие (децима) – сложная строфа из 10 стихов.

 

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумов Невтонов

Российская земля рождать

(М. В. Ломоносов)

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: