ДПТ (Класс. рук. Романенко)
Прочитать текст, выполнить практическую часть. Фото д/з отправлять на почту yulia.lyabahova@yandex.ru или в группу вконтакте «История искусств ДШИ Верхняя Салда» до 07 декабря 2020 включительно!
Тема: Образ мирового Древа в народном творчестве
С давних времен дерево является одним из самых распространенных образов в народном искусстве. Образ Мирового древа встречается в фольклоре практически любого народа. Именно Великое древо в древности было той точкой координат, от которой вели люди отсчет времени и пространства. Мировое древо народном сознании - это центр Вселенной, мировая ось и символ мироздания в целом. Корни Мирового древа (у которых, как правило, течет священный источник) спускаются к преисподней, ствол и ветви организуют земное пространство. Крона Древа достигает небес и покрывает весь мир. Таким образом, Древо соединяет время и пространство, мир богов и людей, является единой осью мироздания
Мировое Древо олицетворяет не только пространственную, но и временную организацию Вселенной. Его корни и ветви выходят далеко за пределы жизни и смерти. С корнями (подземный мир) связывается прошлое и жизнь предков. Ствол и ветви — реальный наземный мир, настоящее время, нынешнее поколение. Вершина Древа — огонь, звезды, солнце — обиталище богов, будущее, а также неограниченное, непознанное время и пространство, населенное мифическими существами. Образ Мирового древа включает в себя мифопоэтическое объяснение связей человека с мировым порядком, места людей во Вселенной. Это один из важнейших образов мироздания. Его часто использовали наши предки в декоративно-прикладном искусстве. Но эта традиция продолжает жить и в наше время в произведениях современных авторов. «Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый. Ибо всякое дерево познается по плоду своему; потому что не собирают смокв с терновника, и не снимают винограда с кустарника…» (говорится в Евангелие от Луки). Образ Мирового Древа – Древа жизни или познания – существует в культурах многих народов мира. В русском народном искусстве мы можем увидеть его: в мезенской, хохломской, пермогорской и других народных росписях, на вышитых полотенцах или других предметах быта, в технике золотого шитья, кружевоплетения и т. д. Деревья изображались в русском народном искусстве: на вышитых полотенцах, на рубахах, передниках, кокошниках; расцветали чудесными цветами на расписных сундуках, поставцах и прялках; на буквицах (буква «Ж» («живете») изображена в виде дерева на стенах Дмитриевского собора в г. Владимире). В древности для человека не существовало неодушевленных предметов, и в образе Древа была найдена наиболее наглядная параллель с жизнью самого человека.
Образ Мирового древа встречается в мифах многих народов мира. Так, в древнескандинавских мифах говорится о великом ясене Иггдрасиле, который растет в центре мира.
Китайское Древо жизни Киен-Мутоже растет в центре мира. Оно имеет семь корней, которые пронизывают семь источников, сокрытых в недрах земли, и семь ветвей, возвышающихся до семи небес, населенных богами. Древо жизни в древнем Китае - это одновременно и лестница, ведущая в бесконечные дали, по которой поднимаются и спускаются не только Солнце и Луна, но и короли и владыки, мудрецы и герои, то есть те, на кого возложена миссия вестников, посредников между Небом и Землей.
В славянской мифологии и фольклоре также известен образ Дерева, являющего собой средоточие мироздания. Он встречается в заговорах, колядках, загадках. В заговорах Мировое древо помещается в центре мира, на острове посреди океана
Образ Мирового древа может заменяться образом столпа, «бруса» - матицы ( в русской избе центральная верхняя поперечная балка) (загадка о дороге - «лежит брус во всю Русь»), горы (как в поговорке «Мир — золотая гора»), престола - золотого стула, алтаря и так далее. Аналогами Мирового древа могут выступать чудесные бобы и виноградная лоза, стебли которых достигают неба.
Мировое древо — Древо жизни
Одна из ипостасей Мирового древа—Древо жизни—отражает представления о библейском Древе, посаженном Богом среди рая. Вкушение его плодов давало бессмертие, тогда как вкушение от другого райского Древа—Древа познания добра и зла—сделало человека смертным: оно привело к изгнанию Адама из рая и недоступности для людей Древа жизни.
Возле Дерева стоит терем, где происходит пир и приготовлены» медвяны яства» (мёд - пища бессмертия во многих традициях). В великорусском фольклоре образ Древа непосредственно связан со свадебным обрядом: жених должен ставить коней не у» несчастливого дерева» калины, а у счастливого явора, где пчелы приносят мёд, стекающий к корням, у корней обитают бобры, в кроне—сокол.
В русских свадебных песнях распространены также образы райского сада, яблони-невесты, яблок, винограда и других плодов—метафор невесты и жениха.
Еще одно воплощение Древа жизни—образ чудесной яблони и молодильных яблок сказочного фольклора. Интересно, что этот мотив известен не только славянской, но и древнегреческой и древнескандинавской дохристианской традиции. Он имеет индоевропейские истоки и поэтому не может быть напрямую связан с библейским образом Древа жизни.