устойчивого развития: принципы и подходы




Пространственные и временные особенности

Реализация устойчивого развития требует специального управления (упования на некое природное самоорганизующее начало здесь неуместны), правильное формирование и реализация которого невозможны без использования системного подхода.

Поэтому имеет смысл говорить не просто об «устойчивом развитии», н

о о «системе устойчивого развития» и о «системе управления устойчивым развитием». Причем, если мы хотим глубоко проникнуть в сущность рассматриваемой проблемы «устойчивого развития» и управления этим развитием, найти верные направления ее решения, необходимо, прежде всего, попытаться определиться с целями этого развития, ибо цель – основной системообразующий фактор (принцип цели), а также с его основными системными

свойствами получать объективную информацию о параметрах системы, знание которых необходимо для перевода системы из одного состояния в другое. Если это возможно, то система обладает свойством управляемости. Устойчивость – это свойство, позволяющее системе сохранять заданное равновесное состояние при воздействии на нее возмущений или возвращаться к равновесному состоянию после завершения возмущений.

Анализ словосочетания «устойчивое развитие» показывает, что в нем, на первый взгляд, заложено противоречие, поскольку устойчивость направлена на сохранение, а развитие – на изменение. Так как «устойчивое» в этом словосочетании является определением, а главным словом – «развитие», то «устойчивое развитие» может означать такие изменения системы, такие переводы системы из одного состояния в другое, в каждом из которых (а также в процессе каждого из переводов – и в этом основная сложность!) система обладает свойством устойчивости. Системы, которые под действием внешних и внутренних воздействий изменяют во времени свои состояния, сохраняя при этом устойчивость, получили название «динамических систем».

Динамическим системам обычно приписывается важное свойство детерминированности, согласно которому знание состояния системы в начальный момент времени однозначно определяет все ее дальнейшее поведение, причем для таких систем «стрелы времени» не существует. Однако система устойчивого развития – сложная система, характерными чертами которой являются неопределенность, нелинейность, неравновесность, необратимость, что ведет к сложности достоверного предсказания ее поведения (особенно в критических условиях) даже на короткое время. Такие системы с позиций синергетики («теории самоорганизации») характеризует также наличие чувствительности к начальным условиям (как следствие – бифуркации детерминированный хаос), возможность возникновения катастроф, наличие параметров порядка, к изменению которых система наиболее чувствительна. Поэтому управление такими системами требует особой тщательности как в выборе их элементов, так и в обеспечении высокой точности измерения текущих значений их параметров порядка.

Элементами системы устойчивого развития на разных иерархических уровнях детализации могут выступать:

· природная среда и человечество;

· совокупность отдельных государств и их природных сред;

· государства, нации и народности, отдельные люди и их общественные объединения, религии, экономики, ресурсы (вода, воздух, нефть, газ, другие полезные ископаемые, плодородные почвы, биологическое разнообразие,...), оболочки Земли, Солнце с его энергией, другие небесные тела и др.

Общая цель системы устойчивого развития, как нам представляется, должна состоять в формировании такого направления, такой траектории и темпов развития, которые обеспечили бы человечеству возможность существовать на Земле без глобальных катастроф и с приемлемым качеством, не потеряв «человеческое в человеке», неопределенно долго.

Таким образом, важнейшим принципом устойчивого развития является

принцип управления, которое особенно необходимо в переходных режимах, когда неточность в величинах и точках приложения усилий может привести к нежелательной смене аттрактора.

Для сохранения управляемости и, как следствие, устойчивости непрерывно развивающейся (и усложняющейся при этом) системы обычной рекомендацией является периодическое введение новых отрицательных обратных связей и управляющих органов с более высоким иерархическим уровнем. Глобализация усилила существующие и породила новые глобальные проблемы, разрешение которых требует нового уровня глобального управления. Никакая самоорганизация здесь не поможет. Нужен глобальный регулятор.

Простейший аналог искомого регулятора - система, которая сегодня уже есть практически в каждом автомобиле. Речь идет о системе курсовой устойчивости (другое наименование - система динамической стабилизации), которая у различных автопроизводителей имеет различное название: ESP (Electronic Stability Programme), ESC (Electronic Stability Control), DSC (Dynamic Stability Control) и др.

Применительно к устойчивому развитию одна из важных задач состоит в том, чтобы принять общие для всех правила движения в биотехносоциосфере, научить «водителей» (правительства стран) правильно «ездить» по своим и особенно чужим «дорогам» и создать орган, выполняющий функцию ESP с соответствующими полномочиями. Сложность задач, которые придется решать этому органу, очевидна, ибо причина от следствия в системе устойчивого развития могут находиться во времени очень далеко друг от друга, что, с учетом неизвестности одних и неопределенности других параметров, переводит функционирование такого органа из области алгоритмов в область искусства.

Поскольку мы достоверно не знаем возможных последствий влияния на будущее человека и достижение цели устойчивого развития всех техногенных (антропогенных) факторов, то правильнее было бы максимально стремиться к сохранению в неизменном виде среды обитания (принцип сохранения), в которой человек уже существовал долгое время своей эволюции и с которой он представлял до последнего времени единое целое, целостность, не стремясь без жизненной необходимости «сдвигать высокие горы и менять течения рек».

Система - целостная совокупность элементов. Целостность придает совокупности системные свойства, основным из которых как раз и является возможность использования системы по целевому назначению. Чем выше целостность, тем выше эффект от использования системы по назначению. Но, с другой стороны, чем выше текущая целостность, тем сложнее осуществить изменение системы в будущем. Поэтому можно предположить, что, с учетом перспективы дальнейшего развития, всегда существует некоторая оптимальная текущая целостность системы (принцип оптимальной целостности).

Управлять развитием системы - значит управлять ее целостностью.

С понятием «целостность» применительно к системам обычно связывают их внутреннее единство. Но истинное внутреннее единство невозможно без единства системы с внешней средой, без обращения к внешней среде и той функции, которую система в ней выполняет и во имя которой она создана. Можно создать внутренне единую систему, которая хорошо выполняет свою функцию во внешней среде, но эта функция может быть направлена на разрушение внешней среды (примеров в истории предостаточно). Поэтому любая полезная система должна иметь как внутреннее единство между своими элементами - внутренняя целостность (принцип внутренней целостности),

так и внешнее единство с окружающей средой, элементом которой система является - внешняя целостность (принцип внешней целостности).

Единство системы с окружающей средой характеризуется их динамическим равновесием (принцип динамического равновесия) и обеспечивается как внутренней, так и внешней целостностью.

Целостность как основное свойство системы определяется ее элементами и глубиной связей (отношений) между ними. Причем необязательно система, в которой все связано со всем, наиболее целостна. Необходимость тех или иных связей определяется целью функционирования системы. Одна и та же система в различных целевых приложениях имеет различную целостность. При этом структура системы определяется выполняемой системой функцией (принцип приоритета функции перед структурой, соответствия структуры выполняемой функции). Одну и ту же функцию можно выполнить

с помощью различных структур.

Связана ли устойчивость с целостностью? Несомненно. Чем целостнее система, тем она устойчивее. Но это означает, что она при этом и меньше подвержена изменениям, т. е. возможностей для развития у нее меньше. Потому высокоцелостные системы могут существовать неопределенно долго. Их наличие в живой природе (например, термитники или отдельные племена в джунглях) можно рассматривать двояко. Во-первых, как свидетельство возможности существования локальных вершин эволюции для конкретного

вида в конкретных условиях. Во-вторых, как существование на траектории эволюции некоторых «эволюционных ловушек», «эволюционных тупиков», «ложных экстремумов», из которых без сильных возмущений трудно выбраться для дальнейшего поиска «истинного» экстремума, для дальнейшего развития.

Условием для сохранения достигнутого состояния является отсутствие

значительных внутренних и внешних различий, градиентов (например, между материальным благосостоянием близлежащих стран и близко находящихся друг от друга людей, их интеллектуальными и физическими возможностями, мировоззрениями, текущими состояниями и притязаниями и др.).

Градиент – источник, причина развития и всякого движения вообще (термодинамическое равновесие, где нет температурных макроградиентов, –

наиболее устойчивое состояние). Направление и скорость развития можно изменять, формируя те или иные градиенты в соответствующих пространствах.

Западная модель развития, даже в ее идеальном (без «финансовых пузырей») виде, построенная на идеях материального потребления и конкурентоспособности во имя этого, является моделью с положительной обратной связью и усиливает градиенты материального потребления (богатые становятся богаче, бедные – беднее). Длительное, а тем более «устойчивое» (с заботой о будущих поколениях) развитие в ее рамках невозможно.

Чтобы обеспечить устойчивое развитие, нужно не допускать превышения естественными градиентами развития критических значений (величина градиентов должна соответствовать возможностям природы и общества по безаварийному принятию вызываемых ими изменений за желаемое время), задавать «правильные», объединяющие людей цели развития и управлять скоростью их достижения. Нельзя превышать допустимую для конкретных условий скорость эволюции (принцип допустимой скорости развития).

«Платой» за целостность, за появление сверхаддитивных системных свойств является обязательное согласование целей и интересов элементов системы с общей целью, определенная потеря «свободы» элементов, появление новых ограничений и дополнительных обязанностей у элементов. Общая цель системы должна быть «понимаема» и «принимаема» всеми ее элементами, несмотря на то, что в процессе движения к ней они должны частично поступиться своими интересами.

Эволюционные изменения в природе идут от простого к сложному, что позволяет сделать вывод о том, что основным механизмом развития является интеграция (объединение, конвергенция), посредством которой повышается целостность существующих систем и обеспечивается появление новых систем. Главная задача при управлении целостностью – точно определить момент проведения интеграции (принцип своевременного усложнения), когда для этого созрели все условия и правильно учесть системные и частные интересы. Слишком ранняя или слишком поздняя интеграция чреваты ухудшением качества функционирования системы, возможностью изменения направления движения к другому аттрактору, необходимостью (в качестве вынужденной меры) осуществления последующего разделения слишком рано объединенного (эффективное целое - это объединение полностью развитых

частных составляющих).

Но все меры по обеспечению устойчивого развития будут бесполезны, если в их число в качестве одной из главных составляющих не входит решение задачи формирования в массовом масштабе нового целостного человека, с новым ноосферным мировоззрением, новой системой ценностей и смыслов.

Важнейшая роль в формировании такого человека принадлежит образованию, которое выступает средством развития человека, приобщения его к культуре и социальному опыту, способом и сущностью социализации (через все институты: семью, формальные образовательные учреждения, религия, общественные организации, профессиональные сообщества и научные коллективы. Посредством образования осуществляется отображение желаемого (идеального) прообраза личности (знания, смыслы, ценности, компетенции,...) в психику обучающихся, «запись» в их «программы развития» базисных элементов культуры, общего «социального генома».

Человек – целостная био-психо-социальная система, потому его потребности и, как следствие, деятельность всегда преследует «интересы» каждой их этих трех составляющих, причем величина весовых коэффициентов между «био» и «социо» в каждом из нас во многом определяется уровнем индивидуального развития «психо». Соотношение между «био» и «социо» в человеке можно считать оптимальным, если оно обеспечивает минимальный расход ресурсов (в соответствии с всеобщим природным принципом наименьшего действия) при максимальном развитии личности и общества.

Основная идея образования – идея развития (как естественный признак и сущность жизни: жизнь есть развитие). При этом любое развитие, как справедливо отмечено Джон Дьюи, должно создавать условия для дальнейшего развития. Потому основная цель образования – формирование способной к саморазвитию и стремящейся к непрерывному развитию личности (принцип непрерывного развития). Достичь такого стремления можно лишь при переходе человеком некоторого порогового уровня развития с обязательным формированием в психике человека «рефлекса развития». Благосостояние народа наступит лишь после того, как необходимая для этого модель поведения (через честный труд), осознанно (в процессе образования) сформированная в головах граждан (как «простых» тружеников, так и «великих» управленцев), станет одним из ведущих социальных рефлексов.

Поэтому в современных условиях система образования должна стать системой непрерывного образования, воспроизводящей в каждом человеке лучшие черты национальной и мировой культуры и положительно развивающей их, формирующей у каждого человека настрой на непрерывное развитие в течение всей жизни и создающая условия для такого развития (принцип непрерывного образования).

Только непрерывное образование может обеспечить сохранение внутренней и внешней целостности человека, его устойчивое развитие, и, как следствие, устойчивое развитие человечества в гармонии с природой, частью которой оно является.

Индикатор устойчивого развития – показатель (выводимый из первичных данных, которые обычно нельзя использовать для интерпретации изменений); позволяющий судить о состоянии или изменении экономической, социальной или экологической переменной. Основной целью введения индексов является оценка ситуации или события, для прогноза развития сложившейся ситуации и разработки её решения. На сегодняшний день отсутствуют обоснованные количественные критерии, позволяющие измерять степень устойчивости развития государств, отдельных регионов и территорий.

Выделяют два подхода к построению индексов и индикаторов:

1. Построение системы индикаторов, с помощью которых можно судить об отдельных аспектах развития: экологических, социальных, экономических и др.

2. Построение интегральных, агрегированных индексов, с помощью которых можно комплексно судить о развитии страны (или региона). Основная трудность при агрегировании информации в индексы состоит в определении весов исходных показателей без утраты значимости и без излишней субъективности.

Обычно агрегированные показатели подразделяются на следующие группы:

· социально-экономические;

· эколого-экономические;

· социально-экологические;

· эколого-социо-экономические..

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: