ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА В СЦЕНЕ БОЛЕЕ ДВУХ ПЕРСОНАЖЕЙ




В сцене с тремя или более персонажами каждый из героев работает с одной СЦЕНИЧЕСКОЙ ЗАДАЧЕЙ, а затем выбирает «горячего» персонажа сцены и фокусирует внимание на нем. «Горячий» персонаж – тот, который нужен вашему герою для решения его сценической задачи. Это не всегда означает, что им будет тот персонаж, с которым ваш герой разговаривает; это может быть даже кто‑то, с кем он незнаком. Речь идет о персонаже, на которого ваш герой сильнее всего хочет подействовать. Все остальные участники сцены – либо свидетели, либо сознательные или невольные союзники в решении вашей сценической задачи.

Чтобы у вас сложилось более ясное представление о том, как работает система «горячих» персонажей и сознательных/невольных союзников, давайте взглянем на другую сцену из «Дяди Вани».

Приведенный ниже эпизод следует за катастрофической сценой соблазнения между Астровым и Еленой. Дядя Ваня сильно переживает – он тоже влюблен в Елену и не может поверить, что его хороший друг Астров оказался способен на шашни с ней – и доказал это на деле. Он решает, что лучшей местью будет демонстративная «попытка» самоубийства. Склонный все драматизировать, что вообще свойственно русским, дядя Ваня решает взять у Астрова морфий – намекая тем самым, что во всем виноват Астров. Кончать с собой на самом деле он не намерен. Он дает намек – несколько театральный, но все же просто намек. Если он использует снадобье Астрова, которое гасит боль, для того, чтобы угасить в себе жизнь (вместе с болью), он совершит жест, которым гордился бы Достоевский. Астров узнаёт об этом и, нисколько не сомневаясь, что дядя Ваня и впрямь собирается покончить с собой из‑за того, что он, Астров, наделал, пытается заставить дядю Ваню вернуть морфий. На середине сцены входит Соня.

 

ДЯДЯ ВАНЯ

А. П. Чехов

(Сцена из третьего действия)

 

Астров

Ты взял у меня из дорожной аптеки баночку с морфием.

(Пауза.)

Послушай, если тебе во что бы то ни стало хочется покончить с собою, то ступай в лес и застрелись там. Морфий же отдай, а то пойдут разговоры, догадки, подумают, что это я тебе дал… С меня же довольно и того, что мне придется вскрывать тебя… Ты думаешь, это интересно?

(Входит Соня.)

 

Войницкий

Оставь меня.

 

Астров

(Соне)

Софья Александровна, ваш дядя утащил из моей аптеки баночку с морфием и не отдает. Скажите ему, что это… неумно, наконец. Да и некогда мне. Мне пора ехать.

 

Соня

Дядя Ваня, ты взял морфий?

(Пауза.)

 

Астров

Он взял. Я в этом уверен.

 

Соня

Отдай. Зачем ты нас пугаешь?

(Нежно.)

Отдай, дядя Ваня! Я, быть может, несчастна не меньше твоего, однако же не прихожу в отчаяние. Я терплю и буду терпеть, пока жизнь моя не окончится сама собою… Терпи и ты.

(Пауза.)

Отдай!

(Целует ему руки.)

Дорогой, славный дядя, милый, отдай!

(Плачет.)

Ты добрый, ты пожалеешь нас и отдашь. Терпи, дядя! Терпи!

 

Войницкий

(достает из стола баночку и подает ее Астрову)

На, возьми!

(Соне.)

Но надо скорее работать, скорее делать что‑нибудь, а то не могу… не могу…

 

Соня

Да, да, работать. Как только проводим наших, сядем работать…

(Нервно перебирает на столе бумаги.)

У нас все запущено.

 

Астров

(кладет баночку в аптеку и затягивает ремни)

Теперь можно и в путь.

 

Сцена с тремя персонажами: точка зрения Астрова

Если дядя Ваня отравится взятым у Астрова морфием, это останется на совести доктора до конца жизни, поскольку переживает дядя Ваня по его вине. Пытаться соблазнить Елену – пуще того, в доме дяди Вани – было со стороны Астрова бессердечно. Астров не мог не знать, что дядя Ваня сходит по Елене с ума. Дядя Ваня никогда не делал из этого тайны. А друзья так не поступают. У Астрова есть все основания чувствовать себя виноватым, а поскольку вина – чувство слишком неприятное, чтобы не пытаться от него избавиться, будет логично назначить его сценической задачей «сделать так, чтобы ты избавил меня от чувства вины». Дядя Ваня – тот «горячий» персонаж, от которого он добивается решения своей сценической задачи, поскольку дядя Ваня – единственный, кто мог бы по‑настоящему избавить Астрова от чувства вины. Добившись при Сонином участии, чтобы дядя Ваня вернул морфий, он искупил свою вину, так как спас дяде Ване жизнь – при свидетельнице, которая подтвердила бы его добродетель. Присутствуя в качестве свидетеля, а затем и добровольно содействуя в получении назад морфия (и спасении дяди Вани), она становится сознательным союзником Астрова.

СЦЕНИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА Астрова: «сделать так, чтобы ты избавил меня от вины»

«Горячий» персонаж (от которого нужно решение сценической задачи): дядя Ваня

Сознательный союзник: Соня

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: