Учитель. Какие элементы цветка здесь не обозначены?




Цветок. Строение и функции цветка и его частей.

4.Этап усвоения новых знаний. (25 минут)

4.1. Задача: организовать работу по изучению строения цветка и его частей, определению функций каждой части цветка и функции цветка, как целостной структуры; обеспечить усвоение понятия « обоеполый, раздельнополый цветок», «женский, мужской цветок», «однодомный, двудомный цветок».

Прогнозируемый результат: учащиеся изучают строение цветка, используют текст учебника и динамическую модель.

Учитель. На ваших столах лежат конверты. Откройте их и высыпьте их содержимое на парты. Что это? (Части цветка). Сложите из предложенных частей цветок. Получилось? (Не знают) Сравните свою модель с рисунком 73 учебника на с. 143. Исправьте, если у кого-то есть несоответствие. Обратите внимание, на названия частей цветка.(Что это такое? Как вы думаете, для чего эта структура цветку? Показать на модели. Учитель показывает на своей, а учащиеся - на своей).

Учитель. Чашечка и венчик образуют ОКОЛОЦВЕТНИК. Околоцветник, состоящий из венчика и чашечки, называется двойным, (показать на модели), а если есть только чашечка или только венчик – простым. (Показать на модели). Элементы околоцветника могут срастаться между собой или оставаться свободными.

Учитель. Посмотрите на слайд. (Демонстрация фрагмента фильма с ускоренной съемкой распускания цветов).Цветки бывают очень разные, но общий план строения одинаковый.

??? Не много ли частей в цветке, как думаете? (Не много.Каждая выполняет свою функцию).

??? Всегда ли в цветке есть все необходимые части? (На самом деле, не всегда).

Задание: Моделируем цветки:

· С простым околоцветником, где есть только венчик;

· С двойным околоцветником;

· С простым околоцветником, где есть только чашечка;

· С двойным околоцветником;

 

Учитель. Девочки, вы наверняка такие труженицы, как пчелки, поэтому наверняка справитесь с ролью пчел. (Раздать пчел).

Какой цветок для вас был бы более интересным, заметным? (С ярким околоцветником).

Значит, это важно для цветков, которые опыляются насекомыми.

А как же быть тем цветкам, у которых нет яркого венчика? (Пахнуть).

А если околоцветник простой и состоит только из чашечки? (Приспособиться к другому способу опыления.Опыление ветром, например)

 

Учитель. Так что же такое цветок? Что бы дать грамотное определение, нужно сказать, что это и для чего это. (Цветок – орган растения, выполняющий функцию размножения).

Учитель. Найдите в своих «Консультационных листах» сектор 2. Запишите определение «Цветок – это орган растения, выполняющий функцию размножения».

Учитель. Все части цветка – это единая команда, у которой есть общая цель размножение. В цветке есть главные части и дополнительные. Какие части цветка, на ваш взгляд, главные? (Те, которые отвечают за размножение: пестик и тычинки). А почему венчик и чашечка являются дополнительными частями? (Защищают главные части и выполняют рекламную функцию, привлекают насекомых для опыления).

Учитель. Мы с вами рассмотрели строение цветка на модели.А сейчас продолжим изучение строения цветка на живых объектах.Мы должны справиться с Лабораторной работой №6. Найдите сектор 2, 3, 4 и 5 в своих консультационных листах.

Учитель. Познакомьтесь, пожалуйста с темой лабораторной работы

Раздать цветки

Этап выполнения Лабораторной работы №6 «Строение цветка».

Задача: обеспечить усвоение представления о строении цветка через выполнение лабораторной работы.

Прогнозируемый результат: осознанно используют знания для выполнения лабораторной работы.

Учитель. Познакомьтесь с целью работы. (Пока ученики читают, учитель раздает живые цветки герани, каланхое, галантуса (подснежник), препаровальные иглы, пинцеты, лупы.

Лабораторная работа №6

СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА

Цель: изучить строение цветка – органа семенного размножения покрытосеменных растений.

Оборудование: цветки герани, препаровальные иглы, пинцеты, лупы.

Ход работы:

1.

Пестик
Рассмотрите предложенный цветок герани, подпишите его части(1-3 балла).

Цветоножка
Чашелистики чашечки
Лепестки венчика
Тычинка

2. Определите тип околоцветника цветка герани (4 балла).

Околоцветник простой/ двойной (Нужное подчеркнуть)

3. Найдите главные части цветка герани: пестики и тычинки (5-6 баллов).

Рассмотрите тычинки цветка герани под лупой. Прочитайте текст учебника на с.144, пункт «ТЫЧИНКА». Соедините название частей тычинки с рисунком.

Пыльцевое зерно (Пыльца)  
Пыльник с пыльцой
Тычиночная нить  

 

 

Рассмотрите пестик цветка герани под лупой. Прочитайте текст учебника на с.145, пункт «ПЕСТИК». Соедините название частей пестика с рисунком.

Столбик  
Рыльце
Завязь

4. Ответьте на вопросы. (7 баллов).

Тычинка, это мужская или женская часть цветка?

Женская/ мужская (нужное подчеркнуть)

Пестик, это мужская или женская часть цветка?

Женская/ мужская (нужное подчеркнуть)

5. Сделайте вывод (8 баллов)

Вывод: Цветок—это ……………………………………, части которого приспособлены к выполнению функции ………………………………..

6. Дайте ответы на вопросы (9-10 баллов)

Какая структура в цветке является женским гаметофитом? _______________.

Какая структура в цветке является мужским гаметофитом?

_______________.

Какое значение для растения имеет близкое расположение гаметофитов?

Учитель. Так что же в цветке главное: пестик или тычинка? (И пестик и тычинка, потому что в них образуются половые клетки – гаметы, при слиянии которых развивается зародыш семени).

Как называется тип размножения растений, при котором образуются, а затем сливаются половые клетки? (половое). Верно ли выражение «ЦВЕТОК – это орган цветка, который отвечает за половое размножение»? (Да, верно)

Учитель. А сейчас поменяйтесь своими работами. Проверим их по слайду и выставим отметки.

Учитель. Вы видели когда-нибудь такой цветок как ГАЛАНТУС? А я думаю, что видели. Вот он. Рассмотрим его околоцветник. Чем околоцветник галантуса отличается от изученного нами околоцветника герани? (У него простой околоцветник)

Учитель. Если в цветке есть и пестик и тычинка, то такой цветок называют ОБОЕПОЛЫМ. Есть в природе такие цветки, у которых потерялся пестик. Соберите их на своих моделях.

Как вы думаете, как они называются? (Тычиночные или мужские).

А если потеряются тычинки? Смоделируйте и покажите (Пестичные или женские).

Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении, то оно называется ОДНОДОМНЫМ. А если на разных – ДВУДОМНЫМ.

Демонстрация на ватмане

Учитель. Мы рассмотрели строение цветка. А сейчас, давайте еще раз вспомним его основные части

Загадки: Королева, но ношу

Мужское имя я.

По столбику и завязи

Легко узнать меня. (Пестик)

 

Между завязью и рыльцем

От тычинки часть таится.

Дайте мне ответ сейчас –

Что там спряталось от нас? (Столбик)

 

У пестика в основе

Она из года в год,

А если вдруг погибнет-

Не разовьётся плод. (Завязь)

 

Я очень для цветка важна –

Для опыления нужна.

Стройна я, как тростинка.

Зовут меня … (Тычинка)

 

Ох! – кто-то простонал в цветке,-

Вам хорошо, вы – налегке.

А я – с огромною сумой,

Набитой доверху пыльцой. (Пыльник)

 

5. Закрепление новых знаний (5 минут)

Учитель. Посмотрите на слайд. Какая структура изображена под номером …

Учитель. Какие элементы цветка здесь не обозначены?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: