Психологические проблемные моменты детей
Тоска по дому:
Часто встречаются дети, которые скучают по дому, родителям, друзьям, домашним животным. Они становятся плаксивы и падают духом.
Один из способов, который позволит ребенку обрести друзей или забыть друзей, является занятие детей деятельностью (игры, отрядные дела, прогулки, походы и т.д.). Но бывает нелегко. Особенно в первые дни смены.
Часто дети вспоминают о доме, когда они чувствуют себя неуспешными или изолированными, когда не реализованы из желания.
В таком случае бывает достаточно поговорить с ребенком, помочь ему осознать, какое его желание не осуществилось и показать, как его можно достичь, создать ситуацию успеха для ребёнка.
Что делать если ребёнок скучает?
Как правило, эта проблема первых дней (впрочем, есть еще кризис середины смены под названием «экватор» - дети вполне освоились, всё уже знают, произошло некое привыкание, но все же чего-то не хватает).
Во-первых: постарайтесь успокоить ребёнка (если он без конца плачет, то это ни для кого не хорошо – мало того, что он сам страдает, он еще и других своим видом в уныние вводит). Поэтому что-то нужно делать. Что же? Самое простое - рассказать примерно следующее: «слушай дорогой… ну хорошо… ну приедешь ты в Москву… ну дальше-то что? Друзья - кто по дачам, кто в таких же лагерях… во дворе никого… позвонить не кому… погулять не с кем… Что делать-то будешь? Дома сидеть целыми днями? А у нас… Смотри, сколько всего интересного за эти дни случилось: и РВС, и Тропа Смелых и свечки, и вечер знакомств и представление отрядов… а знаешь ли ты что впереди будет?! Нет.. не знаешь… тогда давай я тебе чуть-чуть это расскажу (…..) Вот видишь, сколько всего нового! А ты хочешь всего этого лишится… Зачем? Чего ради? Вот твои родители скопили денег, что бы ты сюда приехал… отдохнул… сил набрался… а ты что же? Расстроить их хочешь? Пойми, что и папе с мамой то же нужен отдых… нельзя же только о себе думать». (ну и далее всё в таком же духе).
Еще раз – ни в коем случае не оставляйте ребёнка в таком состоянии! Проблема сама собой не решится, т.к. для ребёнка при всех прелестях жизни в лагере отрыв от родного дома - это стресс. Поэтому ласковый разговор (любая чуткость в вашем исполнении) здесь будет как нельзя более кстати. Обязательно предлагайте скучающему поиграть во что-нибудь (предлагайте персонально!). Неожиданно подарите ему какое-нибудь лакомство или игрушку, по возможности всячески демонстрируйте заботу и то, что его проблема Вам не безразлична.
P.S. Совсем другое дело, если выяснится что ребёнок скучает по дому не потому что в лагере ему скучно и нечем заняться, а потому что его кто-то повадился постоянно обижать, но подробнее об этом уже в других темах.
Плаксы:
Плаксы чаще всего встречаются в начале смены среди младших.
Основное объяснение их плача: «Хочу домой, к маме».
Побудьте с ними немного, спокойно его послушайте, не отговаривайте, соглашайтесь с ним по принципу «Да, я тоже хочу домой и к маме».
Увлеките ребёнка интересным для него занятием, дайте интересное поручение. Общайтесь с ним немного чаще, чем с другими детьми. Но и не выделяйте такого ребёнка из общего коллектива. Помните, что он у вас не один.
Если плачет и через несколько дней, деликатно познакомьте его с психологом. И сами посоветуйтесь с психологом по этому поводу.
Девочка от 11 до 14 лет часто плачет.
Как правило, она жалуется на какие-то проблемы Вам, как лицу, которому она доверяет, и при этом плачет. Вам уже начинает это надоедать.
Скорее всего, это девочка с истерическим складом личности. Ее цель - получить как можно больше Вашего внимания, и чтобы все это видели.
Скажите ей, что такие ситуации, как у нее, бывают, и Вы уверенны, что она может справиться с ними сама, а Вы сейчас заняты. Но сначала убедитесь, что ситуация на самом деле не кризисная и не острая.
Дети рассказывают «ужасы» о своей жизненной ситуации
Слушайте эти рассказы и не пугайтесь. Постарайтесь сконцентрироваться на фактах.
Часто подростки переоценивают, «накручивают» ситуацию.
Помогите им снять эту «накрутку», концентрируясь на фактах, а не на эмоциях.
Замкнутость, одиночество
.
Возрастные особенности и причины: обострённое переживание своих недостатков
Варианты решений:
- переключать внимание ребёнка;
- давать поручения, связанные с необходимостью общения;
- создавать ситуации успеха для ребёнка.
Появление тайн, озорство, шалости. Дети 9 - 11 лет
.
Возрастные особенности и причины данного поведения: неуёмная фантазия
Варианты решений:
- тактично разузнать секреты детей, совместно их сохранять, разумно использовать.
- организовать интересные дела с элементами романтики, детских фантазий.
Замкнутость, агрессивность, лёгкая ранимость, уход в себя. Дети 12 - 16 лет
.
Возрастные особенности и причины данного поведения: развитие интереса к противоположному полу, появление новых чувств, ощущений, переживаний
Варианты решений: тактично, уважая их чувства проводить беседы о красоте настоящей дружбе и любви.