Древняя аттическая комедия.




Комедии родились из праздников в честь Диониса, обрядовых песен. Вера в то, что то,что скажут, то и будет. Неприличные песенки, толпы ряженых. Эти песни и игры легли в основу комедии.

С 80х годов 5 века до нашей эры на праздниках стали ставить по 3, а затем по 5 комедий разных авторов. Хор делился на 2 полухория, которые переругивались.

Основная часть комедии – спор. Рудимент обряда плодородия. Сюжет. Бытовые сценки. Примыкание к основной теме агона. Высмеивание героев, комические одежды.

Форма античной комедии – в Афинах была абсолютная свобода слова. Свобода слова и свобода критики, разрешение любых высказываний. Из 44 дошло 11 комедий.

Аристофан 445-385 д н э

1я комедия – ему ещё не было 18 лет, под именем своего дяди – 427 год. Её взяли, взяли и вторую " Ахарляне ", 425, под своим именем. Получил 1ю премию.

Крестьянин Тикеополь (мирный город) ищет мира. Ему надоела Пелопонесская война. Он решил заключить сепаратный мир, и покупает огромную бутыль на 30 лет мира. Овещствествлённая метафора. Овеществление – черта Аристофана. Хор – хочет войны. (Ремесленники, кожевенники). Тикеополь выигрывает и восхваляет Диониса. Агон хора и актёра. Купец приезжает в Афины, хочет что-то взять, а Тикеополь советует ему купить доносчика.

424 – " Всадники " Комедия на тему политики старых Афин. Хор одет конями. Сражение с демагогами (вождями народа). Старик Демос (народ). Кожевенник побеждает колбасника. 1е место. Политическая комедия.

423 – 3е место, " Облака ". Хор – люди в струящихся влажных одеждах.

422 – 1е место, пьеса " Осы ". Полосатый хор.

405 – " Лягушки ". Герой идёт через болота. Квакающий хор. Потрясающий успех.

Хор активно участвует в действии. То бранится, то поддерживает героев. Пьеса " Птицы".

После спора актёра с хором – эписодий (вроде клоунов)

Парабаса – прямое обращение хора к зрителям (о современных политических вопросах)

 

Темы:

1.Войны и мира (Мир; Лессестрата, о женщинах, устроивших сексуальную забастовку, чтобы остановить войну)

2.Народа и вождя ("Всадники")

3.Богатство и бедность ("Плутос")

4.Софистов и новых идей ("Облака")

5.Литературы ("Лягушки")

 

Фантастично сюжета (сепаратный мир Тикеополя, Трикей на огромном навозном жуке летит на Олимп, чтобы освободить богиню мира)

Все пьесы, которые до нас дошли: посрамление, насмешка. Очень слабый положительный аспект, призыв жить, как раньше.

 

Стилистические способы:

1.Материализация отвлечённых понятий

2.Парадокс – примитивные формы комического. Шутки физического характера.

 

5 век – обличительная и поучительная комедия, полная свобода личной издёвки. Главное – борьба, агон, спор.

До Аристофана был Эпихан (пьяная старуха, обжора, варвар). Консервативная форма и злободневное содержание.

5 век до н.э. – свобода.


ГЕСИОД И ЕГО ПОЭЗИЯ

Гесиод

Написал эпос, но не героический или приключенческий, а дидактический (форма учения) эпос.

Первый индивидуальный поэт. Сообщает про себя: с кем он в ссоре, как у него дела, где он живёт, его мнение. Появляется поэт с личностью.

"Труды и дни" – биография Гесиода. О трудах земледельца и в какие дни он что делает. Крестьянин привязан к дням. Каждый день – свои труды. Он был деревенским человеком в Биоте – в центре полуострова. Заставленная горами местность. Греки считали биотийцев глупыми. Отсталой с/х место. Больших городов не было.

Автор из этой местности решил написать поэму. Гекзаметры.

Начинается: он пасёт стада и забрался на гору. Заснул, ему явилась муза и велела ему написать поэму. Она дала ему посох из лавра. Он был вынужден написать поэму. Начинается с обращения к музе.

Поэма: был брат, брата звали Перс. Перс поучил лучшую часть наследства. Спустил её, и Гесиодову хочет забрать. Гесиод учит Перса, как себя вести, поучение слушателя, как важно трудиться, как поступать справедливо. Конец 6 начало 7 века до нашей эры.

Были 2 Ириды (богини вражды), одна вызывает соревнование, а другая – вражды и распри. Не надо слушать вторую, надо слушать первую – справедливое соревнование и труд.

828 стихов всего – 1 песня Иллиады.

2 плана:

1)начинается с мифа о 5 веках: золотом, серебряном, медном, веке героев и полубогов, железном, в котором случаются войны, уничтожают друг друга люди. Первая басня в мире – "о соловье и ястребе", мораль: не спорь с сильнейшим.

2)советы и календарь счастливых и несчастливых дней. Есть очень странные советы, есть глупые, есть ценные. Например, не надо иметь много сыновей. Греки не боялись моря, но биотийцам было страшно. Он говорил, что нельзя выходить в море из-за ветров, и плавать можно вообще 1,5 месяца в году. Говорил, что с соседями надо дружить, но давать что-то только тем, кто сам что-то даёт. Календарь, когда сеять, когда пахать.

Без пышности и пышных сравнений.

Греки очень долго сравнивали Гесиода с Гомером. Якобы когда-то судья судил их по произведениям и присудил награду Гесиоду. С нашей точки зрения эта легенда непонятна.

Композиция Гесиода архаична. Мысли следуют друг за другом без сюжета. Спор с Персом, затем выражения своих мыслей.

 

- мифы Гесиода: о Пандоре, которая выпустила из сосуда всякие болезни ибеды, а осталась там только надежда, и она отдала её людям.

- "ТеогОния" Гесиода – происхождение богов.

Греция была разделена на множество народов (из-за гор, которые мешали общаться). У каждого селения, деревни были свои боги. Когда жил Гесиод, нужно было всех богов собрать воедино. Гесиод написал длинную историю, как всё было. Хаос и Небо родили Землю. Кто кому кем приходится.

Название даёт содержание. Произведение дошло в редакции 2 века до нашей эры, может быть, это был не Гесиод. Но у Гесиода фольклорное ощущение мира, и также ощущение, что он – учитель жизни. Его опыт - труд земледельца. Может быть, ему же принадлежал "Каталог жизни".


ГРЕЧЕСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКАЯ ИЛИ ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА

ИСТОРИОГРАФИЯ

Геродот

Отец истории. 484-425 года

Век победы греков над персами.

Геродот написал большую книгу о греко-персидских войнах, состоящую из 9 книг, каждая – по имени музы. В его книгах много географии, этнографии, новелл, а не только история.

"Научный и повествовательный стиль Геродота". Повествование – рассказанные истории. Мифология – наравне с историей. Причины и поводы спутаны. Он встретил животных в воде в Египте – гиппопотам (речная лошадь), страуса (мега струфус – большой воробей), в Индии огромный муравьи с человека ростом стерегут золото, в Вавилоне есть официальный день для спрашивания советов о том, как что лечить.

Идея зависти богов – представление, что можно что-то сглазить. Боги, если нам хорошо, хотят всё испортить. Несколько новелл. "Перстень Поликрата". Это был тиран, ему всё время везло, если что-то случалось, всё исправлялось. И чтобы удача не пропала, друг посоветовал ему отдать что-нибудь ценное. Поликрат бросил в море свой любимый перстень. Но перстень к нему вернулся в брюхе огромной рыбы, которую принёс рыбак на утро. Друг порвал с ним отношения, потому что сказал, что всё это плохо закончится. Так и случилось.

"Солон и Крез". Когда Креза приговорили к казни, он говорит: "О, Солон, Солон". Солон говорил, что много счастья – это тоже плохо.

"Орион" – знаменитый и богатый поэт плыл на корабле, моряки решили его утопить, а деньги забрать к себе. Он оделся в парадные одежды, сценические, спел свою песню и сам бросился в море, так как они ему разрешили. Появились дельфины и вынесли его на берег. Там он рассказал о корабельщиках, и тех потом арестовали, как преступников.

В Египте фараон дал двум братьям задачу построить ему гробницу, в которую никто не мог проникнуть. И там был такой камень, на который нужно было нажать, чтобы пройти внутрь. Когда он умер, его там похоронили, и никто не мог пойти ограбить гробницу. Но эти два брата знали и потихоньку стали таскать оттуда вещи. Сын фараона поставил охрану к гробнице, но инженеры перехитрили её. Притворились погонщиками ослов, опоили из прорванных мешков с вином стражу, и вошли. Там один брат попал под камень и не смог вернуться, попросил отрубить ему голову, чтобы тело не опознали, и уйти, чтобы хотя бы один остался с богатством. Тот так и сделал, но мать велела принести тело. И он выкрал тело. Тогда сын фараона объявил приказ, что тот, кто расскажет увлекательную историю, переспит с дочерью фараона. К палатке пришёл этот брат и рассказал увлекательную историю, получил свою плату, ночью она попыталась его к себе пристегнуть, но утром оказалось, что она пристегнула руку мумии.

Фукедид

Историк, 460-396. Он посвятил свою историю пелопонесской войне. История о современных событиях. Он сам в качестве стратега воевал в ней. Он по-настоящему историк, критически относится к фактам.

30% речи составляют речи, которые он сам придумывал. Речь Перикла на похоронах погибших афинян.

Писал очень сжато.

"История пелопонесских войн".

 

Ксенофонт

2 книги.

"Анабосис" – 10 тысяч греков нанялись воевать, проиграли, заблудились в пустыне, стали погибать от голода и жажды, а потом увидели море. География тех мест, где они пробирались.

"Киропедия" (воспитание Кира), предвосхищение жанра романа.

Историография.


АПУЛЕЙ И ЕГО "МЕТАМОРФОЗЫ".

Апулей, 125-180 года. Мадавр (город). Оригинальный, непохожий писатель. Учился в Карфагене, в Риме, был платонистом. Выусил латынь сам. Увлекался софистикой. Адвокат.

В это время стабилизация интриги – ничего не завоёвывают. Император – Троян, Сенат – провинциалы. Римское гражданство было дано всем. Перемещение центра культурной жизни в провинцию. Нет писателей-римлян. "Элегическое возрождение" – из Сирии, Италии. Пишут по-гречески, даже Марк Аврелий свой дневник. Восточная мистика, верования охватывают литературу. Мир конечен и конец близок. Аттицизм – почва (5 век до нашей эры, время расцвета Афин). Необычная и острая речь по-гречески, ориентация на греков. Редкоупотребительные слова, неологизмы и прочее. Неожиданные слова.

Апулей: десятки синонимов, азианский стиль, выбор языка – аттицизм, консерватизм в эволюции литературы.

Алестин Менецкий – писатель, написавший рассказ, как неприличный анекдот. Апулей использовал его рассказы для создания своего романа "Метаморфозы" ("Золотой осёл")

Загадка: Ликиану приписывают роман автора Лукия из Пестры о том, как любопытный молодой человек превратился в осла. Это стало ядром для романа Апулея. Любопытный парень приехал в Фессалию и заводит роман со служанкой. Та жалуется на хозяйку-колдунью, превращающуюся в сову. Он попросил посмотреть, а потом тоже превратиться. Но служанка перепутала и превратила его в осла. Он хотел её лягнуть, но не лягнул. Она отвела его в конюшню, конюх его побил. Надо было достать розы – но разбойники напали на дом и украли его вместе с богатствами. 10 книг он пытается найти розу, чтобы превратиться в человека, а при нём, при осле, происходит всё. Он не человек, и видит то, чего обычно не видят люди. Измены, преступления и прочее. Всякие истории, и страшные, и не очень.

Самая длинная новелла – сказка об Амуре и Психее. Психея красивая такая, что её замуж не берут, считают Венерой. Венера разозлилась и послала Купидона, а тот влюбился. Психея страдает, хочет жениха. Зачин из разряда "Жили царь с царицей…". Аполлон дал оракул – отвести на утёс, там будет её конец. Её привели, она злится на родителей, мол,не надо было её рожать. Бросается – но зефиры опускают её на поле. Невидимые слуги, дворец, а ночью прилетает Купидон. Стал её мужем. Счастливы. Но она не видит его днём. Стало скучно, она попросила увидеть сестёр. Сёстёр (замужем, но мужи не устраивают) доставили, но они завидуют, уговаривают посмотреть на мужа. Психея глупая. Врать не умеет, не смогла ничего сказать, и призналачь, что мол невидимый и все дела. Она светит ночью на него свечой, масло капает, обжигает, он просыпается, говорит, что теперь улетит, она хватается за него и просит остаться. Он сел на ёлку и оттуда говорит: сама виновата. Улетает. Психея решает его найти. Сначала идёт топиться – но там её встречает фавн. Посылает искать. Венера её находит, издевается над ней, даёт задания. Потом Юпитер решил, что нехорошо это, и издал закон Купидону жениться на Психее.

Эту историю рассказывает бабка девушке, пленённой рабыне, 5я книга.

11я книга не похожа на 10 первых. Там рассказы о богах, древний язык, азиатский стиль. А тут он превратился в человека благодаря египетской богине Изиде, при условии, что он станет её жрецом. Религиозный пафос, но финал голосом Апулея.

 

Также Апулей написал "Апологию" или "О магии". Когда он возвращался из Рима, он заболел, остановился у друга, там женился на его матери. Были родственники, и когда умерла она, понадеялись на наследство. Обвинили Апулея в магии. Перед судом старший сын заболел и умер, и в суд подал дядя младшего. Апулей написал судебную речь "Апология" (защита), в которой нелогично смеётся, несерьёзно говорит. Иногда льстивая – к судье. Выиграл дело, уехал в Карфаген.

 


РИМСКИЕ ИСТОРИКИ, ЦЕЗАРЬ, САЛЛЮСТРИЙ, ТАЦИТ


ЦЕЗАРЬ, "Записки о галльской войне".

Швейцарцы (галлифейцы) решили через Юру во Францию (Галлию), а римляне должны были помочь какому-то племени, но всё это привело к большой войне, так как Цезарю хотелось завоевать ещё что-нибудь. Он даже дошёл до ближнего Лондона. Завоевал всю Галлию, Германию, Ирландию и часть Британии.

Цезарь – великий полководец.

Сенат призывал его вернуться. Войско его обожало.

Комментарии он писал каждый год – одну книгу. Всё это, завоёвывая Европу. Это отчёт сенату, он всюду о себе пишет в 3м лице. Нет прямой неправды.

Родился 100/102 год – 44 год смерти.

Сторонник грамматического единообразия – аналогисты (всё должно быть одинаково).

Аномалисты – как говорят, так надо писать.

Цезарь – сухость стиля.

1200-1300 – встречаются очень много раз

614 – пару раз

188 слов встречается один раз.

Нет неологизмов, алогизмов, редких форм.

-7 книг, "Записок о Галльской войне"

-неоконченные "Записки о Гражданской войне"

Цезарь не получал от правительства разрешения завоёвывать страны.

Тон деловой и очень объективный, без восторгов и прикрас.

Veni, vidi, vici

Абсолютная власть в Риме.

Переход Рубикона (Alla jacta est). Стал практически диктатором. Усыновил будущего Октавиана Августа. Цезарь очень много сделал в оппозицию Сенату, аристократии. 16 марта в мартовские игры Цезарь был убит.

Цицерон говорил, что это "голые", "неодетые" книги – без украс и пышных выражений.

Цезаря всё интересовало.

В Ирландии Цезарь изумился "белым ногам". Записывал особенности быта и религии, государственную систему, географию.

 

САЛЛЮСТРИЙ (86-35 гг) – плебей

Основатель жанра исторической монографии.

Просто одно событие "Заговор Катерины". "Стукутинская война" – римский жанр.

Стиль не такой, как у Цезаря.

Он не описывает, а объясняет историю. Он хочет найти причину краха республики с переходом к Империи. Главный герой – отрицательный!

Производит анализ фактов.

Стиль его неповторим, лаконичность, саллюстианская краткость, любит пропускать части речи. Склонен к архаизации языка. Симметрия в фразе. Срав.рит.воспр.и пьед. – поэтика. (?)

Его монографии имеют широкую историческую ценность.

Однажды Саллюций начал свою карьеру в Сенате, потом был изгнан противником Цицерона.

В 46 году Цезарь сделал его правителем Африки. Он вернулся с огромными богатствами.

И разочаровался в Цезаре, поселился в садах, парках (на те деньги, что он привёз из Африки) – в политике его помощь уже не нужна..

Книги имеют философские вступления (5 книг, но не все дошли). "История" не закончена и почти не дошла.

Римские историки 1 века до н.э.

 

ТАЦИТ (55-120)

Был на должности консула. Служил в Азии проконсулом. Умер при императоре Адриане.

Все сочинения – после 96 года. "Диалог об ораторах", "О жизни и характере Юрия Агриколы", "О происхождении и положении германцев" ("Германия"), "История", "От кончины божественного Августа" ("Анналы").

"Диалог" – теоретического характера сочинение о красноречии. Предпочтение – установкам Цицерона, а не азианскому стилю. О несовершенстве современного школьного образования, упадке красноречия.

"Агрикола" – первое историческое произведение. Только об одном событии – завоевании Британии. Вопрос, каковы должны быть отношения между римскими гражданами и императорской властью. Критика Домициана – в первых и последних главах. Порицание за жестокость к людям умственного труда, слежки, допросы. Агрикола – не упрямый противник деспотизма, а мудрец. Монография. Письмо в виде сентенций – сжато и заострённо выраженных мыслей, имеющих форму афоризмов.

"Германия". Географо-этнографическое сочинение. Климат, местоположение, почва, происхождение германцев, нравы. Уникальное произведение. Положительная оценка германских нравов.

"История" – события от смерти Нерона (68) до смерти Домициана (96). 14-12 книг. Дошли 1,2,3,4 и часть пятой книг.

"Анналы" – историческое сочинение о династии Юлиев-Клавдиев от кончины Августа. Дошли не полностью. Группирует события, объединяя их единой сюжетной линией. Реже встречаются отступления и манеры героев.

Историография как искусство.

Осуждение существующих нравов.

Государственный аппарат должен быть единым, умеренный самодержец.

Презрение к простому народу. Христиане – враги человечества.

Тацит улавливает и положительные, и отрицательные черты. Трезвость оценок.

"История" и "Анналы" – драматические эпизоды. Описание смерти Сенеки в "Анналах".

Психология человеческого поведения – на первом месте.

Часто введены речи. Отличаются от тех, которые они произносили. Сочинённые самим Тацитом.

Ориентация на Саллюстрия.

Тацит видит, что традиционные ценности пришли в упадок, аристократия вырождается и лишается былой политической мощи. Трагическая и пессимистическая тональность.



СЕНЕКА

Луций Август Сенека – литература начала 1 века новой эры, время военной диктатуры Августа, которая продержалась 200 лет. Появился "Новый стиль", и Сенека – его представитель. Понижение уровня. Появляются компиляции из других книг. "Природные вопросы" – Сенека. Запас идей небогатый и стандартный. Количественный рост литературы велик. В Риме появляются приезжие литераторы, писатели. Стремительно, порывисто, "Сентенция" – короткие точёные фразы. Кратко выраженная мысль. В прозе – поэтические средства выражения.

Самый знаменитый – Сенека. Испания, незадолго до новой эры – умер в 65 году новой эры. Не бедные родители. Император Калигула – правнук Августа. Ненавидел Сенеку, не выносил чужой славы. После него – Клавдий, женат на Мессалине. После убийства Мессалины ему стали втюхивать жён, а он был немного слабоумен. Женщина с сыном Нероном въехала к нему. Сенат женил его на Агриппине. Она хотела, чтобы он усыновил Нерона.

Клавдий сослал Сенеку на Корсику, дикое место. Жил там восемь лет. Пытался освободиться, несколько "Утешительных сочинений" на смерти других людей, Клавдий не обращал внимания.

Агриппина отравила Клавдия, вернула Сенеку с Корсики и сделала воспитателем Нерона. 54 год – Сенека был почти правителем при Нероне. 300 миллионов сестеций – большие деньги. Все его произведения полны призывов, что нужно строить честное благосостояние. "О милосердии". "О счастливой жизни" Новый стиль.

Всё время интриги. Нерон заводил дамочек, считал себя актёром, играл в театре, позорился. Ему надоела мать, он её сослал на повреждённом корабле, она спаслась, но поняла, что это он. Написала ему, но он прислал к ней центурионов.

Сенека выступил в Сенате с речью, оправдывающей это убийство. Нерон подумал, что надо и Сенеку убить. Он уехал из Рима. Центурионы – к нему. Покончил жизнь самоубийством. Тацит пишет, что женился на мальчике (Нерон) и бежал.

 

"Моральные письма Луцилию" – пишет обо всём, что его интересует. О том, что был в театрах и в цирке. В средние века называли "дядя христианства" – мысли, редкие для античных авторов (о гладиаторских боях). Вся римская жизнь.

Плэма "Отеквление" (созревшая тыква => пусто в голове) написал Клавдию. Проза и поэзия, как он отправился на небо, а его за глупость прогнали вниз, и оттуда тоже.

Эпиграммы, трагедии.

Историк и эпикуреец. Без новизны и претензии к новизне. Римские трагедии – только Сенека дошёл. 9 пьес – патетика и риторика. Может быть, не для театра, а для чтения.

Внешне – старая греческая трагедия. Хор – не больше трёх лиц за раз, 5 актов. Старые мифологические сюжеты. "Медея" (опирается на Еврипила), "Геркулес". Медея действует у Сенеки без колебаний. Полная осознанность противоречивых чувств. Все ужасы происходят на сцене, в отличие от греческой трагедии. Действие и характер проще у Сенеки, чем у Еврипида, прямолинейность. Пафос Сенеки – пафос мощного и ужасного. Все герои – мученики и мучители.

"Фиест" – дети сварены и предложены брату.

У женщин – мужская дума.

Детальное описание ужасов, убийств, а хор поёт лирическими размерами Горация.

 

"Октавия" – НЕ Сенека. После смерти Нерона. "Из римской жизни" пьесы – претекстаты. "Новый стиль". О том, как дети первой жены были убиты Агриппиной.

 

Все книги Сенеки – кроме о природе "Датриба" проповедь по своей природе. Спор. Работы не философа, а ритора. Эмоциональный текст. Короткие фразы, риторические вопросы. Калигула говорил: дешёвые приёмы.

Творчество Сенеки – серебряная латынь, "новое красноречие". Все темы трактатов вошли в трагедии. Важнее слова, а не действия. Скорее всего, для чтения.

Смерть героя – как облегчение.

 


ГАЙ ПЕТРОНИЙ АРБИТР "САТИРИКОН"

Последние годы Нерона. 66й год – покончил с собой.

Сатирический роман. Перелицовка греческого романа, но сатирическая.

"Сатирикон"

Дошла 14,15 и часть 16 книги романа из двадцати.

Сначала – пародия на Гомера. Герой бежит от гнева одного из богов, бога физической стороны любви Приапа. Неприличный бог обиделся на героя. Там – кораблекрушение, мнимые самоубийства из греческого романа. Любовная пара – Энколпий и мальчик Гитон. Друг Аскилт его тоже влюблён в мальчика.
Комизм.

Изображает быт, живут в низшем мире, всё низка. Изображение нравов людей, например, среды вольноотпущенников. Тримальхион – из раба стал богачом, и хотя он грубый, невежественный, но энергичный и по-своему добродушный.

От лица Энколпия. Пародия на Вергилия, в паузах – вставки. Новеллы. Много действующих лиц, превосходство автора над героями. Много непристойных сцен. Живая, разговорная речь. Речь о туалете, куда необходимо ходить – обращена к гостям. У Тримальхиона: он не знает мифы, литературу. Говорит, как оторвали у Полифема палец, а Дедал запихал Необу в Троянского коня.

"Эфесская матрона" – одна из новелл. Мужа одной женщины похоронили в склеп. Она забралась туда со служанкой. Зажгли лампочку. А рядом на трёх крестах распяты преступники, и офицеры охраняют, видят свет. Заходят – а там девушка сидит. Служанка принесла еду и вино. Вышел – оного покойника сняли. Он хочет покончить с собой, а она ему говорит – повесь туда моего мужа.

Есть история об оборотнях. Идёт к любовнице помогать хоронить мужа один человек. Взял с собой солдата. Обернулся – солдата нет, зато увидел волка, бегающего вокруг одежды. Убежал. Пришёл к любовнице, а та говорит, что к ним прибегал волк, и его проткнули шею, но он убежал. Вернулся – а там солдат с перевязанной шеей.

Роман стал основой "плутовских романов" в будущем. Когда герои – жулики. Ценный источник разговорной речи римлян.

 

 


ПОЭМА "О ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙ"

ТИТ ЛУКРЕЦИЙ КАР (прим 95 – 55)

Крупный греческий поэт. Поэзия уже уступает свою роль прозе.

Эпический поэт (философский эпос) писал гекзаметром.

Эпикурайская философия. Он покончил с собой от несчастной любви.

Поэма в 6 книгах, не закончена. "О природе вещей" ("О природе"). Поэму издал Цицерон после смерти автора и терпеть не мог Эпикура.

Следы незакоченности и необработанности есть.

Дидактическая поэма.

Лукреций объясняет, что учение сурово и он хочет приправить его стих.формой (сравнение с маленьким ребёнком, который не хочет пить горькое лекарство).

Он о себе неправильно пишет, он был настоящий поэт, у него был высокий пафос, а поэма – худ.произведение.

Но содержание очень трудное, так как его интересует не этика Эпикура, а научная теория (почти физика).

Он хочет выразить по-латински мысли Эпикура, что мир не управляется богами и нет загробной жизни, следовательно смерти нет, всё состоит из атомов, не надо бояться жизни, нужно разумно объяснить всё в природе и убрать гнёт религии. Религия – часть преступна. Он не отрицает богов как таковых. О современности пишет мрачно, причина плохой жизни – страх смерти, а бояться не надо.

К каждой книге есть вступление. В первой книге – обращение к богине (!)

Эпикура он абсолютно обожает. И ничего не творится, материя не разрушима, атомы плюс пустые пространства составляют мир.

Мир бесконечен (пример с простым копьём). Атомы как пылинки на солнце.

Вторая книга – вечное обновление мира. Всё рождается и всё погибает

Третья книга – душа и духи. Душа умирает месте с телом. Пока человек живёт, смерти нет, когда человек умрёт, смерти тоже не будет.

4я книга – ощущение и восприятие

5я – молодая земля, вся история культуры, происхожденеи языка. Были дикие звери, но не было войн, а теперь есть культура и есть войны. Происхождение религии – люди не могли ничего объяснить – и придумали богов.

6я – эпидемии.

Лукреций думает, что должен донести истину до людей.

Стиль старинный, много архаизмов.

Христиане использовали его для победы христианства против языческих богов.

15 век и выше – вновь оценён

Единственный источник античного материализма. После 15 века им сильно увлекались.


ЦИЦЕРОН, ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: