Провела Савельева Анна Сергеевна, учитель истории и обществознания ГБОУ «НКШ».




План урока

Посвященного полному освобождению от фашистов блокадного Ленинграда 27.01.1944 г.

Провела Савельева Анна Сергеевна, учитель истории и обществознания ГБОУ «НКШ».

Цели и задачи:

Воспитание патриотизма в кадетском коллективе учащихся старших классов.

Знакомство с понятиями «блокада», «блокадный хлеб», «блокадный светлячок».

Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе музыкального творчества годов ВОВ.

Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за подвиг своих соотечественников и предков.

Необходимое оборудование: электронная доска для презентаций, материалы для проведения мастер-класса, выход в интернет или диск с материалами (презентация, фильм «у тыла детские лица»)

Возрастная аудитория: учащиеся 6-11 классов.

Ход урока: организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня памятная дата не простого праздника. Сегодня мы отмечаем горький праздник освобождения Русской земли от иноземного захватчика. Это освобождение стоило многим тысячам жизни, здоровья, счастья. В этот день в 1944 году произошло освобождение Ленинграда от оккупантов. А сейчас я приглашаю ученика А. к доске с его сообщением.

Ученик А.: 22 июня 1941 года без объявления войны с самого утра Германия напала на Советский Союз. В четыре утра начался обстрел сонного Киева.

Первыми удар приняли войны Брестской крепости, целый месяц они не сдавали оборону. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков. Националисты германии продвигались очень быстро, около 30 км. в сутки.

Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно прорывались к городу и с июля из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе заводы, и фабрики.

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда.

Гитлер просчитался, ожидая молниеносной победы, и нашел в жителях яростное сопротивление.

Для всех людей на планете этот город символ стойкости, мужества, самоотверженности.

Город стал местом фронта, боевых действий в августе 1941 года, когда город был зажат в плотном кольце. Началась БЛОКАДА. Блокада-это плотное кольцо неприятеля, блокирующее эвакуацию населения, поставку провизии. Помощь попросту не могла прийти на помощь.

Учитель: посмотрите на слайд. В блокадном Ленинграде на момент начала блокады проживало 2 миллиона 441 тысяча жителей. На момент окончания блокады в Ленинграде оставалось 557 тысяч человек.Это число выстоявших в этой борьбе… Я прошу докладчика Б. рассказать о жизни в блокадном Ленинграде.

Ученик Б: Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда Фашисты бомбили и обстреливали Ленинград, бомбили мосты, больницы, дома жителей. Был выведен из строя водопровод, не работали насосные станции. Ударили морозы. На Неве град построенный замер от холода и ужаса. Люди шли с ведрами по Невскому льду, прорубали проруби. Начало пропадать топливо и электричество.

Рабочие-мостовики начинали чинить мосты. Рабочие-электрики быстро восстанавливали повреждения на линиях электропередач. Рабочие-водопроводчики быстро меняли повреждённые трубы, быстро восстанавливали насосные станции. Но фашисты продолжали безжалостно обстреливать Ленинград. Посылали на город снаряды огромной мощности, и всё снова выходило из строя.

Начался голод. Голод косит ленинградцев. В городе не хватало продовольствия.

Люди уже не могли хоронить своих родственников, поэтому на санках свозили их тела на окраину города, где их хоронили в общих могилах.

Город покрыла кромешная тьма. Чтобы передвигаться в темноте Ленинградцы изготавливали значки из флуоресцентной бумаги. Эти значки светились в темноте и помогали людям передвигаться и обозначать себя в темноте. Однако с воздуха их не было видно. Такие значки прозвали в народе "блокадными светлячками".

Учитель: Ученик В. выступит с докладом о хлебе оккупированного нацистами Ленинграда.

«20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Это было трудно назвать хлебом. Хлеб выдавали за карточки. При утере карточка не возобновлялась.

В Нижегородской области знают историю девочки Тани Савичевой. Девочка из блокадного Ленинграда вела страшный дневник, в котором записывала даты смерти своих родственников. Последняя запись гласит: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня». Девочку Таню смогли эвакуировать в Нижегородскую область, где восстанавливались ребята из блокадного Ленинграда. Но Таня так и не смогла поправится из-за пережитого.

Учитель: ребята из нашей школы сняли ролик о детях блокадного Ленинграда трудившихся в годы ВОВ на нашем авиационном заводе. Учитель включает видео «у тыла детские лица», созданное учениками интерната. (https://www.youtube.com/watch?v=-juapQK0hOo).

Ученики просматривают фильм.

Учитель: Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали «Дорогой Жизни».

Не смотря на все трудности Ленинград выстоял, не смогли его взять фашисты. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение.

Но цену этому освобождению наглядно можно увидеть, посетив Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. Ученик Д. сейчас проведет нам экскурсию по мемориалу с помощью своей презентации.

Ученик Д. демонстрирует свою презентацию.

Рефлексия.

Для двух возрастных групп:

1 ГРУППА (10 класс).

Учитель: На этом наш урок подошел к концу. Прошу Вас принять участие в мастер-классе по созданию «блокадных светлячков», которое нам продемонстрируют ученицы А. и В.

Для работы нам понадобятся: ножницы, клей-карандаш или двухсторонний скотч, флюоресцентная бумага.

Учащиеся выполняют творческое задание.

Ученики 10 класса изготавливают «светлячков».

2 ГРУППА: Ученики 6 класса выполняют рисунки по теме «Блокадный Ленинград» и изготавливают светлячков из флюоресцентной глины.

Результаты мастер-класса в 6 и 10 классах представлены ниже.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: