Процесс принятия решения




Мышление

Отправляясь от того, что дано в ощущениях и восприятиях, мышление, выходя за пределы чувственно данного, расширяет границы нашего познания. Это расширение познания достигается мышлением в силу его характера, позволяющего ему опосредованно – умозаключением – раскрыть то, что непосредственно – в восприятии – не дано. С расширением познания благодаря мышлению связано и углубление познания.

Ощущения и восприятия отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятии – сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях.

Мышление – процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира.

Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть мышления - в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира.

Специфичность мышления заключается в том, что:

· мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования;

· лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира;

· мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:

· носит опосредствованный характер;

· всегда протекает с опорой на имеющиеся знания;

· исходит из живого созерцания, но не сводится к нему;

· в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме;

· связано с практической деятельностью человека.

Русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849-1936), характеризуя мышление, писал: "Мышление - орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом". С физиологической точки зрения, процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. Для процесса мышления, прежде всего, имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. По мнению Павлова: "Мышление... ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая, первая ассоциация - это есть момент рождения мысли". Таким образом, эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи (ассоциации) и составляют физиологическую основу процесса мышления.

Рассмотрим мышление как процесс, а мысль как результат этого процесса.

Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:

· формирование и усвоение понятий;

· решение проблем.

Мышление как процесс состоит из отдельных мыслительных операций (рис.1).

 

 

Рис. 1. Мыслительные операции

 

Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.

Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.

Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.

Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования.

Конкретизация – это мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему.

Современная психология не имеет однозначной точки зрения по вопросу о видах мышления. При классификации видов мышления используется ряд критериев, в соответствии с которыми они дифференцируются (рис. 2).

В процессе мышления человек оперирует предметами, образами или понятиями, в зависимости от этого выделяются четыре основные вида мышления (рис.3), формирующиеся у человека последовательно в разные периоды онтогенеза. Переход от образного мышления к словесно-логическому составляет одну из линий развития психики. Особенности видов мышления представлено в таблице 2.

 

 

 
 

 

 


Рис. 2. Виды мышления

 

 
 

 

 


Рис. 3. Виды мышления по форме и характеру решаемых задач

 

 

Таблица 2

Сравнительная характеристика видов мышления

Вид мышления Форма предъявления познаваемого материала Средства представления и познания окружающего мира Период возникновения в онтогенезе
Наглядно-действенное Материал как таковой в своей материальности и конкретности Практические действия с предметами Первые месяцы жизни
Наглядно-образное Материал, изображенный на рисунке, схеме, чертеже Образы восприятия Раннее детство
Образное Материал, представленный описанием реальных предметов Образы памяти и воображения Дошкольный возраст
Понятийное (словесно-логическое) Материал, описаный в той или иной знаковой системе Понятия, суждения, умозаключения Младший школьный

 

Рис. 4. Составляющие продуктивности ума.

 

Как и другие психические процессы, мыслительная деятельность людей отличается значительными индивидуальными различиями. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека – это, прежде всего, результат развития его ума в процессе жизни, познания действительности, в процессе обучения. Индивидуальные особенности мышления представлены на рис. 4.

Широта ума выражается в познавательной деятельности человека, охватывающей различные области деятельности, в широком кругозоре, разносторонней любознательности.

Глубина ума выражается в умении проникнуть в сущность сложнейших вопросов, умении - увидеть проблему там, где у других людей вопроса не возникает. Глубокому уму свойственна потребность понять причины возникновения явлений и событий, умение предвидеть их дальнейшее развитие.

Гибкость ума выражается в свободе мысли от сковывающего влияния закрепленных в прошлом опыте приемов и способов решения задач, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки.

Быстрота ума – это способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять правильное решение.

Критичность ума –это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания как абсолютно верные, непогрешимые и исчерпывающие.

Мышление тесно связано с воображением.И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, основу их составляет опережающее отражение. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Сравнительная характеристика мышления и воображения при решении задач представлены на рис.5

 

Рис. 5. Принципиальная схема решения мыслительных (в том числе творческих) задач.

 

Хотя логические операции органически входят в состав мышления, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления зачастую вмешиваются, изменяя его, эмоции. Вот что по этому поводу писал Рубинштейн: «Подчиняясь деспотическому господству слепого чувства, мысль начинает порой регулироваться стремлением к соответствию с субъективным чувством, а не с объективной реальностью..., следует «принципу удовольствия» вопреки «принципу реальности»... Эмоциональное мышление с более или менее страстной предвзятостью подбирает доводы, говорящие в пользу желанного решения».

Эмоции, однако, способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мысли большую страстность, напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков. Вопрос только в том, насколько чувство сильно, не переходит ли оно пределы оптимума, обеспечивающего разумность мышления. В процессах мышления эмоции особенно выражены в моменты нахождения человеком решения трудной задачи, здесь они выполняют эвристическую и регулятивную функции. Эвристическая функция эмоций заключается в выделении (эмоциональной, сигнальной фиксации) некоторой зоны оптимального поиска, в пределах которой находится искомое решение задачи. Регулятивная функция эмоций в мышлении проявляется в том, что они способны активизировать поиск нужного решения в том случае, если он ведется в правильном направлении, и замедляют его, если интуиция подсказывает, что избранный ход направления мысли ошибочен.

При нахождении принципа решения или при возникновении интуитивного ощущения приближения к нему у человека появляется состояние эмоционального подъема. «Состояние эмоциональной активации выступает как некоторый неспецифический сигнал «остановки», как указание на то, «где» должно быть найдено то, что еще не найдено, оно выступает как неконкретизированное предвосхищение принципа решения (или окончательного решения). Это эмоциональное предвосхищение принципиального решения задачи... переживается как «чувство близости решения».

 

Интеллект

 

Интеллект – общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей;

- система всех познавательных процессов индивида.

Факторы интеллектуального развития:

Врожденные:

- генетические (задатки родителей, хромосомные аномалии);

- особенности внутриутробного развития (питание, заболевание во время беременности, употребление лекарств и других веществ);

Факторы окружающей среды:

- питание;

- психическая стимуляция (достаточность ощущений или сенсорная депривация);

- число детей в семье;

- социальное положение.

Многие авторы считают, что интеллект как общая способность состоит из специфических способностей. Однако они организуют эти специфические способности по разному, все способы организации можно свести к 3 основным моделям: одноуровневые, пространственные, иерархические.

Луис Леон Терстоун создал одноуровневую модель интеллекта. Он выделяет 7специфических способностей: (счетная гибкость, вербальная гибкость, вербальное восприятие, пространственная ориентация, память, способность к рассуждению, быстрота восприятия). На основании этой структуры построены тесты интеллекта (Тест структуры интеллекта Амтхауэра). Дальнейшие исследования показали, что эти способности положительно коррелируют друг с другом, что говорит в пользу единого G-фактора.

Джо Пол Гилфорд построил пространственную модель структуры интеллекта. Он выделяет 120 составляющих интеллекта в зависимости от содержания задачи, характера мыслительной деятельности и продукта мыслительной деятельности. Созданы тестовые задания к тестированию 100 из выделенных факторов. Данная модель используется в США при обучении одаренных детей. Однако не все проявления интеллекта вписываются в эту схему.

 

Рис.6. Модель интеллекта Д. Гилфорда

 

Чарльз Спирмен предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяют:

1. Некий общий фактор, общая способность

2. Фактор, специфический для данной деятельности.

На основании проверки этого предположения он построил иерархическую структуру интеллекта (рис.7)

На основе этой модели построены многие тесты интеллекта: тесты интеллекта Айзенка, Прогрессивные матрицы Равена, тесты интеллекта Кэтелла.

 

 

G – общий фактор, общая способность;

А – арифметические способности;

М – механические способности;

L – лингвистические способности;

S – специфические факторы;

Т – тесты.

 

Рис. 7. Структура интеллекта Ч. Спирмена

 

Уровни интеллекта:

Конкретный – помогает решать повседневные задачи: ассоциативные способности, позволяющие использовать информацию, хранящуюся в памяти.

Абстрактный – позволяет оперировать словами и понятиями. Это уровень использования мышления.

Коэффицие́нт интелле́кта (англ. IQ – intelligence quotient) – количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта (g).

Тесты IQ разрабатываются так, чтобы результаты описывались нормальным распределением со средним значением IQ, равным 100 и таким разбросом, чтобы 50 % людей имели IQ между 90 и 110 и по 25 % – ниже 90 и выше 110. Средний IQ выпускников американских ВУЗов составляет 115, отличников – 135–140. Значение IQ менее 70 часто квалифицируется как умственная отсталость.

Понятие коэффициента интеллекта ввёл немецкий учёный В. Штерн в 1912 году. Он обратил внимание на серьёзные недостатки умственного возраста, как показателя в шкалах Бине. Штерн предложил использовать в качестве показателя интеллекта частное от деления умственного возраста на хронологический. IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда-Бине в 1916 году.

IQ = (УВ / ХВ) × 100,

где УВ – умственный возраст, а ХВ – хронологический возраст.

Советский психолог Лев Семёнович Выготский в своих работах показал, что текущий IQ ребёнка мало что говорит о перспективах его дальнейшего обучения и умственного развития. В связи с этим он ввёл понятие «зона ближайшего развития». Расхожая шутка гласит, что тесты на IQ на самом деле проверяют способность человека решать эти тесты, что недалеко от истины: по сути, от испытуемого требуется решение определённых заданий определённым образом.

 

Процесс принятия решения

 

Уоллес (Wallas, 1926) изучал вопрос о том, как знаменитые ученые подходят к открытиям и к решению научных задач. В результате он выделил четыре последовательных этапа, через которые проходит большинство из них.

Первый этап—это подготовка. На этом этапе человек пытается сделать обзор проблемы, подбирая всю относящуюся к ней информацию.

Второй этап, или инкубация, наиболее длительный и может занимать несколько часов или дней. На этом этапе поиски решения временно откладываются и исследователь занимается какими-то другими делами.

За этим во многих случаях следует этап озарения - решение внезапно приходит «само собой» в результате процесса, близкого к инсайту. На этом этапе элементы проблемы как бы самоорганизуются, как если бы их логически связала воедино невидимая подсознательная нить.

Однако впечатление, что задача решена, может оказаться ошибочным. Поэтому необходим четвертый этап – разработка. Здесь найденное решение подвергается проверке путем сопоставления с фактами или формулируется либо устно, либо письменно; при этом оценивается логика и основательность решения. Только в том случае, если решение будет признано удовлетворительным, ученый может приступить к дальнейшему исследованию. В противном случае он возвращается к исходному этапу и начинает искать новые подходы.

Эта последовательность из четырех этапов представляет собой тот магистральный путь, по которому идут творческие люди, будь то артисты или математики, специалисты в области информатики или естественных наук.

Однако существует множество повседневных проблем, при решении которых мы не можем позволить себе роскошь дать вопросу «отстояться» в течение недели. Решение должно часто приниматься быстро, даже если оно лишь временное.

Лурия (1967) описал четыре этапа, через которые должен пройти любой человек при решении новой проблемы.

Первый этап – это изучение условий задачи. На этом этапе выясняется сущность возникшего вопроса и выявляются важнейшие данные, которые можно использовать для его решения.

Второй этап - создание общего плана предполагаемых действий, т.е. разработка стратегии решения проблемы.

Далее, на третьем этапе, необходимо наметить тактику ее решения, включающую выбор того или иного конкретного метода осуществления необходимых действий.

Наконец, на четвертом этапе найденное решение сопоставляется с исходными данными, и в случае, если оно с ними не согласуется, умственная деятельность продолжается.

 

Стратегии принятия решения:

Брунер (Bruner, 1956) и Левин (Levine, 1975) изучали различные тактические подходы, к которым прибегали испытуемые при решении тех или иных задач. Оказалось, что можно выделить три таких подхода, различающиеся как по эффективности, так и по уровню сложности.

Случайный перебор. При такой стратегии случайным образом формулируется гипотеза либо осуществляется выбор, а затем оценивается их правомерность, и в случае отрицательной оценки выдвигается новое предположение; так продолжается до тех пор, пока не будет найдено решение.

Такая стратегия осуществляется по методу проб и ошибок, и ее используют, как правило, дети и субъекты со слабо структурированным мышлением. Главный ее недостаток состоит в том, что поиск ведется несистематично и поэтому может оказаться неполным и привести либо к отказу от дальнейших попыток, либо к неприятным последствиям (особенно если речь идет, например, о распознавании ядовитых грибов).

Рациональный перебор. При такой стратегии исследуют некое центральное, промежуточное или наименее рискованное предположение, а затем, изменяя каждый раз по одному элементу, «отсекают» неверные направления поиска.

Систематический перебор. При этой стратегии мышления субъект охватывает своим умом всю совокупность возможных гипотез и систематически анализирует их одну за другой, пытаясь прийти таким образом к каким-то выводам.

Такая стратегия, разумеется, самая строгая, но в то же время и самая скучная. Неудивительно поэтому, что в повседневной жизни она используется редко. Однако это единственная стратегия, позволяющая действительно наиболее адекватно разрабатывать планы долговременных или сложных действий.

 

2. Составьте краткий конспект по изученному материалу.

3. Подготовьтесь к тестированию по теме «Психические процессы», повторите понятия: внимание и его виды, ощущение, восприятие и его свойства, память и ее виды, воображение, мышление, его классификация и операции, интеллект, эмоции и их классификация.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: