Коммуникативные функции искусства




 

Коммуникативная функция искусства - это способность устанавливать контакты между человеческими индивидами и коллективами, служить одним из наиболее активных и эффективных средств общения между людьми, поколениями и народами. Искусство - не только созидатель и носитель разнообразной эстетической и другой информации, но и чрезвычайно активный и эффективный способ передачи этой информации, своеобразная форма социальных контактов и социального взаимодействия.

В этом смысле коммуникативная функция искусства выполняет роль специфического «языка», посредством которого воплощаются и передаются определенные идеи, чувства, отношения и т. д. Другими словами, коммуникативная функция искусства - это исторически оформившаяся знаково-символическая система, посредством которой фиксируются, выражаются, сохраняются и становятся всеобщим достоянием результаты эстетически-художественного преобразования действительности.

Кроме того, в коммуникативной функции искусства отражается и воспроизводится интеллектуально-эмоциональная природа творческого процесса. Результат воплощения различных интеллектуальных и духовных способностей художника - художественное произведение и зашифрованная в нем информация не могут восприниматься реципиентом иначе, как через творческое разворачивание его интеллектуальных и духовных способностей. Поэтому контакт с произведением искусства является одновременно его созерцанием, переживанием, пониманием, творческим воссозданием в воображении, личностной интерпретацией и наслаждением, радостью от успешного осуществления всех этих действий.

Именно диалогический характер постижения человеком искусства принципиально отличает его от изучения научных знаний - или технических проектов, процессов, монологических по своей природе, т. е. предполагающих усвоение передаваемой информации, а не ее порождение совместными усилиями отправителя и получателя, превращающихся в партнеров единого действия.

Рассмотрение коммуникативной функции искусства как социально-эстетической проблемы и определение ее фундаментальных особенностей позволяет соотнести ее с обобщением тех представлений, которые накапливались в смежных областях знаний - в психологии и педагогике. Исследования в этих областях связывают коммуникативную функцию искусства с системой образов, которые находятся в определенных взаимоотношениях. Внешние отношения этих образов связывают их не только с их создателями, но и со зрителями, слушателями, читателями, для духовного воздействия на которых они, эти образы, и создаются. Так выявляется связь произведения искусства с художественным восприятием. Отсюда возникла потребность рассмотреть означенную категорию в пределах комплекса перечисленных наук.

С точки зрения психолога А. А. Леоньева, искусство есть развитие личности, а не просто носитель какой-то информации, и поэтому оно должно быть понятным. Для этого необходима коммуникативная функция искусства. Анализируя коммуникативную функцию искусства, А. А. Леонтьев отмечает, что коммуникативность искусства особенно ясно видна со «стороны» коммуникатора. Поскольку, как и во всяком общении, в общении с искусством происходит процесс «перемены ролей» (Я. Яноушек), процесс моделирования коммуникативно значимых особенностей личности реципиента. (В. А. Леонтьев, 1997).

Это взаимопонимание в искусстве является своего рода полигоном для развития эмоционально-волевых, этических и других сторон личности. Мы учимся чувствовать, хотеть, «относится» к другим людям - через искусство. Оно - то, на чем мы учимся быть людьми. Соответственно, воспитательное значение коммуникативной функции искусства заключается в его художественном воздействии на человека.

Как известно, у людей есть много средств коммуникации: «естественная» (словесная) - речь, мимика, звуковая сигнализация, изображения, письменность, однако все они рассчитаны на воздействие через рассудок. В свою очередь, искусство может обходиться без них, может пользоваться всеми ими, но лишь как техникой, т. к. его действие специально нацелено, прежде всего, на возбуждение эмоций. Человек же переживает эти чувства и по чисто физиологическим причинам, и по ассоциациям с интонациями речи и другими привычными звучаниями. Поскольку все виды коммуникации, рассчитанные на действие через рассудок, построены преимущественно на жестком закреплении знаков за смыслом, то и намеренность воздействия в них обнажена. Это поддерживает у реципиента состояние настороженности и критичность к воспринимаемой информации. В искусстве же связь сигналов с воздействием гораздо более пластична, сигналы неопределенные по смыслу многозначны, что представляет реципиенту гораздо больше свободы в реагировании.


 

Вывод

 

ФУНКЦИЯ ИСКУССТВА (от лат. function - исполнение, осуществление) - роль, которую выполняет искусство в жизни человека и общества. Искусство отражает жизнь человека в нераздельности ее при родных, социальных и личностных моментов. Отсюда вытекает многообразие его функций как по отношению к отдельному человеку (зрителю, слушателю), так и их множеству, составляющему публику, а через нее к обществу в целом. Многообразие функций свойственно и науке, но в искусстве оно получило более разностороннее развитие в силу его способности давать целостную картину мира.

Всемирно-историческое назначение искусства - воспринимать мир во всей его полноте, сохранять целостность личности, культуры и жизненного опыта человечества.Полифункциональность искусства многое объясняет в его природе. Однако, чтобы понимание этой природы было полным, следует найти некую единую, объясняющую все его многообразные функции сущностную цель. Вернемся к примеру с палкой. Человек может использовать ее по-разному, но прямое специальное ее назначение - быть средством опоры при ходьбе. Ложка может служить разным практическим задачам, даже задаче обороны, однако то, во имя чего она создана, однозначно: инструмент для еды. Практика искусства многогранна, но есть одна его сущностная цель - социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство делает личность истинно человеческой и истинно общественной, вовлекая в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа. Искусство непринужденно и непосредственно воздействует на сокровенное и индивидуальное мироотношение личности, утверждая ее самоценное значение.


Список литературы

1. Ванелов В.В. Что такое искусство. - М., 1988.

2. Каган М.С. Морфология искусства. - Л., 1979.

. Кармин А.С. Культурология. - СПб., 2001.

4. Махлина С.М. Язык искусства в контексте культуры. - СПб., 1995.

5. Толпыкин, В.Е., Толпыкина, Т.В. Культурология / В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина. - М.: Эксмо, 2010.

6. <https://esthetik.narod.ru/funktsii_iskusstva/index.html>

. https://gendocs.ru/v31857



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: