Характеристика системы высшего образования




Республики Беларусь

Система высшего образования является одним из элементов общей системы образования Республики Беларусь и ориентирована на достижение общесистемных целей: формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося.

Получение образования состоит в освоении содержания соответствующей образовательной программы, подтвержденное документом об образовании или документом об обучении.

В зависимости от содержания реализуемых образовательных программразличают основное, дополнительное и специальное образование. Исходя из этого, основное образование – это обучение и воспитание обучающихся посредством реализации образовательных программ основного образования, дополнительное образование – обучение и воспитание обучающихся посредством реализации образовательных программ дополнительного образования, специальное образование– обучение и воспитание обуча­ющихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования.

Основное образование включает:

1 дошкольное образование;

2 общее среднее образование;

3 профессионально-техническое образование;

4 среднее специальное образование;

5 высшее образование;

6 послевузовское образование.

Единство и непрерывность основного образования обеспечи­ваются преемственностью его уровней и согласованностью содержания образовательных программ основного образования.

Дополнительное образование подразделяется на два вида:

1 дополнительное образование детей и молодежи;

2 дополнительное образование взрослых.

Специальное образование осуществляется на уровнях дошкольного и общего среднего образования и направлено на создание специальных условий для получения образования лицами с учетом особенностей их психофизического развития и коррекцию имеющихся у них физических (психических) нарушений.

Высшее образование являетсяодним из уровней основного образования, наряду с дошкольным, общим средним, профессионально-техническим, средним специальным и послевузовским образованием. Высшее образованиенаправлено на развитие личности обучающихся, их интеллектуальных и творческих способностей, получение ими специальной теоретической и практической подготовки,завершающейся присвоением квалификации специалиста с высшим образованием, степени магистра.

Высшее образование имеет две ступени – завершенные этапы обучения и воспитания на одном из уровней основного образования.

На I ступени высшего образования обеспечивается подготовка специалистов, обладающих фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, с присвоением квалификации специалиста с высшим образованием. На I ступени реализуются образовательная программа высшего образования I ступени, обеспечивающая получение квалификации специалиста с высшим образованием, и образовательная программа высшего образования I ступени, обеспечивающая получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированная с образовательными программами среднего специального образования.

Высшее образование I ступени дает право на продолжение образования на II ступени высшего образования и на трудоустройство по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации.

На II ступени высшего образования (магистратура) обеспечивается углубленная подготовка специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы с присвоением степени магистра. На II ступени реализуются образовательная программа высшего образования II ступени, формирующая знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающая получение степени магистра, и образовательная программа высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающая получение степени магистра.

Высшее образование II ступени дает право на продолжение образования на уровне послевузовского образования и на трудоустройство по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации.

Высшее образование может быть полученов следующих формах: очной, заочной и в форме соискательства.

Очная форма получения образования – обучение и воспитание, предусматривающие постоянное личное участие обучающегося в регу­лярных учебных занятиях и аттестации, организуемых учреждением образования.Очная форма обучения имеет два вида:дневную и вечернюю.

Дневная форма получения образования – вид очной формы, при которой получение образования является основным видом занятости обучающегося.

Вечерняя форма получения образования – вид очной формы получения образования, когда получение образования сочетается, как правило, с иным видом занятости обучающегося.

Заочная форма получения образования– обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся, участвующим лично только в ограниченном числе учебных занятий (занятий) и аттестации, организуемых учреждением образования.Заочное обучение может осуществляться в традиционной заочной форме и в дистанционной форме.

Дистанционная форма получения образования–вид заочной формы, при которой получение образования осуще­ствляется преимущественнос использованием современных коммуника­ционных и информационных технологий.

Соискательство как форма получения образования– обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение обучающимся содержания образовательной программы, его личное участие только в аттестации, организуемой учреждением образования.

В соответствии с действующими требованиями Правительством Республики Беларусь утверждается перечень специальностей, по которым не допускается получение образования ввечерней и заочной формах. Так, например, по профилю Е «Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства» не допускается получение образования в заочной форме по направлению образования «Коммуникации» специальности «Информация и коммуникация» (технологии коммуникации) и направлению образования «Научная и педагогическая деятельность» по языковым специальностям.

В соответствии с действующим законодательством сроки получения высшего образования I ступени на дневной форме получения образования – от четырех до пяти лет. Сроки получения образования на вечерней или заочной формемогут быть увеличены не более чем на один год.

При этом, срок получения высшего образования I ступени по наиболее сложным специальностям, определяемым Правительством Республики Беларусь, может быть увеличен не более чем на один год.

- лицами, получающими высшее образование и обучающимися по дополнительной специальности (специализации), срок получения образования увеличивается не менее чем на один год.

- лицами, получившими среднее специальное образование, может быть сокращен учреждением высшего образования по согласованию с Министерством образования Республики Беларусь при условии соблюдения требований образовательных стандартов высшего образования.

- срок получения второго и последующего высшего образования I ступени может быть сокращен учреждением высшего образования при условии соблюдения требований образовательных стандартов высшего образования, и должен составлять не менее трех лет.

Срок получения высшего образования II ступени составляет от одного года до двух лет.

Компонентысистемы высшего образования:

1 участники образовательного процесса при реализации образовательных программ высшего образования;

2 образовательные программы высшего образования;

3 учреждения высшего образования;

4. государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы высшего образования;

5 учебно-методические объединения в сфере высшего образования;

6 организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики студентами, курсантами, слушателями;

7 организации – заказчики кадров;

8 государственные органы и организации в пределах их полномочий в сфере высшего образования.

Участниками образовательного процесса в системе высшего образования являются:

- обучающиеся;

- законные представители несовершеннолетних обучающихся;

- педагогические работники, в том числе профессорско-преподавательский состав.

Обучающийся – лицо, принятое для освоения содержания конкретной образовательной программы.

К обучающимся относятся:

- воспитанники(в системе дошкольного образования);

- учащиеся (в системах общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и дополнительного образования детей и молодежи);

- студенты(в системе высшего образования);

- слушатели (в системе дополнительного образования взрослых);

- соискатели(в системе послевузовского образования в форме соискательства);

- магистранты– студенты, обучающиеся на II ступени высшего образования;

- аспиранты (адъюнкты) – лица, осваивающие содержание образова­тельной программы аспирантуры (адъюнктуры), обеспечивающей получение научной квалификации «Исследователь», в дневной или заочной форме получения образования;

докторанты– лица, осваивающие содержание образовательной программы докторантуры в дневной форме получения образования.

Обучающимся (студентам) на весь период получения высшего образования выдаютсястуденческий билет и зачетная книжка, образцы которых устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь.

К педагогическим работникам относятся лица, осуществляющие педагогическую деятельность и руководство образовательной деятельностью учреждения образования, его структурных подразделений. В системе высшего образования педагогические работники относятся к профессорско-преподавательскому составу (ППС). Педагогическая деятельность ППС включает в себя учебную, воспитательную и учебно-методическую работу.

Основные требования, предъявляемые к педагогическим работникам, определяются квалификационными характеристиками. Кроме ППС в составе работников учреждений высшего образования имеются иные работники – лица, осуществляющие административно-хозяйственные, инженерно-технические, производственные и иные вспомогательные функции.

Должности педагогических работниковучреждений высшего образования:

- ассистент;

- преподаватель;

- старший преподаватель;

- доцент;

- профессор;

- заведующий кафедрой.

Должности ППС в учреждениях высшего образования замещаются по конкурсу. Порядок проведения конкурса определяется Правительством Республики Беларусь (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.06.2011 № 806).

Виды педагогической, научной деятельности, а также соотношение численности студентов и профессорско-преподавательского состава устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь.

Объем педагогической, научной деятельности для профессорско-преподавательского состава ежегодно устанавливается учреждением высшего образования исходя из утвержденной штатной численности профессорско-преподавательского состава.

Образовательная программа – совокупность документации, регламентирующей образовательный процесс, и условий, необходимых для получения в соответствии с ожидаемыми результатами определенного уровня основного образования или определенного вида дополнительного образования.

Виды образовательных программ высшего образования:

- образовательная программа высшего образования I ступени, обеспечивающая получение квалификации специалиста с высшим образованием;

- образовательная программа высшего образования I ступени, обеспечивающая получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированная с образовательными программами среднего специального образования;

- образовательная программа высшего образования II ступени, формирующая знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающая получение степени магистра;

- образовательная программа высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающая получение степени магистра.

Учреждение образования – юридическое лицо в организационно-правовой форме учреждения, основной функцией которого является осуществление образовательной деятельности.

Учреждения образования могут быть государственными и частными

Учредителями учреждений образования могут быть: Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь; государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления и иные государ­ственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь;местные исполнительные и распорядительные органы; юридические лица и граждане Республики Беларусь; иностранные государства, организации иностранных государств, международные организации, межгосударственные образования, иностранные граждане, лица без гражданства, если иное не установлено законодательными актами, международными договорами Республики Беларусь.

Учреждение образования осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, положением о соответствующем типе и (или) виде учреждения образования, уставом учреждения образования.

В соответствии с уставом учреждение образования формирует свою структуру. В структуре учреждений высшего образования (УВО) могут функционировать: обособленные подразделения (филиалы, представительства) и структурные подразделения (факультеты, кафедры, отделения, учебно-методические и научно-исследовательские подразделения, библиотека, общежития и др.).

Учреждение высшего образования – учреждение образования, которое реализует образовательные программы высшего образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу среднего образования, образовательные программы профессионально-технического образования, образовательные программы среднего специального образования, образовательные программы послевузовского образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, образовательные программы дополнительного образования взрослых.

В зависимости от совокупности реализуемых образовательных программ,состава специальностейи квалификацийразличаютследующие виды учреждений высшего образования:

- классический университет (реализует образовательные программы высшего образования I и II ступени по разным профилям и направлениям образования);

- профильный университет – академия, консерватория (реализует образовательные программы высшего образования I и II ступенипо одному или нескольким профилям образования);

- институт (реализует образовательные программы высшего образования I и II ступенипо одной или нескольким близким специальностям одного или нескольких профилей образования);

- высший колледж (реализует образовательные программы высшего образования I ступенипо специальностям одного профиля образования).

В целях дальнейшего совершенствования системы высшего образования, усиления его роли в решении социально-экономических, научно-технических и иных задач развития Республики Беларусь, содействия формированию направлений научных исследований учреждений высшего образования, координации деятельности учебно-методических объединений в сфере высшего образования и разработки современных образовательных технологий и средств обучения учреждениям высшего образованияможет быть предоставлен статус ведущего учреждения в системе образования (БГУ) или отрасли (БГСХА, БГЭУ и др.).

Основными структурными подразделениями, обеспечивающими осуществление учреждением высшего образования образовательной, научной, научно-технической и инновационной деятельности, являются:

- институт без права юридического лица;

- факультет;

- кафедра;

- научно-исследовательская часть (отдел, сектор);

- учебно-методическое управление (отдел).

Институт без права юридического лица – организационно-административное структурное подразделение учреждения высшего образования, обеспечивающее осуществление учреждением высшего образования образовательной и научной деятельности, учебно-методической работы и повышение квалификации специалистов с высшим образованием в рамках определенных профиля образования, направления образования, специальностей подготовки специалистов. В состав института без права юридического лица входят факультеты и кафедры, которые не входят в состав факультета.

Факультет– организационно-административное структурное подразделение учреждения высшего образования, обеспечивающее осуществление учреждением высшего образования образовательной и научной деятельности, учебно-методической работы в рамках определенных профиля образования, направления образования, специальностей подготовки специалистов. В состав факультета входят кафедры.

Кафедра – основное структурное подразделение учреждения высшего образования, обеспечивающее осуществление учреждением высшего образования образовательной и научной деятельности, а также учебно-методической работы по одной или нескольким родственным специальностям либо учебным дисциплинам. Кафедры могут входить в состав института без права юридического лица, факультета и являться самостоятельными структурными подразделениями.

Научно-исследовательская часть (отдел, сектор)– структурное подразделение учреждения высшего образования, обеспечивающее организацию, координацию и осуществление научной, научно-технической и инновационной деятельности учреждения высшего образования и управление ею. В состав научно-исследовательской части (сектора) входят научно-исследовательские институты, научно-исследовательские лаборатории, иные структурные подразделения, обеспечивающие организацию, координацию и осуществление научной, научно-технической или инновационной деятельности и управление ею.

Учебно-методическое управление (отдел)– структурное подразделение учреждения высшего образования, которое организует и координирует учебно-методическую работу, учебную деятельность.

Послевузовское образование – уровень основного образования, направленный на развитие личности аспиранта, адъюнкта, докторанта, соискателя и реализацию их интеллектуального и творческого потенциала, формирование профессиональных навыков организации и проведения научных исследований, в том числе завершающийся присвоением научной квалификации «Исследователь».

Послевузовское образование, как и высшее образование,имеет две ступени:

- аспирантура (адъюнктура) – I ступень послевузовского образования, направленная на подготовку специалистов, обладающих навыками планирования и самостоятельного проведения научных исследований, глубокими теоретическими знаниями, позволяющими подготовить квалификационную научную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук. На I ступени послевузовского образования реализуется образовательная программа аспирантуры (адъюнктуры), обеспечивающая получение научной квалификации «Исследователь»;

- докторантура – II ступень послевузовского образования, направленная на подготовку специалистов, обладающих навыками организации научно-исследовательской работы по новому направлению научных исследований или в развитие существующих актуальных направлений научных исследований, аналитического обобщения результатов научной деятельности, позволяющими подготовить квалификационную научную работу (диссертацию) на соискание ученой степени доктора наук. На II ступени послевузовского образования реализуется образовательная программа докторантуры.

В рамках послевузовского образования реализуются соответствующие образовательные программы:

- образовательная программа аспирантуры (адъюнктуры), обеспечивающая получение научной квалификации «Исследователь»в дневной, заочной формах получения образования либо в форме соискательства;

- образовательная программа докторантуры, которая реализуется в дневной форме получения образования либо в форме соискательства.

Срок получения послевузовского образования составляет:

- в дневной форме получения образования – не более трех лет;

- в заочной форме получения образования – не более четырех лет;

- в форме соискательства – не более пяти лет.

Образовательные программы послевузовского образования реализуют следующие учреждениям образования и организации:

- классический университет, профильный университет (академия, консерватория), институт;

- академия последипломного образования, институт повышения квалификации и переподготовки;

- организации, осуществляющие научно-методическое обеспе­чение послевузовского образования, подчиненные республиканским органам государственного управления;

- научные организации, подчиненные республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси;

- организации, уполномоченные Президентом Республики Беларусь на реализацию образовательных программ послевузовского образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: