Цель урока: дать характеристику основ семейного права РФ и продолжить формирование способностей учащихся к выбору действий и поступков в морально-правовой ситуации в соответствии с нормами семейного законодательства и морали.
Задачи урока: формирование системы знаний семейного права; воспитание ответственного отношения к законам и нормам права вообще и семейного права в частности; развитие опыта и культуры правового поведения у обучающихся.
Обучающиеся должны знать, что: Семейный кодекс не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи; в Семейном кодексе запрещаются любые формы ограничения семейных прав и предусмотрена возможность граждан по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им семейными правами и выполнять соответствующие обязанности.
Обучающиеся должны уметь: объяснять назначение семьи; раскрывать правовые основы семейно-брачных отношений; аргументировать свои ответы; высказывать свою собственную точку зрения.
Основные понятия: семейное право, семья, брак, брачный договор, алименты, усыновление (удочерение), опека, попечительство.
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, ватман, маркеры, извлечения из Семейного кодекса. Обществознание: учебник «Право». 10-11 класс. Профильный уровень. учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Ф.Никитин. М.,Дрофа,2011г.
Тип урока: урок итогового обобщения с применением технологии развития критического мышления. Урок проводится в 11 классе после изучения параграфов учебника 51-54.
Этапы | Действия преподавателя | Действия учащихся |
Этап "Вызов" (актуализация субъектного опыта) | 1. Мы просмотрели с вами презентацию о прекрасных чувствах, объединяющих мужчину и женщину, Чаще всего в результате таких прекрасных взаимоотношений возникает семья. Может ли государство регулировать отношения между влюбленными? А может ли государство регулировать отношения людей после создания семьи? В какой мере? Как называется отрасль права, регулирующая подобные отношения Для чего регулирование столь сложных отношений нужно А)государству, Б) человеку Заполните схему. | Отвечают на вопросы учителя. Каждый заполняет схему так, как ее себе представляет. Семейное право - _______________________________________ необходимо человеку государству |
2.Обсудите в группе и предложите общий вариант ответа (Тот, который является результатом коллективного решения) | 1. Предоставляют общий вариант ответа | |
3. Посмотрите на свои записи и подумайте, с какими понятиями у вас ассоциируется понятие семейное право? | 3. Вспоминают все, что связано с рассматриваемым познавательным объектом. Выделяют понятия: семья, брак, дети, родители, права, обязанности, брачный договор, опека. | |
4. Получите на группу карточку с определяемым понятием, самостоятельно раскройте смысл понятия и приведите 2 предложения, конкретизирующие ваше определение | 4. Раскрывают понятие и поясняют его смысл | |
5. Обменяйтесь своими мнениями в группе. Предложите наиболее верный на взгляд группы вариант ответа | 5. Обмениваются друг с другом своими знаниями. Приходят к общему мнению. | |
6. Составьте кластер, конкретизируя определяемое понятие «брак», «супруги», «дети», «источники семейного права» | 6. Составляют кластер конкретизируя определяемое понятие | |
7.Обсудите кластер каждого ученика. Оформите на ватмане общий кластер группы и объясните его. | 7.Обсуждают кластер каждого ученика и составляют общий к определяемому понятию. | |
8. Закрепите на доске и объясните свою работу – это поможет зрительно представить вашу информацию по предложенной теме. | 8.Представитель группы закрепляет свой сектор кластера на доске | |
Этап "Осмысление" | 1. Поучите текст задач и блок теоретических материалов (извлечения из Семейного кодекса: условия и порядок заключения брака, прекращение брака, законный режим имущества супругов, права несовершеннолетних детей) | 1. Получают распечатку текста задач и блок теоретических материалов (извлечения из Семейного кодекса). Вытягивают номерок задачи |
2. Прочитайте и сделайте в тексте пометки того материала, который кажется вам наиболее важным. | 2. Читают текст и на полях делают пометки. | |
3.Найдите в учебнике «Право» информацию по вопросам, вызывающим у вас затруднение. | 3. Работают с учебником (параграф 51-54) | |
3. Продолжайте работу с задачами индивидуально. | 3.Решают юридические задачи. | |
4.Обсудите данные, записанные в ходе самостоятельной работы. | 4. Участвуют в обсуждении | |
5. Учитель задает по ходу обсуждения вопросы учащимся: “Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?”, “То есть вы считаете….?” и др. | 5. Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты. | |
6. Сообщите свой вариант решения задачи и объясните способ решения. | 6. Обсуждают решение задач | |
Этап "Рефлексия" | Составьте синквейн к любому понятию темы «Семейное право» Зачитывает притчу о семье. Оценивает работу учеников | Проводят рефлексию, составляя синквейн. |
Этап "Домашнее задание" | 1.Составить эссе по предложенным высказываниям: «Лучше не создавай семьи, если ты эгоист. Смысл счастливой любви состоит в том, чтобы отдавать» (В.А.Сухомлинский) «Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них – родиться в нужной семье» (Д.Трамп) «Семья – это кристалл общества». (В.Гюго) 2. Закончить работу над буклетом «Семейное право» | Выбирают тему эссе для домашнего задания |