ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ




Рабочая учебная программа

Дополнительного образования

Программа повышения квалификации

 

 

Автоматизация технологических процессов в нефтяной

И газовой промышленности

 

Рассмотрено на заседании

АО «СибКом»

Протокол №__________

От «____»________ 2017 г.

 

Уфа 2017


СОДЕРЖАНИЕ

1 Общая характеристика программы  
1.1 Цель и задачи реализации программы  
1.2 Категории слушателей  
1.3 Трудоемкость обучения и режим занятий слушате лей  
1.4 Форма обучения и форма организации образовательной деятельности  
2 Планируемые результаты освоения программы  
3 Содержание программы  
3.1 Календарный учебный график  
3.2 Учебный план  
3.3 Содержание учебных модулей  
3.4 Требования к промежуточной и итоговой аттестации  
4 Условия реализации программы  
4.1 Материально-технические условия реализации  
4.2 Учебно-методическое обеспечение программы  
5 Кадровое обеспечение программы  
6 Разработчики программы  
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Варианты РГР «Расчет надёжности систем АСУ ТП»  

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1 Цель и задачи реализации программы

Целью реализации программы повышения квалификации является качественное изменение следующих профессиональных компетенций слушателей, необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации:

- способность участвовать в работах по автоматизации технологических процессов нефтегазовой промышленности с использованием микропроцессорной техники;

- способность осваивать микропроцессорные системы и средства автоматизации и осуществлять их эксплуатацию на объектах нефтегазовой промышленности.

В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения, необходимые для качественного изменения компетенций:

- способность собирать и анализировать исходные информационные данные для проектирования технических средств и систем автоматизации и управления технологическими процессами;

- способность использовать инструментальные программные средства при проектировании систем автоматизации и управления;

- способность выбирать аппаратно-программные средства автоматизации технологических процессов;

- способность участвовать в проектировании систем автоматизации и управления технологическими процессами в соответствии с техническими заданиями и использованием стандартных средств автоматизации;

- способность к практическому освоению систем автоматизации и управления технологическими процессами;

- способность выполнять работы по автоматизации технологических процессов, их обеспечению средствами автоматизации и управления, использовать современные методы и средства автоматизации;

- способность выполнять работы по контролю за состоянием систем и средств автоматизации и управления, определять причины недостатков и возникающих неисправностей при эксплуатации, осуществлять меры по их устранению и повышению эффективности использования;

- способность участвовать в разработке инструкций по эксплуатации оборудования, средств и систем автоматизации и управления, программного обеспечения, другие текстовые документы, входящие в конструкторскую и технологическую документацию;

- способность участвовать в выполнении работ по наладке, настройке, регулировке, опытной проверке, регламентному техническому, эксплуатационному обслуживанию оборудования, средств и систем автоматизации;

- способность участвовать в организации приемки и освоения вводимых в эксплуатацию оборудования, технических средств и систем автоматизации;

- способность участвовать в составлении заявки на оборудование, технические средства и системы автоматизации, запасные части, инструкции по испытаниям и эксплуатации средств и систем, техническую документацию на их ремонт.

1.2 Категория слушателей

Лица, желающие освоить программу повышения квалификации, должны иметь среднее профессиональное или высшее непрофильное техническое образование.

Желательно иметь стаж работы не менее 1 года.

Сфера профессиональной деятельности – автоматизация нефтегазовой отрасли.

1.3 Трудоемкость обучения и режим занятий слушателей

Нормативный срок освоения программы – 40 часов, включая все виды аудиторной и самостоятельной учебной работы слушателей.

Учебная нагрузка устанавливается не более 8 часов в день, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы слушателя.

1.4 Форма обучения и форма организации образовательной деятельности

Форма обучения: очная, дистанционная

Продолжительность учебной недели составляет: по очно форме обучения – 5 дней; по дистанционной форме обучения – 14 дней.

Программа реализуется с использованием дистанционных образовательных технологий.

 


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Изучение данной программы направлено на формирование у слушателей следующих компетенций:

Профессиональные компетенций:

ПК1 умение использовать нормативные документы в области автоматизации;

ПК2 готовность к решению профессиональных задач на основе новых технологий, современных методов теории систем и средств их реализации, IT-технологий и технических средств сбора и обработки информации

ПК3 готовность к аргументированной защите проектного решения на всех этапах реализации

Организационно-управленческая деятельность

ОУД1-Способность выполнять работу в команде исполнителей проекта, принимать самостоятельные технические решения.

ОУД2-Способность организовывать работы по осуществлению авторского надзора при изготовлении, монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию автоматизированных станций управления технологическими процессами.

В результате освоения программы у слушателя должен сформироваться комплекс знаний, умений, навыков в области науки и техники, которые включают в себя совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на автоматизацию действующих и создания новых автоматизированных технологий и производств, средств автоматизации, применение алгоритмического, аппаратного и программного обеспечения систем и средств контроля управлениями ими, обеспечивающие выпуск конкурентно-способной продукции и освобождающих человека полностью или частично от непосредственного участия в процессах получения, трансформации, передачи, использования информации и управления производством.

В результате изучения программы слушатели должны

знать:

- основы управления проектами;

- основные решения по автоматизации распределенных объектов нефтегазодобычи;

- структуру и функции систем автоматизации площадных объектов нефтегазодобычи;

- актуальные задачи автоматизации и телемеханизации магистрального транспорта нефти;

- основные принципы построения систем РСУ и ПАЗ, автоматизированных станций пожаротушения (АСПТ) и прочих систем

- требования к системам контроля загазованности;

- современные методы и средства измерения технологических параметров, используемые в системах автоматизации объектов нефтегазовой промышленности;

- основные компоненты и характеристики программируемых логических контроллеров (ПЛК);

- основной перечень стандартных языков программирования контроллеров;

- принципы цифровой передачи информации по последовательным каналам связи, типы последовательных интерфейсов RS-232, RS-422, RS-423, RS-485;

- назначение и основные характеристики промышленных сетей, используемых в интерфейсах связи систем автоматизации;

- сетевое оборудование АСУТП, принципы сетевого взаимодействия OSI;

- принципы построения и топологию Industrial Ethernet;

- принципы проектирования автоматизированных систем управления с использованием SCADA-пакетов;

- аппаратно-программные средства построения операторского интерфейса в АСУТП;

уметь:

- пользоваться основными функциями систем программирования контроллеров на стандартных языках в соответствии с МЭК 61131;

- пользоваться основными функциями SCADA-систем, применяемых для построения автоматизированных систем управления и операторского интерфейса

владеть:

· методами расчета надежности систем АСУ ТП


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Модуль 1 Основные понятия АСУ ТП
Модуль 2 Аппаратно-техническая основа систем управления
Модуль 3 Программное обеспечение автоматизированных систем управления
Модуль 4 Распределенные системы управления
Модуль 5 Системы противоаварийной защиты
Модуль 6 Практическое занятие
Модуль 7 Интегрированные системы обработки информации в АСУ ТП и АСУП
Модуль 8 Система технического обслуживания и ремонта оборудования

3.1 Календарный учебный график

Образовательный процесс по программе может осуществляться в течение всего года.

Занятия проводятся по мере комплектования групп или по заявке предприятия - Заказчика.

Таблица 1 Календарный учебный график

Форма обучения Количество аудиторных часов в день Количество дней в неделю Общая продолжительность программы
очная     1 неделя
дистанционная     2 недели

 

3.2. Учебный план

Учебный план программы, реализуемой в полном объеме с использованием аудиторных занятий оформляют в виде таблицы 2.

Учебный план программы, реализуемой с частичным применением дистанционных образовательных технологий оформляют в виде таблицы 3.

 


Таблица 2 Учебный план программы, реализуемой в полном объеме с использованием аудиторных занятий

№ п/п Наименование модулей ОТ*, час. Аудиторные, час. ВЗ* час. СРС*, час. Форма контроля
Лк* ПЗ*
1 2 3 4 5 6 7 8
  Основные понятия АСУ ТП     - -   собеседование
  1.1 Основные понятия и определения 1.2 Программно-аппаратные средства автоматизированных систем            
  Аппаратно-техническая основа систем управления     - -   собеседование
  2.1 Средства измерения технологических параметров 2.2 Устройства связи с объектом 2.3 Основные технические характеристики контроллеров и программно-технических комплексов 2.4 Характеристики каталогов ввода и вывода контроллеров 2.5 Коммуникационные возможности контроллеров 2.6 Полевые шины 2.7 Управляющие сети 2.8 Тенденции развития контроллеров                
  Программное обеспечение автоматизированных систем управления     - -   собеседование
  3.1 Классификация программных средств систем управления техническими процессами 3.2 Общая характеристика программного обеспечения SCADA 3.3 Архитектурное построение SCADA-cистем 3.4 Организация доступа к SCADA-приложениям 3.5 Интегрированные SCADA cистемы 3.6 Надежность SСADA cистем 3.7 Программно-аппаратная платформа 3.8 Эксплуатационные характеристики 3.9 Основные подсистемы SCADA-пакетов            
  Распределительные системы управления     - -   собеседование
  4.1 Определения, назначения, функциональные отличия SCADA 4.2 Краткая характеристика DCS-cистем 4.3 Процессоры и сети в DCS-cистемах 4.4 Надежность DNC-cистем              
  Системы противоаварийной защиты     - -   собеседование
  5.1 Нормативная база в области промышленной безопасности 5.2 Общие правила построения системы ПАЗ 5.3 Выбор контроллера безопасности. Анализ структур контроллеров для применения в качестве систем безопасности для различных уровней функциональной безопасности (SIL), допуски и ограничения. 5.4 Разработка технического задания на систему ПАЗ 5.5 Проверка на соответствие требованиям функциональной безопасности для контуров безопасности системы ПАЗ            
  Практическое занятие «Расчет надежности Систем АСУ ТП» 6.1 Расчет систем с последовательным соединением элементов 6.2 Расчет систем с параллельным соединением элементов 6.3 Расчет систем по смешанным соединением элементов 6.4 Надежность системы при реализации информационных функций 6.5 Надежность системы при реализации управляющей функции 6.6 Надежность системы при реализации функции защиты       - -   собеседование
  Интегрированные системы обработки информации в АСУ ТП и АСУП     - -   собеседование
  7.1 Актуальность интеграции 7.2 Интегрированная система управления предприятием 7.3 Базы данных реального времени 7.3.1 Industrial SQL Server и его особенности 7.4 Специализированные программные средства 7.4.1 Plant Information System 7.5 Система поддержки принятия решений на базе PI System              
  Система технического обслуживания и ремонта оборудования на примере PDM-системы     - -   собеседование
  8.1 Структура PDM cистемы 8.2 Преимущества применения PDM cистем 8.3 Методика выбора PDM-cистемы 8 Внедрение PDM            
Сдача зачета            
Защита РГР            
ИТОГО:            

 

*ОТ – общая трудоемкость, Лк – лекции, ПЗ – практические занятия, СЗ – семинарские занятия, ЛЗ – лабораторные занятия, ВЗ – выездные занятия, СРС – самостоятельная работа слушателя

 

Таблица 3 Учебный план программы, реализуемой в полном объеме с использованием дистанционных материалов

№ п/п Наименование модулей ОТ*, час. Дистанционные, час. ВЗ* час. СРС*, час. Форма контроля
Лк* ПЗ*
1 2 3 4 5 6 7 8
  Основные понятия АСУ ТП       - -   собеседование
  1.1 Основные понятия и определения 1.2 Программно-аппаратные средства автоматизированных систем            
  Аппаратно-техническая основа систем управления     - -   собеседование
  2.1 Средства измерения технологических параметров 2.2 Устройства связи с объектом 2.3 Основные технические характеристики контроллеров и программно-технических комплексов 2.4 Характеристики каталогов ввода и вывода контроллеров 2.5 Коммуникационные возможности контроллеров 2.6 Полевые шины 2.7 Управляющие сети 2.8 Тенденции развития контроллеров              
  Программное обеспечение автоматизированных систем управления     - -   собеседование
  3.1 Классификация программных средств систем управления техническими процессами 3.2 Общая характеристика программного обеспечения SCADA 3.3 Архитектурное построение SCADA-cистем 3.4 Организация доступа к SCADA-приложениям 3.5 Интегрированные SCADA cистемы 3.6 Надежность SСADA cистем 3.7 Программно-аппаратная платформа 3.8 Эксплуатационные характеристики 3.9 Основные подсистемы SCADA-пакетов              
  Распределительные системы управления     - -   собеседование
  4.1 Определения, назначения, функциональные отличия SCADA 4.2 Краткая характеристика DCS-cистем 4.3 Процессоры и сети в DCS-cистемах 4.4 Надежность DNC-cистем            
  Системы противоаварийной защиты     - -   собеседование
  5.1 Нормативная база в области промышленной безопасности 5.2 Общие правила построения системы ПАЗ 5.3 Выбор контроллера безопасности. Анализ структур контроллеров для применения в качестве систем безопасности для различных уровней функциональной безопасности (SIL), допуски и ограничения. 5.4 Разработка технического задания на систему ПАЗ 5.5 Проверка на соответствие требованиям функциональной безопасности для контуров безопасности системы ПАЗ            
  Практическое занятие «Расчет надежности Систем АСУ ТП» 6.1 Расчет систем с последовательным соединением элементов 6.2 Расчет систем с параллельным соединением элементов 6.3 Расчет систем по смешанным соединением элементов 6.4 Надежность системы при реализации информационных функций 6.5 Надежность системы при реализации управляющей функции 6.6 Надежность системы при реализации функции защиты     - -   собеседование
  Интегрированные системы обработки информации в АСУ ТП и АСУП     - -   собеседование
  7.1 Актуальность интеграции 7.2 Интегрированная система управления предприятием 7.3 Базы данных реального времени 7.3.1 Industrial SQL Server и его особенности 7.4 Специализированные программные средства 7.4.1 Plant Information System 7.5 Система поддержки принятия решений на базе PI System                
  Система технического обслуживания и ремонта оборудования на примере PDM-системы     - -   собеседование
  8.1 Структура PDM cистемы 8.2 Преимущества применения PDM cистем 8.3 Методика выбора PDM-cистемы 8. Внедрение PDM            
Сдача зачета            
Защита РГР            
ИТОГО:            

 

*ОТ – общая трудоемкость, Лк – лекции, ПЗ – практические занятия, ВЗ – выездные занятия, СРС – самостоятельная работа слушателя


3.3 Содержание учебных модулей

Таблица 4. Содержание учебных модулей

  №   Наименование тем Содержание обучения
  Модуль 1 Модуль 2 Модуль 3 Модуль 4 Модуль 5 Модуль 7 Модуль 8 Рассмотрены современные методы построения систем АСУ ТП. Даются рекомендации по выбору архитектуры автоматизированных систем управления и защиты технологических процессов. Выделены особые положения при построении систем РСУ и ПАЗ. Уделено особое внимание изучению программного обеспечение информационных систем и интегрированным системам обработки информации. Рассмотрена методика выбора PDM-cистемы, как средства технического обслуживания и ремонта системы АСУ ТП.
  Модуль 6. Практическое занятие Рассмотрены методы расчета надежности систем АСУ ТП при различных типах соединения элементов при реализации функций: информационных, управляющих, защитных.
Самостоятельная работа слушателя Предусмотрена расчетно-графическая работа «Расчет надежности систем управления АСУ ТП». Индивидуальное выполнение.
Используемые образовательные технологии В преподавании курса используются преимущественно современные образовательные технологии: лекции, практические занятия в виде презентационного материала, электронных учебников. Защита расчетно-графической работы осуществляется в игровой форме: эксперты и слушатели. Эксперты назначаются из числа слушателей. Отчеты РГР готовятся в форме презентаций.

 

3.4 Требования к промежуточной и итоговой аттестации

Промежуточная аттестация проводится по каждому модулю в виде собеседования на тему пройденного материала. Оценка уровня освоения дисциплины осуществляется по двухбалльной системе («зачет», «незачет»).

Итоговая аттестация производится в два этапа:

- защита по расчетно-графической работы;

- зачет в письменной форме с последующей защитой.

Вариант расчетно-графической работы определяется преподавателем. Объем пояснительной записки составляет 10-15 страниц печатного текста формата А4 (шрифт Times New Roman, интервал 1,5).

Возможные варианты расчетно-графической работы представлены в Приложении А.

Лицам, успешно освоившим программу повышения квалификации и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: