Учебный предмет: «Беседы об изобразительном искусстве»
Длительность занятия: 60 мин.
Тема занятия: «Романский архитектурный стиль »
Необходимые материалы: ручка, тетрадь
Задание для выполнения: с 09.11.2021-15.11.2021
Объяснение задания: ознакомиться с материалом, выписать в тетрадь основные памятники романской архитектуры и страны, где они находятся. Фотографии работ прислать в группу класса в ВК или в электронный журнал.
Объяснение новой темы.
Романский стиль художественный стиль, господствовавший в в XI—XII веках (в ряде мест — и в XIII веке), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полное выражение этот стиль нашёл в архитектуре. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.
Романский стиль – стиль возрождения традиций Древнего Рима. Стилю присущи тяжелые, закрытые, массивные формы, статичность, плавные формы арок и величественно спокойный декор. Характерный признак архитектуры монументальность оборонительных укреплений – каменный свод, толстые стены, прорезанные маленькими окнами.
Особенности архитектуры романского собора:
· В основе плана — была продольная организация пространства (здание распластывалось по земле).
· Увеличение хора или восточной алтарной части храма
· Увеличение высоты храма
· Замена в крупнейших соборах массивного потолка каменными сводами.
· Тяжёлые своды требовали мощные стены и колонны
· Основной мотив интерьера — полуциркульные арки.
·
Капелла кающихся грешников. Больё-сюр-Дордонь.
Германия.
Воздвигнутые здесь соборы 12 века отличаются грандиозностью массивных четких кубических объемов, обилием тяжелых башен, более динамичными силуэтами.
В Вормском соборе (1171—1234), построенном из желто-серого песчаника приземистые башни средокрестия и четыре как бы врезающиеся в небо высокие круглые башни с конусообразными каменными шатрами по углам храма на западной и восточной сторонах придают ему характер суровой крепости. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания.
Вормсский собор Святого Петра
Аббатство Мария Лаах, Германия
Либмургский собор, Германия
Бамбергский собор, восточный фасад с двумя башнями и полигональными хорами.
Франция.
Больше всего памятников романского искусства их во Франции, которая в 11—12 вв. была не только центром философского и теологического движений, но и широкого распространения еретических учений. В архитектуре Центральной и Западной Франции встречаются наибольшее разнообразие в решении конструктивных проблем, богатство форм. В ней ярко выражены черты храма романского стиля.
Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Это зальный невысокий малоосвещенный храм, с простым планом.
Монастырские романские церкви обычно невелики по размерам, своды невысоки, трансепты небольшие.
Приорат Серрабоны, Франция
Италия.
В итальянской архитектуре не было стилистического единства.
Пизанский собор, Италия
Пизанская башня
Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующих над местностью. Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным.
Основные сооружения Романской эпохи:Пизанская башня - 1174 (Италия),Пизанский собор 1063 - (Италия),Приорат Серрабоны, Франция - 1069 (Франция),Бамбергский собор- 1104 (Германия).