Экономические аспекты сферы торговли города




ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК ГОРОДА

1. Сущность и экономическое содержание

Потребительского рынка

Потребительский рынок в достаточно высокой степени определяет состояние сферы жизнеобеспечения города.

Система потребительского рынка – одна из важнейших и наиболее развивающихся отраслей городского хозяйства, призванная стабильно и на высоком уровне обеспечивать жителей, предприятия и организации города товарами и услугами.

Потребительский рынок – это рынок, на котором отдельные лица и домохозяйства приобретают товары и услуги для

личного потребления. Другими словами, потребительский рынок можно определить, как территориально организованный элемент сферы обращения, обеспечивающий удовлетворение

потребностей населения в товарах и услугах, и тем самым воспроизводство рабочей силы.

Сбалансированность потребительского рынка по ценам, товаро-потокам, количеству и качеству товаров является не только необходимой составляющей эффективного развития городской экономики, но и основой оценки общего качества жизни городского населения.

Основные экономические функции потребительского рынка: создание (производство) дополнительных жизненных благ, потребляемых населением в форме услуг; обеспечение занятости населения (рабочие места) и обеспечение значительных объемов налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

В настоящий момент в отечественной и зарубежной литературе существует большое количество толкований, которые отражают различные аспекты этой экономической категории,дополняя и конкретизируя друг друга. Одни авторы отожествляют рынок со сферой товарного обращения. Другие понимают под ним совокупность деловых операций и условий, определяющих производство и сбыт потребительских товаров.

Третьи – всю совокупность товарно-денежных отношений, выражающих экономические связи между производством и потреблением. Четвертые – представляют рынок как систему отношений между продавцами и покупателями, с помощью которых осуществляется обращение товаров.

Таким образом, потребительский рынок – это система товарно-денежных и организационно-технических отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами, производящими и/или реализующими товары и услуги, и индивидуальными потребителями, приобретающими эти товары для личного использования.

Далее рассмотрим взаимодействие участников потребительского рынка.

Непосредственными участниками потребительского рынка являются предприятия и организации торговли, общественного питания, бытовых услуг и конечные потребители, между которыми складываются товарно-денежные отношения. Участниками, обеспечивающими деятельность потребительского рынка, являются органы власти (регулируют деятельность непосредственных участников на основе законов и административных ресурсов), банковский и финансовый сектора (обеспечивает участников необходимыми финансовыми ресурсами), местные производители и поставщики оборудования.

Роль потребительского рынка в социально-экономическом развитии территории определяется тем, что он:

– вносит существенный вклад в экономическое развитие страны, региона, города, служит источником налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;

– создает дополнительные рабочие места, что повышает благосостояние населения;

– удовлетворяет потребности населения и других субъектов рынка в материальных благах и услугах потребительского назначения в соответствии с их доходами и потребительскими предпочтениями;

– обеспечивает взаимодействие продавцов и покупателей посредством сделок купли-продажи, согласовывает несовпадающие интересы покупателей и продавцов на основе рыночных отношений;

– определяет количественные и качественные характеристики спроса и предложения, регулирует цены;

– обеспечивает участие территории в межрегиональных и межстрановых торгово-экономических связях;

– создает выгодные условия для работы местных товаропроизводителей.

Развитие потребительского рынка дает мультипликативный эффект в других секторах экономики (например, в банковском – увеличение объемов потребительского кредитования) и т. п.

На развитие потребительского рынка оказывают влияние различные группы факторов: экономические, социально- демографические и технологические.

Потребительский рынок можно классифицировать по следующим признакам:

1. По типовой характеристике:

– активный рынок – характеризуется большой емкостью, сбалансированным спросом и предложением, тенденциями к росту и благоприятными равновесными ценами;

– стагнирующий рынок – отличается малым количеством заключаемых сделок на протяжении длительного периода, наличием несоответствия спроса и предложения, незаполненным портфелем заказов;

– коллапсирующий или сокращающийся рынок – определяется падением продаж товаров: несмотря на снижение цен, уменьшение числа сделок, предложение не находит спроса, растут товарные запасы.

2. По товарному признаку: продовольственный и непродовольственный сектор.

3. По субъективному составу: рынок продавца и покупателя.

4. По форме организации:

– частный рынок, где осуществляется торговля только между частными фирмами и предприятиями;

– государственный и кооперативный рынок, где продажаи покупка товаров осуществляется между разными субъектами рынка (государство и частные фирмы, кооперативы и государство, частные фирмы и кооперативы).

5. Экономико-правовая характеристика включает организацию деятельности на легальных рынках, т. е. функционирующих в соответствии с нормами законодательства, полулегальных и нелегальных, действующих с частичным или полным нарушением законодательства, заключающимся в обращении неучтенных товаров, незарегистрированных торговых фирм.

6. По демографической характеристике выделяются рынки в зависимости от дохода и социальных признаков населения (по уровню достатка, по полу, возрасту, профессии, образованию).

7. По географическому признаку: мировой, федеральный, межрегиональный, региональный, местный рынки.

Подводя итог изучения сущности потребительского рынка

и его роли в экономике, следует отметить его большую социальную нагрузку, т. к. он является сферой конечного потребления населением товаров и услуг, отражает качество жизни. Вместе с тем потребительский рынок вносит важный вклад и в экономику территории: он служит источником налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, создает дополнительные рабочие места.

Таким образом, потребительский рынок – это сложная пространственно-экономическая система, состоящая из многочисленных элементов и связей между ними, поэтому его дальнейшее изучение предполагает анализ закономерностей и факторов, определяющих его формирование и развитие.

 

2. Факторы развития потребительского рынка

Формирование и функционирование потребительского рынка определяется взаимосвязями между потребностями населения и производством, спросом и предложением, показателями уровня дифференциации доходов и характером потребления, текущим потреблением и накоплением. Взаимосвязи, в свою

очередь, определяются экономическими, социально-демографическими и психографическими факторами.

Влияние экономических факторов проявляется в уровне цен и доходов населения, формирующих платежеспособный спрос и покупательную активность потребителей.

Состояние потребительского сектора во многом определяется и социально-демографическими факторами. Во-первых, на объем потребительского спроса и, следовательно, на состояние потребительского рынка влияет изменение численности и структуры населения. Во-вторых, на развитие потребительского рынка города оказывают влияние потребительские предпочтения, которые представляют собой вид позитивного субъективно-

объектного отношения покупателя к товару или услуге и определяют их выбор из ряда подобных.

Серьезное воздействие на развитие потребительского рынка оказывают психографические факторы.

В связи с этим большой интерес представляют потребительские ожидания населения. С целью углубленного анализамнений потребителей рассчитываются частные и обобщающие индексы потребительских ожиданий.

Частный индекс – это разница между процентом положительных и процентом отрицательных ответов на вопрос, с двойными весами «крайних» (определенно положительных и определенно отрицательных) и нулевым весом «нейтральных» ответов. Число респондентов, затруднившихся с ответом, в расчет не принимается. К полученному значению прибавляется 100, чтобы не иметь отрицательных величин.

Обобщающий индекс представляет собой среднюю арифметическую соответствующих частных индексов.

Среди психографических факторов, влияющих на рост спроса на товары и услуги, необходимо отметить следующие общемировые тенденции:

– смещение гендерных ролей. Здесь можно отметить нивелирование возможностей и способностей мужчин и женщин.

Постепенно оба пола перенимают привычки и характерные черты друг друга;

– изменение соотношения рабочего и свободного времени, трудовой и досуговой деятельности. Закономерностью развития современной цивилизации является увеличение объема свободного времени работающих и расширение спроса на различного рода товары и услуги. В связи с увеличением свободно располагаемого дохода у работающего населения расширяется свобода выбора досуговой деятельности и разнообразными становятся ее формы;

– изменение в обустройстве домашнего хозяйства. Оно становится все более оснащенным сложной бытовой техникой, компьютерами, средствами транспорта, связи и т. п. Появляются новые товары длительного пользования. В развитых странах высокими темпами идет компьютеризация домашнего хозяйства, создаются возможности для осуществления многих торговых страховых, рекламных, банковских операций непосредственно на дому. Растет потребность населения в услугах по установке, наладке, ремонту и техническому обслуживанию сложного бытового оборудования и бытовой техники;

– изменение модели потребления. К основным современным тенденциям в этой сфере, характерным прежде всего для развитых стран, относят, во-первых, все большую ориентацию потребителей на индивидуализацию, т. е. покупатель ищет некую марку, ориентированную лично на него, бренд, созданный для конкретного потребителя. Во-вторых, переход потребителей

с рациональных мотивов приобретения и потребления на эмоциональные. Иными словами, сегодня потребителя интересуют не конкретные функции товара, а его привлекательность на уровне эмоций. В-третьих, постепенное размывание границ между понятиями «предметы роскоши» и «предметы первой необходимости».

Подводя итоги изучения роли потребительского рынка в экономике, следует отметить, что он несет большую социальную нагрузку, являясь сферой конечного потребления населением товаров и услуг, отражает качество жизни. Вместе с тем потребительский рынок вносит важный вклад в экономику территории, служит источником налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, создает дополнительные рабочие места. Таким образом, потребительский рынок – это сложная пространственно-экономическая система, состоящая из многочисленных элементов и связей между ними. Торговля, общественное питание и бытовое обслуживание населения являются одним из социально значимых отраслей экономики города. Удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах создает прочную базу для достижения экономической и политической стабильности, обеспечивает благоприятный морально-психологический климат среди населения.

Экономические аспекты сферы торговли города

 

Ведущим звеном потребительского рынка является розничная торговля, которая непосредственно затрагивает интересы всего населения. Активный рост розничной торговли базировался на повышении уровня жизни населения, обусловленном относительно стабильной в последние годы экономической ситуацией в городе и положительной динамикой роста доходов населения.

Рыночная инфраструктура потребительского рынка города представлена достаточно разветвленной сетью организаций торговли, число которых постоянно увеличивается (стационарные магазины, торговые павильоны, киоски, рынки). В сегменте розничной торговли города все большее развитие получает сетевая торговля, создаются крупные продовольственные магазины, супермаркеты, осуществляющие продажу товаров методом самообслуживании с применением компьютерных касс и штрихового кодирования товаров. Внедрение современных технологий, форм и методов товарного обслуживания обусловило рост реализации товаров торговыми предприятиями и сокращение товарного оборота на рынках.

Широко развиваются в настоящее время торговые сети, специализирующиеся на продажах в узких сегментах рынка, в первую очередь таких, как продтовары, бытовая техника и электроника, товары для дома, мебель, предметы роскоши, одежда, обувь, женское белье, товары для детей и т. п. Еще одно новшество в работе по привлечению покупателей – подарочные сертификаты на определенную сумму. Сертификат удобен тем, что его можно выписать на любую сумму, это выгодно людям, которые устали ломать голову над выбором подарка.

Развитие торговых сетей различных форматов, совершенствование маркетинговой деятельности предприятий значительно усиливает конкуренцию на рынке, в результате в выигрыше остается покупатель, поскольку борьба между сетевыми организациями идет как за снижение цен и расширение ассортимента, так и за повышение качества обслуживания.

В городе функционирует довольно большое количество

торговых комплексов, которые делятся на четыре категории:

1) микрорайонного значения;

2) районного значения;

3) городского значения;

4) регионального значения.

В основе этой классификации, в зависимости от категорий, лежат такие критерии, как предлагаемый ассортимент продукции и услуг, площадь размещения, пропускная способность. Следует отметить, что в некоторых микрорайонах обеспеченность населения торговыми площадями достигается за счет объектов мелкорозничной торговли и торгово-сервисных комплексов (рынки). Для их регулирования необходим постоянный контроль их состояния, уровня культуры обслуживания, соблюдения оптимальных параметров схемы размещения уличной торговли, а также правил торговли и санитарных норм на рабочем месте.

Итак, современное состояние торговли города характеризуется ужесточением конкурентной борьбы вследствие развития торговых сетей различных форматов, строительства современных торговых центров. В конечном результате покупатель остается в выигрыше, поскольку борьба между торговыми организациями идет как за снижение цен и расширение ассортимента, так и за повышение качества обслуживания. Вместе с тем, существуют и негативные тенденции, такие как неравномерное распределение объектов торговли на территории города, отсутствие торговой сети, объединяющей местных товаропроизводителей, теневой оборот.

Все это обусловливает необходимость координации сектора розничной торговли в городе со стороны органов власти, а также выработку направлений дальнейшего развития данной отрасли заключается в следующем:

1) существенном улучшении качества обслуживания населения при расширении типового разнообразия продукции;

2) обеспечении территориального развития и доступности торговых объектов;

3) переориентации покупательного спроса населения с рынков и других объектов внемагазинной торговли на стационарную сеть.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: