ВСТУПЛЕНИЕ /Даллаская семинария




ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ АПОСТОЛА ПАВЛА Гарольд У. Хохнер ВСТУПЛЕНИЕ   Авторство. Дважды в этом послании апостол Павел называет себя по имени как автора его (1:1; 3:1). Тем не менее в последние годы возникло много споров по поводу того, действительно ли Павел писал это послание. Некоторые критики считают, что в какой-то части словарь, а также стиль и сама доктрина, излагаемая здесь, отличают его от других посланий апостола. Несмотря на его, казалось бы, большое сходство с Посланием к Колоссянам, критики утверждают, что Послание к Ефесянам не характерно для Павла. Они предполагают, что оно написано кем-то другим, не захотевшим поставить под ним собственное имя и скрывшимся за именем Павла как за псевдонимом. Однако подобные вещи не практиковались среди первых христиан. И, кроме того, эту книгу многие считают апогеем Павловых писаний. Трудно принять, что кто-то из учеников апостола превзошел его в понимании богословских вопросов и духовных истин. И, наконец, Послание к Ефесянам было безоговорочно принято первой Церковью именно как письмо Павла. Так что серьезных оснований отвергать в этом случае его авторство нет. Назначение. Некоторые ученые считают это послание энцикликой, т. е. циркулярным письмом, рассчитанным на прочтение в нескольких необозначенных местных церквах, находившихся в Асии, а, может быть, в какой-то другой провинции. В пользу этого говорят два соображения: 1) Слова "в Ефесе" (1:1) не встречаются в трех ранних александрийских греческих манускриптах, и 2) представляется странным, что апостол Павел не упомянул по имени никого из конкретных людей, принадлежавших к той церкви, где он трудился на протяжении трех лет (Деян. 20:31). И все-таки слова "в Ефесе" лучше принимать как действительное указание на адресата, потому что греческие манускрипты, включавшие их, были в разное время найдены во многих местах. С другой стороны, рукописей этого послания, в которых, вместо Ефеса, упоминался бы какой-то другой город, вообще найдено не было, как не найдены и такие рукописи, где после предлога "в" было бы оставлено место, чтобы вставить название города. И, наконец, во всех манускриптах это письмо названо "Посланием к Ефесянам". И это согласуется с тем, что апостол Павел всегда указывал в своих посланиях, каким церквам онн предназначались. Что же до упомянутого отсутствия конкретных имен, то, возможно, в виду краткости этого послания Павел просто не захотел выделять отдельных людей из многих, которые были ему там известны. При всем при том послание действительно можно считать циркулярным, предназначавшимся для церкви в Ефесе в первую очередь, поскольку апостол Павел столь долго жил и трудился в этом городе, который был к тому же столицей провинции Асия. И это помогает понять, почему Павел не упомянул никого из ефесских верующих по имени. Если это послание предназначалось и другим церквам после прочтения его в Ефесе, то оно могло пойти в Лаодикию и Колоссы — в Послании к Колоссянам Павел просил их прочитать письмо "из Лаодикии" (Кол. 4:16), и, возможно, он имел в виду именно Послание к Ефесянам. Послание в Ефес было, по-видимому, доставлено Тихиком (Еф. 6:21-22), который доставил по назначению и письмо Павла колоссянам (Кол. 4:7-9). Город Ефес был крупным административным центром Римской империи. Павел провел там короткое время, возвращаясь в Антиохию из своего второго миссионерского путешествия (Деян. 18:19-21). Во время же третьего миссионерского путешествия он оставался в Ефесе три года (Деян. 20:31). Там произошло немало примечательных вещей. Павел крестил двенадцать последователей Иоанна Крестителя (Деян. 19:1-7). Он учил в училище некоего Тиранна (Деян. 19:8-10). Явные чудеса имели место в Ефесе (Деян. 19:11-12), и странные события происходили там (Деян. 19:13-16): к Христу обратились даже некоторые чародеи (Деян. 19:17-20); но затем город поднялся против Павла, подстрекаемый серебряных дел мастером Димитрием, испугавшимся, что он н его коллеги потеряют работу, так как люди, обращавшиеся к Христу, переставали поклоняться великой богине Ефеса Артемиде (Деян. 19:23-41), чей храм славился своим великолепием в древнем мире. По дороге в Иерусалим из своего третьего миссионерского путешествия Павел обратился с трогательными прощальными словами к ефесским пресвитерам, встретившись с ними в прибрежном городе Милите. Это была его последняя встреча с ними (Деян. 20:36-38) до посещения Павлом Ефеса после того, как он побывал в Риме (ср. 1 Тим. 1:3 с 3:14). Место и время написания. Павел находился в заключении, когда писал это послание (Еф. 3:1; 4:1; 6:20). Богословы расходятся во мнении, было ли оио написано во время пребывания апостола в тюрьме в Кесарии (Деян. 24:27), т.е. где-то в 57-59 годах по P. X., или в Риме (Деян. 28:30), т.е. в 60-62 годах. Судя по имеющимся данным, Павел писал его скорее в римской тюрьме. Полагают, что в этот же период времени, наряду с посланием к Ефесянам, им были написаны и послания к Филиппийцам, Колоссянам и Филимону, которые поэтому называют "тюремными посланиями" (см. Фил. 1:7; Кол. 4:10; Филим. 9). Поскольку в данном послании нет намеков на скорое освобождение Павла, которые находим в Послании к Филиппийцам (1:19-26) и в Послании к Филимону (ст. 22), логично предположить, что к Ефесянам апостол писал в самом начале своего заключения, т.е. в 60 году. Он жил тогда под стражей, но в собственном доме, который арендовал (см. Деян. 28:30). После освобождения апостол снова отправился в путь; им были написаны 1 Тимофею и послание к Титу, затем он снова был арестован, написал 2 Тимофею; вскоре после этого Павел был казнен в Риме. Цель Послания. Хотя никаких особых вопросов в этой книге не поднимается, цель ее написания станет ясной, если принять во внимание характер взаимоотношений апостола с верующими в Ефесе. Возвращаясь из своего третьего миссионерского путешествия, Павел сказал ефесским пресвитерам в Милите, чтобы остерегались как лжеучителей, приходящих со стороны, так и склонных проповедывать членов церкви, которые учат превратным вещам (Деян. 20:29-30). Из книги Откровения мы видим, что Ефесская церковь преуспела в отпоре лжеучителям (Отк. 2:2), но со временем утратила накал своей первой любви ко Христу (Отк. 2:4). Это находит подтверждение в 1 Тим. 1:5 — апостол писал тогда Тимофею из Македонии в Ефес (около 62 года), что цель его наставлений — это "любовь от чистого сердца и доброй совести н нелицемерной веры". Таким образом в обращении к святым в Ефесе особенно подчеркивалась тема любви. Подсчитано, что из всех писем апостола более чем 1/6 часть всех "ссылок" на "любовь" — посредством употребления соответствующего слова в той или ниой грамматической форме его (агапе, агапао и т. д.), а также слов, производных от него, — приходится на послание к Ефесянам. Это письмо начинается с "любви" (см. 1:4) и кончается ею (6:23-24). Кроме того, послание учит, что иудеи и язычники составляют одно целое во Христе, о чем свидетельствует их любовь друг к другу. Такая любовь может прийти только от Бога. Возможно, Павел, замечая уже, что ефесяне начинают терять свою первую любовь, потому и написал им это послание, чтобы укрепить их в их любви как к Богу, так и во взаимной братской любвн. ПЛАН I. Призвание Церкви (гл. 1-3) A.Вступление (1:1-2) Б. Хвала Богу за Его благословения, предназначенные от века (1:3-14) 1.Излияние духовных благословений (1:3) 2.Причина и цель благословений (1:4-14) B.Молитва о мудрости и откровении (1:15-23) 1.Причина благодарности (1:15) 2.Просьба (1:16-23) Г. Новое положение каждого уверовавшего (2:1-10) 1.Прежнее положение: мертвые для Бога (2:1-3) 2.Новое положение: живые в Боге (2:4-10) Д.Новое положение верующих в теле Христовом (2:11—22) 1.Констатация единства (2:11-13) 2.Объяснение единства (2:14-18) 3.Последствия единства (2:19-22) Е. Возвещение Павлом тайны Божией (3:1-13) 1.Вступление(3:1) 2.Тайна (3:2-6) 3.Служение (3:7-12) 4.Увещание (3:13) Ж. Молвтва об укреплении любви (3:14-21) 1.Подход к молитве (3:14-15) 2.Содержание молитвы (3:16—19) 3.Завершение молитвы (3:20—21) II. Образ жизни Церкви (гл. 4-6) А. Хождение в единстве (4:1-16) 1.Основание единства (4:1-6) 2.Сохранение единства (4:7-16) Б. Хождение в святости (4:17-32) 1. Характеристика прежнего человека (4:17-19) 2.Харакетиристика нового человека(4:24-32). В. Хождение в любви (5:1-16) 1.То, чего следует держаться: любите других (5:1-2) 2.То, от чего следует удерживаться: от всякого рода зла (5-3-6) Г. Хождение во свете (5:7-14) 1.Не будьте сообщниками злых людей (5:7-10) 2.Не участвуйте в делах тьмы (5:11—13) 3.Заключение: в свете Христовом (5:14) Д. Хождение в мудрости (5:15—6-9) 1.Увещание (5:15-21) 2.Практическое поведение в семье и в доме (5:22—6:9) Е. Участие в войне (6:10-20) 1."Облечение во всеоружие" (6:10-13) 2.Оставаться в броне и наготове (6:14-16) 3.Довершение вооружения (6:17-20) Ж. Заключение (6:21-24) 1. Павел ставит ефесян в известность (6:21-22) 2. Приветствие (6:23) 3. Славословие (6:24)   Ефесянам 1 1. Призвание Церкви (гл. 1-2) Всякое знание можно разбить на две категории: чистое или теоретическое знание и знание практическое. Большинство своих посланий апостол Павел начинает с изложения чистого или доктринального знания, а заканчивает их тем, как применять это знание на практике. В данном послании три первых главы посвящены доктринальным вопросам (призвание Церкви), а последние три — вопросам практическим (образ жизни Церкви). А. Вступление (1:1-2) 1:1. Павел стал апостолом Иисуса Христа волею Божнею, или по решению Его. Не сам он избрал для себя это служение. И, значит, опирался в нем на Божий авторитет. В качестве апостола Бог послал Павла проповедывать евангельскую весть. Это послание адресовано святым, находившимся в Ефесе. Словом "святые" (хагиоис) называются те люди, которые отделены Богом от мира для использования их в Его целях. Получив спасение во Христе, они становятся частью Вселенской Церкви Христовой. Слова "в Ефесе" отсутствуют в некоторых ранних манускриптах (см. раздел "Назначение" во Вступлении), но многие данные как внешнего, так и внутреннего характера, свидетельствуют в пользу их включения в текст. Если то послание было циркулярным письмом, то представляется, что в первую очередь его должны были получить в Ефесе, как в важном стратегическом центре на Малоазийском побережья. Верным во Христе Иисусе дается в уточнение понятия "святые", и практически они означают то же, что и "верующие во Христа Иисуса". Здесь речь идет о святых именно во Христе, а не в Адаме и не в богине Артемиде Ефесской. Телесно эти верующие находились в Ефесе, но духом пребывали во Христе (ср. с "находящимся в Колоссах... верным... во Христе Иисусе" в Кол. 1:2). Эти обороты — "во Христе Иисусе", "во Христе", "в Нем"— очень характерны для Павла. Вся жизнь христиан сокрыта во Христе. 1:2. Обычное для этого апостола приветствие — Благодать (чарис) вам и мир отличалось от общепринятого в греческих письмах того времени приветствия, выраженного словом "Радоваться" (см., к примеру, апокрифическую книгу 1 Мак-ковеев (10:18, 25), а также Деян. 15:23 и 23:26; Иак. 1:1; оно же встречается в тысячах писем, написанных на папирусе). Слово же "благодать" говорит о неизменной Божией любви к человеку, а слово "мир" указывает на характер взаимоотношений как между людьми, так между ними и Богом — в результате действия благодати. В своем приветствии верующим в Ефесской церкви, с которого он начинает письмо к ним, Павел выражает желание, чтобы Божии благодать и мир пребывали с ними. Б. Хвала Богу за Его благословения, предназначенные от века (1:3-14) От общего приветствия святым в Ефесе Павел переходит к пространному рассуждению о том, почему следует славить Бога, — причина этого в духовных благословениях, которые Он предназначил от века верующим во Христа. В греч. тексте (и это сохранено в русском переводе) стихи 3—14 представляют собой одно предложение: некоторые ученые считают его самым длинным и громоздким во всей древнегреческой литературе! На деле же лишь в Послании к Ефесянам есть (по-гречески) еще восемь весьма длинных предложений (1:3-14, 15-23; 2:1-7; 3:1-13,14-19; 4:1-7,11-16; 6:14-20). Следует, однако, заметить, что для молитв и славословий вообще характерны длинные предложения, даже и в наши дни. 1. Излияние духовных благословений (1:3). 1:3. Павел заявляет, что Бог благословен, т. е. что Он подлежит благословениям или похвале. Соответствующее греческое слово еулогетос происходит от глагола, буквально означающего "говорить нечто хорошее". В греческом тексте Нового Завета это слово применяется только к Богу (Map. 14:61;Лук. 1:68; Рим. 1:25; 9:5;Кор. 1:3; 11:31; 1 Пет. 1:3), тогда как в Септуагинте, т.е. в Ветхом Завете на греческом языке, оно подчас употребляется и по отношению к людям (Быт. 26:29; Втор. 7:14; Руф. 2:20). Хвалу следует возносить Богу и Отцу Господа нашего Иисуса Христа. Из Еф. 1:2 следует, что Бог является Отцом верующих, а здесь, во 2 стихе, Он — Отец Христа (ср. ст. 17;подобные же формулировки см. в Рим. 15:6; 2 Кор. 1:3; 1 Пет. 1:3). В Еф. 1:2 первое Лицо Троицы "принадлежит" верующим, что видно из слова "нашего". Тут же, в 3 ст., местоимение "нашего" свидетельствует о том, что верующие принадлежат Христу, второму лицу Троицы. Поскольку Он является Сыном Божиим, а верующие связаны с Ним, они связаны также и с Отцом. И вот этот благословенный Бог является Тем, Кто благословляет нас во Христе Иисусе. "Благословивший нас..." — здесь форма отглагольного прилагательного от упомянутого еулогетос. Соответствующий глагол означает "говорить хорошо, нечто хорошее" — тут в значении "приносить благо, процветание". В классической греческой литературе это слово не встречается. Так, к примеру, о Зевсе не говорят, что он жалует кого-либо своими благословениями. Скорее о нем скажут, что он послал везение, принес удачу. Но вот в Ветхом Завете глагол еулогео встречается более 400 раз, свидетельствуя о том, что Бог во все времена изливал благословения на своих детей. О Марии сказано, что она "благословенна" среди женщин, что она носит "благословенное" дитя (Лук. 1:42). Павел нарочито употребил здесь прошедшее время — "благословивший нас", чтобы подчеркнуть, что благословение верующих совершилось в неисследимом прошлом, в вечности. Но чем же верующие благословлены? — Всяким духовным благословением в небесах. Первые три слова этой фразы соответствуют в греческом одному — еулогиа, подразумевающему всевозможное духовное богатство, необходимое для духовной жизни. Поскольку блага эти уже излиты на верующих, они не должны просить их у Бога, но — принять их верою. Подобно тому, как Иисусу Навину не надо было просить Бога, чтобы дал Израилю землю, потому что она и так была уже обещана ему (Иис. Н. 1:3-4). От него, однако, требовалось с радостью войти во владение дарованным. Сфера, где сосредоточены упомянутые богатства, — во Христе. А место осуществления благословений — в небесах, не на земле, где приносила (если приносила) удачи та же Артемида Ефесская. Следовательно речь идет о благословениях духовных, а не материальных; небесных, а не земных; вечных, а не временных (2 Кор. 4:18; Кол. 3:1-4). Пять раз в Послании к Ефесянам прибегает Павел к этой фразе—"в небесах" или "на небесах" (1:3,20; 2:6; 3:10; 6:12); в русском тексте в 6:12, вместо "на небесах", — слово "поднебесных". В Еф. 1:3 немало сказано о Божиих благословениях, принадлежащих верующим: а) что излиты на них они были от вечности; б) что благословения эти духовного порядка; в) что осуществятся они в небесных сферах и г) благодаря Иисусу Христу (во Христе). 2. Причина и цель благословений (1:4-14) Продолжая обсуждать вопрос духовных благословений, Павел показывает, что в основе их — работа всех трех Лиц Божества: избрание было совершено Отцом (ст. 4-6), искупление— Сыном (ст. 7-12) и запечатление — Духом Святым (ст. 13-14). а. Бог совершает выбор для Себя (1:4-6) 1:4. Апостол начинает с указания иа то, когда Бог произвел Свой выбор: прежде создания мира. Первое слово стиха (греч. катос) имеет причинное значение; мысль заключается в том, что духовные благословения (1:3) были излиты на верующих благодаря действию всех лиц Троицы — "по причине" выбора Отца, смерти Сына и запечатления верующих Святым Духом. Духовные благословения начинаются с избрания и основаны на нем (Он избрал нас); процесс совершается по инициативе Бога: Он — субъект, а верующие — объект этого процесса. Он по Своей верховной воле избирает тех, кто будет верить (ср. Рим.8:30; Еф. 1:11; 1 Фес. 1:4; 2 Фес. 2:13; Тит. 1:1). Спасение — это дело рук Божиих — не человеческих (Еф. 2:8-9). Но хотя оно является актом Божией милости (Рим. 11:5-6; 2 Тим. 1:9), вытекающим из Его волеизъявления (Еф. 1:5,9, 11), ответственность за то, чтобы веровать возлагается на человека (ст. 13). "Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению" (2 Фес. 2:13). В Нем указывает на сферу (ср. "во Христе" в Εф. 1:3), в которой совершается избрание, так как Христос является Главою и Представителем духовного человечества (ст. 10, 22; Кол. 1:18). Время избрания—от вечности, а цель его в том, чтобы мы (т. е. верующие) были святы и непорочны пред Ним в вечности. Тому, что было начато Богом в прошлом, в будущем предстоит быть полностью завершено. Христиане — "святы", т. е. отделены для Бога, в чем и состоит цель совершенного Им избрания по благодати. Но оно преследует и еще одну цель: сделать христиан "непорочными". Греческое слово амомоус, означающее "без порока", в Новом Завете встречается восемь раз (ст. 4; 5:27; Фил. 2:15; Кол. 1:22; Евр. 9:14; 1 Пет. 1:19; 2 Пет.3:14; Отк. 14:5). В Септуагинте оно встречается применительно к жертвенным животным; только тех из них, которые "не имели порока", можно было приносить в жертву Богу. К чему относится в любви, завершающее 4 стих? Очевидно, к предыдущим словам: чтобы мы были святы и непорочны пред Ним, хотя некоторые склонны читать эти слова вкупе с первым словом следующего стиха: "в любви предопределив". В пользу первой точки зрения говорит, в частности, то соображение, что "в любви" и "любовью", встречающиеся в этом Послании еще пять раз (3:18; 4:2, 15-16; 5:2), всегда относятся к человеческой любви, а не к Божией. Кроме того, любовь хорошо согласуется со святостью и непорочностью, святость и любовь гармонируют между собой. Бог есть любовь, и по причине избрания их этой любовью верующие собственную свою любовь должны являть в практической святости. 1:5. Причина Божиего избрания в том, что Он предназначил верующих к усыновлению (ср. с "предназначены" в ст. 11). Предопределив—от греч. проорисас, что означает "отмеченный наперед"; смысловое ударение здесь скорее на содержании этого понятия, чем на том, кто именно избирается, т.е. оно ставится на том, что предопределенная от вечности судьба верующих — в усыновлении их Богом чрез Иисуса Христа (как Посредника этого усыновления) — в качестве сынов, достигших должного развития. Концепцию усыновления находим также в Рим. 8:15, 23 и в Гал. 4:4-7. В результате усыновления приемный сын вводится в семью и получает те же самые права, что и сын, рожденный в этой семье. Из этого контекста следует, что предопределение логически предшествует избранию: Бог вначале возрадовался ("предвкусив" ее) славной судьбе верующих, принятых Им в Его семью, и уже потом бросил он взгляд вниз, на грешное человечество, чтобы избрать из него верующих (см. Рим. 8:30, где слово "предопределил" предшествует слову "призвал", подразумевающему Его продуктивную деятельность по спасению человека). Все это было сделано по благоволению воли (ср. ст. 1, 9, 11) Его (в англ. Библии—"с радостью и в соответствии с волей Его") и означает, что Он радовался, изливая духовные благословения на Своих детей. 1:6. Конечная цель избрания, совершенного Богом, — в том, чтобы верующие сделались похвалой славы (или славной) благодати Его. Схожее выражение относительно похвалы следует за описанием соделанного Сыном (ст. 12) и Духом Святым (ст. 14). Его "славная благодать" (не заслуженная людьми; ср. ст. 7) была им дана как дар — мы были ею "облагодатствованы". Всего лишь один раз еще употреблено в Новом Завете соответствующее отглагольное прилагательное — в Лук. 1:28, где Мария названа "благодатной". Поскольку спасение—от начала до конца—следствие Божией благодати, христиане, конечно же, должны хвалить и славить Бога за него! Это, как уже говорилось, тоже было целью их избрания —- благословлять Бога (ср. с "Благословен Бог..." в ст. 3). Словами в Возлюбленном подчеркивается' Божия любовь к Сыну (ср. "возлюбленного Сына" в Кол. 1:13). Упоминание о Христе в данном стихе обусловливает переход к теме Его (второго Лица Троицы), которая развивается в стихах 7-12. Бог Отец любит Своего Сына, а потому и христиане, пребывающие в Сыне, тоже являются объектом Его любви. б. Божественное искупление во Христе (1:7-12) 1:7. Искупление (аполитрозин) подразумевает освобождение или искупление нз рабства (ср. Кол. 1:14). Идеей освобождения проникнуты и некоторые другие стихи, где встречаем то же греческое слово (Лук. 21:28; Рим. 3:24; 8:23; 1 Кор. 1:30; Еф. 1:7,14; 4:30; Кол. 1:14; Евр. 9:15; 11:35). Речь тут идет об искуплении от греха (Евр. 9:15) и, таким образом, имеется в виду работа Христа по освобождению верующих от рабства греху. Это уточняется словами прощение грехов (см. также Еф. 4:32; Кол. 1:14), каковое дается немедленно по освобождении верующего от упомянутого рабства. (Словом "грехов" переведено греч. параптома — буквально "неверные шаги" или "нарушение закона"; оно же употреблено в Рим. 4:25; 5:16-17, 20; Еф. 2:1, 5 и в др. местах.) Бог не может легко относиться ко греху, ибо очищение от него связано с пролитием крови (см. Евр. 9:22). Средством искупления явилась жертвенная заместительная смерть Иисуса Христа (Кровию Его; см. также Еф. 2:13; 1 Пет. 1:19), что полностью удовлетворило требование Божественной справедливости (Рим. 3:24-25). Она, т. е. смерть Христа, совершилась по богатству благодати Божией (см. Еф. 1:6; 2:7). Христова кровь есть мерило того богатства Божией милости, которую Он дарует каждому верующему — отнюдь не по заслугам его. Происходит это именно по богатству Его благодати (ср. Фил. 4:19), а не из соображений этого богатства. Шесть раз в Послании к Ефесянам упоминает апостол Павел о Божием богатстве (1:7,18; 2:4,7; 3:8, 16). 1:8-10. Божия благодать дается верующим как способность понимать Его волю. Бог дает им премудрость (софия; см. 1:17; 3:10; Кол. 1:9, 28; 2:3, 23; 3:16; 4:5), т.е. способность объективного проникновения в истинную сущность Его откровений, и разумение (фронесеи), т. е. умение понимать их конкретно и применительно к себе. Так, верующие в состоянии охватить до известной степени цель Божества в веках и осмыслить осуществление ее в рамках своего времени. Это происходит потому, что Бог открыл нам тайну Своей воли (ср. с употреблением слова "воля" в Еф. 1:1, 5, 11). "Тайна" — это ранее скрытая истина, которая сделалась доступной человеческому разумению благодаря Божиему откровению (о "тайнах" в Новом Завете см., в частности, в Мат. 13:11). Эта тайна (истина, открытая в откровении) заключается в Божием благоволении или в благой воле Его (ср. Εф. 1:5) осуществить во Христе и под Его началом соединение "всего небесного и земного", т. е. "устроить полноту времен". Слово ойкономия, переведенное как "устроение", означает учреждение чего-то или управление чем-то. Тут подразумевается Тысячелетнее Царство — в нем достигнут своей полноты (в значении "завершения") все те "времена", в которые постепенно и последовательно осуществлялись Божии цели, и все сущее, как духовного, так и материального порядка, окажется под началом Христа, под Его непосредственным управлением (см. 1 Кор. 15:27; Кол. 1:20). Словами "дабы все... соединить под главою..." переведено одно греческое слово (которое в Новом Завете встречается еще лишь в Рим. 13:9, где речь идет о слиянии всех заповедей в одной заповеди о любви; в русском тексте — "заключается"). В Тысячелетнем Царстве все будет восстановлено и объединено под руководством Христа, единого Главы. Это не означает, что все будут спасены, но что грех, как фактор неустройства, будет удален, и во вселенной будет установлен мир (Ис. 2:2-4; 11:1-10). 1:11-12. Уверование евреев во Христа и включение этих иудеев в тело Христово Павел рассматривает как следствие полученных ими духовных благословений, выразившихся в даровании им способности проникать в тайну Божией воли (ст. 8-10). Местоимение "мы" в ст. 11, по-видимому, подразумевает иную группу людей, чем та, о которой шла речь в стихах 3-10. Это подтверждается двумя соображениями: 1) в ст. 11 после местоимения "мы" поставлен союз "и" — в значении "также"; 2) в ст. 13 "мы" меняется на "вы", перед которым тоже стоит "и" в значении "также"; это "вы" явно относится к верующим из язычников. Хотя Божий благословения излились и на иудеев, и на язычников, иудеи были призваны первыми (см. нам, которые ранее уповали на Христа в ст. 12; ср. Деян. 3:26; Рим. 1:16). В Еф. 1:11 слово еклеротемен, которому в русском тексте соответствует сделались наследниками, буквально означает "быть избранными по жребию" (в Новом Завете оно встречается только здесь). Верующие из иудеев были избраны в силу своего предназначения. Но это предназначение не было продиктовано прихотью или капризом Всевышнего — оно состоялось по Его определению (ср. Рим. 8:28; 9:11; Еф. 3:11); в английской Библии это передано несколько иначе, чем в русской: "Согласно плану Того, Кто все совершает в соответствии с замыслом воли Своей". Самим сочетанием слов в греческом тексте (которое в англ. Библии передано точнее) — "план", "замысел", "воля" — выраженио подчеркивается суверенность Божиего решения относительно включения иудеев в Церковь, возглавляемую Христом. Божий выбор был направлен на то, чтобы верующие иудеи могли послужить к похвале славы Его (ср. ст. 6); "к похвале славы Его" или некоторое видоизменение этих слов служит рефреном, повторяемым по описании дел каждого из Лиц Троицы (ср. ст. 6, 14). Слова, которыми завершается стих 12, подтверждают, что в этих стихах (11-12) говорится о верующих иудеях, противопоставляемых верующим из язычников, поскольку в вере иуден хронологически предшествовали язычникам (Деян. 1:8; 13:46; 28:25-28; Рим. 1:16 /см. соответствующие ком./; 2:9-10). Христос освободил грешника от его греха и открыл ему Свою волю, состоящую в том, чтобы все к концу "времен" объединилось под Его главенством, включая и верующих иудеев, которые первыми доверились Ему. в. Божественное запечатление Духом (1:13-14) Основой духовных благословений, изливаемых Богом на верующих, служит не только избрание их Отцом (ст. 3-6) и искупление Сыном (ст. 7-12), но и запечатление их Духом Святым. 1:13-14а. В Нем и вы относится к язычникам, в отличие от иудеев, о которых речь шла ранее (ср. ком. на ст. 11-12). Когда язычники услышали слово истины (ср. Кол. 1:5; 2 Тим. 2:15; Иак. 1:18), которое характеризуется как благовествование вашего спасения, и уверовали в Него, то были запечатлены обетованным, т. е. обещанным вам Святым Духом. В греческом оригинале заключительные слова 13 стиха звучат так: "Они были запечатлены в Нем (во Христе) Святым Духом, обещанным им". Слово запечатлены (от "печать") указывает на сохранность и надежность (Мат. 27:66; Еф. 4:30), на удостоверенность (Иоан. 6:27), на заверение истинности (Иоан. 3:33) и на засвидетельствование о принадлежности (2 Кор. 1:22; Отк. 7:2; 9:4). Бог запечатлевает, Христос является сферою, в которой запечатление происходит, а Дух Святой — орудием запечатления. Выражение "обетованным Святым Духом" подразумевает обещание, данное Христом Его ученикам, что пошлет им Духа (Лук, 24:29; Иоан. 14:16; 15:26; 16:13; Деян. 1:5). Запечатлевающий Дух Святой есть залог наследия нашего. Слово "залог" означает нечто большее, чем просто обязательство, которое ведь можно взять назад; он, как первый взнос за приобретаемую недвижимость, служащий гарантией дальнейших выплат (ср. с "начатком Духа" в Рим. 8:23). Такой "гарантирующий залог" передан по-гречески (ст. 14) словом аррабон, которое в Новом Завете встречается еще два раза: в 2 Кор. 1:22 и 5:5. Речь тут идет о гарантии верующим наследия спасения и пребывания их в вечности иа небесах (см. 1 Пет. 1:4). (См. также ком. на слово "наследие" в Еф. 1:18.) В сущности "залог" Духа Святого является как бы частицей неба в жизни верующих и гарантией того, что в будущем они получат несравненно больше. 1:14б. Верующий запечатлен Святым Духом для искупления удела (т. е. собственности) Его. Тут, однако, не имеется в виду искупление как освобождение от вины за грех, от рабства греху; о таковом говорилось в Еф. 1:7, а здесь подразумеваются верующие, которые уже являются "собственностью Бога". Речь тут идет об окончательном и полном выведении их из сферы действия греха (см. Рим. 8:236; Фил. 3:20-21). Греческий эквивалент слова "удел" встречается и в других стихах, в частности, в 1 Пет. 2:9. Стих 14 заканчивается повторением уже знакомого нам славословия: в похвалу славы Его, которое прежде следовало за описанием работы Отца (Еф. 1:6) и Сына (ст. 12).   В. Молитва о мудрости и откровении (1:15-23) 1. Причина благодарности (1:15) 1:15. Посему, т.е. по причине перечисленных выше духовных благословений верующих, включая их избрание, предназначение, усыновление, изливаемую на них благодать, искупление их, прощение, дарованные им мудрость, разумение, знание тайны воли Его, запечатление их Духом Святым и ожидающее их наследие иа небесах, — Павел молится теперь о том, чтобы его читатели могли лично и близко познать Бога. В греческом тексте стихи 15-23 составляют одно предложение, как и стихи 3-14. Павел услышал о вере ефесян во Христа и об их любви ко всем святым (ср. Кол. 1:4; 2 Фес. 1:3). Правильные взаимоотношения с Богом должны вести к правильным отношениям христиан между собой. Любопытно отметить, как объединяет Павел "любовь с верою" в Еф.6:23.   2. Просьба (1:16-23) а. Просьба о мудрости и откровении (1:16-18а) 1:16. За веру и любовь ефесян Павел непрестанно благодарил Бога (ср. Рим. 1:8; 1 Кор. 1:4; Фил. 1:3; Кол. 1:3; 1 Фес. 1:2; 2 Фес. 1:3) и молился о них (ср. Фил. 1:4; Кол. 1:9; 1 Фес. 1:3). 1:17. Итак, этот стих продолжает стих 16. Павел обращается с просьбой к Богу Господа нашего Иисуса Христа (ср. ст. 3), Отцу славы, т.е. Отцу, Которому принадлежит вся слава мира (ср. с "Богом славы" в Деян. 7:2 и "Господом славы" в 1 Кор. 2:8). Павел просит о том, чтобы Бог дал ефесянам Духа премудрости и откровения. Хотя слово "Дух" написано с большой буквы и некоторые переводчики полагают, что речь тут идет о Святом Духе, в данном случае это слово было бы правильнее толковать как "расположение" или "склонность"—судя по двум дополнениям в родительном падеже, которые следуют за ним ("Духа премудрости и откровения" ср. с "духом кротости" в 1 Кор. 4:21). Но с другой стороны, никто не может обрести духа (в смысле соответствующей предрасположенности) мудрости и откровения, если не находится под руководством Духа Святого. Как пишет Исаия: "И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия" (Ис. 11:2). Мудрость (софия — см. также Еф. 1:8; 3:10) дает способность проникновения в истинную природу вещей, откровение же — возможность проникновения в суть обсуждаемого предмета, т.е. в сущность Самого Божества. Эта мудрость и это откровение даются для того, чтобы люди могли познавать Его. Соответствующее греч. слово эпигносей подразумевает не абстрактное знание Бога или каких-то объективных фактов о Нем, а именно личное, близкое познание Его (греч. слово того же корня — Еф. 4:13). Тут подразумевается внутреннее, сокровенное познание сердцем Божиего характера и воли Его. Философы советуют: "Познай самого себя", а христиане говорят: "Познай Бога через Иисуса Христа". 1:18а. Итак, просьба апостолов — о том, чтобы ефесяне обрели способность особого духовного проникновения для познания Бога, чтобы Он с этой целью просветил очи сердца их. Надо заметить, что эта просьба о познанни ограничена определенными рамками — рамками сердца, уже просвещенного Богом, как об этом свидетельствует форма греческого прошедшего времени, предполагающая продолжение в будущем того, что произошло в прошлом; "просвещенность" их сердец подтверждается сказанным в 3-14 и особенно — в стихах 7-9. В библейском понимании "сердце" является "центром" человеческой личности. б. Цель получения мудрости и откровения (1:18б-23) Сообщив о том, что он молится (ст. 16-17) о том, чтобы ефесяне могли лично познать Бога, Павел говорит теперь о цели (тоже в сфере познания) этой просьбы: дабы вы познали — познали некие три вещи; о них он говорит в стихах 18б-23 (о первой в 18б, о второй—в 18в и о третьей —в стихах 19-23). Слово "познали" (греч. ейденаи, ст. 18) предполагает именно знание фактов—здесь уместно сравнение с полководцем, которому прежде, чем отправиться на битву, необходимо узнать фактические данные относительно имеющегося у него военного снаряжения и людских резервов. 1:18б. Первая вещь — это надежда. Источником нынешней надежды верующего является призвание его ко спасению, осуществленное в прошлом (см. Рим. 1:6; 8:30; Еф.4:1, 4; 2 Тим. 1-9). "Надежда" или "упование" в Священном Писании есть синоним уверенности верующего в его победе в Боге (см. Рим. 8:23-24; Еф. 4:4; Кол. 1:5; 1 Фес. 1:3; 1 Пет. 3:15). 1:18в. Вторая вещь, о которой Павел хочет, чтобы знали его читатели, относится к области будущего: какое богатство славного наследия Его для святых. Здесь значительное расхождение в переводе с греческого оригинала иа английский и русский языки. По-английски последние слова звучат как "во святых". (И на этом строится объяснение стиха комментатором.) Во время воскресения верующих ("святые" — это те, которые отделены Богом для Себя, см. ст. 1) Бог "унаследует" их—тех, которых искупил дорогой ценой "по богатству благодати" Своей (ст. 7). Это второй (из шести) раз прибегает Павел в Послании к Ефесянам к понятию "богатства" (1:7, 18; 2:4, 7; 3:8, 16). В 1:14 апостол писал о "наследии" христиан как о предстоящем им полном освобождении из сферы действия греха. Здесь же, в 18 ст., он пишет о Божием наследии, которым являются сами святые! По причине "славы благодати" (или славной благодати; ст. 6) Toго, Кто является Отцом славы (ст. 17), Он получит "славное наследие" Свое (ст. 18). 1:19-23. Третья вещь, о которой Павел хочет, чтоб знали верующие, относится к настоящему времени: Как безмерно Его могущество в нас, верующих. Слово "могущество" (динамис) употреблено здесь в значении движущей и животворящей силы. Эта сила Божия и направлена на верующих, она действует в них. Павел называет ее державной (греч. кратоус — букв, "сила, преодолевающая всякое сопротивление"; именно такой она явила себя в чудесах, которые совершал Христос; слово кратоус всегда применяется только к Богу, и никогда — к верующим). Самый подбор слов для описания могущества Божия подчеркивает, насколько она "безмерна", эта сила Его, которая доступна христианам (см. 6:10; 1 Пет. 4:11). Далее Павел говорит о том, как Божия сила трижды явила себя во Христе (Еф. 1:20-23). Первый раз, когда Он воздействовал ею во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себа на небесах. Божия действенная сила, воскресившая Христа и вознесшая Его на небеса в прошлом (см. Рим. 8:34; Еф. 2:6; Кол. 3:1; Евр. 1:3; 8:1; 12:2; 1 Пет. 3:22), есть та самая, которая в настоящее время доступна верующим (см. Фил. 3:10). Какой это чудесный источник духовной энергии и способности жить христианской жизнью (см. Кол. 1:11)! То обстоятельство, что Христос был вознесен на небо и посажен по правую руку Бога, свидетельствует о Его положении превыше всех начальств и властей (ср. Кол. 1:16), как человеческих, тах и духовных (см. Фил. 2:8-11), будь-то в настоящее время или "в веке будущем", т.е. в вечности (см. 1 Кор. 15:23-28). Слова начальства и власти, и силы и господства относятся в первую очередь к ангельским чинам (см. Рим. 8:38; Εφ. 3:10; 6:12; Кол. 1:16; 2:15; Тит. 3:1). И в этом, т. е. в том, что Отец все покорил под ноги Христа, есть второе проявление силы Его в Сыне. Тогда как Адам потерял свое господство над творением в момент своего согрешения, Христос был поставлен Главою над этим, некогда падшим, творением (см. Еф. 1:10). Полностью воцарение Его осуществится в будущем (Пс. 8:6; 1 Кор. 15:27; Евр. 2:6-8). Третье проявление Божественной силы во Христе — в том, что Он поставлен главою Церкви. Хотя, как только что говорилось, окончательное воцар


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: