Выбор форм и жанров театрализованных действий для праздника




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Практикум по театральной деятельности и режиссуре культурно-досуговых программ»

 

на тему: «Выбор форм и жанров театрализованных действий для праздника»

 

 

Выполнил:

студент группы ПФЗ-30219 М. С. Кузнецова

Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

Направленность «Психология и педагогика дошкольного образования»

 

Проверил: доцент Е. В. Казанцева

 

 

Курган, 2022

Оглавление

Введение  
1. Выбор форм и жанров театрализованных действий для праздника  
1.1 Театрализация  
1.2. Выбор форм и жанров театрализованных действий для праздника  
Заключение  
Список использованной литературы  
   
   

 

 

Введение

 

В современных условиях работа учреждений занятых организацией досуга и повышением культурного уровня различных социальных групп многообразна. Из истории проведения массовых мероприятий складывается представление, и формируются знания об их особенностях. Постольку поскольку, процесс окультуривания социума находится в постоянных преобразованиях, иногда возникают сложности, связанные с определением вида деятельности того или иного рода искусства.

Для того чтобы разобраться в понятиях, определениях и терминах специфики деятельности в сфере культуры, мне предстояло выполнить ряд задач: определить сущность театрализации, дать определение жанру, назвать и охарактеризовать виды и жанры театрализованных представлений. В настоящее время заметно проявляется стремление режиссеров профессионального театра к «разрушению» границ между актерами и зрителем. Такая тенденция может быть обусловлена развитием нового рода искусства – театрализованными представлениями. Тема настоящей курсовой работы выбрана не случайно.

Театрализованные представления и праздники рождают у людей сходное, праздничное настроение, создающее праздничную ситуацию. Массовый праздник - это явление необычное, синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие. Искусство массового праздника, представления, зрелища - это искусство высоких идей, целенаправленности и гражданского пафоса, требующего в то же время яркой образности, ассоциативности, оригинального, смелого творческого замысла. А для того чтобы лучше организовать и развивать театрализованные представления всех видов и жанров, совершенно необходимо понять основные закономерности этого рода искусства, которые реально существуют, поскольку в течение тысячелетий создавалась и развивалась народная театральная культура. Что касается массового театрализованного празднества, то это, безусловно, имеющая устоявшиеся видовые праздники и одновременно объемная, синтезирующая форма театрализованного представления. Это венец творчества народа для народа.

В современном понимании театрализованное представление - это необычайно старый и широко распространенный институт, связанный с активностью весьма разнородных групп, в котором отдельные фазы жизни трактуются особым образом, требуют иного, чем в обычное время, способа поведения, требуют празднования.

 

Выбор форм и жанров театрализованных действий для праздника

Театрализация

 

Театрализация — это использование средств театра в педагогическом процессе.

 

Выбор форм и жанров театрализованных действий для праздника

 

Жанр театрализованного представления определяется выбранной формой литературного фиксирования по тематической направленности произведения, по методике обработки документального, художественного и публицистического материала, а также по специфическим особенностям каждой жанровой разновидности сценарной литературы.

В сценарной теории существуют и чаще всего встречаются такие виды сценариев массовых театрализованных представлений или их жанры: литературно-музыкальная композиция, тематический концерт, театрализованный концерт, конкурсно-развлекательная программа, театрализованная игровая программа, праздник под открытым небом, фольклорно-этнографический праздник, народно-календарный праздник, тематический вечер, художественно-публицистическое представление, эстрадный спектакль и другие.

Рассмотрим некоторые из упомянутых выше жанров.

Литературно-музыкальная композиция – это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, с тем, чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя.

Как утверждает в своей работе «Театрализованное представление в системе духовно-нравственного воспитания» Т. Г. Аниконова, литературно-музыкальная композиция несёт в себе социально-эстетическую потребность знакомить аудиторию с литературным и музыкальным материалом. Как вид театрализованного представления она может быть посвящена определенной знаменательной дате или теме. Во время постановки используются все средства театральной выразительности. Литературный и музыкальный материал, при помощи монтажа, сливается в единое художественное целое, что является отличительной особенностью литературно-музыкальной композиции. Темы, поднятые в литературно-музыкальной композиции, несут в себе события и проблемы общества. Сценарий монтируется из различных литературных жанров: прозы, поэзии, документалистики, отрывков из драматургии, публицистики и других материалов.

Литературно-музыкальная композиция включает в себя чёткую позицию режиссёра, его образное виденье материала, которое прививает зрителям и исполнителям базовые национальный ценности.

Театрализованный концерт – это концерт-спектакль, который является органическим сплавом различных видов искусств. В таком концерте применяют элементы театрального искусства, такие как художественное слово, мизансцена, музыка, свет, шумы, художественное оформление, пространственная композиция и тому подобное.

«Театрализованный концерт – целостное дивертисментное зрелище, каждый номер которого (независимо от его художественной ценности и масштаба) является самостоятельным художественным произведением и, в то же время – лишь одной из составляющих общей художественной структуры зрелища, подчиняется единой логике сквозного действия, драматургической концепции театрализованного концерта»,–такое определение дает В. П. Зайцев в учебном пособии «Режиссура эстрады и массовых зрелищ».

Театрализованный концерт должен содержать тему, идею, сюжетный ход, ролевых персонифицированных ведущих, сценографию (специально созданное оформление, которое определяет и выражает образ этого концерта и каждого номера или эпизода), предусматривает театральные костюмы, грим. Для создания сценической атмосферы в концерте используется свет, музыка, шумы, на фоне которых развивается действие.

Тематический концерт посвящается одной теме, дате, событию. Номера связаны между собой, дополняют друг друга, вытекают друг из друга.

В учебнике «Драматургия эстрадного представления» И. А. Богданова, И. А. Виноградского говорится о том, что самый характерный пример создания сценария для тематического концерта - это предложение отметить специальной концертной программой один из наших многочисленных профессиональных праздников. Для разработки сценариев тематических концертов эстрадному драматургу и режиссеру необходимо изучать соответствующие исторические документы, иногда переосмысливать те или иные факты, связанные с данной темой, внимательно относиться к возникающим ассоциациям.

Конкурсно-развлекательная программа – театрализованное представление, которое строится на соревновании, имеющее целью выделить наилучших из числа его участников, наилучшие работы.

Структуру конкурсных программ составляют самые разнообразные конкурсы, которые отбираются исходя из целесообразности конкурсной программы. Наряду с конкурсами, сценарным материалом, могут быть различные игровые формы, а также художественный материал. Степень использования художественного материала и разнообразия игровых форм определяется принципами организации сценарного материала и разновидностью конкурсной программы. Степень активности аудитории здесь неодинакова. Одни являются прямыми участниками действия, другие – зрителями, активно им сопереживающими.

Театрализованная игровая программа – самый распространенный вид игровых развлечений, который синтезирует в себе элементы различных видов искусства, наполнен эмоциональностью, познавательностью. Включение коллективной игровой деятельности в проведение массовых мероприятий должно ориентироваться на групповую динамику, коллективное творчество, способствовать общению и сотрудничеству людей, и развитию культуры.

Игра – достаточно древний и важный элемент человеческой культуры. Она является одной из первичных форм человеческой активности.

Театрализованная игра – это, прежде всего, оригинальная художественно-образная игровая ситуация. Ей присущи такие признаки, как: драматургический характер игровой ситуации, наличие конфликта, импровизационный характер содержания игры, образная персонификация игрового действия.

Театрализовать игру – значит решить ее в определенном сценическом пространстве, найти интересное решение с использованием выразительных средств – света, тематической музыки, яркой бутафории и реквизита, которые могли бы трансформироваться, которые помогают создать художественный образ. При этом никогда не мешает использование костюмов, париков, грима, декораций, интересного текста ведущего, других приемов и техник. Все это делает игровую программу зрелищной, яркой и интересной.

В словаре «Режиссура массового театрализованного действа» Л. И. Футлик и Р. П. Козловой можно найти следующее определение тематического вечера.

«Тематический вечер – это вид театрализованного представления (зрелища), отличающийся общественной значимостью затрагиваемых тем, органическим слиянием художественно-образного с документальным материалом и их драматургической разработкой».

Основное методическое требование к режиссуре тематического вечера – раскрытие темы через призму конкретного человека, его мироощущение, эмоции, действия. Существует разнообразное количество жанров тематических вечеров: вечер-хроника, вечер-портрет, вечер-митинг, вечер-рассказ, вечер-репортаж, вечер-ритуал, вечер-интервью, вечер-диспут. В основу вышеназванных жанров положены различные виды человеческой деятельности. Следуя этому пути, режиссеры могут преумножить жанровое многообразие.

Как утверждает Т. Г. Аниконова в своем исследовании, художественно-публицистическое представление – это театр высокой гражданственности, это театр-трибун, роль которого важна и ответственна. Актеры должны остро чувствовать проблемы своего времени, когда со сцены говорят о человеческих ценностях и сложностях современного мира. В публицистическом представлении осуществляется теснейшая связь с залом, происходит активное, прямое нравственное воздействие на него.

Для художественно-публицистического представления характерна четко выраженная авторская позиция и гражданственная направленность, своей открытой агитационностью, пристрастностью они влияют на формирование гражданской идентичности и устойчивой жизненной позиции. Они способны напрямую влиять на зрителя, который должен осознавать свою ответственность за настоящее и будущее своей страны. Поэтому художественно - публицистическое представление берется за острые темы. А основная задача режиссера при этом – найти свой поворот темы, свое отношение к материалу, увлечь этим коллектив. У режиссера должно быть знание того, что необходимо выделить в материале, и в то же время – необходимо пластическое мышление, умение выстроить образ спектакля.

Народно-календарные праздники – происходят в установленное традицией время и связаны с земледельческим календарем далеких предков. Обычно они концентрируются вокруг дней зимнего и летнего солнцестояний, а также весеннего и осеннего равноденствий. Праздники такого вида практически всегда имеют театрализованный характер или же включают в себя элементы театральных действий. Это определяется обрядово-зрелищными формами праздничной культуры, праздничной жизни народа. Любой праздник – необходимый элемент жизни человека, одно из проявлений его общественного бытия.

Следует отметить, что это далеко не весь перечень существующих в современной режиссуре театрализованных представлений жанров, ведь внутри всех этих видов с каждым годом появляются все больше разновидностей с конкретными типовыми особенностями.

 

 

Заключение

В практике театрализованных представлений последних десятилетий можно четко выделить следующие виды театрализованных представлений: агитационно-художественное представление, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер, массовое театрализованное празднество.

Внутри каждого из этих видов театрализованных представлений определились и продолжают определяться разновидности с более конкретными особенностями.

Театрализация может означать лишь органическое сочетание нетеатрального, жизненного, непосредственно связанного с производственной практикой и бытом людей материала и материала художественного, образного; это сочетание, этот сплав документального и художественного создается с целью определенного воздействия на публику.

Виды театрализованных представлений: агитационно-художественное представление, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер, массовое театрализованное празднество.

Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления имеет свою видовую специфику: это, прежде всего, агитация и пропаганда театрально-художественными средствами. Идейно-политическая, идеологическая работа может быть разделена на теоретическую деятельность, пропаганду и агитацию. Пропаганда и агитация - слова латинского происхождения. В буквальном переводе пропагандировать - значит распространять знания, идеи, воззрения, теории, а агитировать - значит пробуждать определенное стремление, побуждать людей к действию. Под агитацией мы понимаем непосредственный призыв, умение направлять энергию и волю людей на претворение идей в практические дела. Средствами воздействия на массы, которыми располагают пропаганда и агитация, являются: радио, телевидение, печать, устные выступления, технические средства, наглядная пропаганда и агитация (плакаты, панорамы, панно, стенды, выставки), использование искусства во всех его видах. Выразительные средства агитационно-художественного представления: слово, движение, музыка, хоровое пение и живопись, звук и свет, фарс, лирика и сатира, дружеский шарж и пародия, конферанс, пантомима, кукольный театр, звукоподражание, сюжетный танец, клоунада, акробатика - все это может найти применение в агитационно-художественном представлении

Литературно-музыкальная композиция - это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, с тем, чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя, а именно их сочетанием (монтажем).

Тематический вечер - это сценическая композиция с предельно конкретизированным, документальным сюжетом, с реальными, а не вымышленными героями, что включает в себя и театрализованное массовое представление.

Массовое театрализованное празднество отражает важные события в жизни большой общности людей, а иногда и в масштабах государства и в глобальных измерениях. Это могут быть, праздничные дни или посвящаемые важнейшим событиям в жизни коллектива, села, города, страны и т.п.

Под жанром подразумевается конкретная разновидность того или иного вида искусства. В отличие от рода и вида, жанровая категория является изменчивой. В искусстве происходит смена жанровых форм и разновидностей, и вызвано оно тем, что общее развитие, меняя человеческие взаимоотношения, требует от художника новых путей и эстетического познания. Искусство - это форма общего сознания, но какой бы неповторимой не была та или иная жанровая форма, сквозь нее просвечиваются особенности рода и вида. Жанра есть выражение взгляда сценариста на разбираемые им жизненное явление, угол зрения на изображаемую ситуацию, и этот угол зрения всегда является исторически обусловлен. Одно и тоже жизненное явление может быть смешным и ужасным. Взгляд на жизненное явление складывается из некой объективной давности и ее оценки. Режиссер - сценарист избирает жанр, в зависимости как он смотрит на жизнь.

Поэтому жанр возникает как способ выражения точка зрения существующее его сознания. В драматургии театрализованного представления жанр определяет тип конфликта. Тип жизненных противоречий воссозданных сценаристом специфическими средствами психологии данной ситуации. Конфликтность как специфическое отражение действительности в сценарии всех видов театрализованного представления, является фактором, определяющим и идейно-тематическим смыслом и жанром.

Конфликтность в сценарной драматургии является общим признаком, а форма проявления конфликта определяет его жанр. Из всех категорий наибольшей определенности в науке обладает жанр. Ученые считают, что в каждом виде искусства понятие жанра специфическое.

Жанр - это род произведений в области какого-либо искусства, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.

Жанр в литературе - это определенный вид литературных произведений, принадлежащих одному и тому же роду.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов/Г. А. Аванесова. - Москва: Аспект Пресс, 2006. - 236 с.

2. Гавдис С. И. Основы сценарного мастерства: учебное пособие/ С. И. Гавдис - Орёл: Картуш, 2005. - 242 с.

3. Гальперина, Т. И. Режиссура культурно-досуговых и анимационных программ. / Т. И. Гальперина. - Москва: Советский спорт, 2008. - 234 с.

4. Генкин Д.М. Массовые праздники: учеб. пособие. - Москва: Просвещение, 1975.- 140 с.

5. Жарков, А.Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология. Ч.2/ А.Д. Жарков. - Москва: МГУКИ,2004. - 215с.

6. Клубоведение: учебник /Под ред. С. Н. Иконниковой и В.И. Чепелевой. - Москва: Просвещение, 1980.- 268 с.

7. Книга клубного работника. Опыт. Справочный материал. Москва: Профиздат. 1973 – 424 с.

8. Козлова, Т.В. Современные технологии организации массовых мероприятий: учебно - методическое пособие/ Т.В. Козлова. - Москва: АПРИКТ, 2006. – 171 с.

9. Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР.- Москва: Высш. шк., 1990.- 208 с.

10. Марков О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников: Сценарная технология: учеб. пособие. - Краснодар: КГУКИ, 2004.- 408 с.

11. Режиссура массового театрализованного действа: Словарь./Перм. гос. ин-т искусств и культуры. - Пермь: УПЦ "ДИККС",1999.-113с.

12. Триадский, В. А. Основы режиссуры театрализованных представлений: учебное пособие/ В. А. Триадский. - Москва: МГИК, 1985. - 74 с.

13. Туманов И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта: учеб. пособие. - Москва: Просвещение, 1976.- 88 с.

14. Чечетин А. И. Основы драматургии театрализованных представлений: История и теория. Учебник для студентов ин-тов культуры. - Москва: Просвещение, 1981. - 192 с.

15. Шароев И.Г. Режиссер эстрады и массовых представлений: учеб.пособие.- Москва: Просвещение, 1986. - 463 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: