УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Факультет | Культурологический | |
Направление подготовки | 51.03.03 Социально-культурная деятельность | |
Наименование дисциплины | История и теория социально-культурной деятельности | |
Курс обучения | 1 курс | |
ФИО преподавателя | Рябков В.М. | |
Способ обратной связи с педагогом | kf2@chgaki.ru | |
Дополнительные материалы (файлы, ссылки на ресурсы и т.п.) | - | |
Срок предоставления выполненного задания | по окончании периода дистанционного взаимодействия |
Инструкция для студентов по выполнению задания
Все задания должны быть выполнены в полном объеме в соответствии с требованиями и в указанный срок (см. таблицу). В случае затруднения при выполнении задания Вы можете обратиться к преподавателю за консультацией, используя тот способ связи, который указан в таблице.
Задания для 1 курса (102 СКД)
Задание №1
Тема 1. Культурно-исторические формы организации досуга и его организация
«Формы культурно-досуговой деятельности, включенные в антологию – это не только способы проведения свободного времени человека в конкретных исторических, социальных, экономических и культурных условиях человека, но и отражение той социальной общности людей в которой сложились эти определённые традиции, обусловленные географическими, национальными, временными, государственными рамками их использования»
[Рябков, В. М. Антология форм культурно-досуговой деятельности (Древний мир. Древняя Греция и Рим. Западная Европа до начала XVII в.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2006. – 509 с.].
Прокомментируйте примером. Ответ дайте в письменном виде с титульным листом.
Задание № 2
Тема 2. Институциональные формы организации досуга в Западной Европе в XVIII-XIX вв.
Прочитайте цитату: «Средневековые театральные представления главным образом отвечали за духовное развлечение горожан и на народном языке в той или иной форме поясняли Священное Писание. Основой миракля были апокрифические евангелия, агиография, рыцарские романы. В Англии миракли ставились обычно членами ремесленных цехов в честь своих патронов. Во Франции они были популярны в среде участников пюи - городских объединений для совместной благочестивой деятельности, музицировали и поэтических состязаний. Сюжетом мистерии, как правило, были страсти Христовы, ожидание Спасителя, жития святых. Изначально мистерии были частью церковной службы, потом стали разыгрываться во дворе или на кладбище церкви, а позже переместились на городские площади. При этом разыгрывали их не профессиональные актеры, а духовные лица и члены пюи».
Сделайте вывод о специфике досуга». Ответ дайте в письменном виде с титульным листом.
Задание № 3
«Наш анализ предыдущих этапов развития культурологического явления «досуг» дает возможность говорить о трех вероятных источниках заимствования. Расположим эти источники по степени возможности их влияния на культуру Древней Руси (по нарастающей).
Теоретически возможно германо-франко-английское заимствование. Эти языки, по мнению лингвистов, начали развиваться на полтора-два века раньше древнерусского. Новейшие исследования истории немцев в Древней Руси указывают на их появление у нас с X в. Были и франко-древнерусские связи: так, в середине XI в. дочь киевского князя Анна Ярославовна стала женой французского короля Генриха I и матерью Филиппа I. Английская знать и купцы также неоднократно наведывались в Киевскую Русь X - XII вв. Но у нас нет данных о точном времени появления немецких, французских и английских досугов, так что это гипотетически возможное заимствование оценим в несколько десятых процента.
Второе заимствование древнерусского слова «досуг» возможно от римско-латинского слова «оИит». Согласно «Предварительному списку славяно-русских рукописей XI -XIV вв., хранящихся в СССР», некоторые из 1493 учтенных на этот период рукописей были на латинском языке. Отдельные придворные и монахи знали этот язык и изъяснялись на нем. Оценим возможность латинско-древнерусского заимствования в несколько процентов.
Третье возможное заимствование - это греко-византийско-древнерусское. Данное мощное влияние отразилось во всех сферах древнерусского государства X -XV вв. - грамотности, религии, архитектуры, музыки, истории, одежды, законодательства и т. п. Лингвисты считают, что под греко-византийским влиянием древнерусский язык пополнил свой словарный запас от четверти до трети его объема. Греко-византийский этап в развитии русско-славянской духовной культуры является базовым, ссылка на него обязательна при перечислении культурных эпох восточных славян. Вот как это делает И. П. Снегирев в 1837 г. в «Русских простонародных праздниках и обрядах»: «Эпохи... языческая или дохристианская; греческая (до татар); восточноевропейская... западноевропейская»
[Снегирев, И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды / И. М. Снегирев. В 2 т. Т. 1. - М., 1990. - C. 4-5 // Цит. по КиберЛенин-ка: https://cyberleninka.ru/article/n/drevnerusskiy-dosug-kak-nositel-narodnogo-tvorchestva-slavyanskogo-mira» [Волощенко, Г. Г. Древнерусский досуг как носитель народного творчества славянского мира // Омский научный вестник. – 2015:https://cyberleninka.ru/article/n/drevnerusskiy-dosug-kak-nositel-narodnogo-tvorchestva-slavyanskogo-mira].
А Вам какое заимствование кажется более реальным? Почему? Ответ дайте в письменном виде с титульным листом.
Задание № 4
Социально-культурная деятельность в период советской Российской империи (1917- середина 90-х годов ХХ вв.)
В период СССР государственно-партийные органы регулировали финансирование и организацию культурных учреждений, процессы в искусстве и досуговой практике населения, внедряли новые формы отдыха, отслеживая их массовую эффективность.
Этнонациональные традиции, религиозные механизмы развития досуга были отодвинуты на второй план.
Какова была цель такой культурной политики в СССР? Ответ дайте в письменном виде с титульным листом.
Задание № 5
Социально-культурная деятельность в России в новых экономических условиях (1995-2012 гг.)
«Можно было бы выбрать и одну из двух противоположных точек зрения на состояние современной культуры. Согласно первой, нынешний период - это период упадка и кризиса духовности, усиление тенденций унификации и стандартизации, насаждение образцов массовой культуры и отказа от «собственных корней». Позиции второй группы исследователей, казалось бы, также имеют реальные основания: происходящие социокультурные изменения немыслимы без конфликтов и кризисных проявлений, но в целом позитивны»
[Астафьева, О. Н. Досуговые формы в «переходный период» развития культуры // Социология власти. – 2005: КиберЛенин-ка: https://cyberleninka.ru/article/n/dosugovye-formy-v-perehodnyy-period-razvitiya-kultury].
Каково Ваше мнение? Ответ обоснуйте. Ответ дайте в письменном виде с титульным листом.
Задание № 6
Социально-культурная деятельность как научно-образовательное направление в системе фундаментальных знаний: понятийный аппарат, функции, принципы, содержание и психолого-педагогические основы
Внимательно прочитайте отрывок: «Современная трактовка социально-культурной деятельности связана с изменившимися условиями глобализирую-щего мира, процессами гуманизации, социо- медико- и психологическими исследованиями. В рамках новой парадигмы социально-культурная деятельность рассматривается как исторически сложившаяся форма преобразования культурных ценностей»
[Шамсутдинова, Д. В., Турканова, Р. И. Шавалеева, А. Р. Научный взгляд на объект теории исследования СКД // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2017: КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnyy-vzglyad-na-obekt-teorii-issledovaniya-skd].
Приведите доводы «за» или «против» высказанной позиции. Ответ дайте в письменном виде с титульным листом.