V. «Скажи наоборот» с мячом. Физкультминутка.




Конспект группового занятия по теме «Дифференциация прелогов за, из-за»

Цель: Дифференциация значений предлогов за, из-за в словосочетаниях, предложениях

Задаи:

Коррекционно – образовательные:

1. Уточнение представлений о смысловой значимости предлогов за, из-за, уточнение пространственных отношений, выраженных этими предлогами

2. Дифференциация значений предлогов за, из-за в словосочетаниях, предложениях, тексте.

3. Закрепление навыка практического употребления предлогов в речи.

4. продлжить учить детей составлять предложения с заданным предлогом.

Коррекционно – развивающие

1. Развитие зрительного восприятия, памяти

2. Развивать словесно – логическое мышление

3. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, наблюдение, обобщение

Воспитательные

1. Воспитание умения работать в группе слаженно, уважать и слушать товарищей, педагога.

2. Воспитывать осознанное отношение к учебе.

Оборудование: Картинки с фигурами дерева, забора, конуры, тучи, дома, солнца; схемы предлогов; сюжетные картинки; карточки с заданиями; макеты: солнца и самолёта, цветка и шмеля, скворечника и скворца, гусеницы и гриба, листика и божьей коровки, мышки и сыра.

I. Орг. Момент

Я прочитаю вам стихотворение. Вы внимательно послушайте и скажите, какие предлоги вы услишали.

Гром стреляет, как из пушки.

Хлещет дождь по спинам луж.

Под дождём сидят лягушки –

Принимают тёплый душ.

II. Ввдение в тему занятия

III. Объяснение темы занятия

Мы сегодня с вами продолжаем работу над предлогами. И сегоднябудем учиться различать предлоги за, из-за.

IV. Основная часть

1. Повторение.

– Что такое предлоги? (это служебная часть речи)

– Для чего служат предлоги? (для связи слов в предложении)

– Какое значение имеет предлог? (предлог показывает, где один предмет находится по отношению к другому предмету)

– Как пишутся предлоги со словами? Почему? (отдельно, между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос)

– Назовите предлоги, с которыми мы работали.

2. Новый материал.

1) Выделение предлога за.

На доске лист бумаги, с изображениями.

– Назовите какие предметы вы здесь видите? (картинки прикрепляются на доску: дом, дерево, забор, конура, туча).

– Ответьте на вопрос одним словом.

– Куда я спрятала солнце? (за тучу), Девочку? (за дерево), Собачку (за дом), Птичку (за забор), Котика (за конуру).

– Какой предлог звучал в ваших ответах? (за)

– Какой вопрос я задавала? (Куда?)

– Предметы двигались или стояли? (двигались)

– Где находится солнце? (за тучей), Девочка? (за деревом), Собачка? (за домом), Птичка? (за забором), Котик? (за конурой).

– Чем похожи ваши ответы? Какой предлог вы использовали в ваших ответах? (предлог за)

– Какой вопрос я задавала? (где?)

– Предметы двигались или стояли? (стояли)

– Что обозначает этот предлог? (когда предмет движется за что-то или находится позади чего-то)

– Какой вопрос мы задаём к слову с предлогом за? (Где? Куда?)

Вывешивается схема предлога за.

– Составление предложений с предлогом за.

– По сюжетной картинке придумайте предложение с предлогом За (если не получается, то с помощью наводящих вопросов)

Девочка зашла за дом.

Собака спряталась за куст.

Мальчик сидит за столом.

Птичка сидит за окном.

Предложения прикрепляются к доске. - Почему предлог напишем отдельно? Докажите.(для наглядности вставим вопрос)

– Запишите одно предложение, вставляя вместо вопроса слово. Например, (Мальчик сидит за обеденным столом).

2) Выделение предлога из-за

– Вспомните и скажите, где находится солнце, собачка, птичка, кошечка, Мальчик?

– Ответьте на вопрос: Откуда вышло солнце? (из-за тучи)

Откуда появился Мальчик? (из-за дерева)

Откуда вылетел Воробей? (из-за забора)

Откуда выскочил Щенок? (из-за дома)

Откуда показался Матрос? (из-за конуры)

– Какой предлог звучал в ваших ответах? (из-за)

– Что обозначает этот предлог? (когда предмет был позади другого предмета и начал двигаться оттуда)

– Какой вопрос можно задать к слову с предлогом из-за? (Откуда?)

(вывешивается схема предлога из-за)

– Это сложный предлог, который состоит из двух предлогов из, за и пишется через дефис.

– На что указывает предлог из-за в предложениях.

Лена не пошла в театр из-за болезни.

Из-за проливных дождей реки вышли из берегов.

Диму не отпустили в кино из-за плохой оценки.

(указывает на причину)

– Составьте предложения с предлогом из-за с помощью вопросов и картинок.

– Откуда выехала машина?

– Откуда выглядывают дети?

– Откуда смотрит девочка?

– Откуда показалось солнце?

Предложения прикрепляются к доске. - Почему предлог напишем отдельно? Докажите.(для наглядности вставим вопрос). Запишите одно предложение, вставляя вместо вопроса другое слово.

 

3) Сравнение предлогов за, из-за.

– Посмотрите на схемы и скажите, что можно сказать о предлогах за, из-за? (предлог за может обозначать место и направление, предлог из-за показывает направление)

– Ответьте на вопрос словом с предлогом за, из-за, (у детей и педагога макеты солнца и самолёта, цветка и шмеля, скворечника и скворца, гусеницы и гриба, листика и божьей коровки, мышки и сыра)

– Куда залетел самолёт? (за тучу)

– Где он теперь? (за тучей)

– Откуда вылетел самолёт? (из-за тучи)

Далее дети сами по очереди, опираясь на вопросы, совершают действия с макетами и составляют предложения с предлогами.

– Игрушки двигались или стояли

V. «Скажи наоборот» с мячом. Физкультминутка.

За дом (из-за дома)

Из-за горы (за гору)

Из-за стола (за стол)

За тучу (из-за тучи)

Из-за куста (за куст) за дерево (из-за дерева)

за поворот (из-за поворота)

из-за конуры (за конуру)

из-за парты (за парту)

за магазин (из-за магазина)

– Какие слова с предлогами вы запомнили, придумайте с этими словами предложения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: