I. Организационные методы.




Сравнительный метод. (Метод \"поперечных срезов\") заключается в сопоставлении свойств у лиц разного возраста с целью изучения динамики психических явлений.

Он требует критериев в формировании выборки испытуемых (по уровню образования, принадлежности к определенной социальной группе и т.д.) В достаточно больших группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития, например, уровень развития интеллекта. В результате получают данные, характерные для этой группы - детей одного возраста, или школьников, учащихся по одной учебной программой Таких срезов делается несколько и данные по каждой группе сравниваются между собой Метод поперечных срезов требует однозначных критериев в формировании выборки испытуемых Например, при изучении особенностей потребностей взрослых, значительно отличающихся по возрасту, часто трудно сформировать выборку по уровню образования, принадлежности к определенной социальной группе или пола, а также отделить эффекты хронологичного возраста от эффектов исторического периода, в котором жили люди.

Лонгитюдный (лонгитюдинальный) метод. Весьма трудоемкий и долговременный метод, который предполагает многократное исследование характеристик психического развития одних и тех же испытуемых на протяжении достаточно длительного отрезка жизненного пути.

Различают большой лонгитюд (10 лет и более) и малый лонгитюд, границы которого доставляют условно несколько лет, но «на короткие дистанции его применение неэффективно». Лонгитюд обеспечивает большую точность прогноза дальнейшего развития за счет отсутствия мешающего фактора межгрупповых различий в сравниваемых разных по возрасту выборках, поскольку в лонгитюде сравнение происходит в пределах одной группы, а также в определении генетических связей между фазами психического развития.

 

Комплексный метод. Нередко ученые объединяют методы лонгитюдного и поперечного срезов.

Например, американская исследовательница Стелла Витбурн в 1968-1976 годах исследовала развитие Я-образа, социальные отношения и жизненные ценности студентов старших курсов колледжей. В 1984-1990 годах она повторила это исследование с новыми группами старшекурсников, а также вновь исследовала тех, кто принимал участие в исследовании раньше. Каждую из этих 4-х групп он рассматривал как возрастную когорту Старейшая возрастная когорта до завершения исследования обследовалась 4 раза Возрастные изменения в ней можно было проанализировать тем же способом, что и за лонгитюдного исследования, в течение длительного времени. Кроме того, эту когорту можно было сравнить с другими на каждом возрастном уровне.

Можно также отметить и другие организационные методы, не вошедшие в эту классификационную схему - исследование отдельного случая, клиническая модель и пр.

Тенденция сегодняшнего дня - сочетание различных организационных методов в одном исследовании.

П.Эмпирические методы.

1.Обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение).

2.Эксперимент (лабораторный, естественный, полевой, идеальный, психофизический и т.д.).

3.Психодиагностические методы (психологическое тестирование и т. п.).

4.Праксиметрические методы (анализ процессов и продуктов деятельности).

5.Моделирование.

6.Биографический метод.

Первые две группы методов рассмотрено нами ранее.

Среди психодиагностических методов Б.Г.Ананьев называет вопросники (например, личностные - Айзенка или Кеттелла), тесты интеллекта, тесты успешности или достижений, тесты профессиональной пригодности, социометрию, прожективные (проективные) тесты, психомоторные, психовегетативные тесты, тесты нейродинамических свойств и др. Добавим к этому списку тесты способностей, методы измерения актуальных состояний.

Список психодиагностических методов настолько велик и разнообразен, что требует для своей классификации многих критериев, к примеру, их дифференцируют по следующим основаниям:

- по содержанию (области изучаемых явлений или предмету изучения) на пять категорий - личностные, интеллекта, достижений, специальных способностей, состояний и настроений);

- по назначению: диагностические, профориентационные, профпригодности;

- по качеству: стандартизированные, исследовательские;

- о количеству одновременно тестируемых (по процедуре обследования): индивидуальные и групповые;

- по форме ответа испытуемого: устные и письменные;

- по однородности заданий: гомогенные, с единообразными заданиями (например, шчностные вопросники Айзенка, ММР1) и гетерогенные, с разнообразными по форме заданиями, например, тест интеллекта Векслера.

- по комплексности: на изолированные, тестовые батареи;

- по материалу с которым оперирует испытуемый: бланковые, предметные (кубики Коосса), аппаратурные, компьютерные;

- по измеряемой переменной:

а) тесты скорости, где определяется время выполнения задачи

б) тесты результативности, где определяется факт решения задачи или задач, а скорость в расчет не берется (личностные тесты).

б) мощности (оценивается эффектность - результат, соотнесенный со временем.

в) смешанные.

- по характеру умственных действий испытуемого: вербальные, невербальные.

- по целям применения:

а) отсеивающие;

б) отбор;

в) классификация типов испытуемых;

г) отличие одного класса от другого (в медицине - ксЬ или МДП).

- по используемой шкале измерения:

а) номинативная (тесты личностной акцентуации);

б) ранговая (тест ценностных ориентации Рокича)

в) интервальная (личностный вопросник Кеттела 16 РР).

- по особым шкалам измерения:

а) измерение все или ничего;

б) измерение интенсивности (сильное - слабое);

в) измерение количества (много - мало);

г) измерение оригинальности;

д) измерение качества;

е) измерение адекватности.

Иногда тесты классифицируют на вопросники и проективные тесты.

Проективные тесты характеризуются информационной неопределенностью, заставляющей испытуемых при их выполнение проецировать содержание внутреннего мира - мотивы, потребности, свойства личности, жизненный опыт. В них изучаются не отдельные функции, а целостная личность в ее взаимоотношении с миром, собой и т.д. Неопределенность возникает в разных тестах на разных этапах, в разных формах.- в неопределености стимульного материала, инструкции и др. Проективные методы также классифицируются на методы структурирования (Роршаха), интерпретации (ТАТ), дополнения (незаконченные предложения), катарзиса (психодрама), анализа экспрессии (Мира-Лопеца), продуктов творчества (рисунки дом-дерево-человек и т.д.) [ Соколова с. 10].

Уже после Б.Г.Ананьева появились и другие эмпирические методы - метод экспертных оценок, разнообразные междисциплинарные методы психолингвистические, психосемантические, в последнее время - синергетический метод.

Праксиметрические методы, иначе именуемые методами анализа процессов и продуктов деятельности, а также архивными методами Б.Г.Ананьев называет здесь хронометраж спортивных или рабочих достижений, циклографическую запись актов поведения, профессиоведческое описание производственного комплекса. При анализе продуктов деятельности в виде текстов уже на современном этапе развития может быть назван контент-анализ, психолингвистический, психосемиотический, психогерменевтический методы анализа текстов. Особые методы количественного анализа разработаны для анализа рисунков, речевых сигналов. Здесь можно подчеркнуть такой универсальный метод, как метод семантического дифференциала.

Моделирование Б.Г.Ананьев представляет как новый метод или методы теоретического исследования, «необходимые как для познания психических явлений, так и для воспроизведения в технических устройствах параметров, наиболее близких к этим явлениям, их информационной функции и саморегуляции. Сегодня компьютерное моделирование, действительно, один из самых эффективных методов.

Биографический метод - «собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекте деятельности...», Б.Г.Ананьев отмечает его слабую разработанность. Отметим, что за прошедшие годы появились биографически-ориентированные личностные опросники (биографический опросник нарушения поведения - БИФ Вертшера, Лишера, Ягера, метод построения субъективной картины жизненного пути личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: