Введение к Нагорной проповеди




1. Мф.5:2-16 – что такое «заповеди блаженства»?

В Нагорной проповеди Христа изложены ценности Небесного Царства, которые будут явлены в жизни Божьего народа на земле.

Заповеди блаженства - это манифест Царства Христа. Эти принципы будут руководить нашими поступками.

2. Мф.5:2-12 – какой глубокий духовный смысл заложен в каждой заповеди? Как эти принципы влияют на нашу духовную и практическую жизнь?

а) Мф.5:3 – что означает духовная нищета?

«Первыми словами Христа к народу на горе были слова о блаженствах. Блаженны те, сказал Он, кто признает свою духовную бедность и чувствует нужду в искуплении» (Э. Уайт, «Желание веков», гл. 31 «Нагорная проповедь»).

«Господь не может исцелить человека до тех пор, пока тот не убедится в своей слабости, не освободится от всякого самодовольства и не вверит себя Божьему водительству. Только тогда он может принять дар, который Господь хочет дать ему. Душе, сознающей свою нужду, ни в чем не будет отказано. Такой человек обретает беспрепятственный доступ к Тому, в Ком обитает вся полнота» (там же).

б) О каком плаче идет речь в Мф.5:4?

«Мы часто печалимся, видя, что наши злые дела приводят к неблагоприятным последствиям для нас самих, но это еще не покаяние. Истинное сокрушение о грехе - результат действия Святого Духа. Святой Дух открывает неблагодарность нашего сердца, которая огорчала Спасителя, и приводит нас, раскаявшихся, к подножию креста. Каждый грех снова ранит Иисуса, и когда мы смотрим на Того, Кого мы пронзили, то скорбим о грехах, принесших Ему страдания. Подобный плач приведет к отвержению греха» (там же).

"Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего "Я не изолью на вас гнева Моего, ибо Я милостив, говорит Господь" (Иер. 3:13, 12).

в) Мф.5:5 – в чем заключается сила и мудрость смирения и кротости? Ср. с Флп.2:7-11.

«Все трудности, встречающиеся нам, переносить легче тому, кто обладает кротостью Христа. Если нам присуще смирение нашего Господа, мы сможем подняться выше обид, резких выпадов в наш адрес, каждодневных неприятностей, - все это перестает омрачать наш дух. Высшим доказательством великодушия христианина является самообладание. Тот, кто, подвергаясь оскорблениям или жестокости, теряет спокойствие и доверие, лишает Бога возможности явить в нем Свои совершенства. Смирение - это сила, благодаря которой последователи Христа одерживают победу; она является признаком их принадлежности к Небесному Царству » (там же).

г) Мф.5:6 – что означает эта заповедь?

«Чувство собственного недостоинства заставляет сердце алкать и жаждать праведности, и это желание не останется неудовлетворенным. Те, в чьих сердцах есть место для Иисуса, ощутят Его любовь. Все, кто желает уподобиться Богу, достигнут цели. Святой Дух никогда не оставит без помощи душу, которая стремится к Иисусу. Он "берет" от Христа и преподносит этой душе. Если взоры постоянно обращены ко Христу, действие Духа продолжается до тех пор, пока в душе такого человека не отразится Его образ. Чистая любовь распрямит душу, даст ей способность достигать новых вершин, углубит познания небесных истин, преисполнит полноты» (там же).

д) Мф.5:8 – что такое чистота сердца?

«Всякое нечистое помышление оскверняет душу, ослабляет нравственность и сводит на нет влияние Святого Духа. Оно притупляет духовное зрение, и человек становится не способен видеть Бога. Господь прощает кающегося грешника, ко, несмотря на это прощение, душа уже повреждена. Человек, стремящийся постичь духовную истину, должен избегать любых нечистых мыслей или речей» (там же).

е) Мф.5:9 – кто такие миротворцы? О каком мире идет речь?

«Мир Христов есть плод правды. Это гармония с Богом. Мир противится закону Божьему. Грешники враждуют со своим Творцом, и результатом этого является вражда друг с другом. Но псалмопевец заявляет: "Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения" (Пс. 118: 165). Люди не могут созидать мир. Человеческие планы очищения и облагораживания отдельных людей или общества в целом не принесут плодов, ибо они не затрагивают сердца. Единственная сила, могущая создать и навсегда сохранить истинный мир, - это благодать Христова. Поселяясь а сердце, она изгоняет злые страсти, порождающие раздор и разногласия » (там же).

е) Мф.5:12 – какую надежду дают эти слова?

«Мир наслаждается грехом и ненавидит праведность, потому он враждебен Иисусу. Все отвергающие Его бесконечную любовь будут считать христианство помехой. Свет Христа рассеивает тьму, скрыва­ющую их грехи, и указывает на необходимость перемен. Люди, подчиняющиеся влиянию Святого Духа, начинают бороться с собой, соединившиеся же со грехом борются с истиной и теми, кто ее олицетворяет.

Вот почему возникает вражда, и последователей Христа обвиняют в том, что они возмущают народ. Их союз с Богом вызывает враждебность мира. Они несут на себе бремя Христа. Они вступают на путь, по которому шли самые благородные люди. Они должны встретить гонения не с печалью, а с радостью. Каждое огненное испытание является Божьим средством их очищения. Оно делает их пригодными для выполнения Божественной миссии. Любое противодействие играет свою роль в великой борьбе за праведность и увеличивает радость победы. В свете этого последователи Христа скорее примут испытание своей веры и терпения, нежели будут избегать его как чего-то страшного. Страстно желая выполнить свой долг перед миром и заслужить одобрение Бога, Его слуги должны исполнить все свои обязанности, ничего не боясь и не заискивая перед людьми» (там же).

3. Мф.5:13 – какой смысл вложил Христос в эти слова? Как мы можем быть «солью земли» и что это означает? Как мы можем сохранять себя и ближних от «порчи греха»?

Соль придает вкус, а также сохраняет продукты от порчи. Прекрасный символ для нас и пример того, каким должно быть наше служение для окружающих людей.

4. Мф.5:14 – что значит быть «светом мира»?

«Истинный характер нельзя сформировать отдельно от нас: он сияет изнутри. Если мы хотим направить других на путь праведности, то должны сами блюсти принципы праведности. Исповедание веры - это только теория религии, но слово истины должно на практике подтверждаться нашим благочестием. Соответствующий образ жизни и возвышенные беседы, непоколебимая честность, одушевленность и благожелательность, благочестивость - вот средства, которыми свет даруется этому миру » (там же).

5. Мф.5:13,14 – как воплотить эти порой непопулярные ценности Его Царства в нашей земной жизни?

Мы можем быть «солью» и «светом», если живем по принципам Заповедей блаженства.

Когда в нашей жизни есть сожаление о совершенных грехах, стремление сохранить чистоту сердца, смирение и милосердие, когда мы творим мир или подвергаемся притеснению, именно тогда мы являемся солью и светом этому миру.

Оба эти символа, соль и свет, указывают нам как ученикам Христа на наш долг оказывать благотворное влияние на жизнь окружающих.

6. Как вы понимаете выражение «Царство Небесное – это образ жизни»?

7. Для самоанализа. Является ли миссия христиан, изложенная в Мф.5:13,14, вашей миссией?

8. Каким образом ваша община играет роль соли и света в обществе? Как улучшилось ваше общество благодаря служению церкви? С другой стороны, если бы ваша церковь перестала существовать, как бы это отразилось на вашем обществе?

 

Побеждая зло добром

1. Мф.5:38-48 и Рим.12:19-21 - как научиться побеждать зло добром, любить врагов, благотворить ненавидящим нас и молиться за обижающих нас и гонящих нас? Как сберечь в себе человека и остаться человеком при любых жизненных обстоятельствах? Найдите время, чтобы глубоко размышлять об этом.

а) Чтобы найти ответ на этот жизненно важный для всех нас вопрос, надо размышлять о земной жизни нашего Спасителя Иисуса Христа. Как удалось это сделать Ему? – Только через поддержание непрерывных доверительных отношений с Отцом!

б) Условия жизни простых людей времен Иисуса Христа были крайне тяжелыми. Их и без того несчастная жизнь была отягощена непосильными налогами и религиозными требованиями. Наставляя этих людей, Спаситель предложил им способ жить хорошо, достойно и мужественно независимо от жизненных обстоятельств. Иисус учил людей правильно реагировать в таких случаях, относиться к угнетателям лучше, чем они того заслуживали, и таким образом сохранять человеческое лицо. В то время как эти угнетатели пытались утвердить свою власть, у людей всегда была свобода выбора в отношении того, как реагировать на эти обстоятельства.

2. Мф.7:12 – какова основная мысль «закона и пророков»? Каким образом вы можете исполнить это повеление Христа, чего бы это ни стоило?

«Золотое правило лежит в основании истинного христианства, а все, что не соответствует ему, есть обман. Религия, не ценящая души, столь дорогие для Христа, что Он отдал за них Свою жизнь, религия, не требующая от нас внимательного отношения к человеческим нуждам, страданиям или правам, есть ложная религия. Если мы пренебрегаем правом бедных, страдающих и грешных на наше сочувствие, значит, мы предаем Христа. Многие называются именем Христовым, а от характера Христа отрекаются, именно по этой причине христианство ныне имеет так мало силы» (Э. Уайт. Нагорная проповедь Христа, с. 136, 137).

 

Добрый самарянин

1. Лк.10:25-27 – что эти тексты говорят о жизни, угодной Богу? Как связаны эти два повеления?

2. Лк.10:29 - «кто мой ближний?»

Ответ на вопрос законника заключался не в определении понятия «ближний». Вместо этого Иисус фактически сказал: «Иди и будь ближним для всех, кто нуждается в твоей помощи » (Лк.10:36-37).

«Христос разрушает преграду, созданную самолюбием и национальными предрассудками, и провозглашает любовь ко всей человеческой семье. Он выводит людей из тесного круга, в который заключило их самолюбие. Он стирает все географические границы и упраздняет условное и надуманное разделение на сословия. Он не делает различия между ближними и дальними, друзьями и врагами, но учит видеть в каждой нуждающейся душе ближнего, а весь мир считать полем нашей деятельности » (Э. Уайт. Нагорная проповедь Христа, с.42).

3. Для самоанализа. Иногда мы поем и молимся: «Не пройди меня, Спаситель», но как поступаем сами при виде нуждающегося? Не проходим ли мимо, закрывая на это глаза?

Сострадание и любовь к человеку слишком часто работают только в теории, но не на практике.

«Легче восторгаться Человеколюбием с большой буквы, чем любить отдельно взятых людей, особенно тех, кто неинтересен, раздражает, развращает или еще каким-то образом непривлекателен. Любовь ко всем в целом может стать поводом для того, чтобы никого конкретно не любить» (К. С. Льюис).

4. Лк.10:31-35 – чем отличался образ мышления этих персонажей?

Образ мышления священника и левита: «Если я помогу этому человеку, что со мной будет?»

Образ мышления доброго самаритянина: «Если я не помогу этому человеку, что с ним будет?»

5. Для самоанализа. Каков образ вашего мышления по отношению к ближним?

6. В чем заключается суть истинной религии на примере притчи о милосердном самарянине?

Иисус Христос в Своем учении критиковал тех, кто, выставляя напоказ свою мнимую религиозность, равнодушно относился к страданиям других людей. «На примере милосердного самарянина Христос наглядно раскрывает суть истинной религии. Он показывает, что религия заключается не в доктринах, не в символах веры и обрядах, а в делах любви, в заботе о благополучии ближних, в подлинной доброте » (Э. Уайт. Желание веков, с. 497).

7. Лк.10:25 – как бы вы ответили на этот вопрос?

Когда мы, подобно слушателям Иисуса, приходим к Нему с вопросом «Как наследовать жизнь вечную? », Христос дает нам четкое указание – стать ближним для тех, кто в этом нуждается.

8. Как перейти от теории к практическому служению людям? Что происходит с нами, если мы игнорируем нужды других людей?

«Любовь есть основа благочестия. Несмотря ни на какое испо­ведание человек не имеет чистой любви к Богу, если у него нет бескорыстной любви к своему брату. Но мы никогда не сможем получить этого духа посредством СТАРАНИЯ любить других. Все, что нужно, это любовь Христова в сердце. Когда наше «я» исчезает во Христе, любовь возникает самопроизвольно » (Э. Уайт, «Наглядные уроки Христа», глава «Кто мой ближний»).

 

Богач и Лазарь

1. Лк.16:19-31 и Лк.12:13-21 - какие сходства и различия есть между этими историями и чему они нас учат? В чем была проблема богатых людей, описанных в этих историях? Какие уроки мы можем для себя извлечь?

Лк.12 - в этой истории богатый человек был «равнодушным к нуждам своего страдающего брата» (Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 261).

История о богаче и Лазаре свидетельствует о том, что выбор, который мы делаем в этой жизни, определяет нашу будущую участь.

Лк.16 - соблазн богатства может отвлечь нас от Его Царства и нужд других людей и привести к эгоизму и самоуверенности. Иисус призвал нас искать прежде всего Царства Его и делиться дарованными нам благословениями с окружающими людьми, а особенно – с нуждающимися.

Священное Писание предлагает нам руководство, которого более чем достаточно для того, чтобы сделать лучший выбор: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» (Лук.16:29).

2. Каким бы ни было наше материальное положение, каким образом можно соблюдать осторожность, не позволяя деньгам затуманить наш взор, заставив забыть о главном?

3. Э. Уайт называет ложной религию, «нe требующую от нас внимательного отношения к человеческим нуждам, страданиям или правам». Почему мы не должны обольщаться мыслью, что раз у нас есть «истина» (а она у нас есть), тогда все остальное не имеет значения?

4. Что ваша церковь может сделать для «Лазаря» в вашей общине? Как вы можете преодолеть безразличие?

Бог желает, чтобы нищих не было (Втор.15:4), потому что Он предоставил ресурсы для заботы о голодных и бедных. Но, к сожалению, несправедливость по отношению к людям будет по-прежнему порождать нищету, и на земле всегда будут бедные (Втор.15:11). Однако нескончаемое существование нищеты в мире – не повод для бездействия, а призыв к проявлению щедрости.

«Христос сказал, что среди нас всегда будут бедные, и Он объединяет свои интересы с интересами Своих страждущих детей. Сердце нашего Искупителя исполнено сочувствия к самым бедным и скромным из Его земных детей. Он говорит нам, что они Его представители на земле. Он поместил их среди нас, чтобы пробуждать в нашем сердце ту же любовь, какую Он испытывает к страдающим и угнетенным» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 535).

 

«Одному из сих братьев Моих меньших »

1. Мф.25:41-45 – в чем заключается проблема людей, описанных в этих текстах?

«Во времена Христа одно из величайших человеческих заблуждений состояло в том, что простое согласие с истиной и есть праведность. Однако опыт показывает, что теоретического познания истины недостаточно для спасения души. Это познание не ведет к праведности. Ревностное отношение к тому, что называется богословской истиной, часто сопровождается ненавистью к истине, воплощенной в жизни. Самые мрачные страницы истории испещрены преступлениями, совершенными религиозными фанатиками. Фарисеи считали себя детьми Авраама и хвалились полученными пророчествами Господними; однако это не уберегло их от себялюбия, злобы, алчности и самого низменного лицемерия. Они считали себя самыми набожными в мире, но их так называемая ортодоксальность привела к тому, что они распяли Господа славы.

Та же опасность существует и сегодня. Многие считают себя христианами просто потому, что придерживаются определенных богословских догм. Но они не воплощают истину в практическую жизнь. Они не верят в нее и не любят ее, и поэтому они не получают силы и благодати, которые даются через освящение истиной. Люди могут исповедовать веру в истину, но если это не делает их искренними, добрыми, терпеливыми, сдержанными и духовными, то вера становится проклятием для них, а через них - проклятием миру.

Праведность, которой учил Христос, - это подчинение сердца и жизни воле Божьей. Грешники могут стать праведными тогда лишь, когда они верят в Бога и поддерживают живую связь с Ним. Тогда подлинное благочестие возвысит их помыслы и облагородит жизнь, тогда внешние формы религии будут соответствовать внутренней чистоте христианина, тогда обряды, составляющие часть служения Богу, перестанут быть бессмысленными, как у лицемерных фарисеев» (Э. Уайт, «Желание веков», гл. 31 «Нагорная проповедь»).

2. Мф.25:41-45 – какой урок нам следует извлечь из этой притчи?

Жизнь Иисуса Христа была наполнена заботой о других людях. Учение Иисуса носит практический характер и направлено на то, чтобы научить нас жить как Его последователи. Господь призывает нас к делам справедливости, доброты и милосердия, которые Сам Иисус совершал на земле. Если мы последуем Его примеру, то будем служить другим, подобно Ему.

3. Мф.25:31-46 - о чем говорит Иисус в этих стихах? Почему это нельзя считать спасением делами? Что на самом деле означает иметь спасительную веру?

4. Мф.25:31-46 - как мы понимаем идею о том, что Христос приравнивал Себя к голодным, нуждающимся, заключенным в тюрьму? Втор.32:9. Какое сильное обязательство это накладывает на нас как на Его последователей и на наш образ жизни?

а) Когда мы смотрим на служение Иисуса на земле, нас поражает Его самоотверженность в ежедневном общении с людьми. Созидая эти взаимоотношения, Он вначале определял насущные земные нужды людей, а затем подводил их к тому, чтобы признать свою самую глубокую духовную нужду. «Наш Господь, Иисус Христос, пришел в этот мир как неутомимый слуга, восполняющий нужды человеческие... Миссия Христа заключалась в том, чтобы даровать людям полное восстановление; Он пришел дать им физическое здоровье, душевный мир и совершенство характера » (Э. Уайт. Служение исцеления, с. 17).

Выполняя служение на земле, мы должны сделать все, чтобы накормить голодных, напоить жаждущих, принять странников, одеть неимущих, позаботиться о больных и посетить заключенных. Нас - получивших спасение по благодати через веру в Иисуса Христа - будут судить по тому, как эта вера проявляется в служении нуждающимся.

б) Служа другим, мы в действительности служим Христу. Представьте, что вы можете пригласить Иисуса Христа на обед или посетить Его в больнице или тюрьме. Иисус сказал, что мы делаем это, когда служим людям в нашем сообществе. Какую невероятную возможность предлагает нам сегодня Христос!

5. О чем вас побуждает задуматься нижеприведенная цитата?

«Каждому человеку поручено определенное дело. И у каждого Пастыреначальник спросит: " Где стадо, которое дано было тебе, прекрасное стадо твое? " и " Что скажешь, дочь Сиона, когда Он посетит тебя? " (Иер.13:20,21)» (Э. Уайт «Желание веков», глава «Одному из сих братьев Моих меньших», с. 637-641).

 

Уроки, выводы

1. Для самоанализа. В контексте Мф.5:14 каким светом светит ваша духовная жизнь и жизнь вашей церкви - тусклым или ярким? Почему?

2. В ожидании Второго пришествия Спасителя следуете ли вы принципам и учению Христа, которые Он явил в Своей земной жизни? Насколько хорошо у вас это получается?

3. Как учение и служение нашего Спасителя во время Его Первого пришествия смогут приготовить нас и нашу церковь к Его Второму пришествию?

 

Вывод. Царство Небесное, о котором говорил Иисус Христос, - это реальность, частью которой мы можем стать уже сейчас. Это образ жизни, который характеризует система приоритетов и моральных ценностей, отличных от тех, что приняты в земных царствах. Учение Христа излагает основные принципы этого Царства, делая особое ударение на том, как мы служим Богу и как следует относиться к другим людям. Служение другим: забота об их нуждах и поддержка - это один из способов, которым мы можем непосредственно служить Богу.

 

Светлана, svettor@yandex.ru

 

 


Э. Уайт «Желание веков»

 

Глава 54

Милосердный самарянин

Евангелие от Луки, 10:25-37

На примере милосердного самарянина Христос наглядно раскрывает суть истинной религии. Он показывает, что религия заключается не в доктринах, не в символах веры и обрядах, а в делах любви, в заботе о благополучии ближних, в подлинной доброте.

Когда Христос учил народ, один законник встал и, искушая Его, сказал: "Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" Затаив дыхание, огромное собрание ожидало ответа. Священники и раввины, надеясь уловить Христа, поручили законнику задать этот вопрос. Но Спаситель не стал вступать в спор. Он потребовал ответа от самого вопрошающего: "В законе что написано? - сказал Он, - как читаешь?" Иудеи все еще обвиняли Иисуса в том, что Он легкомысленно относится к закону, данному на Синае. Но Иисус поставил вопрос о спасении в прямую зависимость от соблюдения заповедей.

Законник ответил: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя". Иисус сказал: "Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить".

Этот законник не был удовлетворен учением и делами фарисеев. Он самостоятельно изучал Писания, желая дознать их истинный смысл. Его действительно интересовала эта проблема, и он искренне спрашивал: "Что мне делать?" Отвечая на вопрос о требованиях закона, он опустил множество церемониальных и обрядовых предписаний. Законник не признал за ними никакой ценности, он привел два великих принципа, на которых основывается весь закон и пророки. И его ответ, одобренный Христом, поставил Спасителя в преимущественное положение перед раввинами, которые не могли осудить Его за то, что Он подтвердил сказанное толкователем закона.

"Так поступай, и будешь жить", - сказал Иисус. Он представил людям закон как нечто Божественное и нерасторжимое. Своим ответом утверждая невозможность соблюдать одну заповедь и нарушать другую, потому что в основе заповедей лежит общий принцип. И в зависимости от того, повиновался ли человек закону в целом, и будет определена его участь в вечности. Высочайшая любовь к Богу и беспристрастная любовь к человеку - вот принципы, которые должны осуществляться в жизни.

Законник обнаружил, что он сам является нарушителем закона. Испытующие слова Христа обличали его. Претендуя на понимание праведности по закону, он не жил праведно. Он не питал любви к людям. Ему надо было бы покаяться, но вместо этого он попытался оправдать себя. Вместо того чтобы признать истину, он стремился показать, насколько трудно выполнить эту заповедь. Тем самым он надеялся успокоить свою совесть и оправдать себя в глазах народа. Слова Спасителя показали: книжнику не было нужды задавать этот вопрос, потому что он знал ответ на него. Но тем не менее законник решился еще на один вопрос: "А кто мой ближний?"

Среди иудеев этот вопрос вызывал бесконечные споры. Они нисколько не сомневались, что язычники и самаряне были их врагами. Но как провести разделение среди своего народа, среди различных групп общества? Кого - священник, кого - раввин, а кого - старейшина должен считать своим ближним? Вся их жизнь была сплошным обрядом очищения. Они учили, что соприкосновение с невежественной и беззаботной толпой приводит к осквернению, от которого можно очиститься лишь ценой неимоверных усилий. И этих нечистых они должны считать своими ближними?

И вновь Иисус отказался вступить в спор. Он не стал разоблачать фанатизм тех, кто стремился осудить Его, а простыми словами нарисовал перед Своими слушателями картину несравненной небесной любви, которая тронула сердца всех присутствующих и заставила законника признать истину. Чтобы рассеялась тьма, нужно принять свет. Наилучший способ избавить человека от заблуждения - предложить истину. Именно откровение Божественной любви выявляет уродство и греховность сердца, сосредоточенного только на самом себе.

"Некоторый человек, - сказал Иисус, - шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо". Этот эпизод не был придуман - Иисус взял его из жизни. Священник и левит, которые обошли пострадавшего стороной, находились среди слушателей Христа.

Направлявшемуся из Иерусалима в Иерихон путнику предстояло идти через пустыню. Дорога пролегала по дикому каменистому ущелью, где было полно разбойников, здесь часто совершалось насилие. Тут-то и напали на этого человека: у него отобрали все ценное и, израненного, избитого, бросили его у дороги полуживым. Он лежал беспомощный, а мимо проходил священник. Но лишь мельком он взглянул в сторону раненого. Затем появился левит. Заинтересовавшись случившимся, он остановился, разглядывая страдальца. Тот нуждался в помощи - это было очевидно, но левиту казалось неприятным возиться с истекавшим кровью человеком, он даже пожалел, что пошел этим путем и увидел раненого. Он постарался убедить себя, что это дело его не касается.

Оба прохожих были священнослужителями и считали себя толкователями Писания. Они принадлежали к классу людей, избранных быть представителями Бога перед народом. Они должны были "снисходить невежествующим и заблуждающим" (Евр. 5:2) и таким образом приводить людей к пониманию великой любви Бога к человечеству. Они были призваны к той же работе, которую выполнял Иисус, как видно из Его слов: "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозоение, отпустить измученных на свободу" (Лк. 4:18).

Ангелы небесные, видя скорби Божьей семьи на земле, готовы помогать людям, облегчая участь угнетенных и страдающих. Божьим промыслом священник и левит оказались именно на той дороге, где лежал раненый страдалец, чтобы увидеть: он нуждается в милосердии и помощи. Все Небо наблюдало за ними - не отзовутся ли сердца этих людей сочувствием к человеку в беде.

Именно Спаситель и был Тем, Кто наставлял в свое время евреев в пустыне. Из столпа облачного и огненного Он учил совсем не тому, чему теперь учили народ священники и учители. Милосердные предписания Его закона касались даже самых слабых животных, которые не могли выразить словами свою нужду и страдания. В этом вопросе Моисею даны были особые указания для детей Израиля: "Если найдешь вола врага твоего, или осла его, заблудившегося, приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним" (Исх. 23:4, 5). Но рассказывая о человеке, израненном разбойниками, Иисус фактически говорил о страдающем брате! Ему сочувствовать нужно было гораздо сильнее, чем вьючному животному! Ведь сказано через Моисея, что Господь Бог их - "Бог великий, сильный и страшный... Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца". Поэтому Господь и повелел: "Любите и вы пришельца", "люби его, как себя" (Втор. 10:17-19; Лев. 19:34).

Иов говорил о себе: "Странник не ночевал на улице; двери мои я отворял прохожему" (Иов. 31:32). И когда два ангела в облике человеческом пришли в Содом, Лот поклонился им до земли и сказал:

"Государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте" (Быт. 19:2). Все это было известно священнику и левиту. Но в своей повседневной жизни они были далеки от того, чтобы следовать подобным примерам. Прошедшие школу национального фанатизма, они стали себялю­бивыми, ограниченными и нетерпимыми. Принадлежал ли раненый к их народу или нет, они не могли определить. Подумав, что он, наверно, из самарян, они отвернулись от него.

Однако в их поступке, описанном Христом, законник не усмотрел ничего противоречащего распространенным толкованиям предписаний закона. И тогда ему был предложен другой сюжет.

Один самарянин, путешествуя, пришел на то место, где был страдалец. Увидев его, он сжалился и не стал задаваться вопросом, кто этот незнакомец - еврей или язычник. Допустим, это был еврей -самарянин прекрасно знал: поменяйся они местами, этот человек плюнул бы ему в лицо и с презрением ушел бы прочь. Но самарянин не стал раздумывать, как ему поступить. Он не посчитался с тем, что и сам подвергался опасности, оставаясь на этом месте. Перед ним был страдающий и нуждающийся в помощи человек. Он снял с себя одежду и укрыл его. Елей и вино, припасенные в дорогу, он использовал для врачевания и подкрепления сил раненого. Он подсадил его на своего осла и медленно, размеренным шагом, чтобы не причинять раненому дополнительных страданий, двинулся вперед.

Добравшись до гостиницы, он всю ночь заботился о больном, с нежностью ухаживая за ним. А утром, когда раненый пришел в себя, самарянин решил продолжить свой путь. Но прежде чем отправиться в дорогу, он передал его на попечение хозяина гостиницы, заплатил за ночлег и еще за несколько дней вперед; затем, не довольствуясь сделанным, на случай непредвиденных расходов он пообещал хозяину: Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе".

Закончив свой рассказ, Иисус пристально посмотрел на законника: казалось. Он читал в его сердце. Затем Он спросил: "Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?" (Лк. 10:36).

Законник, не желая и после этого произнести слово "самарянин", ответил: "Оказавший ему милость". Иисус сказал ему: "Иди, и ты поступай так же".

Так на вопрос: "Кто мой ближний?" - был дан ответ на вечные времена! Христос показал, что наш ближний - не только тот, кто принадлежит к нашей церкви или вере. Ничего не значит ни национальность, ни цвет кожи, ни классовая принадлежность. Наш ближний - это каждый, кто нуждается в нашей помощи. Нашим ближним является каждый человек, душа которого изранена и изувечена врагом человеческого рода. Нашими ближними являются все люди, так как все они принадлежат Богу.

В повествовании о милосердном самарянине Иисус изобразил Самого Себя и Свою миссию. Сатана обманул, изувечил, ограбил, сокрушил человека и бросил его погибать. Но Спаситель был тронут нашими страданиями. Он оставил Свою славу и пришел к нам на помощь. Мы были при смерти, но Он взялся спасать нас. Он исцелил наши раны. Он одел нас в одежду Своей праведности. Он предоставил нам безопасное убежище и Сам полностью обеспечил нас всем необходимым. Он умер для того, чтобы искупить нас, и, приводя Себя в пример. Он говорит Своим последователям: "Сие заповедую вам, да любите друг друга", "как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Ин.15:17, 13:34).

Законник спросил Иисуса: "Что мне делать?" - и Иисус, признавая любовь к Богу и человеку сутью праведности, сказал: "Так поступай, и будешь жить". Самарянин повиновался побуждениям доброго и любящего сердца и этим показал, что чтит закон. Христос повелел законнику: "Иди, и ты поступай так же". Поступки, а не одни только слова ожидаются от детей Божьих. "Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал" (1 Ин. 2:6).

И сегодня потребность в этом наставлении нисколько не меньше, чем тогда, когда его произнес Иисус. Себялюбие и бездушный формализм почти погасили огонь любви и вытеснили добродетели, которые делают человека благородным. Многие исповедующие имя Иисуса забывают о том, что христиане должны являть собою Христа. Пока мы на деле не будем жертвовать собой ради блага других в семье, среди соседей, в церкви, везде и всюду, - как бы мы себя ни называли, мы христианами не являемся.

Христос воспринял интересы человечества как Свои и призывает соединиться с Ним и стать одно с Ним ради спасения человечества. "Даром получили, - говорит Он, - даром давайте" (Мф. 10:8). Грех -величайшее зло из всех зол, и мы должны жалеть грешника и помогать ему. Многие из тех, кто сбился с пути, сознают свой позор и безрассудство. Они изголодались по словам ободрения. У них перед глазами только их ошибки и заблуждения, они на грани полного отчаяния. Мы не должны пренебрегать этими душами. Если мы -христиане, то не можем проходить мимо, держась подальше от тех, кто больше всего сейчас нуждается в нашей помощи. Когда мы видим человеческое горе, вызванное грехом или страданиями, мы никогда не должны говорить: 'Это не мое дело".

"Вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости" (Гал. 6:1). Верой и молитвой противостаньте силе врага. Говорите слова веры и ободрения, которые будут целительным бальзамом для раненых и сокрушенных сердец. В великой жизненной борьбе очень многие устали и потеряли надежду, в то время как одно задушевное слово могло бы подкрепить их и помочь преодолеть невзгоды. Мы не должны проходить мимо страждущих, лишая их утешения, которым Бог утешил нас самих.

Только такая жизнь является исполнением главного принципа закона, принципа, наглядно представленного в истории о милосердном самарянине и проявленного в жизни Иисуса. Спаситель Своим отношением к людям открывает подлинный смысл закона и показывает, что значит "любить ближнего своего, как самого себя". И когда дети Божьи проявляют милосердие, доброту и любовь ко всем людям, они тем самым свидетельствуют, что их характер соответствует принципам Неба. Они провозглашают: "Закон Господа совершен, укрепляет душу" (Пс. 18:8). А тот, кто не проявляет такой любви, нарушает закон, соблюдением которого он похваляется. Потому что дух наших отношений с ближними показывает дух наших отношений с Богом. Любовь к Богу в сердце - это единственный источник любви к людям. "Кто говорит: "Я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" "Возлюбленные... если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас" (1 Ин. 4:20, 12).

Э. Уайт «Желание веков»

 

Глава 70

"Одному из сих братьев Моих меньших"

Евангелие от Матфея, 25:31-46

"Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других". Так Христос на горе Елеонской описал Своим ученикам картину дня великого суда. Он показал, что тогда решение будет приниматься на основании единственного критерия. Когда все народы соберутся пред Ним, они будут разделены на две группы, и их вечная участь будет зависеть от того, что они сделали или что не захотели сделать ради Него для бедных и страдающих.

В тот день Христос не станет напоминать людям о великом служении, которое совершил, отдав Свою жизнь за их искупление. Иисус покажет людям, как на самом деле они служили во имя Его. Тем, кого Он поставит по правую руку, скажет: "Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира, ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне". Но те, кого похвалит Христос, сразу поймут, что они служили Ему. На их удивленные вопросы Он ответит: "Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне".

Иисус предупредил Своих учеников, что они будут ненавидимы всеми, что их будут преследовать и мучить. Многие будут изгнаны из своих домов и испытают лишения. Другие окажутся в бедственном положении из-за болезней и нужды. Иные будут брошены в темницы. Всем, кто оставил своих друзей и семью ради Него, Иисус обещал уже в этой жизни воздать сторицей. И теперь Иисус заверил в особом Своем благословении всех, кто служит своим братьям. В тех, кто страдает за имя Мое, сказал Он, вы должны видеть Меня. Служите им так, как если бы вы служили Мне. Этим вы покаже



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: