Третий круг. Вызывание звуков Д, К, Г, Ш, Ы, Э.




При вызывании звука Д используются движения быстрые, расслабленные. Руки согнуты в локтях перед грудью, ладони вверху; произнося звук или слоги дадада, встряхивать расслабленными кистями перед грудью.

Закрепляется: ду-ду, дай, да-да, дом, дин-дин (звон), Да! Нет! Дима, дядя, иди и др. Считалки типа: ДА ДА ДАЙ ДУ ДУ ДУ; ДА ДА ДАЙ ДУ ДУ ДУ;ДАЙ ДАЙ ДАЙ ИДУ ИДУ ИДУ; Звук К вызывается при включении напряженных, резких движений. В момент произношения звука голову резко откинуть назад с одновременным отведением назад рук, согнутые в локтях.

Закрепление: ко-ко, кап-кап, кот, кукла, капуста, свекла, утка, котенок, ветка, миска, вкусно, стакан, Катя, Костя, коляска, кати коляску и др.Считалки типа: КО КО КО КА КА КА;КО КО КО КА КА КА;КОТ МЯУ КАП КАП. При вызывании звука Г движения должны быть быстрые, но расслабленные. При произнесении слога ГА необходимо соединить указательный и большой пальцы рук. Закрепление: га-га-га, гав-гав, гуа-гуа, губы, гусь, голос, голубь, голубой, Галина, Глеб, Гена, книга, авто гудит и др. Считалки типа: ГУСИ! ГУСИ! ГОЛУБИ ГОЛУБИ; ГА ГА ГА КУДА? КУДА? При вызывании звука Ш движения напряженные, продолжительные, плавные. Волнообразные движения разведенными в сторону очень напряженными руками. Закр-ие: ша-ша, кыш, Маша, Наташа, наушники, слушай, кушайкашу, мыш и др. Считалки типа: ШЛИ ШЛИ ШЛИ ШУ ШУ ШУ; КОШКУ НАШЛИ КУШАЮ КУШАЮ; КАШУ КАШУ. При вызывании звука Ыребенок делает резкий выброс вперед одной руки, затем второй с одновременным произнесением слога ТЫ. Звук Ыв произношении закрепляется чаще всего при ответах на вопрос «У кого?» (у папы, у мамы, у Тимы, у Наты и т.д.). Специальными видами упражнений для закрепления: Мила – мыло, пила – пыль, сын – Сима, лиса-лисы, банан- бананы, стол – столы, ты Тима? и др. Считалка типа: ТЫТЫЯ Я; Я Я ТЫТЫ. При вызывании звука Э руки необходимо вытянуть вперед на уровне плеч; произнося звук, напряженные руки медленно согнуть в локтях и приблизить к плечам.Закрепление: Э! (в значении внимания, стой и т.д.), Эмма – Анна, Элла – Иван, Сэм – Сима; Мэ! Мэ! Мэ! Это коза Эва; У Сэма панама, у Вэла – шапка др. Считалки типа: ОН СЭМ ОН СЭМ ОНА СИМА ОНА СИМА;ЭТО СЭМ ЭТО…

Четвертый круг. Новые звуки З, Х, Ж, Р, Ц, Ч, Щ. При вызывании звука Ж движения должны быть очень напряженные, дрожащие. Закрепление: Жанна, жук, ежи, ежата, ужин, животные, желтый, лужа, дождь, уже, живот, жу и др.Считалки типа: ЖА ЖА ЖА У УЖА У УЖА; ЖУ ЖУ ЖУ ЖУЖЖУ

ЖУК! ЖУК!; ТУТ ЖИВУ,;ЖУЖЖУ ЖУЖЖУ ЖУЖЖУ. При вызывании звука З движения должны быть напряженные, дрожащие; кистями рук перед грудью вибрировать, имитируя ощущение холода, замерзания. Закрепление: Зина, зима, коза, козленок, у Зои санки, у зайки заболела лапа, звонок звенит и др.

Считалки типа: ЗО ЗО ЗО ЗУ ЗУ ЗУ; ЗАЙКУ ЗОВУ ЗИНУ ЗОВУ. Вызыванию звука Х способствуют очень напряженные, продолжительные движения. Руки в области диафрагмы, корпус слегка наклонен вперед с одновременным произношением слога х---а, х---а. Для закрепление содержанием заданий были упражнения на диф-ю согласных звуков (х – к, х – г, х – ш), на проговаривание слогов. Считалок и слов типа: Ха! Ха! Ха! Ах! Ах1, Ах! Ох! Ох! Ох1 Ух! Ух! Ух! Хе-ха-хе! Хлоп-хлоп, муха, хвост, тихо, ухо, запах, хлопушка и др. Считалки: ТОПАЙ ТОП!; ТОПАЙ ТОП! ХЛОПАЙ ХЛОП!; ХЛОПА ХЛОП! ТОПАЙ ТОП! Вызывание звука Р связано с очень напряженными, дрожащими движениями. Руками, согнуты перед грудью, вращать одну руку вокруг другой – «делать моторчик». Закрепление: Ира, Тамара, Рома, рука, и др. Считалки:РА РА РА РЫРЫРЫ; РУ РУ РУ РИ РИ РИ; ТРУБА ГРЕМИТ РИММА РИММА. При вызывании или постановки аффрикат необходимо учитывать правильное воспроизведение обоих составляющих их звуков. Звук Ц – пальцы рук переплетены перед грудью; переплетение резко разрывается (т) и напряженные руки медленно разводятся в сторону (с). Звук Ч – пальцы сжимаются в кулак, затем резко раскрываются (т); руки с растопыренными пальцами выдвигаются вперед (ш). Звук Щ – соединение в произношении двух звуков -- ш + ч=щ (паузы между произношением этих звуков постепенно сокращаются).

Дифтонги. Я. Мб исп-но несколько вариантов вызывания дифтонга: взмахом правой руки указать на себя при одновременном произношении «Я»; руки поднять вверх (И). а затем развести в стороны (А) – движения между звуками все более и более сокращаются. Е. Варианты вызывания дифтонга: 1) руки подняты вверх (И), затем округло опускаются вниз (Э) – движения между звуками становятся все более краткими; 2) пальцы рук находятся на уровне рта, затем небольшим движением раскрываются ладони рук и отодвигаются в сторону от рта при одновременном произношении «Е». Ё. Варианты вызывания дифтонга: 1) руки подняты вверх (И). затем округло опускаются вниз (О) – движения между звуками становятся все более краткими; 2) пальцы рук находятся на уровне рта, ладони отводятся в стороны, а затем возвращаются в прежнее положение, описав небольшой полукруг при одновременном произнесении «Е». Ю. Варианты вызывания дифтонга: 1) руки подняты вверх (И), затем протягиваются вперед (У) – движения между звуками становятся все более краткими; 2) пальцы рук находятся на уровне рта, затем отвести руки в стороны и, описав ими полукруг, выдвинуть их вперед при одновременном произнесении «Я».

48 Отделение одного слога от ряда слогов. Стряхивать перед грудью напряженными кулаками, произнося папапа; резко опустить руки вниз — па. Стучать флажком о флажок — папапа, поднять флажок вверх — па. Хлопнуть в ладоши перед грудью — па; хлопать руками по бедрам — папапа. Выдвигать вперед то правую, то левую руку — мамама; выдвинуть обе руки вперед — ма. Шагать на месте — татата; топнуть ногой — та. Подпрыгивать на месте — тотото; прыгнуть вперед — то.Сжимать пальцы обеих рук в кулак — афафаф; сжать пальцы одной руки в кулак — аф.

Работа над долготой звучания. При долгом звучании звуков и слогов включаются плавные, длительные звучания, при кратком — резкие, короткие. Восприятие звучаний сопровождается движением рук, тела. Упр: Укачивание куклы: кукла (ляля) спит — а-а-а (протяжное произнесение), кукла проснулась и прыгает — ааа (краткое произнесение).Медленно развести руки в стороны, произнося а; быстро закрыть лицо руками — а; Медленно развести руки в стороны, произнося а-; хлопнуть в ладоши —а. Медленно поднимать округлые руки через стороны вверх, произнося о-; резко опустить вниз — о. Стоя, медленно вытянуть руки вперед, произнося ау; приложить ладонь ко рту, произнося ау! (как будто зовем кого-то в лесу).Стоя, медленно вытянуть руки вперед, а затем развести в стороны -у-а-; пальцы сжать в кулаки, резко «выбросить» указательные пальцы вперед, а затем убрать в кулак — уа.Развести медленно руки в стороны и плавно опустить вниз —а-м-; изобразить, как лает собака, — ам ам ам. Медленно вытянуть руки вперед в стороны — н-а, резко вытянуть руки вперед —на.Руки согнуты в локтях, ладони обращены ко рту; медленно вытянуть руки вперед и развести в стороны — ф-а-; резко «отбросить» ото рта сначала ладонь правой руки, а затем левой — фа фа.

Работа над темпом произнесения Упр: Упр проводятся на материале слогов на и та. Темп произнесения увеличивается постепенно с учетом возможностей каждого ребенка. Стоя, часто ударять кулаком об кулак, произнося папапа; хлопать в медленном темпе ладонями по бедрам, произнося па-па-па-. Изображать, как кукла (мишка, зайка и т. п.) идут медленно, произнося па-папа-, и бежит —папапа. Бежать в центр под частые удары бубна (барабана и т. п.), произнося татата; медленно идти под резкие удары, произнося та-та-та-. Руки в стороны на уровне плеч («самолет»); слегка покачиваясь руками в быстром темпе, произнося вавава; медленно опускать руки, перекрещивая их, и поднимать на уровень плеч, произнося в-ав-ав-а-. Руки поднять вверх; в быстром темпе производить легкие покачивания рук над головой, произнося ляляля; в медленном темпе — наклоны туловища в стороны, произнося ля-ля-ля-.

Работа над ритмами В начале кор работы дети учатся отделять один слог от ряда слогов, определять на слухо-зрительной и слуховой основе количество звучаний в пределах 3-х. Дети учатся вначале воспроизводить двусложные ритмы, а затем трехсложные в процессе выполнения разнообразных движений: отхлопывания, отстукивания, дирижирования. Воспроизведение слога, находящегося под ударением, сопровождается движением более длительным, широким. Упр: Сидя, ударять ладонями по коленям, произнося безударный слог па; произнося ударный слог ПА, стучать кулачками о стол. Стоя, хлопать в ладоши, произнося безударный слог та, вытянуть руки вперед, произнося ударный слог ТА (производить двусложные и трехсложные ритмы). Стоя, держать сжатые в кулаки руки у груди; руки резко опустить вниз, произнося ударный слог ВА; отвести руки в стороны, произнося безударный слог ва. Воспроизведение повторяющихся двусложных и трехсложных ритмов в сочетании с различными движениями: шагать на месте, ходить по кругу, хлопать в ладоши: ТАтаТАта, папаПАпапаПА, паПАпаПАпа и т. д. Упражнения, сочетающие произнесение повторяющихся ритмов с изменением силы голоса или темпа воспроизведения: отхлопывание ритмов ПАпаПА в разном темпе (медленно, быстро, в нормальном темпе); шагание на месте с произнесением ритмов ТАтатаТАтата тихим голосом, слегка поднимая ноги, голосом нормальной громкости в сочетании с обычной ходьбой; повышенной громкости в сочетании с высоким подниманием ног.


 

49 Работа над слитностью звучания Упр: Упр проводятся только на материале слогов. В них включаются звуки, ранее вызванные у детей. Слитные (без пауз) движения соответствуют слитному произнесению слогов, а движения с паузами — раздельному. Упражнения над слитностью произнесения проводятся на материале прямых слогов как с глухими взрывными согласными лит, так и с другими звуками. Стоя или сидя, сжать пальцы в кулаки; резко опустить руки со сжатыми кулаками вниз, произнося папапа (слитно); стучать кулаком о кулак — па па па (неслитно).Изображать большой и маленький мячи: большой мяч — подпрыгивать, произнося по по по (неслитно), маленький мяч — слегка приседать — попопо (слитно).Шагать на месте, не поднимая высоко ног, произнося татата; топать одной ногой, произнося та та та.

Руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони от себя; плавно вытягивать обе руки вперед — мамама; резко вытягивать в стороны вперед то одну, то другую руку — ма ма ма.

Работа над изменением силы голоса Сила голоса индивидуальна и развивается постепенно. Дети учатся произносить гласные, слоги, слова и фразы голосом разной интенсивности: громко, тихо и нормально. В ходе обучения изменению силы голоса включаются различные движения (чем громче звук, тем большая амплитуда движения). Упр: «Ляля спит», и дети тихо подходят к спящей в кроватке кукле (мишке, зайке...), произнося тихим голосом папапа; детям предлагается разбудить куклу; дети громко топают, произнося громким голосом ПАПАПА; кукла просыпается, и дети пляшут с ней.

Ходить тихо на носочках по кругу под тихие удары по бубну (барабану), произнося тихо татата; ходить, высоко поднимая ноги под громкие удары по бубну (барабану), произнося громко ТАТАТА.

Изображать большую и маленькую собаку (корову, птичку, поезд и т. п.), произнося громко и тихо — МЯУ— мяу (МУ— му ПИПИ— nunu)

Работа над высотой голоса Дети учатся произносить высоким, низким и нормальным голосом различные гласные звуки и слоги. Произнесение низких звуков сопровождается ослабленными движениями, направленными вниз; высоких — очень напряженными движениями, направленными вверх, а звуков нормальной высоты — ненапряженными движениями, производимыми на уровне груди.

Упр: Изобразить большого и маленького мишку (зайку, собаку); большой мишка идет медленно, произнося низким голосом А—А—А, маленький мишка бежит, произнося высоким голосом а—а—а. Поднять руки через стороны вверх, потянуться, встать на носочки и произнести высоким голосом а; опустить руки через стороны вниз и произнести низким голосом А. Развести опущенные руки в стороны, произнося низким голосом А; развести руки в стороны у груди, произнося голосом норм высоты а; поднять руки вверх в стороны, приподняться на носочках и произнести высоким голосом а.

Работа над интонационной стороной речи Дети учатся передавать интонацию на основе подражания образцу, для чего используется как естественная ситуация, так и специально созданная. Ребенка побуждают имитировать различные чувства, передавая их не только голосом, но и мимикой лица, естественными жестами. Используются различные упражнения, которые проводятся ежедневно. В ходе этих упражнений дети имитируют повадки животных, передают характерные черты того или иного состояния человека: обиду, страх, удивление и т. д. Упр: Изображать:

* боль — а-а-а, бобо (позже — больно, болит, болит живот и т. д.);

* радость — А!-Ура! (позже — Мама! Папа! Будем играть! Мама пришла! и т. д.); * вопрос —А? (позже — Где? Что там? Мама? Где папа? Папа дома? Почему? и т. д.); * просьбу — дай (позже — помоги, иди ко мне; тетя Оля, помоги и т. д.); *осуждение — а-, а-а-а, ай-ай-ай-, фу\ (позже — плохо, неверно); *усталость — о(позже — ох, устал (а), я устал (а)).

Разыгрывание разнообразных сценок: кто-то потерялся, что-то сломалось, кто-то упал, кто-то зовет маму и т. п. В ходе обыгрывания повадок различных животных, характерных особенностей людей и предметов дети изображают, например, шаловливого котенка, злую большую собаку, удивленную маму и тп. Приобретенные умения совершенствуются в процессе разыгрывания сказок. Дети привлекаются к эмоциональной оценке рассматриваемых иллюстраций. Во всех случаях подбирается речевой материал, который соответствует уровню речевого развития детей.

 

50. Преемственность в работе учителя-дефектолога и воспитателя по развитию слух восприятия у неслышащих и слабослышащих детей в разных видах деятельности.
На основании изучения психолого-педагогической литературы, анализа собственного опыта работы мы попытались определить коррекционно-воспитательные задачи, которые учитель-дефектолог и воспитатель решают совместно:

• формирование положительных навыков общего и речевого поведения, умения пользоваться вербальными способами общения;

• исправление ошибок в речи воспитанников;

• стимулирование речевой активности, формирование навыков пользования самостоятельной речью;

• обогащение словаря, уточнение лексических и грамматических значений слов;

• развитие восприятия речи на занятиях и в повседневной жизни; • консультирование родителей;

• обеспечение овладения программным материалом с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей.
Вместе с тем функции воспитателя и учителя-дефектолога должны быть достаточно четко определены и разграничены, причем ведущая роль принадлежит учителю-дефектологу.
Задачи учителя-дефектолога видятся в

• интенсивной работе по развитию понимания речи, направленной на различение форм слова;

• развитии элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса;

• практическом усвоении лексических и грамматических средств языка;

• формировании полноценной звуковой стороны речи (выработка артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

• обеспечении овладения элементами грамоты;

• развитии и совершенствовании связной речи дошкольников.
Выполнение этих задач тесно связано с развитием личности ребенка, активизацией его познавательной деятельности, с выработкой умения наблюдать, сравнивать, обобщать явления окружающей жизни. Путем планомерной работы над смысловыми, звуковыми, морфологическими, синтаксическими сторонами речи у детей развивается чутье языка и происходит овладение вербальными средствами. Это делает возможным переход к самостоятельному развитию и обогащению речи в процессе свободного общения.
Работа воспитателя строится с учетом темы, намеченной учителем-дефектологом, и задач коррекционной работы по развитию речи в повседневной жизни и соотносится с задачами логопедического занятия.
Воспитателю, на наш взгляд, целесообразно:

• формировать у детей необходимый, доступный их пониманию объем знаний и умений во время наблюдений, на прогулках, экскурсиях, обеспечивать разнообразие впечатлений;

• сочетать все виды деятельности детей с развитием речи;

• вести подготовительную коррекционно-развивающую работу по теме перед занятием учителя-дефектолога и закреплять в повседневной жизни опыт, речевые навыки, полученные детьми на занятиях;

• уточнять, активизировать словарь в процессе режимных моментов, прогулок, экскурсий.

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: