Глава 1. Теоретические аспекты экологического воспитания




КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине педагогика

 

Тема: Экологическое воспитание

Младших школьников в условиях

Временного детского коллектива

 

   
   
   
   
  Работа защищена
  с оценкой «_____________»
  Руководитель
  к.п.н., доцент Л.Я. Лозован
  _____________________
  «____»___________2018 г.
   

Новокузнецк 2018

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты экологического воспитания младших школьников………………………………………………………………………7

1.1. Экологическое воспитание как социальная и педагогическая проблема…………………………………………………………………………7

1.2. Педагогический опыт экологического воспитания младших школьников………………………………………………………………………14

1.3. Диагностика уровней экологической воспитанности младших школьников …………………………………………………………………..…21

Выводы по главе 1………………………………………………………….…...28

Глава 2. Педагогические условия экологического воспитания младших школьников во временном детском коллективе ……………….…….………29

2.1. Использование метода проектов для формирования экологического сознания школьников …………………………………………………………29

2.2. Формирование ценностного отношения к природе в игровой и творческой деятельности……………………………………………………….34

2.3. Привлечение младших школьников к природоохранным мероприятиям

Выводы по главе 2……………………………………………………………….49

Заключение…………………………………………………………………….…50

Список литературы………………………………………………………………52

Приложения……………………...………………………………………………55

 

 

Введение

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Масштабы экологических изменений создают реальную угрозу для жизни людей, что делает крайне актуальной проблему изменения отношения человечества к природе. Поэтому одним из важных направлений воспитания личности является экологическое воспитание, так как оно способствует формированию у человека целостной картины мира и пониманию того, что он тоже является частью природы, воспитанию ценностного отношения к природе и нравственных принципов природопользования. В связи с этим, во ФГОС НОО уделяется особое внимание экологическому воспитанию младших школьников.

Проблема формирования экологической культуры школьников достаточно полно разработана в теории и практике современной школы. Экологическое воспитание в начальной школе из формального науч­ного знания наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходящего, прежде всего, от разнообразной деятельности людей. С этих позиций, экологические знания о мире природы - это вовсе не совокупность знаний отдельных фактов, а такая последовательная, взаимосвязанная закономерностями цепочка знаний, которая в результате раскрывает перед ребенком в самых общих чертах многообразие, приспособленность и развитие форм природы, а также место и значение деятельности человека по охране окружающего мира.

Особенности формирования у млад ши х школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Т.А. Бобылевой, Л.Д. Бобылевой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой и др.

Проблемы экологического воспитания разработаны в работах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова, Л.П. Салеевой, И.Т. Суравегиной и других. Этими авторами раскрываются цели, задачи, принципы, условия экологического воспитания.

Психологи (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.) отмечают, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирован познавательный интерес к изучению окружающего мира. Он включает:

- эмоциональную сторону — восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения,

- деловую готовность — возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия);

- интеллектуальную готовность — определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.

Проанализировав научную литературу по проблеме исследования, мы выделили противоречие между возросшей потребностью в экологическом воспитании современной личности и недостаточным вниманием к возможностям организации этой работы с детьми в условиях временного детского коллектива.

Проблема исследования: при каких педагогических условиях экологическое воспитание младших школьников во временном детском коллективе будет результативным?

Цельисследования: выявление и теоретическое обоснование педагогических условий, способствующих экологическому воспитанию младших школьников в условиях временного детского коллектива.

Объектисследования: экологическое воспитание младших школьников

Предметисследования – педагогические условия экологического воспитания младших школьников во временном детском коллективе.

Гипотеза исследования: экологическое воспитание детей младшего школьного возраста во временном детском коллективе будет результативным при обеспечении следующих педагогических условий:

- использование метода проектов для формирования экологического сознания школьников;

- формирование у детей ценностного отношения к природе в игровой и творческой деятельности;

- привлечение детей к природоохранным мероприятиям.

Задачи исследования:

1. Проанализировать проблему экологического воспитания детей младшего школьного возраста в социальном и педагогическом аспектах.

2. Проанализировать педагогический опыт экологического воспитания младших школьников.

3. Определить критериально-оценочный аппарат для диагностики уровней экологической воспитанности детей младшего школьного возраста.

4. Выявить педагогические условия экологического воспитания младших школьников во временном детском коллективе.

Методы исследования: изучение и теоретический анализ научных психолого-педагогических, учебно-методических публикаций по проблеме; изучение и обобщение педагогического опыта; наблюдение; тестирование; анализ продуктов деятельности детей; метод незаконченных предложений.

 

Глава 1. Теоретические аспекты экологического воспитания

Младших школьников



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: