Характерные особенности балета в эпоху романтизма.




Эпоха романтизма повлекла за собой существенные изменения во всех составляющих балета: костюмах, декорациях, танце, музыке, либретто. Главными героями таких балетов были не только люди, но и неземные мифологические существа, персонажи кельтского и немецкого фольклора. Мир людей тесно переплетался с миром потусторонним. Изменения коснулись также костюмов. На смену громоздким платьям, парикам пришли легкие белые тюники, а крылышки за спиной, веночки на голове дополняли образ неземного и лёгкого существа. Позднее возник термин "белого", "белотюникового" балета. Белый цвет - цвет абсолюта, "белый балет" выражал романтическую тоску по идеалу, балерина в арабеске стала его графической формулой. В танце стали преобладать аттитюды, арабески, затяжные прыжки. Сам танец стал более воздушным, создавалось ощущение, будто балерина танцует в воздухе. Пантомима тоже стала играть немаловажную роль, сливаясь с танцем и дополняя его. Музыка в таких балетах стала выражать переживания героев, определяла настроение представления. Либретто перестало быть пересказом какого-либо литературного произведения, оно стало самостоятельным произведением.

 

Глава II.

М. Тальони.

"М. Тальони – воздух. Воздушнее еще ничего не бывало на свете."

Н.В. Гоголь

Одной из ключевых фигур не только в истории танца, но и в истории романтизма, и даже в истории культуры в целом явилась Мария Тальони.

Мария Тальони(1804 – 1884) была первой и, возможно, единственной танцовщицей, чье творчество и чей образ оказали столь сильное воздействие на умы своего времени. Выдающаяся танцовщица вошла в историю как родоначальница романтического балета, танца на пуантах и как создательница одной из главных эмблем балета – Сильфиды(илл.1).

Балетмейстер Филиппо Тальони, являясь отцом Марии, лично взялся учить дочь искусству танца. В 1822 году Мария дебютировала на сцене венской оперы в балете, сочинённом специально для этого случая отцом, «Приём молодой нимфы ко двору Терпсихоры». Юное дарование пришлось ко двору привередливой музы. С первых шагов артистка поразила даже искушённых зрителей своей непосредственностью, виртуозной техникой, исключительной грацией, а самое главное — новшествами в хореографии. Она обладала большим свободным прыжком, необычайным баллоном, хорошей устойчивостью, крепкими «пальцами» и природной непринужденной грацией. По преданию, Мария, выйдя на сцену, от волнения забыла всё то, что ей положено было исполнить и, под влиянием минутного вдохновения, стала удачно импровизировать, и буквально на глазах породила новый балет. Но все эти измышления из области театральных легенд — ничего больше. В действительности Мария всю жизнь была гениальной исполнительницей гениальных замыслов своего отца. Для современников их имена сливались в одно понятие.

Отец Марии, упорно добивавшийся признания своей дочери, стал создавать для нее особый танец, исходя из сильных сторон ее дарования. Он сделал танец воздушнее, построив его главным образом на тех движениях, которые были особенно выгодны для Марии, -- на затяжных прыжках, аттитюдах и арабесках. Изменения в танце повлекли за собой и изменения в костюме. Танцевальное платье с высокой, широкой талией и соответственно удлиненной узкой юбкой, оканчивающейся на середине голени, было заменено корсажем с очень узкой талией и значительно укороченной широкой двойной юбкой. Верхняя юбка имела разрез спереди. Этот новый костюм придавал воздушность танцу и был ближе к господствующей тогда моде. Обилие мелких украшений - бантиков, лент, галунов и разноцветных камней, утяжелявших общепринятое танцевальное платье того времени, - было отвергнуто, благодаря чему костюм приобрел простоту и легкость.

Интеллектуалы и поэты обратили на балет свои взгляды, а «Сильфида» стала неписаным манифестом романтизма, не менее знаковым, чем литературные тексты. В ту эпоху это было абсолютно невероятно для бессловесного искусства танца. Необычайность искусства Марии Тальони была замечена критиками уже на первых, венских ее выступлениях (1822), однако основной массив восторженных отзывов о ней принадлежит более позднему времени, начиная с ее дебютов в Парижской опере (1827), и достигает апогея после «Сильфиды», главного, ключевого ее балета (1832).

Содержание балета простое. Герой произведения Джеме Рубен увлечен Сильфидой, которая олицетворяет свободу творческой фантазии. Ради того, чтобы овладеть ею, он пренебрегает всеми жизненными благами, но, когда при помощи мстительной колдуньи Медж он наконец завладевает Сильфидой, ее крылья опадают и она умирает. Чересчур поздно сознав, что творческая фантазия, лишенная свободы, мертва, герой балета в финале сходит с ума.

1 марта 1832 года состоялось первое представление «Сильфиды» в Большой парижской опере, после которого Мария Тальони сразу стала мировой знаменитостью. Необычайный успех балета заключался не только в его новизне, но и в полной, органической слитности формы и содержания(илл.2).

Облик Тальони отвечал всем требованиям поэтики романтического стиля. Фигура танцовщицы с худощавым телом, с удлиненными пропорциями шеи, ног и рук воплощала воцарившийся идеал бесплотной женской красоты.

Техника была отточена до той степени совершенства, когда приходит полная творческая свобода в танце, а зритель забывает о сложности исполнительских задач. Иначе нельзя было бы создать новую выразительность, новый танцевальный стиль, а следовательно, новые хореографические образы.

Отец и дочь работали в России до 1842 года и
за это время показали на сцене петербургского Большого театра все основные свои балеты: в 1837 году шли «Дева Дуная» Адана и новая, авторская редакция «Восстания в серале», в 1838 —«Миранда» Обера и Россини и «Гитана, испанская цыганка» Обера и Шмидта, в 1839 —«Тень» Маурера и «Креолка» Франка, в 1840 —«Морской разбойник» Адана и «Озеро волшебниц» Обера и Келлера, в 1841 — «Воспитанница Амура», в 1842 —«Герта» и «Дая», все три на музыку Келлера(илл.3).

Публика ломилась в театр, привлеченная искусством Марии Тальони.

Искусство Марии Тальони обозначило этап романтизма в хореографии. Воплощенные ею образы сохранились в поэзии, живописи, скульптуре. Балеты Филиппа Тальони оказались менее долговечными, хотя некоторые из них, особенно «Сильфида», продержались на сцене несколько десятилетий. Принципы танцевально-симфонического действия, утвержденные Марией и Филиппом Тальони, пережили конкретный репертуар, в котором они провозглашались.

 

 

Глава III.

Анализ балета "Сильфида".

Одним из самых известных балетов эпохи романтизма является балет "Сильфида". В этом балете были показаны новые идеи исполнения, придуманные Ф. и М. Тальони. В нем можно заметить все особенности, присущие романтическому балету. Это касается всех составляющих: либретто, танца, музыки, декораций и костюмов. Этот балет поразил зрителей легкостью танца и открыл новые идеи, которыми в дальнейшем пользовались другие балетмейстеры, создавая романтические балеты.

Либретто было написано на основе шотландских легенд, но при этом являлось достаточно самостоятельным произведением, выражающим ведущую идею романтизма - разлад мечты и реальности, романтическую тоску по идеалу. Главным героем стало неземное существо, подобное воздуху - сильфида. В балете показываются два мира - реальный мир людей и сказочный мир, в котором обитают сильфиды.

 

используемые ссылки:

1. https://cyberleninka.ru/article/v/romanticheskiy-balet-i-literatura

2. https://loiselane005.livejournal.com/6361.html

3. https://otherreferats.allbest.ru/culture/00102455_0.html

4. https://www.woldculture.ru/woculs-1025-1.html

5. https://www.dancesport.by/content/epokha-romantizma-v-russkom-balete

6. https://referatbank.ru/referat/preview/44936/referat-epoha-romantizma-zapadnoevropeyskom-balete-veka.html

7. https://historylib.org/historybooks/Irina-Semashko_100-velikikh-zhenshchin/33

 

 

Используемые иллюстрации:

1. Иллюстрация 1"М.Тальони"

2. Иллюстрация 2"Сильфида"

 

3. Иллюстрация 3 "Дева Дуная"

 

 

"



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: