Методика обучения сложению и вычитанию чисел в пределах первого десятка




Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Владимирский государственный университет

Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

Педагогический институт

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

РЕФЕРАТ

По теме

«Сложение и вычитание в пределах 10»

ЗАДАНИЕ

Опишите различные методические подходы к изучению темы «Сложение и вычитание в пределах 10», предложенные в учебниках математики для начальных классов. С какими вычислительными приемами знакомятся учащиеся в этой теме? Какова их теоретическая основа. Раскройте последовательность и опишите методику рассмотрения приемов сложения и вычитания в пределах 10, которая нашла отражение в 2 различных учебниках математики. Укажите страницы учебников, где изучают эти приемы.

Выполнила: студентка группы ЗНО-118

Фирсова Татьяна Дмитриевна.

Проверила: ст.пр. Болотова Т. В.

г.Владимир

2022г.

 

Сложение и вычитание чисел в пределах 10.

Базовый учебник: Моро М.И. Математика. 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015.

Методика обучения сложению и вычитанию чисел в пределах первого десятка

Изучение сложения и вычитания чисел первого десятка направлено на решение следующих задач:

Учащийся научится:

-понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства;

-выполнять сложение и вычитание, используя общий приём прибавления (вычитания) по частям;

выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения;

-выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10).

Учащийся получит возможность научиться:

-называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и вычитания значение неизвестного компонента;

-проверять и исправлять выполненные действия.

Навык – способность в процессе целенаправленной деятельности выполнять составляющие её частные действия автоматизированные, без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания.

Во втором полугодии работа над темой продолжается. Сначала рассматривается прием прибавления и вычитания числа 4, а после изучения переместительного свойства сложения, вводится прием перестановки слагаемых для случаев +5, +6, +7, +8, +9, что позволяет использовать уже известные детям приемы вычислений. Далее, после раскрытия связи между суммой и слагаемыми, на основе знания состава чисел, вводится прием вычитания для случаев 6 - □, 7 - □, 8 - □, 9 - □, 10 - □.

Во втором полугодии работа над темой продолжается. Сначала рассматривается прием прибавления и вычитания числа 4, а после изучения переместительного свойства сложения, вводится прием перестановки слагаемых для случаев +5, +6, +7, +8, +9, что позволяет использовать уже известные детям приемы вычислений.

Далее, после раскрытия связи между суммой и слагаемыми, на основе знания состава чисел, вводится прием вычитания для случаев 6 - □, 7 - □, 8 - □, 9 - □, 10 - □.

Несколько уроков отводится на изучение случаев ±4. На первом уроке дети осваивают прием вычисления. Учащиеся вслух объясняют прием вычисления. Записав пару примеров и рассмотрев записи в учебнике, они смогут обобщить, как к любому числу прибавить 4, как из любого числа вычесть 4. На следующих уроках подробное объяснение вслух проводят реже – в основном для того, чтобы вспомнить прием или в случае ошибки в вычислениях.

Примеры решают, опираясь на рисунки или на числовой луч. Учащиеся знакомятся с названием чисел при сложении. Постоянно в уроки включаются упражнения на состав чисел: если 3+4=7, то 7 состоит из 3 и 4. Постепенно дети запоминают связанные между собой тройки чисел: 3+4=7, 7=3+4, 7-4=3 – тройка дружных чисел 7, 4, 3.

Выделяется и специальный урок на составление и заучивание таблиц. На уроке надо вспомнить, как заучивают таблицы. Например, прочитать вслух и понять, как построена таблица; прочитать про себя, стараясь запомнить каждый пример с ответом; закрыть ответы и читать примеры, стараясь вспомнить ответы, проверяя себя по таблице; закрыть примеры и по ответам стараться вспомнить примеры.

Учащиеся выкладывают перед собой на столе с одной стороны 3, а сдругой 2 круга. Учитель предлагает к 3 кругам прибавить 2 круга, затем сосчитать, потом вернуть круги в исходное положение и к 2 крагам прибавть 3 круга. Решая пример, сравниваются полученные результаты, делается вывод, что эти выражения различны только по последовательности слагаемых. Ситуацию также можно повторить и с другими объектами и подвести учащихся к тому, что а + b = b + a. Можно предложить задание решить пару примеров и сравнить их 2 + 3 и 3 + 2 и т.п. Сравнивая эти примеры учащиеся приходят к выводу, что от перестановки мест слагаемых сумма не меняется.

После предлагается выполнить задание +5, +6, +7, +8, +9. Может быть самостоятельная работа на карточке. После чего осуществляется проверка, учащиеся обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку.

Связь между суммой и слагаемым.

Учитель предлагает открыть кассу цифр. В верхний ряд наборного полотна положите 4 треугольника и 3 квадрата. Сколько всего получилось геометрических фигур? Как записать? 4 + 3 = 7. Назовите компоненты при сложении. Уберите 4 треугольника. Сколько осталось квадратов? Как записать? 7 – 4 = 3. Положите фигуры на место. Уберите 3 квадрата. Сколько осталось треугольников? Как записать? 7 – 3 = 4. Что заметили? Давайте сделаем вывод.

Вывод: Если мы из суммы 7 вычли первое слагаемое 4, то получили второе слагаемое 3.

Если мы из суммы 7 вычли второе слагаемое 3, то получили первое слагаемое 4.

При вычитании учащиеся должны называть числа при вычитании(уменьшаемое, вычитаемое, разность). Использование этих терминов при чтении записей.

Вычитание в случаях вида 6 − £,7 − £, 8 − £, 9 − £, 10 – £.

Использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств.

Выполнять вычисления вида 6 − £,7 − £, 8 − £, 9 − £, 10 − £, применять знания состава чисел 6, 7, 8, 9, 10 и знания о связи суммы и слагаемых.

Приём основан на знании состава числа и связи сложения и вычитания

Рассмотрим, как изучают устные приемы сложения и вычитания по программе Дорофеева Г. В.

Числовой отрезок. Решение примеров на сложение и вычитание с помощью числового отрезка. Примеры в несколько действий без скобок. Игры с использованием числового отрезка.

Способы прибавления (вычитания) чисел 1, 2, 3, 4 и 5.

Соответственно так же с другими цифрами.

Задача. Состав задачи. Решение текстовых задач в 1 действие на нахождение суммы, на нахождение остатка, на разностное сравнение, на нахождение неизвестного слагаемого, на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

Слагаемые и сумма. Взаимосвязь действий сложения и вычитания. Переместительное свойство сложения. Прибавление 6, 7, 8 и 9.

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Нахождение неизвестного слагаемого. Вычитание 6, 7, 8 и 9. (смотреть примеры сложения и вычитания выше)

Таблица сложения в пределах 10.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: