Среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат.




Основные задачи по совершенствованию бюджетной политики были поставлены Президентом Российской Федерации в ежегодных Бюджетных посланиях ещё на 2003 и 2004 гг. В них, в частности, говорится, что бюджетная политика должна быть ориентирована на перспективу, исходить из четкого понимания возможностей федерального бюджета и приоритетов в расходах. Помимо этого, ставятся конкретные задачи: повысить качество среднесрочного бюджетного планирования и предусмотреть возможность утверждения Правительством РФ структуры бюджетных расходов на три предстоящих года.

Среди методов, обеспечивающих решение этих задач, в мировой практике особую роль играет среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результаты (СБОР), суть которого заключается в распределении бюджетных ресурсов между ГРБС в прямой зависимости от достижения конкретных результатов в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики страны на среднесрочный период на основе принципов БОР.

СБОР является непрерывным процессом, в ходе которого перспективные проектировки на второй и третий год предыдущего среднесрочного бюджетного цикла становятся основой для проектировок первого и второго года текущего бюджетного цикла, т.е. происходит увязка годового бюджетного плана со среднесрочным планированием. При этом для каждого ГРБС устанавливаются индикативные значения объема финансирования на каждый из двух лет, следующих за годом, на который разрабатывается проект бюджета.

Индикативность перспективных проектировок расходов по отраслевым распорядителям средств не следует рассматривать как неопределенность, неокончательность или неточность. Именно эти значения лягут в основу при формировании бюджета в следующем (годовом) бюджетном цикле, поэтому и Министерство финансов, и каждый из отраслевых распорядителей заинтересованы в их соблюдении, хотя бы для того, чтобы не проводить однажды сделанную работу повторно. Эти значения выступают, с одной стороны, в роли лимитов расходов каждого из ГРБС, а с другой, - в роли многолетних гарантий финансового обеспечения деятельности каждого ГРБС и подведомственной ему сети распорядителей и получателей бюджетных средств. Таким образом, ГРБС получают большую определенность в отношении собственных расходов в будущем, что способствует повышению качества планирования и обоснованности принятия управленческих решений. Лимиты расходов могут предусматривать некоторое сокращение ведомственных расходов в реальном выражении, например, на 1-2% в год, что создает у распорядителей бюджетных средств потребность в повышении эффективности собственной деятельности. Агрегированная экономия от повышения эффективности, а также экономия от прекращения ряда расходов и дополнительные расходные возможности, возникающие при увеличении доходов бюджета (в условиях экономического роста или роста налоговых доходов), становятся основой для финансового обеспечения новых программ. При этом отбор программ осуществляется на конкурентных принципах по формализованным критериям с учетом приоритетности программной области, степени общественной значимости планируемых результатов и ожидаемой эффективности реализации программы.

Таким образом, введение СБОР – достаточно хорошая задумка, способствующая повышению эффективности использования бюджетных ресурсов, так как ориентация на результаты способствует подотчётности и направляет внимание и ресурсы на улучшение результатов деятельности бюджетных организаций. Но в тоже время этот механизм требует доработки по различным направлениям, а главным образом, по разработке показателей качества предоставляемых бюджетных услуг.

Федеральный бюджет Российской Федерации: понятие, функции, роль в социально-экономическом развитии общества, проблемы обеспечения устойчивости в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, а также для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд — федеральный бюджет РФ. В ст. 11 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации. Федеральный бюджет принимается в форме закона.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

Для решения этих задач федеральный бюджет в соответствии с БК РФ и НК РФ наделен правом формировать свою доходную часть федеральными налогами и неналоговыми доходами.

В доходы федерального бюджета зачисляются:

• собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

• собственные неналоговые доходы;

• остаток средств на конец предыдущего года;;

• прочие доходы.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

• федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утвержден федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

• таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

• государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации;

К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

• доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении" органов государственной власти Российской Федерации;

• доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, — в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;

• часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

• прибыль Банка России — по нормативам, установленным федеральными законами;

• доходы от внешнеэкономической деятельности;

• доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

 военные;

 экономические;

 на социальные цели;

 на внешнеполитическую деятельность;

 на содержание аппарата управления.

Устойчивость.Наметившиеся тенденции выхода страны из экономического кризиса позволили получить более высокий уровень доходов федерального бюджета, чем ожидалось в прошлом году. Преимущественно это связано с более оптимистическими оценками цен на нефть (75 –78 долл. США за баррель, что на 10 долл. выше прошлогодних оценок), а также ускорением темпов экономического роста в стране. В то же время по-прежнему сохраняется высокая зависимость бюджета от нефтегазовых поступлений, что усиливает риски стабильности государственной финансовой системы в целом. Так, при снижении цен на нефть до 50 долл. США за баррель дефицит бюджета в 2011 г. может вырасти до 6,1 % ВВП, т.е. более чем на 70%. В этих обстоятельствах проведение ответственной бюджетной политики, которая, с одной стороны, обеспечивает необходимую устойчивость финансовой системе страны, а с другой – содействует инновационному развитию, является объективным требованием времени.

Основными источниками доходов федерального бюджета на ближайшие три года по-прежнему остаются налоговые доходы, обеспечивающие около 55% всех поступлений бюджета. При этом ожидается постепенное снижение доли нефтегазовых доходов бюджета в пользу роста ненефтегазовых. Кроме того, прогнозируется рост доходов за счет установления задания по дивидендам по акциям акционерных обществ, находящимся в федеральной собственности, и части прибыли ФГУПов, с 49,3 млрд руб. в 2011 г. до 53,3 в 2013 г. Для покрытия дефицита бюджета планируется активно использовать доходы от приватизации (298 млрд руб. в 2011 г. и 309 млрд в 2013 г.). Средства Резервного фонда будут использоваться на финансирование дефицита только в 2011 г в размере 242,3 млрд руб., в результате чего к 2012 г. Резервный фонд будет полностью исчерпан. Средства Фонда национального благосостояния планируется использовать в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан (в 2011–2013 гг., соответственно, 5–7,5–10 млрд руб.), что позволит сохранить ранее накопленные средства Фонда для финансового обеспечения устойчивости пенсионной системы.

Несмотря на сокращение дефицита федерального бюджета, на стабильность финансово-бюджетной системы может оказать негативное влияние рост государственного долга (с 11,5% ВВП в 2010 г. до 16,3% в 2013 г.), при этом изменение его структуры в пользу преимущественно внутренних заимствований (в течение 2010–2013 гг. внутренний долг увеличится с 11,5% ВВП до 16,35%, а внешний долг остается на уровне 4% ВВП) свидетельствует о вполне рациональной долговой политике государства.

На фоне довольно непредсказуемой ситуации с доходной частью федерального бюджета расходы, хотя и имеют тенденцию к сокращению в долях ВВП, по-прежнему остаются на достаточно высоком уровне, более того, в реальном выражении тенденция их сокращения сменится на обратную уже в 2013 г.

Существуют объективные причины роста расходов. Это, прежде всего, негативная демографическая ситуация, связанная со старением населения, и необходимость социальной поддержки отдельных категорий граждан, что требует принятия дополнительных обязательств государства. Во-вторых, необходимость обеспечение обязательств в сфере образования и здравоохранения, социальных гарантий для военнослужащих, выплаты социальных пособий и компенсаций, индексации зарплат бюджетникам подталкивают совокупные расходы к росту. В-третьих, в соответствии с решением Президента России в рамках реформы правоохранительной системы с 2011 г. финансирование милиции общественной безопасности осуществляется из федерального бюджета. Кроме этого, Правительство РФ вынуждено увеличить расходы по выполнению международных обязательств и обслуживанию государственного долга.

Увеличение расходов (в % ВВП) ожидается по разделам «Национальная оборона» и «Обслуживание государственного долга», по остальным видам деятельности расходы будут снижаться.

Фонд социального страхования Российской Федерации: понятие, функции, формирование доходов и направления расходования бюджета Фонда, роль в обеспечении социальной защиты граждан.

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с ФЗ страхование работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в т.ч. по независящим от них обстоятельствам. Для целей управления средствами государственного социального страхования РФ был создан ФСС РФ, который является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Средства бюджета Фонда, как и других внебюджетных фондов, не входят в состав федерального бюджета и изъятию не подлежат.

Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. К основным задачам фонда относятся:

1)обеспечение гарантированных государством пособий: а) по временной нетрудоспособности; б) беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; в) соц пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг; 2) участие в разработке и реализации гос программ охраны здоровья работников; 3) осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда; 4) разработка совместно с Мин-вом здравоохр-я и соц развития РФ и МФ РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на гос соц страх-е.

С 2010 года в бюджете ФСС денежные средства на на проведение оздоровительные компании детей не планируются.

Доходы на 2011 = 458 819 504,7 тыс руб

Расходы на 2011= 456 874 617,7 тыс руб

Фонды обязательного медицинского страхования: понятие, состав, функции, формирование доходов и расходов бюджетов федерального и территориальных фондов, их роль в финансировании здравоохранения.

Для реализации гос. политики в области ОМС создаются Фед. и террит. фонды ОМС как самостоятельные некоммер. финансово-кредитные учреждения, организован в 1991 г. и действуют в соответствии с Положениями, утвержд-ми Постановлением ВС РФ «О порядке ОМС граждан на 1993 г» от 24.02.1993г.

Осн. задачами Фед. и террит. фондов являются: 1) обесп-е реализации Закона РФ «О мед страховании граждан РФ»; 2) обесп-е предусмотренных законом РФ прав граждан в системе ОМС; 3) достижение соц справед-ти и равенства всех граждан в системе ОМС; 4) участие в разработке и осуществлении гос фин политики в области ОМС; 5) обеспечение фин устойчивости системы ОМС.

Для выполнения уставных задач в области фин. политики и финансир-я ФФОМС: 1) осуществляет выравнивание фин условий деятельности территор фондов ОМС в рамках базовой программы ОМС; 2) разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обяз мед страх-е; 3) осуществляет совместно с ТФОМС контроль за рациональн испол-ем финсредств в системе ОМС; 4)ежегодно представляет в Министерство здравоохр-я и соц развития РФ проекты феде законов о бюджете ФФОМС на очередной фин год и плановый период и о его исполнении за отчетн фингод и т.д.

ТФОМС в области фин - кредитной деят-ти и контроля за рационал использованием фин средств в системе ОМС осуществляют следующие основные функции: 1) аккумулируют фин средства территор фонда на ОМС граждан. 2) Осущ-яют финансир-е ОМС по дифферентным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением территориальных ФОМС. 3) Осуществляют фин - кред деят-ть по обеспечению системы ОМС. 4) Выравнивают фин ресурсы городов и районов, направляемые на проведение ОМС; 5) Предоставляют кредиты, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них фин средств. 6) Накапливают фин резервы для обеспечения устойчивости системы ОМС, и т.д.

Доходы 2011 = 335 968 300,0 тыс. руб

Расходы 2011 = 335 968 300,0 тыс руб

 

Вопросы по дисциплине «Налоги и налогообложение»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: