РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ




ЗАДАНИЕ 1:

Дайте определения приведенным ниже понятиям, опираясь на текст лекции.

1. Религия (лат. religare — связывать, соединять) — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община).

2. Миф о «добром (благородном) дикаре» - Жан-Жак Руссо в трактате: Об общественном договоре, или принципы политического права / Du contract social ou principes du droit politique, критикуя науки и современное ему устройство Европы и не имея никаких экспериментальных данных, противопоставил им некого живущего в природе доброго и гармоничного дикаря... Позже это мысль неоднократно цитировалась без понимания и отсюда возник общественный миф о якобы существующем где-то «благородном дикаре» (именно такого термина у Жан-Жака Руссо нет).

3. Сравнительно-этнографический метод – это исследование людей в естественных условиях, в котором учитываются их культурные особенности и сравнение с другими этносами.

4. Деизм – учение, согласно которому Бог лишь создает материальные тела, но не вмешивается в процесс их существования.

5. Естественная религия - совокупность наиболее общих и отвлеченных религиозных представлений, выводимых из человеческой природы и не нуждающихся в авторитете Священного Писания и Священного Предания. Наибольшее распространение идея естественной религии получила в Европе в 17-18 вв.

6. Эволюционизм - общефилософское понятие, означающее мировоззрение, которое всерассматривает с точки зрения эволюции, постепенного экстенсивного или интенсивного развития, т. e. сточки зрения необратимого и направленного изменения, перехода от одного состояния кдр., связанного сувеличением уже имеющегося или возникновением качественно нового.

7. Метод пережитков – реконструкция исчезнувших явлений по их пережиткам в современном обществе.

8. Преанимистические теории – С конца XIX в. начинают появляться новые точки зрения на происхождение и историю религии; они возникали на почве недовольства ограниченностью анимистической теории.

Прежде всего на сцену выступили преанимистические концепции. Сторонники их соглашались, что анимистические верования могли возникнуть так, как утверждал Тэйлор, но полагали, что им предшествовали более примитивные, доанимистические (преанимистические) представления. По мнению одних преанимистов, это была вера в магическую силу самого человека (Джемс Фрэзер, 1890); по мнению других, вера в безличную таинственную силу (Дж. Хьюитт, 1902); по мнению третьих, представление о всеобщей одушевленности природы (В.Г. Богораз, 1904); иные же отдавали предпочтение эманизму - излучению тайных сил и предметов (Рихард Карутц, 1913) - либо динамизму - вере в магическую действенную силу вещей (П. Сентив, 1914).

9. Школа исторической этнологии – этнология должна изучать конкретно и всесторонне каждый народ в отдельности: язык, культуру и антропологический тип; этнология должна изучать конкретно и всесторонне каждый народ в отдельности: язык, культуру и антропологический тип; взаимодействие культур разных народов создает их культурную общность в определенных географических ареалах, в их границах следует искать конкретные формы взаимного влияния народов, диффузию отдельных культурных элементов; взаимодействие культур разных народов создает их культурную общность в определенных географических ареалах, в их границах следует искать конкретные формы взаимного влияния народов, диффузию отдельных культурных элементов;

10. Европоцентризм в религиоведении – характерная философская тенденция[1][2][3][4][5] и политическая идеология, в явной или неявной форме провозглашающая превосходство европейских народов и западноевропейской цивилизации над другими народами и цивилизациями в культурной сфере[6], превосходства образа жизни европейских народов, а также их особую роль в мировой истории. Исторический путь, пройденный западными странами, провозглашается единственно правильным или, по крайней мере, образцовым.

 

ЗАДАНИЕ 2

1. Социология религии – отрасль социологии, изучающая взаимоотношения между религией и обществом. Социология религии изучает религиозные практики, исторический опыт взаимодействия религии и общества, универсальные темы и роли религии в социальных процессах.

2. Священное (sacré) и обыденное (profane) – Универсальный признак религи­озных верований — разделение всех реальных и идеальных вещей на две противоположные группы — сакральные (священные, чис­тые, божественные) и профанные (мирские, нечистые, грешные). Сакральное и профанное — это два мира, противостоящие друг другу как полярные противоположности, как антагонисты.

Профанное (мирское) включает в себя отношения человека с системой его непосредственной материальной жизнедеятельности, т.е. повседневными вещами и обстоятельствами, в которых человек остается наедине сам с собой, со своими интересами и потребностя­ми. Другими словами, со сферой его хозяйственной и бытовой ак­тивности с ее относительно невысокой интенсивностью, однообра­зием, преимущественно индивидуальным характером труда. В основе профанного мира — повседневный физический труд с его однообра­зием, рутинностью, его горестями и печалями.

Сакральное — пред­мет стремления, уважения и любви. Сакральное — принципиально коллективно, это то, чему коллектив приписывает силу и доброде­тель. Мир сакрального — мир радости и возвышенного состояния духа. Это мир праздника, мир коллективных родовых ритуалов, тре­бующих самого активного участия всех членов коллектива. Сакраль­ное — это избыток, не вмещающийся в рамки обыденной жизни. В со­стоянии ритуальной экзальтации человек ощущал себя наделенным сверхъестественными силами.

3. Мана - в верованиях народов Меланезии и Полинезии — существующая в природе сверхъестественная сила, носителями которой могут быть отдельные люди, животные, различные предметы, а также «духи».

Вакан - в мифологии индейцев сиумистическая животворная сила, присущая предметам живой и неживой природы; она может быть утраченаи приобретена.

Оренда – это магическая сила, известная у разных народов под разными именами: пневма в Греции, прана в Индии, хварно в Персии, Ци в Древнем Китае, Ки в Японии и Святой дух в странах с христианской традицией

Мани́ту — термин, аналогичный «душе», «духу» или «силе», в ряде близких фонетических вариантов принятый в традиционных анимистических воззрениях индейцев большинства алгонкинских народов

4. Первобытный социоцентризм – есть картина мира, ставившая в центр мироздания общество, понимаемое как продукт взаимодействия людей.

5. Психология религии – представляет собой применение психологических исследовательских методов и интерпретационных моделей к различным религиозным традициям, формам духовности[1], а также к религиозным и нерелигиозным индивидуумам.

6. Мифотворческая апперцепция – это процесс, в результате которого элементы сознания становятся ясными и отчетливыми

7. Комплекс Эдипа – группа бессознательных побуждений, любовные и враждебные чувства, которые испытывает ребенок в отношении отца и матери, желая «устранить» родителя своего пола и «обладать» родителем противоположного пола.

8. Архетипы – когнитивная структура, в которой в краткой форме записан родовой человеческий опыт. Архетип – источники религии, искусства. Архетипы проявляются, выражаются, опредмечиваются, превращаются в символы. Мифология как самая древняя культурная форма, была изначальным способом обработки архетипических образов.

9. Превращенная форма – понятие, введенное в философский оборот Марксом и характеризующее строение и способ функционирования сложных систем; это понятие позволяет исследовать видимые зависимости и эффекты, выступающие на поверхности целого в качестве того, что Маркс называл «...формой его действительности, или, точнее, формой... действительного существования»

10. Фетишизм (в т.ч. в понимании К. Маркса) - религиозное поклонение (культ) неодушевлённым материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства, получившее распространение у первобытных племён.

По мнению некоторых учёных религиозный фетишизм существует в современном мире в виде почитания мощей в христианстве и буддизме, и исламе — почитание Чёрного камня

 

ЗАДАНИЕ 3

Дайте определения приведенным ниже понятиям, опираясь на текст лекции.

1. Гносеологические корни религии – то условия, предпосылки, возможности формирования религиозных верований, возникающие в процессе познавательной деятельности человека

2. Психологические корни религии - то те специфические особенности индивидуального и группового сознания, которые способствуют возникновению явлений религиозной психологии.

3. Иллюзорно-компенсаторная функция религии - Марксисты, например, считают, что социальная сущность религии, ее специфическое место в обществе, определяются тем, что «религия это иллюзорный способ разрешения реальных земных противоречий, иллюзорная компенсация наличных общественных отношений, своеобразное их достраивание для... преодоления убожества и одновременно неверные способы и приемы воздействия на это убожество». Поэтому первой среди функций религии ими называется иллюзорно-компенсаторная.

4. Интегрирующая (дезинтегрирующая) функция религии –в одном отношении объединяет, а в другом - разъединяет индивидов, группы, институты. Интеграция способствует сохранению, дезинтеграция – ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и общества в целом.Интегрирующая функция выполняется в тех пределах, в которых признается более или менее единое, общее вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии, религия выполняет дезинтегрирующую функцию.

5. Регулирующая функция религии –состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права, морали), образцов (многочисленных примеров для подражаний), контроля (слежения за реализацией предписаний), поощрений и наказаний ("воздаяний" действительных и обещаемых в посмертном существовании).

6. Конфессия – особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.

7. Культ – религиозное почитание каких-либо предметов (таких как икона, священные предметы или скульптуры), святых отцов, Бога или богов;

8. Доктрина – философская, политическая либо правовая теория, религиозная концепция, учение, система воззрений, руководящий теоретический или политический принцип.

9. Церковь – культовое сооружение, предназначенное для собрания христиан, совершения богослужений и религиозных обрядов.

10. Религиозная община – сообщество, группа людей, которые исповедуют или практикуют одинаковую религию

 

ЗАДАНИЕ 4

Дайте определения приведенным ниже понятиям, опираясь на текст лекции.

1. Тотемизм – одна из ранних форм религии, в основе которой лежит вера в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным видом животных или растений

2. Табу – строгий запрет на совершение какого-либо действия, основанный на вере в то, что подобное действие является либо священным, либо несущим проклятие для обывателей, под угрозой сверхъестественного наказания

3. Анимизм – вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.

4. Магия - различные ритуалы, направленные на использование власти тайныхпотусторонних, сверхъестественных сил для достижения человеческих целей; древнейшая формаорганизации коллективной деятельности и коммуникации; форма раннерелигиозных верований; первый типспециализированной творческой деятельности.

5. Фетишизм – культ неодушевленных предметов фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами.

6. Мантика – гадания в Древней Греции и Риме, которые проводились с целью установления воли богов на основании различных ниспосылаемых ими предзнаменований.

7. Культ плодородия и размножения – принципом культом плодородия является продолжения рода. То есть все действия связанные с успешным земледелием, охотой, убийством, или соитием. Связанное в продолжением рода может считаться культом плодородия. Есть много более детальных описанй у разных народностей. Но к примеру приведу стадию начало неолита и общее описание.

8. Культ вождей – есть одна из социоцентрических религий, которая при помощи специфических мифов, ритуалов, обрядов и церемоний абсолютизирует и сакрализуст персону харизматического лидера большой или малой социальной группы.

9. Раннерелигиозный комплекс - Религиозные представления,настроения и действия,
религиозные организации,составляют единый религиозный комплекс, все
элементы которого связаны

ЗАДАНИЕ 5

ИСТОРИЯ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ


1. Определите что такое мировая религия? Какие религии называют мировыми? Почему? Назовите характерные черты мировых религий.

Мировая религия — религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. В отличие от национальных и национально-государственных религий, в которых вероисповедная связь между людьми совпадает с этническими и политическими связями (например, индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм), мировые, или наднациональные религии объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей[2]. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её влияние на ход истории и масштабы распространения[3].

В настоящий момент этим термином в религиоведении обозначаются три религии (приведены в порядке хронологии возникновения)[2][3][4]:

· буддизм,

· христианство,

· ислам.

Буддизм — наиболее древняя мировая религия. Она возникла в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей. Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына. Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей. Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Все это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветленным, пробужденным. 45 лет Будда проповедовал свое учение, которое кратко может быть сведено к следующим основным идеям.

Жизнь есть страдание, причиной которого являются желания и страсти людей. Чтобы избавиться от страданий, необходимо отрешиться от земных страстей и желаний. Этого можно достичь, если следовать путем спасения, указанным Буддой.

После смерти любое живое существо, включая человека, снова возрождается, но уже в виде нового живого существа, жизнь которого определяется не только его собственным поведением, но и поведением его «предшественников».

Надо стремиться к нирване, т. е. бесстрастию и покою, которые достигаются отказом от земных привязанностей.

В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полною освобождения от всех оков, которые несет жизнь.

Христианство

Христианство возникло в 1 в. н. э. в восточной части Римской империи — Палестине — как религия, обращенная ко всем униженным, жаждущим справедливости. В ее основе лежит идея мессианства — надежда на Божественного избавителя мира от всего плохого, что есть на Земле. За грехи людей пострадал Иисус Христос, имя которого в переводе с греческою означает «Мессия», «Спаситель». Этим именем Иисус связывается с ветхозаветными преданиями о приходе на Израильскую землю пророка, мессии, который освободит народ от страданий и установит праведную жизнь — Божье царство. Христиане полагают, что приход Бога на Землю будет сопровождаться Страшным судом, когда Он будет судить живых и мертвых, направлять их в рай или ад.

Основные христианские идеи:

§ Вера, что Бог един, но Он есть Троица, т. е. Бог имеет три «лица»: Отец, Сын и Святой Дух, которые образуют единого Бога, сотворившего Вселенную.

§ Вера в искупительную жертву Иисуса Христа — второе лицо Троицы, Бог Сын — это и есть Иисус Христос. Он имеет одновременно две природы: Божественную и человеческую.

§ Вера в Божественную благодать — таинственную силу, посылаемую Богом для освобождения человека от греха.

§ Вера в посмертное воздаяние и загробную жизнь.

§ Вера в существование добрых духов — ангелов и злых духов — бесов вместе с их повелителем Сатаной.

Священной книгой христиан является Библия, что в переводе с греческого означает «книга». Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Новою Завета. Ветхий Завет — это древнейшая часть Библии. Новый Завет (собственно христианские произведения) включает: четыре евангелия (от Луки, Марка, Иоанна и Матфея); деяния святых апостолов; послания и Откровение Иоанна Богослова.

В IV в. н. э. император Константин объявил христианство государственной религией Римской империи. Христианство не является единым. Оно распалось на три течения. В 1054 г. христианство разделилось на римско-католическую и православную церкви. В XVI в. в Европе началась Реформация — антикатолическое движение. В результате появился протестантизм.

Православие и католицизм признают семь христианских таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причастие, брак, священство и елеосвящение. Источником вероучения является Библия. Различия состоят в основном в следующем. В православии нет единого главы, отсутствует представление о чистилище как месте временного помещения душ умерших, священство не дает обета безбрачия, как в католицизме. Во главе католической церкви стоит папа, избираемый пожизненно, центром римско-католической церкви является Ватикан — государство, занимающее несколько кварталов в Риме.

Протестантизм имеет три основных течения: англиканство, кальвинизм и лютеранство. Протестанты считают условием спасения христианина не формальное соблюдение обрядов, а его искреннюю личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. В их учении провозглашен принцип всеобщего священства, который означает, что каждый мирянин может проповедовать. Практически все протестантские конфессии сократили до минимума число таинств.

Ислам

Ислам возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Это самая молодая религия из числа мировых. Последователей ислама насчитывается более 1 млрд человек.

Основатель ислама Мухаммед — историческая личность. Он родился в 570 г. в г. Мекке, который был для того времени довольно крупным городом на пересечении торговых путей. В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся большинством арабов-язычников, — Кааба. Мать Мухаммеда умерла, когда ему исполнилось шесть лет, его отец умер до рождения сына. Мухаммед воспитывался в семье деда, семье знатной, но обедневшей. В 25 лет он стал управляющим хозяйством у богатой вдовы Хадиджы и вскоре женился на ней. В 40 лет Мухаммед выступил как религиозный проповедник. Он заявил, что Бог (Аллах) избрал его своим пророком. Проповедь не понравилась правящей верхушке Мекки, и Мухаммеду пришлось к 622 г. перебраться к г. Ясриб, позднее переименованный в Медину. 622 год считается началом мусульманского летосчисления по лунному календарю, а Мекка — центром мусульманской религии.

Священная книга мусульман Коран представляет собой обработанные записи проповедей Мухаммеда. При жизни Мухаммеда его высказывания воспринимались как прямая речь Аллаха и передавались устно. Спустя несколько десятилетий после смерти Мухаммеда они были записаны и составит и Коран.

В вероучении мусульман большую роль играет Сунна - сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда и Шариат — свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман. Наиболее тяжкими ipexa.Mii у мусульман считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры и супружеская неверность.

Культовое помещение мусульман называется мечетью. Ислам запрещает изображать человека и живогных, полому мечети украшаются только орнаментом. В исламе нет четкого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы и правила богослужения.

Большое значение в исламе придается обрядности. Можно не знать тонкостей веры, но следует строго исполнять главные обряды, так называемые пять столпов мусульманства:

§ произнесение формулы исповедания веры: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его»;

§ совершение ежедневной пятикратной молитвы (намаза);

§ соблюдение поста в месяц рамадан;

§ раздача милостыни бедным;

§ совершение паломничества в Мекку (хадж).

 

2. Заполните таблицу "Мировые религии"

Критерии Буддизм Христианство Ислам
Время и место возникновения возникла в VI в. до н. э. в Индии возникло в 1 в. н. э. в восточной части Римской империи — Палестине возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова
Основатель Сиддхартха Гаутама Иисус Христос Мухаммед
Священная книга Трипитака Библия Коран
Регион распространения на современном этапе в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока Православие: Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Румыния, Греция, Болгария, Грузия, Сербия Католицизм: Ирландия, Италия, Испания, Португалия, Франция, юг Германии, Польша, Литва, юго-восток Латвии (Латгалия), Чехия, Словакия, Хорватия, страны Латинской Америки Протестантизм Лютеранство: север Германии, Швеция, Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Дания, Исландия Англиканство: Великобритания мусульманскими регионами мира являются Северная Африка, Юго-Западная Азия вместе с прилегающими северо-западными районами Южной Азии, Средняя Азия и примыкающие северо-западные районы Центральной Азии (Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая), часть Юго-Восточной Азии (преимущественно островная) и некоторые другие, меньшие по площади районы.
Основные положения вероучения Жизнь есть страдание, причиной которого являются желания и страсти людей. Чтобы избавиться от страданий, необходимо отрешиться от земных страстей и желаний. Этого можно достичь, если следовать путем спасения, указанным Буддой. После смерти любое живое существо, включая человека, снова возрождается, но уже в виде нового живого существа, жизнь которого определяется не только его собственным поведением, но и поведением его «предшественников». Надо стремиться к нирване, т. е. бесстрастию и покою, которые достигаются отказом от земных привязанностей. § Вера, что Бог един, но Он есть Троица, т. е. Бог имеет три «лица»: Отец, Сын и Святой Дух, которые образуют единого Бога, сотворившего Вселенную. § Вера в искупительную жертву Иисуса Христа — второе лицо Троицы, Бог Сын — это и есть Иисус Христос. Он имеет одновременно две природы: Божественную и человеческую. § Вера в Божественную благодать — таинственную силу, посылаемую Богом для освобождения человека от греха. § Вера в посмертное воздаяние и загробную жизнь. § Вера в существование добрых духов — ангелов и злых духов — бесов вместе с их повелителем Сатаной. Большое значение в исламе придается обрядности. Можно не знать тонкостей веры, но следует строго исполнять главные обряды, так называемые пять столпов мусульманства: § произнесение формулы исповедания веры: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его»; § совершение ежедневной пятикратной молитвы (намаза); § соблюдение поста в месяц рамадан; § раздача милостыни бедным; § совершение паломничества в Мекку (хадж).

 

ЗАДАНИЕ 6

 

ХРИСТИАНСТВО

Дайте определения приведенным ниже понятиям, опираясь на текст лекции.


1. Ессеи – Одна из иудейских сект, получившая начало в первой четверти II в. до н. э. Первоначальные сведения о них находятся у Филона Иудейского, Иосифа Флавия и Плиния Старшего
2. Паулинизм - термин, который используется для описания взглядов на традиционное христианство как религиозное учение, возникшее в результате искажения первоначального учения Иисуса Христа под влиянием идей апостола Павла.
3. Арианство – одно из ранних течений в христианстве в IV—VI веках н. э., утверждавшее начальную тварность Бога-Сына, позднее — неединосущность его с Богом-Отцом (антитринитаризм).
4. Католицизм – Вероисповедание католиков, зап. христианской церкви, возглавляемой римским папой.
5 Православие - Вторая по числу приверженцев, после Католической, Христианская церковь в мире, численностью около 225-300 миллионов членов. Иногда называется также «Православной церковью византийской традиции» или «Восточной православной церковью».
6. Протестантизм –одно из трёх, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций. Происхождение протестантизма связано с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI векав Европе.
7. Табориты – радикальное крыло гуситов. Гора Табор (по аналогии с горой Фавор в Галилее) — место, где был основан первоначальный лагерь приверженцев движения.
8. Англиканство – одно из направлений христианства, появившееся в ходе английской Реформации. Англиканские церквилибо имеют особую историческую связь с Церковью Англии, либо объединены с ней общими богословием, богослужениеми церковной структурой
9. Баптисты – это последователи религиозного течения баптизма, относящегося к христианству протестантского толка
10. Свидетели Иеговы – это религиозное вероучение, основанное на Библии, но кардинально отличающееся от всех христианских религий

 

ЗАДАНИЕ 7 ИСЛАМ

Дайте определения приведенным ниже понятиям, опираясь на текст лекции.

1. Кааба - Мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе мечети Масджид аль-Харам в Мекке. Это одно из основных мест, собирающее, согласно кораническим предписаниям, паломников во время хаджа. Кааба носит символическое имя «аль-Бэйт аль-Харам», что означает в переводе с арабского «священный дом».
2. Ханифы – это человек, который верит в Единого Творца.
3. Коран – Священная книга мусульман
4. Хиджра – переселение мусульманской общины под руководством пророка Мухаммеда из Мекки в Медину, произошедшее в 622 году н. э. Год хиджры стал первым годом исламского лунного календаря (лунной хиджры).
5. Шахада – свидетельство о вере в Единого Бога (Аллаха) и посланническую миссию пророка Мухаммеда
6. Намаз – каноническая молитва, один из пяти столпов ислама. Молитвы первых мусульман состояли в совместном громком произнесении формул единобожия и возвеличения Аллаха.
7. Шариат – комплекс предписаний, определяющих убеждения, а также формирующих религиозную совесть и нравственные ценности мусульман.
8. Фикх – мусульманская доктрина о правилах поведения (юриспруденция), а также комплекс общественных норм (мусульманское право в широком смысле).
9. Суннизм - одно из основных направлений ислама. Считается ортодоксальным, «правоверным». Последователи суннизма называют себя «ахль ас-Сунна» (людьми Сунны), продолжающими деяния итрадиции пророка Мухаммеда.
10. Шиизм - второе по значению и числу последователей (послесуннизма) направление в исламе. Шиизм как течение возник во второй половине VII в. в Ираке средиарабских племён, поддержавших Али ибн Аби Талиба, двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда. Последователи Али отстаивали особое право его потомков — алидов на имамат — посредничество междуБогом и людьми и духовное и политическое руководство общиной.

 

ЗАДАНИЕ 8

РЕЛИГИИ В КАЗАХСТАНЕ

Дайте определения приведенным ниже понятиям, опираясь на текст лекции.

1. Тенгри – верховное божество неба народов Евразии тюрко-монгольского происхождения
2. Йер-Суб – в мифологии алтайцев, хакасов, киргизов олицетворение земли и воды. Культ йер-су восходит к мифологии древних тюрков, почитавших «ыдук Йер-Суб» («священная земля — вода») как главное божество среднего мира, покровительствующее тюркам.
3. Умай – Древнейшее женское божество тюркских народов, занимало второе место после Тенгри
4. Эрлик – В монгольской мифологии владыка подземного мира, высший правитель царства мёртвых
6. Исламизация – политический термин, обозначающий процесс усиления влияния ислама в различных сферах государственной политики и общественной жизни, а также процесс увеличения количества людей, исповедующих ислам в определённом регионе или стране.
7. Джадидизм – общественно-политическое и интеллектуальное движение среди мусульманских (преимущественно тюркских) народов в Российской империи конца XIX — начала XX века.
8. ДУМК – казахстанское республиканское религиозное объединение мусульман, частично аффилированное с государством.
9. Ассамблея народов Казахстана – консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан, задачей данного органа заявлено способствование разработке и реализации государственной национальной политики.
10. Съезды лидеров мировых и традиционных религий – В связи с происходящими конфликтами на религиозной почве, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев впервые инициировал проведение форума мировых и традиционных религий в столице Казахстана -Астане.

 

ЗАДАНИЕ 9

РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Дайте определения приведенным ниже понятиям, опираясь на текст лекции. 1. Нетрадиционные культы – - собират. понятие, используемое в совр. религиовсдч. лит-ре для обозначения новых религ. движений икультов, возникших в капиталистич. странах (прежде всего в США) в 60-х и 70-х гг.

2. Декструктивные культы - термин, используемый социологами, психологами, криминалистами, публицистами, богословами по отношению к религиозным, неорелигиозным и другим группам и организациям, причинившим (причиняющим) вред обществу или своим членам (материальный, психологический или физический), а также подозреваемым в потенциальной опасности причинения такого вреда 3. Неоориенталистские культы – так обозначают ряд религиозных явлений, получивших распространение в Европе и США в 60-70-е годы XX в. Социально-психологическим фактором появления и развития этих культов стало разочарование в официальных ценностях потребительского, технократического общества, чувство одиночества, бесцельность жизни. Лидеры "новых" движений обличают пороки "греховного" мира, рекламируют себя в качестве уникальных спасителей, глашатаев высшей мудрости и морали.

4. Сайентологические религии – это религия, которая предлагает точный путь, ведущий к полному и уверенному пониманию своей истинной духовной природы и своих взаимоотношений ссамим собой, семьёй, группами, человечеством, всеми формами жизни, материальной вселенной, духовной вселенной и Верховным Существом.

5. Секуляризация – изъятие церковной собственности в пользу государства

6. Десакрализация – обесценивание сакральных (священных) образцов, религиозных представлений, мировоззренческихустановок

7. Религиозный модернизм – противоположное традиционализму идейно-теоретическое течение в рамках той или иной религии, отражающее необходимость ее изменения и развития, один из видов приспособления религии и церкви к новым общественно-историческим условиям, изменившимся духовным потребностям людей, включая и религ. сознание верующих.

8. Религиозный фундаментализм – религиозные направления, свойственные любой религии, призывающие к возрождению традиционных ценностей и ориентирующиеся на консервативные социальные цели.

9. Экуменизм – Движение церквей различных конфессий в целях преодоления вероисповедных разногласий и последующего их объединения.

10. Всемирный совет церквей – крупнейшая международная экуменическая организация, основанная в 1948 в Амстердаме, членами которой являются 348 христианских церквей из более чем 100 стран и представляют около 400 миллионов христиан

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: