Парадигма педагогики авторитета




Основывается на признании за педагогом (учителем, воспитателем) права определять цели воспитания и обучения детей, а также педагоги­ческие пути, способы и средства достижения этих целей. Это право под­крепляется в сознании всех остальных людей отношением к педагогу как более зрелому, опытному, знающему, подготовленному специалисту, ко­торый сознательно ставит и решает важнейшую социальную проблему образования других людей, принимая на себя ответственность за их обу­чение, воспитание и развитие.

В рамках этой модели образовательного процесса воспитанники (уче­ники) оказываются в ситуации, требующей от них безоговорочного при(нятия ведущей роли педагога как человека, управляющего, руководящего или организующего их, и выполнения его требований и указаний.

Педагог, учитывая достигнутый уровень и перспективы социального и культурного развития общества, опираясь на исторический опыт и свой собственный, моделирует и реализует образовательные цели. При этом педагог:

- руководствуется существующими государственными установками, которые носят нормативный характер и являются обязательными для исполнения (например, учебные программы по каждому предмету в советской школе 1930-1980-х годов или рамочный базисный учебный план для современной российской школы);

- учитывает традиции, нормы, которые существуют в окружении (мне­ние родителей, отдельных социальных групп и т.д.), востребованность социумом тех или иных видов деятельности и качеств (например, бес­корыстный труд - в советский период; воспитание деловитости и кон­курентности - в постперестроечный период);

- в рамках предоставленной ему свободы для педагогического творче­ства исходит из собственных представлений о том, какие качества сле­дует формировать у воспитанников, какими они должны обладать зна­ниями, умениями, навыками, способностями, потребностями, каки­ми должны быть мотивы их поступков, каким нормам и правилам поведения они должны следовать и т.п.

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ _________________________________________________65

Очевидно, что эффективность образования зависит от того, в какой степени педагогу удается учитывать половозрастные, социальные, инди­видуальные особенности детей, уровень их мотивации, их жизненный опыт, сформированные потребности и способности и т.д. Но сколь бы существенно воспитатель (учитель) ни корректировал цели образования (вплоть до отказа в некоторых случаях от первоначального педагогичес­кого замысла), парадигма педагогики авторитета в конечном счете все­гда обусловливает их детерминацию императивами, объективно не зави­сящими от конкретного ребенка.

Императивный (от лат. imperativus) - повелительный.

Педагогике авторитета присуща установка, согласно которой, для того чтобы полноценно жить в обществе, государстве, люди должны успешно в нем функционировать, играть определенные социальные роли (граж­данина, члена семьи, представителя профессиональной группы и т.д.). А для этого им следует усвоить определенные способы деятельности и ком­муникации, нормы поведения, знаковые системы и системы ценностей, которые созданы предшествующими поколениями и воплощают в себе в том или ином объеме всемирно-исторический опыт человечества, т.е. подразумевается, что педагог (государство, общество) лучше, чем сам ре­бенок, знает, каким воспитанник должен быть (стать), в каком направ(лении и каким образом он должен развиваться.

В рамках педагогики авторитета взаимодействие воспитателя и вос­питанника принимает форму воздействия первого на второго. Учитель (воспитатель) оказывается субъектом, всегда определяющим цель и путь обучения и воспитания своего питомца, а ученик - объектом, образовы­вающимся под руководством и контролем наставника. Педагог не пыта­ется каким-либо образом скрыть свою позицию ведущего в учебно-вос­питательном процессе. Наоборот, он предельно откровенно демонстри­рует ее ребенку, призывая и обязывая его следовать за ним, подчиняться предъявляемым требованиям, реализовывать педагогический замысел наставника, быть ведомым.

Педагогика авторитета ни в коем случае не предполагает изначаль­ного принуждения по отношению к воспитанникам, подавления их ини­циативы и самостоятельности. Напротив, в своем позитивном, наиболее продуктивном варианте она ориентирована на то, чтобы учитель, исполь­зуя свой авторитет, добивался превращения питомца в единомышленни­ка, союзника, сотрудника по реализации поставленных перед ним педа­гогических целей.

66_______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

К давлению, принуждению, насилию учитель начинает прибегать тог­да, когда обнаруживает, что ребенок по тем или иным причинам не при­нимает предлагаемое учителем в качестве должного для себя. Модель пе­дагогики авторитета теоретически не рассчитана на противодействие со стороны ребенка, поскольку он мыслится как объект, исполняющий волю субъекта (т.е. учителя, воспитателя). Но если педагог реально обнаружи­вает противодействие (или несоответствие) ребенка учебно-воспитатель­ным целям, то он прибегает к давлению.

Однако это резко снижает результативность воспитания и обучения, так как неизбежно приводит к столкновению воли педагога и воли вос­питанника, к сопротивлению последнего образовательным условиям первого.

Главная проблема педагогики авторитета - в весьма распространен­ном фундаментальном рассогласовании естественных жизненных целей детей и обращенных к ним учебно-воспитательных целей взрослых. Воз­можность этого столкновения изначально заложена в рассматриваемой модели обучения и воспитания и имеет тенденцию к постоянной актуа­лизации на практике.

Педагогика авторитета в ситуациях несовпадения интересов ребенка с предъявляемыми ему прямыми требованиями, обретая свою негатив­ную, репрессивную форму, превращается в то, что обычно называют ав­торитарной педагогикой, педагогикой, по определению отчужденной от ребенка, ориентированной на насилие над ним якобы во имя достиже­ния высших педагогических целей - «не хочешь - заставим, не можешь -научим».

Указанное обстоятельство отнюдь не стимулирует формирование у ребенка способности жить в условиях свободы, тем более что самостоя­тельный выбор оказывается для неподготовленных людей весьма тяже­лым психологическим бременем.

Сама по себе модель образовательного процесса, базирующегося на парадигме педагогики авторитета, не является ни плохой, ни хорошей, если не принимать во внимание гуманистическую максиму, которая зап­рещает одному человеку делать из другого средство для достижения соб­ственных целей. Все зависит от того, в каких ситуациях, для решения ка­ких задач и с помощью каких средств эта модель используется. Так, педа­гогика авторитета позволяет четко планировать, контролировать, отсле­живать и корректировать учебно-воспитательный процесс. Ребенок объек­тивно «помещается» в процесс, где его информируют о социальных нор­мах, предъявляют образцы для подражания и требуют их усвоения. Одна-

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ __________________________________________________67

ко при этом не обращается внимания на то, насколько ребенок подготов­лен к осознанию необходимости усвоенного. Отношение ребенка к про­исходящему не очень волнует учителя и воспитателя, они готовы принять внешнее адекватное нормам поведение ребенка за его позицию.

Педагогика авторитета обеспечивает социализацию ребенка и руко­водит ею. Во многом именно поэтому парадигма педагогики авторитета была и остается ведущей. Несмотря на то что педагогика авторитета не способствует развитию у ребенка способности к свободному, ответствен­ному, самостоятельному жизненному выбору, учителя, воспитатели, ро­дители и другие взрослые не спешат от нее отказываться, поскольку она помогает удерживать детей в относительном послушании.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: