Основывается на признании за педагогом (учителем, воспитателем) права определять цели воспитания и обучения детей, а также педагогические пути, способы и средства достижения этих целей. Это право подкрепляется в сознании всех остальных людей отношением к педагогу как более зрелому, опытному, знающему, подготовленному специалисту, который сознательно ставит и решает важнейшую социальную проблему образования других людей, принимая на себя ответственность за их обучение, воспитание и развитие.
В рамках этой модели образовательного процесса воспитанники (ученики) оказываются в ситуации, требующей от них безоговорочного при(нятия ведущей роли педагога как человека, управляющего, руководящего или организующего их, и выполнения его требований и указаний.
Педагог, учитывая достигнутый уровень и перспективы социального и культурного развития общества, опираясь на исторический опыт и свой собственный, моделирует и реализует образовательные цели. При этом педагог:
- руководствуется существующими государственными установками, которые носят нормативный характер и являются обязательными для исполнения (например, учебные программы по каждому предмету в советской школе 1930-1980-х годов или рамочный базисный учебный план для современной российской школы);
- учитывает традиции, нормы, которые существуют в окружении (мнение родителей, отдельных социальных групп и т.д.), востребованность социумом тех или иных видов деятельности и качеств (например, бескорыстный труд - в советский период; воспитание деловитости и конкурентности - в постперестроечный период);
- в рамках предоставленной ему свободы для педагогического творчества исходит из собственных представлений о том, какие качества следует формировать у воспитанников, какими они должны обладать знаниями, умениями, навыками, способностями, потребностями, какими должны быть мотивы их поступков, каким нормам и правилам поведения они должны следовать и т.п.
КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ _________________________________________________65
Очевидно, что эффективность образования зависит от того, в какой степени педагогу удается учитывать половозрастные, социальные, индивидуальные особенности детей, уровень их мотивации, их жизненный опыт, сформированные потребности и способности и т.д. Но сколь бы существенно воспитатель (учитель) ни корректировал цели образования (вплоть до отказа в некоторых случаях от первоначального педагогического замысла), парадигма педагогики авторитета в конечном счете всегда обусловливает их детерминацию императивами, объективно не зависящими от конкретного ребенка.
Императивный (от лат. imperativus) - повелительный.
Педагогике авторитета присуща установка, согласно которой, для того чтобы полноценно жить в обществе, государстве, люди должны успешно в нем функционировать, играть определенные социальные роли (гражданина, члена семьи, представителя профессиональной группы и т.д.). А для этого им следует усвоить определенные способы деятельности и коммуникации, нормы поведения, знаковые системы и системы ценностей, которые созданы предшествующими поколениями и воплощают в себе в том или ином объеме всемирно-исторический опыт человечества, т.е. подразумевается, что педагог (государство, общество) лучше, чем сам ребенок, знает, каким воспитанник должен быть (стать), в каком направ(лении и каким образом он должен развиваться.
В рамках педагогики авторитета взаимодействие воспитателя и воспитанника принимает форму воздействия первого на второго. Учитель (воспитатель) оказывается субъектом, всегда определяющим цель и путь обучения и воспитания своего питомца, а ученик - объектом, образовывающимся под руководством и контролем наставника. Педагог не пытается каким-либо образом скрыть свою позицию ведущего в учебно-воспитательном процессе. Наоборот, он предельно откровенно демонстрирует ее ребенку, призывая и обязывая его следовать за ним, подчиняться предъявляемым требованиям, реализовывать педагогический замысел наставника, быть ведомым.
Педагогика авторитета ни в коем случае не предполагает изначального принуждения по отношению к воспитанникам, подавления их инициативы и самостоятельности. Напротив, в своем позитивном, наиболее продуктивном варианте она ориентирована на то, чтобы учитель, используя свой авторитет, добивался превращения питомца в единомышленника, союзника, сотрудника по реализации поставленных перед ним педагогических целей.
66_______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
К давлению, принуждению, насилию учитель начинает прибегать тогда, когда обнаруживает, что ребенок по тем или иным причинам не принимает предлагаемое учителем в качестве должного для себя. Модель педагогики авторитета теоретически не рассчитана на противодействие со стороны ребенка, поскольку он мыслится как объект, исполняющий волю субъекта (т.е. учителя, воспитателя). Но если педагог реально обнаруживает противодействие (или несоответствие) ребенка учебно-воспитательным целям, то он прибегает к давлению.
Однако это резко снижает результативность воспитания и обучения, так как неизбежно приводит к столкновению воли педагога и воли воспитанника, к сопротивлению последнего образовательным условиям первого.
Главная проблема педагогики авторитета - в весьма распространенном фундаментальном рассогласовании естественных жизненных целей детей и обращенных к ним учебно-воспитательных целей взрослых. Возможность этого столкновения изначально заложена в рассматриваемой модели обучения и воспитания и имеет тенденцию к постоянной актуализации на практике.
Педагогика авторитета в ситуациях несовпадения интересов ребенка с предъявляемыми ему прямыми требованиями, обретая свою негативную, репрессивную форму, превращается в то, что обычно называют авторитарной педагогикой, педагогикой, по определению отчужденной от ребенка, ориентированной на насилие над ним якобы во имя достижения высших педагогических целей - «не хочешь - заставим, не можешь -научим».
Указанное обстоятельство отнюдь не стимулирует формирование у ребенка способности жить в условиях свободы, тем более что самостоятельный выбор оказывается для неподготовленных людей весьма тяжелым психологическим бременем.
Сама по себе модель образовательного процесса, базирующегося на парадигме педагогики авторитета, не является ни плохой, ни хорошей, если не принимать во внимание гуманистическую максиму, которая запрещает одному человеку делать из другого средство для достижения собственных целей. Все зависит от того, в каких ситуациях, для решения каких задач и с помощью каких средств эта модель используется. Так, педагогика авторитета позволяет четко планировать, контролировать, отслеживать и корректировать учебно-воспитательный процесс. Ребенок объективно «помещается» в процесс, где его информируют о социальных нормах, предъявляют образцы для подражания и требуют их усвоения. Одна-
КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ __________________________________________________67
ко при этом не обращается внимания на то, насколько ребенок подготовлен к осознанию необходимости усвоенного. Отношение ребенка к происходящему не очень волнует учителя и воспитателя, они готовы принять внешнее адекватное нормам поведение ребенка за его позицию.
Педагогика авторитета обеспечивает социализацию ребенка и руководит ею. Во многом именно поэтому парадигма педагогики авторитета была и остается ведущей. Несмотря на то что педагогика авторитета не способствует развитию у ребенка способности к свободному, ответственному, самостоятельному жизненному выбору, учителя, воспитатели, родители и другие взрослые не спешат от нее отказываться, поскольку она помогает удерживать детей в относительном послушании.