Семинар-тренинг Развитие и освоение инновационной образовательной деятельности в ДОУ
Образовательная программа «Развитие и освоение инновационной образовательной деятельности в ДОУ» по специализации: методист-проектировщик совместной детско-взрослой деятельности в открытом образовательном пространстве. –
3-е изд. – Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. Астафьева, 2004. – с.
Авторы: Томашева Г.Т., Пряничникова Е.С., Шалаева Н.Л., Сарина О.А., Кирилова Н.П.,Шимохина Г.С., Игуменва Н.Н., Цветкова Ю.А..
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации
Издание содержит образовательную программу «Авторской экспериментальной школы» – тема «Развитие и освоение инновационной образовательной деятельности в ДОУ», специализация – методист-проектировщик совместной детско-взрослой деятельности в открытом образовательном пространстве по следующим направлениям:
проектирование открытых образовательных пространств;
моделирование ролевых отношений;
моделирование существенных отношений предметов на основе проживания дидактической единицы;
компьютерная лаборатория детского творчества;
организация языковой подготовки семейных поездок за границу;
пояснительную записку;
аналитическую записку;
учебно-тематический план.
Образовательная программа рассчитана на команду педагогов образовательных учреждений (обязательным условием является наличие в команде руководителя); различных представителей педагогического сообщества (психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования); родителей, осознающих необходимость в развитии образовательных инициатив, направленных на реализацию задач модернизации образования в Российской Федерации, способом освоения проектирования совместной детско-взрослой деятельности.
Обучение по данной программе ориентировано на расширение представлений о современной социокультурной ситуации, об основных направлениях модернизации образования, освоение подходов, методов, приемов инновационной деятельности.
Научный редактор: Васильев В.Г. – кандидат физико-математических наук
Ответственный за выпуск: Томашева Г.Т. – заведующая МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 306»
©Министерство образования Российской Федерации, 2004
©Институт образовательной политики «Эврика», 2004
©Авторская экспериментальная школа, 2004
©МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 306» г. Красноярск, 2004
Пояснительная записка
к образовательной программе Авторской экспериментальной школы по теме «Развитие и освоение инновационной образовательной деятельности в ДОУ»
(специализация: методист проектировщик совместной детско-взрослой
деятельности в открытом образовательном пространстве:
проектирование открытых образовательных пространств;
моделирование ролевых отношений;
моделирование существенных отношений предметов на основе проживания дидактической единицы;
компьютерная лаборатория детского творчества;
организация языковой подготовки семейных поездок за границу).
Образовательная программа рассчитана на:
команду педагогов ОУ (обязательным условием является наличие в команде руководителя);
различных представителей педагогического сообщества (психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования);
родителей,
осознающих необходимость в развитии образовательных инициатив, направленных на реализацию задач модернизации образования РФ, вхождения в современные системы освоения проектной деятельности.
Цель обучения: развитие и освоение субъектами открытого образовательного пространства интеграции и переноса технологий воспроизводства отношений совместной детско-взрослой деятельности.
Задачи:
освоение различных способов инновационной деятельности (проектной, проектировочной, программной, моделирующей, корпоративной) посредством погружения;
осмысление собственной проблематики в процессе совместного проектирования;
оказание помощи в анализе, рефлексии, «запуске» отраженной деятельности в собственном ОУ;
использование наиболее эффективных форм работы в процессе переноса;
становление новых профессиональных позиций (юрист, маркетолог, менеджер по рекламе) в рамках экспериментальной деятельности;
установление ресурсного обмена.
Формы работы со слушателями: лекции; экспертно-аналитические семинары;
проектировочные семинары;
экспертные семинары;
модельные ситуаций;
творческие мастерские;
деловые игры;
очное и заочное консультирование;
участие в конкурсе культурно-образовательных инициатив;
запуск собственной проектной деятельности.
Имеющийся ресурс:
организации и проведение семинаров, конференций, курсов, творческих мастерских, практических занятий;
концептуальное, теоретическое, методическое обоснование модели открытого образовательного учреждения;
пакет нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность открытого образовательного учреждения;
технология организации совместной детско-взрослой деятельности (педагог – ребенок – родитель);
методические рекомендации по организации новых форм работы в открытом образовательном пространстве;
материалы, проблематизирующие идею дальнейшего проектирования: внутренняя газета, исследования в области информационного обеспечения; исследование переходов дошкольного учреждения и начальной школы, как заказа родителей.
Вариативный блок включает в себя творческие мастерские по различным направлениям, которые являются обобщением опыта работы педагогов-исследователей ДОУ № 306. Основой образовательной программы является построение открытого совместного действия, которое осуществляется в разных пространствах: АЭШ (ДОУ № 306), образовательных учреждениях слушателей.
Программа является результатом отражения организации проектной деятельности в ДОУ № 306 и состоит из различных этапов, каждый из которых – ее структурная единица.
«Продуктом» обучения может быть: проект, модель, программа, который проходит пробу в учреждении слушателя с обязательным присутствием представителей АЭШ.
Позиции участников АЭШ:
эксперт;
научный руководить;
организатор мониторинга инновационной деятельности;
руководитель семинара;
координатор групп;
лектор;
руководитель творческой мастерской;
специалист по дистанционной поддержке.
Образовательная программа АЭШ предусматривает два этапа обучения 147 часов в течение одного года.
Очный этап – проводится один раз в месяц на базе АЭШ.
Заочный этап – проводится в учреждении слушателя:
самостоятельное изучение и освоение учебного материала на основе отраженного содержания;
рефлексия собственной деятельности через ведение дневника;
выполнение домашнего задания;
консультирование в различных формах общей и дистанционной поддержки (с использованием возможностей телекоммуникационных сетей);
апробация дидактического пособия.
Аналитическая записка