Советское общество после войны.




Перенеся неимоверные тяготы военного времени, население ожидало улучшения условий труда и быта, положительных перемен в обществе, смягчения политического режима. Как и в прежние годы, у большинст­ва эти надежды были связаны с именем И.В. Сталина. Возросший за годы войны авторитет И.В. Сталина поддерживался всей системой ад­министративно-бюрократического и идеологического аппарата.

Ожиданиям населения на перемены к лучшему не суждено было сбыться. Вскоре после окончания войны ру­ководство страны приняло меры по ужесточению внутриполитического курса.

Политика репрессий. Трудности послевоенного экономического развития требовали разработки путей выхода из создавшегося положения. Однако внимание руководителей государства направлялось не столько на выработку эффективных мер по подъему экономики, сколько на поиски конкретных "виновников" ее неудовле­творительного развития. Так, срывы в производстве авиационной техники объяснялись "вредительством" со стороны руководства отрасли.

Продолжалась фабрикация дел "врагов народа". В 1949 г. руководи­тели Ленинградской партийной организации были обвинены в создании антипартийной группы и проведении вредительской работы.

В 1952 г. было сфабриковано так называемое дело врачей. Группа крупных специалистов-медиков, обслуживавших видных государствен­ных деятелей, была обвинена в причастности к шпионской организации и намерении совершить террористические акты против руководителей страны.

В условиях административно-командной системы возникало глубо­кое противоречие между необходимостью изменений в социально-политической и экономической сферах и неспособностью государствен­ного аппарата осознать и осуществить эти изменения.

Изменения на международной арене. Внешнеполитическая деятель­ность Советского государства во второй половине 40-х годов соверша­лась в обстановке глубоких перемен на международной арене. Победа в Отечественной войне повысила авторитет СССР. В 1945 г. он имел ди­пломатические отношения с 52 государствами (против 26 в предвоенные годы). Советский Союз принимал активное участие в решении важней­ших международных вопросов, и прежде всего в урегулировании после­военного положения в Европе.

В 1947 г. на совещании представителей девяти коммунистических партий стран Восточной Европы было создано Коммунистическое Ин­формационное бюро (Коминформбюро). На него возлагалась координа­ция действий компартий государств народной демократии, которые ста­ли называть себя социалистическими. В документах совещания был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря - империалисти­ческий и демократический, антиимпериалистический. Положение о двух лагерях, о противостоянии на мировой арене двух социальных сис­тем лежало в основе внешнеполитических взглядов партийно-государст­венного руководства СССР.

Между СССР и странами Восточной Европы были заключены дого­воры о дружбе и взаимной помощи. Идентичные договоры связали Со­ветский Союз с ГДР, Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) и Китай­ской Народной Республикой (КНР). Соглашения с Китаем предусмат­ривало оказание ему кредита в размере 300 млн. долларов. Страны дос­тигли договоренности о совместных действиях в случае агрессии со стороны какого-либо из государств. Были установлены дипломатиче­ские отношения с государствами, получившими независимость в резуль­тате развернувшейся в них национально-освободительной борьбы (так называемые развивающиеся страны).

Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х - начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене. В то же время полшика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.

Начало "холодной войны". С окончанием Отечественной войны произошли изменения во взаимоотношениях СССР с бывшими союзни­ками по антигитлеровской коалиции. "Холодная война" - такое назва­ние получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг друга в период второй половины 40-х - начале 90-х годов. Он характеризовался прежде всего враждебными политическими акциями сторон. Д ля решения международных проблем использовались силовые приемы. Министрами иностранных дел СССР начального пе­риода "холодной войны" были В.М. Молотов, а с 1949 г. - А.Я. Вы­шинский.

Конфронтация сторон отчетливо проявилась в 1947 г. в связи с вы­двинутым США планом Маршалла. Разработанная госсекретарем США Дж. Маршаллом программа предусматривала оказание экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы второй мировой войны. Советское правительство расце­нило план Маршалла как оружие антисоветской политики и отказалось от участия в конференции. По его настоянию об отказе участвовать в плане Маршалла заявили и приглашенные на конференцию страны Восточной Европы.

Одной из форм проявления "холодной войны" стало формирование политических и военно-политических блоков. В 1949 г. был создан Се­вероатлантический союз (НАТО). В его состав вошли США, Канада и несколько государств Западной Европы. Спустя два года состоялось подписание военно-политического союза между США, Австралией и Новой Зеландией (АНЗЮС). Образование этих блоков способствовало укреплению позиций США в разных регионах мира.

В условиях ужесточения конфронтации во взаимоотношениях быв­ших союзников Советский Союз проводил работу против пропаганды новой войны. Основной ареной его деятельности стала Организация Объединенных Наций (ООН). Эта международная организация была создана в 1945 г. Она объединила 51 государство. Своей целью она ста­вила укрепление мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами.

Культура и власть в послевоенные годы. Война нанесла значитель­ный ущерб отечественной культуре, ее материальной базе. Были разру­шены тысячи школ, сотни вузов и музеев, сожжены или вывезены за пределы страны сотни тысяч книг. С фронта не вернулись многие та­лантливые ученые, писатели, художники.

Характерной чертой развития культуры в послевоенные годы было усиление вмешательства партийно-государственного аппарата в куль­турную жизнь общества. Сфера идеологии рассматривалась как некий "идеологический фронт", где главный удар следовало направить против остатков буржуазных взглядов и низкопоклонства перед культурой бур­жуазного Запада, против отступления от марксизма в науке, литературе и искусстве.

Требования к работам творческий интеллигенции нашли отражение в постановлениях ЦК партии второй половины 40-х годов по вопросам литературы и искусства. Эти постановления тяжело отразились на творческих судьбах отдельных деятелей культуры, на последующем развитии лите­ратуры и искусства.

В конце 40-х годов развернулась борьба за советскую национальную культуру, против космополитизма. Космополитами были объявлены представители науки, литературы и искусства, в творчестве которых усматривалось "преклонение перед всем западным". Особенно сильно эта кампания затронула историческую науку.

Многие известные советские ученые были обвинены в искажении истории советского общества. Трудам этих авторов инкриминировались принижение роли СССР в мировом истори­ческом процессе, умаление роли русского народа и русского рабочего класса в победе Октябрьской революции и гражданской войне, в по­строении социалистического общества. Борьба с космополитизмом привела к тому, что в науке на долгие годы остались нетронутыми сложившиеся в 30-40-е годы концепции исторического развития.

Административное вмешательство в творческую деятельность пред­ставителей культуры, борьба с "буржуазной идеологией", политические оценки художественного творчества и научной работы вызывали глубокие деформации в развитии духовной жизни общества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: