УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:
· знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и её структуры;
· понимать значение специальных книжных и библиотечных терминов, определённых программой;
· уметь самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о структуре и справочном аппарате книги;
· вести информационный диалог через умение читать;
· уметь самостоятельно находить информацию в справочных изданиях, выстраивать алгоритм поиска;
· ориентироваться в книжной и информационной среде детской и школьной библиотеке.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРЕДУСМАТРИВАЕТ РАЗВИТИЕ У УЧАЩЕГОСЯ:
- отношения к информации;
- личной потребности в усвоении основ информационной культуры;
- умения самостоятельно осуществлять поиск информации;
- устранять информационный дефицит;
- способности взаимодействовать с информационной средой, моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному;
- способности создавать и использовать персональные поисковые системы;
- способности к восприятию и оценке информации, умения оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности, солидности источника;
- стремления к библиографическому общению, пониманию важности общения с целью обмена информацией и умения поддерживать деловые контакты.
В работе с учащимися планируется использование различных методических приёмов: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты.Курс рассчитан на 34 часа. Отдельные темы в программе повторяются, это оправдано усложнением материала и форм работы с учётом возрастных особенностей
Тематический план
Содержание программы Раздел, тема | Форма проведения | Всего часов | ||
всего | теор | практ. | ||
Начальная школа. | ||||
1 класс | ||||
Экскурсия в библиотеку «Книжкин дом» | Урок-экскурсия | |||
Правила и умение обращаться с книгой. | Беседа-рассказ | |||
Изготовление книжки-малышки, закладок, иллюстрированной обложки. | Творческий урок | |||
Элементы книги: обложка, титульный лист, иллюстрации. | Библиотечный урок | |||
Как хорошо уметь читать. | Громкие чтения | |||
2 класс | ||||
Книга – великое чудо. Основные знания об истории книги (камень, папирус, пергамент). | Урок-презентация | |||
Выбор книг в библиотеке. | Библиотечный урок, урок-практикум | |||
Как хорошо уметь читать! | Громкие чтения | |||
Детская периодическая печать | Библиотечный урок | |||
Отзыв на прочитанную книгу. Дневник чтения | Урок-практикум | |||
3 класс | ||||
Структура книги. | Библиотечный урок. Тест | |||
Твои первые энциклопедии, словари и справочники. | Урок-практикум | |||
Выставка-конкурс рисунков «Писатели и художники в одном лице». Творчество Е.И. Чарушина, В.И.Сутеева. | Выставка-конкурс | |||
Будь, здорова книжка! | «Книжкина больница» | |||
Вместе, весело читать! | Громкие чтения | |||
4 класс | ||||
Будь, здорова книжка! | Работа в «Книжкиной больнице» | |||
Современная книга: структура книги, справочный аппарат книги. | Библиотечный урок | |||
История письменности. | Библиотечный урок | - | ||
Поиск информации в справочной литературе | Библиотечный урок | |||
Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ, Интернет. | Беседа, практикум, Интернет | |||
Основная школа | ||||
5 класс | ||||
Какой я читатель. Моя библиотека | Библиотечный урок | |||
История возникновения книги. | Урок-презентация | |||
6 класс | ||||
Справочная литература. Отраслевые словари и энциклопедии | Библиотечный урок | |||
Словарь-вселенная в алфавитном порядке | Библиографическая игра | |||
7класс | ||||
Справочная литература. Отраслевые словари и энциклопедии | Библиотечный урок | |||
Словарь-вселенная в алфавитном порядке | Библиографическая игра | |||
8 класс | ||||
Фонд библиотеки и его структурные подразделения | Библиотечный урок | |||
Технология подготовки реферата. | Библиотечный урок | |||
9класс | ||||
Критическая литература. Творческий труд читателя. Реферат и правила его оформления | Библиотечный урок | |||
Использование библиографических пособий при поиске и выборе литературы. | Библиотечный урок | |||
Средняя школа | ||||
10 класс | ||||
Библиография и её значение в жизни общества | Библиотечный урок | |||
Поиск информации в Интернете. | Библиотечный урок | |||
11 класс | ||||
Создание вторичных документов | Библиотечный урок | |||
Поиск информации в Интернете. | Библиотечный урок | |||
Итого: |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание темы: Книжкин дом Знакомство со школьной библиотекой, формирование интереса к книге. Экскурсия по школьной библиотеке. Термины «библиотека», «абонемент», «читальный зал», «читатель», «библиотекарь». Знакомство с книжными выставками, тематическими полками, картотеками, периодической печатью. Основные правила пользования библиотекой.Первое посещение библиотеки. Знакомство с библиотекой. Понятия «читатель», «библиотекарь». Основные правила пользования библиотекой.
Правила обращения с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Книжные выставки «Книга благодарит», «Книга жалуется».
Изготовление книжки-малышки, закладок – практические уроки.
Книга в жизни человека. Элементы оформления. Художники-иллюстраторы. Углубить знания о книге, помочь учащимся увидеть связь иллюстрации с текстом. Определить содержание незнакомой книги по иллюстрации.
Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать! Громкие чтения детских произведений.
Будь здорова книжка! Простейшие операции по ремонту книг: подклеить обложку, вклеить выпавший лист. Книжная выставка «Эти книги, лечим сами». Практикум.
Выбор книг в библиотеке. Познакомить с расстановкой книг в библиотеке (слева направо, корешком наружу, по алфавиту, что такое разделитель, справочная, энциклопедическая литература, словари).
Детская периодическая печать. Познакомить с Выбор книг в библиотеке «Колобок», «Миша». Обложка, тематика, иллюстрации. Урок-практикум.
Отзыв на прочитанную книгу. Дневник чтения. Рекомендации на прочитанную книгу. Форма ведения дневника, иллюстрации. Урок-практикум.
Структура книги. Строение книги. Элементы книги. Закрепить знания о строении книги (обложка, титульный лист, содержание, оглавление). Тест №2 «Строение книги».
Твои первые энциклопедии, словари и справочники. Понятие об энциклопедии, словарях, справочниках. Энциклопедия «Что такое,кто такой?.Энциклопедические словарики.Их структура:Алфавитное расположение материала.
Содержание темы: Игра.
Выставка-конкурс рисунков «Писатели и художники в одном лице». Творчество Е.И. Чарушина, В.И.Сутеева.
Вместе, весело читать! Громкие чтения детских произведений.
Современная книга: структура книги, справочный аппарат книги. Книга в жизни человека. Элементы оформления. Художники-иллюстраторы. Углубить знания о книге, помочь учащимся увидеть связь иллюстрации с текстом. Определить содержание незнакомой книги по иллюстрации.
История письменности. История письменности. Познакомить с историей письменности на Руси. Презентация.
Поиск информации в справочной литературе. Справочные издания: энциклопедия, справочник, словари их назначение.
Роль информации в современном мире. Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ, Интернет. Урок-практикум
Какой я читатель. Моя библиотека. Экскурсия в школьную библиотеку.Анкетирование.
История возникновения книги. Рукописные книги. Книгопечатание на Руси. Расширить знания об истории создания основных источников информации в средние века (ксилография, рукописные и печатные книги).
Дать представления об изобретении книгопечатания. Тест №3.
Справочная литература. Отраслевые словари и энциклопедии. Знакомство с понятием история создания основных источников, с толковыми и орфографическими словарями русского языка и с универсальной Детской энциклопедией, отраслевыми энциклопедиями серии «Я познаю мир», «Новая энциклопедия», «Узнай мир» и др.
Словарь-вселенная в алфавитном порядке. Знания об истории создания основных источников
Фонд библиотеки и его структурные подразделения Знакомство с понятием справочная литература, с толковыми и орфографическими словарями русского языка и с универсальной Детской энциклопедией, отраслевыми энциклопедиями серии «Я познаю мир», «Новая энциклопедия», «Узнай мир» и др.
Технология подготовки реферата. Творческий труд читателя. Реферат и правила его оформленияСодержание темы.Правила оформления. Практикум.
Содержание темы: Библиотека – центр по сбору и хранению информации.
Критическая литература. Творческий труд читателя. Реферат и правила его оформленияСодержание темы.Правила оформления. Практикум.
Библиография и её значение в жизни общества. Библиотека как информационно-поисковая система (урок-консультация).
Содержание темы: Практикум.
Создание вторичных документов. Основные приёмы свёртывания информации. Подготовка рецензий,отзывов на книгу.