Дополнительные художественные тексты




Лопе де Вега. Собака на сене.

Кальдерон. Стойкий принц. Саламейский алькальд.

Тирсо де Молина. Севильский озорник, или Каменный гость. Благочестивая Марта.

Гонгора. Лирика. Поэмы одиночества.

Кеведо. Лирика. Сатирические стихотворения. История жизни пройдохи по имени дон Паблос.

Бен Джонсон. Вольпоне, или Лис. Алхимик. Черт выставлен ослом.

Гриммельсгаузен. Симплициссимус.

Корнель. Гораций. Лжец.

Расин. Сутяги.

Мольер. Смешные жеманницы. Амфитрион. Жорж Данден, или Одураченный муж. Скупой. Мнимый больной.

Поуп. Похищение локона.

Дефо. История Полковника Джека.

Свифт. Сказка бочки.

Стерн. Жизнь и мнения Тристрама Шенди.

Голдсмит. Векфильдский священник. Ночь ошибок.

Смоллетт. Путешествие Хамфри Клинкера.

Макферсон. Поэмы Оссиана.

Уолпол. Замок Отранто.

Гей. Опера нищего.

Шеридан. Школа злословия.

Лесаж. Жиль Блас.

Мариво. Жизнь Марианны, или Приключения графини де ***.

Прево. История одной гречанки.

Монтескьё. Персидские письма.

Вольтер. Задиг. Микромегас. Заира.

Шодерло де Лакло. Опасные связи.

Руссо. Исповедь.

Бомарше. Преступная мать, или Второй Тартюф.

Парни. Лирика. Война богов.

А. Шенье. Лирика. М.-Ж. Шенье. Лирика.

Гёте. Гёц фон Берлихинген. Клавиго. Эгмонт. Ифигения в Тавриде. Избирательное сродство.

Шиллер. Заговор Фиеско в Генуе. Дон Карлос. Вильгельм Телль.

Виланд. История абдеритов. Оберон.

Гольдони. Слуга двух господ.

Гоцци. Король-олень.

Альфьери. Саул. Мирра.


Вопросы к зачёту

1. Западноевропейская литература XVII – XVIII веков, ее место и значение в мировом художественном процессе.

2. Мир и человек в литературе барокко. Поэтика барокко.

3. «Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега как героическая драма.

4. Проблематика «Звезды Севильи» Лопе де Вега.

5. Драма Кальдерона «Жизнь есть сон» как барочное произведение.

6. «Дама-невидимка» Кальдерона как комедия «плаща и шпаги».

7. Противоречия в творчестве Д. Донна.

8. Общая характеристика творчества Мильтона и поэмы «Потерянный рай».

9. Идеалы гуманизма в «Потерянном рае» Мильтона.

10. Французский классицизм как литературное направление.

11. «Сид» Корнеля и его место в драматургии классицизма.

12. Своеобразие конфликта в трагедиях Расина.

13. Проблема характера в трагедиях Расина.

14. Общая характеристика комедиографии Мольера. Путь драматурга к «высокой комедии».

15. Смешное и трагическое в комедии Мольера «Тартюф».

16. Классицизм и барокко в «Дон Жуане» Мольера.

17. «Мизантроп» как образец «высокой комедии» Мольера.

18. Жанровое своеобразие комедии Мольера «Мещанин во дворянстве».

19. Классицистическая теория в «Поэтическом искусстве» Буало.

20. Просвещение. Общая характеристика.

21. Проблема положительного героя в литературе Просвещения.

22. «Робинзон Крузо» Дефо как просветительский роман.

23. Жанровое своеобразие «Путешествий Гулливера» Свифта.

24. Образ Гулливера в романе Свифта.

25. Новаторство Филдинга в «Истории Тома Джонса, найдёныша».

26. Романы Стерна как выражение кризиса Просвещения.

27. Эволюция английского просветительского романа.

28. Изображение любви в романе Прево «История кавалера де Гриё и Манон Леско».

29. Творчество Вольтера: общая характеристика. Особенности сатиры в «Орлеанской девственнице».

30. «Магомет» Вольтера как просветительско - классицистическая трагедия.

31. Философская повесть Вольтера «Кандид».

32. «Простодушный» в ряду других философских повестей Вольера.

33. Сатира Дидро в «Племяннике Рамо».

34. Личность и обстоятельства в «Монахине» Дидро.

35. Комедии Бомарше, их историко-литературное значение.

36. Сентиментализм как художественное направление.

37. Поэзия английского сентиментализма.

38. «Новая Элоиза» Руссо как сентименталистский роман.

39. Театральная реформа Гольдони. Система персонажей в «Трактирщице».

40. «Сказки для театра» Гоцци. Анализ одной из них.

41. Демократизм лирики Бёрнса.

42. Эстетические взгляды Лессинга.

43. «Эмилия Галотти» – первая драма немецкого революционного театра.

44. Философская драма Лессинга «Натан Мудрый».

45. Движение «Буря и натиск».

46. «Разбойники» Шиллера как произведение «Бури и натиска».

47. «Коварство и любовь» Шиллера – первая немецкая социальная драма.

48. Драматургия Шиллера периода «веймарского классицизма».

49. Лирика и баллады Шиллера.

50. Поэтика сентиментализма в романе Гёте «Страдания юного Вертера».

51. Общая характеристика «Фауста» Гёте (жанрово-родовые особенности, композиция, система персонажей).

52. Образ главного героя в «Фаусте» Гёте.

53. Диалектика добра и зла в «Фаусте» Гёте.

54. Лирика Гёте.

 

Вопросы для самопроверки

а) Можно ли говорить о единстве западноевропейской культуры XVII в.?

Что характеризует историю Европы в XVII в.?

Почему ренессансное мировосприятие сменяется барочным?

Что наследует барокко от Возрождения?

Каковы особенности барочного мироощущения?

Каковы приёмы и методы изображения действительности у деятелей барокко? Какова концепция человека в барокко?

Что общего между барокко и классицизмом?

 

б) В чем суть важнейших стилевых тенденций в испанском барокко – культизма и консептизма?

Назовите и охарактеризуйте течения барокко в других европейских литературах.

Проблема атрибуции творчества Лопе де Вега: ренессансное или барочное?

Почему реальность в пьесах Лопе де Вега идеализирована (например, жизнь крестьян в «Фуэнте Овехуна» представлена в целом в идиллическом свете)?

Какую роль в пьесе «Фуэнте Овехуна» играет философский спор юношей и девушек о сущности любви (первый акт)?

Какой представлена монархическая власть в «Фуэнте Овехуна»?

Как решается проблема любви и чести в «Звезде Севильи» Лопе де Вега?

Каковы особенности финалов в обеих пьесах Лопе де Вега?

Как изображается любовь у Кальдерона по сравнению с Лопе де Вега?

Как рационализм Кальдерона проявляется в художественной структуре его драм?

Какова роль случая в драматургии Кальдерона?

Каковы функции механических приспособлений в пьесах Кальдерона?

Как решается проблема чести у Кальдерона?

Что является сюжетообразующим фактором у Кальдерона?

Как подходит Кальдерон к теме формирования идеального правителя в пьесе «Жизнь есть сон»?

Как решается проблема свободы воли в «Жизнь есть сон»?

Сравните Сехисмундо с Гамлетом: их близость и отличия.

 

в) Каковы особенности мироощущения и поэтики Донна?

В чём противоречивость замысла и воплощения поэмы «Потерянный рай» Мильтона?

Какова центральная тема поэмы Мильтона?

Бог и Сатана в поэме.

Как автор относится к Адаму и Еве?

Назовите барочные и классицистические черты поэмы.

 

г) Назовите предпосылки возникновения классицизма во Франции.

Какая из особенностей классицизма определила его название?

Каковы законы классицистической поэтики?

Жанровые и родовые приоритеты в «Поэтическом искусстве» Буало.

Почему александрийский стих органичен для классицистической трагедии?

Какие претензии были предъявлены французскими академиками «Сиду» Корнеля?

В каких других произведениях французских классицистов нарушены жанровые каноны?

Почему писатели не всегда соблюдают жанровые и стилевые предписания?

Конфликт в классицистической трагедии: как он воплощается в трагедиях Корнеля и Расина?

Какое свойство имеет «цепь» персонажей в «Андромахе»?

Какова роль наперсника (-цы) в трагедии классицизма?

Какие психологические мотивы составляют духовную драму Федры?

Какова функция трёх монологов-исповедей Федры?

Как Расин в «Федре» обходит трудности, связанные с соблюдением трёх единств?

Роль линии Ипполит – Арикия в «Федре».

Назовите признаки высокой комедии Мольера.

Чья философия и как повлияла на мольеровскую комедиографию?

Какими средствами Мольер достигает типизации лицемерия в «Тартюфе»?

Почему Тартюф впервые появляется в третьем действии комедии?

Почему Оргон позволил себя обмануть?

Назовите резонёров в этой и других комедиях Мольера.

Каких литературных «родственников» Тартюфа вы можете назвать?

Почему «Дон Жуан» – самое барочное произведение Мольера?

Какова роль игры в мировоззрении и поведении Дон Жуана?

За что наказан Дон Жуан?

Ваше отношение к нонконформизму Альцеста. Кто в «Мизантропе» мизантроп?

Проблема добродетели и здравого смысла в комедии «Мизантроп»; смешное и драматическое в ней.

«Мизантроп» как высокая комедия.

Какова роль музыки и танцев в «Мещанине во дворянстве»?

Роль детали в художественном строе «Мещанина во дворянстве».

Чем различается европейская литература XVIII века от литературы XVII века?

 

д) Что предопределило возникновение и развитие Просвещения?

Каковы религиозно-философские воззрения просветителей?

Роль философии Джона Локка в движении Просвещения.

Идеология Просвещения и Возрождения: что их сближает?

Назовите основные художественные течения в Просвещении.

Почему в литературе Просвещения широкое распространение получает роман?

Каковы особенности поэтики просветительских романов?

Почему в литературе XVIII в. так распространён мотив путешествий (странствий)?

Каковы функции острова как характерного топоса в литературе XVI – XVIII веков? В каких произведениях встречается этот образ?

Как решается проблема положительного героя в литературе Просвещения?

Чем объяснить распространенный в просвещении образ найдёныша (подкидыша)?

Почему в просветительских произведениях персонажи отчётливо делятся на положительных и отрицательных (например, в ряде произведений – каких?– братья являются антагонистами)?

Моральная победа добра над злом – как объяснить такой финал просветительских произведений? Приведите примеры.

е) Почему «Робинзон Крузо» – фантастический роман?

В чём – «ненормальность» Крузо? В чём – неоднозначность характера героя Дефо?

Какие сцены в «Путешествиях Гулливера» показывают относительность представлений героя о красоте, порядочности, героизме, свободе и т.д.?

Какие черты характера обнаруживает Гулливер в каждом из путешествий?

Какие недостатки государственного устройства и общественных нравов осмеивает Свифт в своём романе?

Каков жанр «Путешествий Гулливера»? Назовите художественные особенности книги Свифта.

Какие (чьи) традиции продолжает и развивает Филдинг?

Каковы особенности поэтики романа «История Тома Джонса, найдёныша»?

Роль европейского романа XVIII в. и романа Филдинга в конструировании образа автора.

Функция отступлений у Филдинга и Стерна.

Символика имени героя-повествователя в «Сентиментальном путешествии»

Структура характера Йорика.

Характер сентиментализма Стерна в его втором романе.

Какие русские произведения написаны под влиянием «Сентиментального путешествия»?

Каковы предпосылки сентиментализма в Англии?

Чувства, их роль в формировании личности: как решалась эта проблема на разных этапах английского сентиментализма?

Что свойственно герою сентименталистской поэзии?

Чем привлекателен жанр элегии для поэтов-сентименталистов?

Назовите английских поэтов-сентименталистов, кратко охарактеризуйте их творчество.

Под влиянием каких культур и традиций формировалось мастерство Бёрнса?

Назовите темы и жанры поэзии Бёрнса.

Чем лирика Бёрнса отличается от сентименталистской поэзии?

 

ж) Черты поэтики рококо в романе Прево «Манон Леско».

Какова роль Тибержа в системе персонажей романа Прево?

Можно ли считать образы Манон, де Гриё, как и образ любви в романе Прево, вневременными, универсальными?

Каковы особенности композиции поэмы «Орлеанская девственница» Вольтера?

Над чем и как смеется Вольтер в поэме «Орлеанская девственница»?

Что исследует и о чём предупреждает Вольтер в трагедии «Магомет»?

Назовите просветительско-классицистические черты трагедий Вольтера.

Что объединяет философские повести Вольтера?

Как понять финал «Кандида»?

Место повести «Простодушный» в ряду других философских повестей Вольтера.

В чём отличия Фигаро от его литературных предшественников (ловких слуг)?

Фигаро и Альмавива в первой и во второй комедиях трилогии Бомарше.

Приведите примеры афоризмов Фигаро.

Роль женских персонажей в «Женитьбе Фигаро».

В чём новаторство Бомарше-драматурга?

Пересечение каких планов помогает Дидро выявить сущность человеческой природы в «Монахине»?

Почему «Племянник Рамо» написан в форме диалога?

В чём и как проявляется «разорванность сознания» Рамо?

Чем вызвана актуализация в сентиментализме эпистолярного романа?

Объясните смысл названия романа Руссо «Юлия, или Новая Элоиза».

Почему роман «Новая Элоиза» можно считать энциклопедией руссоизма?

 

з) Как Лессинг устанавливает различия между живописью и поэзией в «Лаокооне»?

Как разрешается проблема девичьей чести в «Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега, «Саламейском алькальде» Кальдерона и «Эмилии Галотти» Лессинга?

Почему место действия в «Эмилии Галотти» – Италия?

Почему Одоардо Галотти не решается поднять руку на принца?

Назовите просветительские черты в философской драме «Натан Мудрый».

В чём смысл притчи о трех кольцах в «Натане Мудром»?

Что вызвало к жизни литературное движение «Буря и натиск»?

В чём пафос штюрмерства и его художественные завоевания?

Автобиографическое и вымышленное в «Страданиях юного Вертера» Гёте.

Каков круг чтения Вертера? Как чтение характеризует героев?

Где «ключ» к пониманию «Фауста»?

Почему Фауст решается заключить сделку с потусторонними силами?

Как соотнесены Фауст и Мефистофель в трагедии?

Какова роль Маргариты в пути исканий Фауста?

Что символизирует союз Фауста и Елены? Почему гибнут Эвфорион и Гомункул?

Какие «сценические пространства» выделяет поэт во второй части «Фауста»?

Каков итог жизни Фауста? Почему ангелы спасают его бессмертную сущность?

Почему стихи Гёте можно, вслед за автором, считать «фрагментами» великой биографии?

Какие периоды выделяются в лирике Гёте?

Где и как лирический герой Гёте переосмысляет идеалы своего штюрмерства?

Назовите переводчиков Гёте. Какие переводы из Гёте стали фактами русской поэзии?

Каков смысл эпиграфов к «Разбойникам» Шиллера?

Какова роль антитезы в поэтике «Разбойников»?

Почему Карл Моор убивает Амалию?

Что общего в финалах драм «Разбойники» и «Коварство и любовь»? Чем объяснить эту близость?

Дайте краткую характеристику веймарскому классицизму.

Кто – Мария или Елизавета – одерживает победу в «Марии Стюарт»?

Как баллады Шиллера связаны с его драматургией? На какие группы можно разделить баллады Шиллера?

В чём отличие баллад Шиллера от баллад Гёте?

 

и) Как Гольдони реформировал импровизированную комедию?

Можно ли Мирандолину («Трактирщица») считать героиней Просвещения?

Каковы особенности сценографии «Любви к трём апельсинам» Гоцци?

Как соотносятся сферы реальности и чудес во фьябах Гоцци?

В чём жанровое своеобразие «китайской драматической трагикомической сказки» «Турандот»?

 

к) Приведите примеры влияния западноевропейской литературы XVII – XVIII веков на русскую.

Назовите русских переводчиков и перевёденные ими произведения зарубежной классики этого периода.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: