Великие географические открытия и колонизация




В формировании новой картины мира большую роль сыграли великие географические открытия XV--XVII веков, когда европейцы открыли новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнеров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе. Португалия, в силу своего географического положения, становится ведущей морской державой.

В конце XV века португальцы открыли морской путь в Индию, обогнув Африку. Это сделала экспедиция Васко да Гамы.

В 1492 году Христофор Колумб в поисках богатой золотой страны открыл Новый Свет — Америку.

В 1519—1521 годах флотилия Магеллана совершила первое кругосветное путешествие, доказав, что Земля имеет форму шара.

В середине XVII века голландские мореплаватели открыли берега Австралии, французы обосновались в Канаде.

Семен Дежнев и Федот Алексеев открыли Берингов пролив, новгородцы преодолели огромные пространства Сибири.

 

Планисфера Кантино — драгоценный памятник эпохи Великих географических открытий, запечатлевший состояние географических знаний португальцев на рубеже XV и XVI веков

 

Благодаря сделанным географическим открытиям начал складываться мировой рынок. Центрами мировой торговли стали такие океанские порты, как Лондон, Севилья, Амстердам, Антверпен, Лиссабон.

В связи с притоком драгоценных металлов из Нового Света произошла революция цен: золотые монеты обесценились, а цены на продукты резко возросли.

Открытие новых земель, создание колоний шло параллельно с конкистой в Центральной и Южной Америке (исп. conquista – «завоевание»), в результате которой многие древние культуры были уничтожены.

Великие географические открытия положили начало колониальному разделу мира. Так, с 1492 до конца XVIII века европейцы завоевывали территории Северной и Южной Америки. Колонисты стали использовать рабский труд.

В Европе произошла пищевая революция. В рацион европейцев вошли картофель, томаты, кукуруза, чай, кофе, шоколад.

Вместе с тем ширится взаимообмен культурными достижениями европейских государств, и это позволяет Европе занять ведущее положение в мире.

Великие Географические Открытия https://www.youtube.com/watch?v=rUyansqe31M&list=PLv6ufBUWdRi1jogCA5VoejnnP1pX7WsBK&index=4

Географические открытия XVI - XVIII вв. https://www.youtube.com/watch?v=_9gqi_WS5NA&index=5&list=PLv6ufBUWdRi1jogCA5VoejnnP1pX7WsBK

 

Ренессанс

Термин «возрождение» (Ренессанс — фр.) был введен итальянским историком искусства Дж. Вазари для обозначения сравнительно небольшого — с 1250 по 1550 гг. — периода итальянского искусства. В дальнейшем под этим термином понималось освобождение науки и искусства от богословия, секуляризация культуры; в итоге культура Возрождения стала олицетворяться с верой в человека, в его творческие возможности, с гуманизмом и героическим оптимизмом. Итальянские гуманисты: Пико Делла Мирандóла, Франческо Петрарка, Батиста Альбéрти превозносят разум как главное орудие познания. Мир для них — сфера приложения человеческого разума и воли, а человек —самодостаточная творчески активная, душевно спокойная, мудрая и величественная личность. Набор этих качеств составлял основу гуманистического идеала Возрождения. «Человек может все! »

 

Периодизация:

• Предвозрождение — (XII — XIV вв.);

• Раннее возрождение — (XIV- XVвв.);

• Позднее возрождение — (1540 — 1580 гг.).

 

Характерные черты:

• индивидуализм — абсолютизация человеческой личности;

• гуманизм — человек — мера всех вещей;

• опытное познание мира — природы и человека;

• переосмысление христианской традиции и освобождение науки и искусства от господства Церкви;

• становление искусства как профессиональной деятельности, совершенствование его видов и жанров.

Один из первых гуманистов Италии — Франческо Петрарка (1304—1374) -- стоит у истоков национальной итальянской литературы и является творцом европейской лирики.

Его «Книга песен», посвященных, возлюбленной Лауре -- манифест земного человеческого счастья. Петрарка не только воспевает земную любовь, но и анализирует свой внутренний мир, касается моральных и политических тем.

Друг Ф. Петрарки — Джованни Боккаччо (1313—1375) — автор психологических повестей и новелл; вершина его творчества — «Декамерóн» — сборник реалистических новелл, в которых он показывает «естественного» человека, каков он есть в соответствии с законом его природы.

Леонардо да Винчи (1452—1519) обычно приводят как пример ренессансного «титанизма». Он был живописцем, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, математиком, анатомом, ботаником, инженером, изобретателем. Чертежи многих машин и механизмов, найденные в его рукописях, предвосхищают многие открытия механики и техники XIX века.

Микеланджело Буонарроти (1475—1564) тоже принадлежит к «титанам» Возрождения: он прославил себя как скульптор, архитектор, художник и поэт.

Рафаэль Санти (1483—1520), «певец Мадонн» — третий из наиболее знаменитых мастеров итальянского Высокого Возрождения, личность титанического склада: художник, архитектор, монументалист, мастер портрета и декора.

Альбрехта Дюрера (1471—1528), представителя немецкого Возрождения, называют «северным Леонардо да Винчи». Теоретик искусства, художник, творящий в технике резцовой гравюры и акварели, автор «Четырех книг о пропорциях», он также подтверждает универсальность мастеров Ренессанса.

Творчество Франсуа Рабле (1494—1553) признается вершиной французской литературы Возрождения. Сказка-сатира «Гаргантюá и Пантагрю э ль» принесла ему славу. Он подверг едкой критике средневековую схоластику и религиозный фанатизм; опираясь на фольклорные традиции, пропагандировал идеал гармонически развитой личности, утверждал гуманистическую систему воспитания.

Творчество Вильяма Шекспира (1564—1616) обычно относят к позднему английскому Возрождению; он отразил в своем творчестве «сумерки Возрождения», когда пафос, радость и уверенность в близком прекрасном будущем у многих гуманистов сменилась разочарованием и даже ощущением трагичности бытия.

Испанское Возрождение дало мировой литературе Сервантеса и Лопе де Вегу.

Мигель де Сервантес Сааведра (1547 — 1616) создал реалистический роман. Образ его Дон Кихота стал нарицательным. Интеллигентный, наивный, одновременно трагичный и комичный, мудрый и безумный в своих действиях, Дон Кихот полюбился людям разных поколений своей искренностью, благородством чувств, незащищенностью, неспособностю разобраться в сложностях реальной жизни.

 

Культура Возрождения противоречива. У ее «титанизма» есть оборотная сторона: разгул страстей, своеволия и распущенности достигает в возрожденческой Италии невероятных размеров. Священнослужители содержат мясные лавки, кабаки, игорные и публичные дома. Монахини читают "Декамерон" и предаются оргиям, а в грязных стоках находят трупики младенцев как последствия этих оргий. В церквях пьянствуют и пируют, перед чудотворными иконами развешаны по обету изображения половых органов, исцеленных этими иконами. Широкое распространение получает порнографическая литература и живопись. Сильных личности утверждали свою неограниченную власть беспощадной жестокостью. Казни, убийства, изгнания, погромы, пытки, заговоры, поджоги, грабежи непрерывно следуют друг за другом. В период Высокого Возрождения, Реформации и гуманизма наблюдается всплеск иррационализма, развитие демонологии, явление, получившее в литературе наименование «охота на ведьм».

Реформация

Частью оборотной стороны ренессанса была Реформация (От лат. reformatio, преобразование, исправление) -- разнородное религиозное и социально-политическое движение XVI—XVII веков, охватившее большинство стран Западной и Центральной Европы (в том числе и Великое княжество Литовское) и направленное, прежде всего, против папства и администрации средневековой Католической Церкви. Движение началась с пересмотра основных дóгматов католицизма, но скоро приобрело характер политической и идеологической борьбы с ним (выступления гуситов, учения Лютера, Цвингли, Кальвина, Меланхтона, социальное движение под руководством Томаса Мюнцера). Одним из первых шагов реформационного движения было выступление в Германии Мартина Лютера (1483-1546) против индульгенций: 31 октября 1517 г. молодой августинский монах Мартин, профессор теологии в недавно основанном Виттенбергском университете, вывесил на дверях дворцовой церкви 95 тезисов, которые он намеревался защищать на публичном диспуте.

 

После того как большая группа германских государей и представителей вольных городов, примкнувших к Реформации, выступили с протестом против решения имперского рейхстага в Шпейере (1529), запрещавшего дальнейшее распространение реформ, последователи их стали называться протестантами, а новая форма христианства – протестантизмом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: