Ход проведения тренинга.




Тренинг «Лучшее творение»

«Мы скульпторы души»

М. Брендбвайн

Краткое содержание.

Участникам предлагается подумать и записать свои мысли на тему: «Насколько дети похожи и не похожи на глину». Прежде чем начнется работа в группах, проводится краткое общее обсуждение. Ведущий держит в руках шар из глины, затем делит его на части по количеству групп.

Каждая группа лепит свою фигуру и делает записи о том, каким они видят ребенка после посещения лагеря, какие изменения они хотели бы в нем увидеть.

Затем ведущий собирает фигурки из глины и соединяет их опять в одно целое, при этом волшебным образом доставая долларовую купюру изнутри. Дается пояснение: «Внешне глина выглядит также, но вот каким образом получилось такое волшебное преобразование изнутри?»

Группы начинают знакомить всех со своими записями. Ведущий руководит процессом, задает уточняющие вопросы, расставляет акценты, детализирует сказанное. Наконец, ведущий подводит участников к мысли, что сделать такие прекрасные преобразования в детях и есть ключевая задача лагеря. Главное понять, что нужно сделать, чтобы эти положительные перемены произошли.

Тренинг навыков.

– Творчество.

– Изучение уязвимых и сильных сторон ребенка.

– Понимание того, как взрослые могут влиять на детей и позитивно, и негативно.

– Участие в формулировании задач лагеря по созданию условий для максимально продуктивного пребывания детей в лагере и планировании своих действий в этой связи.

– Перенос теоретических навыков в практическую плоскость.

Что потребуется?

– Комок мягкой глины и долларовая купюра.

Порядок проведения.

– Ознакомление с заданием.

– Высказывание о сходстве и различии детей и глины.

– Общее обсуждение.

– Обсуждение в мини группах.

– Волшебное превращение.

– Общее заключительное обсуждение.

Время проведения.

– Рекомендуется использовать данный тренинг на установочных семинарах перед началом сезона, т. к. он затрагивает важную тему осознания задач лагеря.

Продолжительность.

– Примерно 30–45 минут, продолжительность будет зависеть от того, насколько детальным вы хотите сделать обсуждение и сколько комментариев возникнет по ходу обсуждения.

Ход проведения тренинга.

Сравниваем детей и глину.

1. Держите в руках комок глины, разглядываете его, загадочно смотрите на аудиторию, улыбаетесь, ничего не произнося. Затем задумчиво и не спеша, говорите: «Это ребенок. В какой-то мере. А в какой-то и нет. Через несколько дней заедут дети и мы можем сравнить их с этим комочком глины, из которого предстоит «вылепить фигурки». Но все-таки есть и нечто другое. Подумайте несколько минут и скажите, какие мысли у вас возникли по этому поводу? Перед вами листок бумаги, попробуйте написать как можно больше сравнений. Например, и с детьми, и с глиной интересно работать, но с глиной не поговоришь, от нее не услышишь никаких вопросов, ни хороших, ни плохих. Подойдите к вопросу творчески, думайте нестандартно. Начинаем писать, просьба соблюдать тишину, чтобы не мешать друг другу сосредоточиться. Спасибо!»

2. Дайте возможность участникам подумать и сделать записи в течение двух минут.

Общее обсуждение.

1. Ведущий слушает высказывания участников, добавляет свое, чтобы тема была максимально раскрыта.

2. Приведем примеры возможных ответов участников по схожести детей и глины:

– бывают разных цветов, размеров и форм;

Ведущий может делать комментарии по ходу высказываний участников. Например, после этой фразы можно заострить внимание на том, как в лагере работают с многонациональным составом детского коллектива.

– нет двух одинаковых;

– поддаются изменениям;

– меняют форму благодаря нашему участию;

– как только входят в контакт с нами, становятся другими;

– по ходу действия собирают на себя мусор и пыль;

– судим о них по внешней оболочке: думаем, что внутри также, как и снаружи, и очень часто ошибаемся;

– можно использовать для создания произведений искусства;

– меняются под давлением;

– работа с ними помогает развивать творчество;

– могут преобразить помещение;

– имеют большой потенциал стать отличным от того, что есть;

– чем больше с ними работаешь, тем теплее они становятся;

– могут быть неправильно использованы и принести вред другим;

– оставшись без присмотра, они становятся менее податливыми и неподдающимися моделированию и изменению;

– без внимания начинают разрушаться и распадаться;

– с возрастом становятся менее впечатлительными;

– очень податливы, но только в определенных пределах, свыше – уже ломаются;

– могут быть совершенно не собранными;

– сломанные части и недостатки не всегда видны на поверхности;

– можно посадить у телевизора и их фигуры станут похожими;

– не съедобны.

2. А вот какие примеры могут быть приведены по их различиям:

– у детей есть чувства;

– дети нас тоже формируют;

– разговор с глиной не дает никакого результата;

– глина не может быть собеседником;

– глина пассивна и не может помогать или сотрудничать в каком-либо процессе;

– глиной пользуются по определенной инструкции;

– дети запоминают свои предыдущие формы и моменты жизни;

– глина не растет;

– мы можем придать глине любую форму, тогда как дети создания независимые и мы несем большую ответственность, когда пытаемся в какой-то мере их преобразовать;

– дети более хрупкие, чем глина;

– похлопывание хорошо для глины, но не для детей;

– глина не поменяет форму, пока кто-нибудь этого не сделает, а на детей мы воздействуем косвенно, порой сами того не подозревая;

– положите глину в определенном месте, вернувшись, вы обнаружите ее там же, ну а с детьми этого не получится.

3. Переход к работе в группах:

– Возьмите комок глины, отделяя кусочки, раздайте их участникам. Шесть – семь кусочков будет достаточно.

– Раздавая кусочки глины, сделайте пояснение, что сейчас участники будут тщательно исследовать, разминать и вылепливать определенную форму из данных кусочков глины, так и в реальности им придется формировать личность каждого ребенка, делая это поступательно, постепенно.

– Обратитесь ко всем с вопросом: в конце смены, какими мы хотим видеть наших детей, что в них должно измениться, не снаружи, а внутри? Какие позитивные изменения мы хотим увидеть?

– Повернитесь к доске, пишите и проговаривайте основной вопрос: Какие позитивные изменения после пребывания в лагере мы хотим видеть в детях?

– Дайте три минуты для обдумывания, попросите участников избегать общих фраз и быть конкретными, приведите свой пример. То, что участникам предстоит сделать, заложит очень важную основу всей их работы с детьми в лагере. Объясните им это скажите, что прописывание ожидаемых результатов является постановкой целей и определение желаемых результатов.

Используйте технику наводящих вопросов, не давая участникам останавливаться на общих фразах. Например, кто-то скажет: «Я хочу, чтобы дети имели нравственные качества». Ведущий сразу же просит уточнения: «Давайте поговорим конкретно, о чем идет речь?»

 

Волшебное превращение.

1. Наступает момент «волшебного превращения». Ведущий собирает кусочки глины, растирает каждый, разглядывает и постепенно соединяет опять в единый шар. Неожиданным моментом должно стать обнаружение в кусочке глины 20-ти долларовой купюры. (Как это сделать расскажем в конце главы). Для чего это нужно? Просто для образности, для небольшого запоминающего фрагмента, когда вы будете переходить к обобщению.

2. «Вы внимательно работали с каждым кусочком, ничего особенного не заметили?» Участники ответят, что нет, ничего особенного не заметили.

3. «А теперь другой вопрос. В конце лагерной смены дети могут выглядеть внешне точно также, как и до пребывания в лагере. Но в их душе произошли изменения. Они стали другими, потому что вы постарались их сделать немного другими, оказали положительное влияние на них. Что-то в их душе изменилось, они даже сами могут об этом не подозревать».

4. Когда вы говорите эти слова, ловким движением извлеките из глины денежную купюру. Разверните и покажите ее всем, не торопитесь что-либо комментировать, сделайте довольное лицо, улыбнитесь. А к выводам придете чуть позже.

Общее заключительное обсуждение.

1. Подошло время выводов и заключительного обсуждения: «Наша задача постараться заложить сокровище в души детей. Это не волшебство, а мастерство взрослых, которые благодаря своей работе меняют детей. Вот почему сегодня мы проводим тренинг, чтобы научиться этому мастерству. Обобщим, какие же сокровища мы будем закладывать в воспитании наших детей? Какие мы хотим увидеть изменения в них?»

2. Далее проходит заключительное обсуждение, в ходе которого обобщаются все мысли участников и лучше их записывать на плакате, при этом каждый дополняет свои записи, если прозвучала новая мысль.

3. Обсуждение подходит к завершающей фазе. Ведущий записывает на плакате и озвучивает последний вопрос: «Что необходимо сделать и какие мероприятия провести, чтобы прививать эти качества детям? Это большая тема для обсуждения, и на данном тренинге ее полное раскрытие не получится». Цель задаваемого вопроса лишь заставить участников задуматься и понять, что одного желания оставить положительный след в сердцах детей от пребывания в лагере мало, потребуется большая и кропотливая работа.

4. Далее ведущий говорит, что все последующие тренинги и будут нацелены на раскрытие содержания работы для достижения поставленных целей.

Секретный помощник.

– Раскроем секрет неожиданного обнаружения денежной купюры в глине. Заранее вы выбираете надежного помощника из числа участников, которому вручаете небольшой комочек глины с уже вложенной, свернутой в трубочку купюрой. Очень важно, чтобы секрет не раскрылся раньше времени. Об этом должны знать только вы и ваш помощник.

– Ваш помощник садится в первом ряду. Когда вы начинаете собирать кусочки глины, все заняты обсуждением, и вам не составит труда положить кусочек с денежной купюрой у вашего помощника и поместить его внутрь.

– Обязательно выберите человека, на которого можно положиться и который не выдаст секрет. И если даже после тренинга к вам будут подходить участники и спрашивать, как вам удалось проделать такой трюк, не раскрывайте всю картину. Просто улыбнитесь и скажите: «Я обещал никому не рассказывать. Мы здесь никогда не предаем друг друга и всегда держим свое слово».

Спасибо за обещание не выдавать наш секрет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: